5. Качели
См. упражнение 12 на с. 47.
6. Пароход
7. Индюк
8. Маляр
Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел!
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк!
Б. Заходер
См. упражнение 8 на с. 54. Артикуляционная гимнастика 61
60 Артикуляционная гимнастика 9. Чистим верхние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
10. Посчитай зубки См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.
11. Поймаем звук Л Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л. Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ
2. Маляр
1. Качели
См. упражнение 12 на с. 47. См. упражнение 8 на с. 54. 3. Чистим верхние зубки4. Посчитай верхние зубки
См. упражнение 9 на с. 60. См. упражнение 9 на с. 51. 5. Лошалка6. Грибок
См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54. 62 Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика 63
7. Гармошка
8. Барабан
См. упражнение 11 на с. 55.
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем:
«Д — д — д — д!»
10. Моторчик
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».
Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.
К. Чуковский
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок у нас — мотор! Заводи его, шофер! 64 Артикуляционная гимнастика Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки
Массаж кистей рук
1. Маляр
2. Барабан
См. упражнение 8 на с. 62. 4. Грибок См. упражнение 8 на с. 54.
3. Лошадка
См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54 5. Гармошка
См. упражнение 11 на с. 55. 6. Дотянись до носа
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.
Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию (см. Схемы логопедического массажа на с. 22—29).
Советы логопедам и родителям
и Поза массируемого — сидя. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
Массажист располагается напротив ребенка или не сколько сбоку.
Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фик сируют массируемую конечность.
Массажные движения производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью.
Продолжительность массажа 3—5 минут.
Проводить массаж можно ежедневно или через день 10—12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10—30 дней.
Во время массажа можно слушать приятную, класси ческую музыку.
Для большей эффективности массажа можно сочетать его с пассивными и активными движениями кистей рук.
66 Массаж кистей рук
Массаж кистей рук 67 /. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью). Часть кисти: тыльная сторона кисти. Лвшравление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья. 3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание. Часть кисти: пальцы. Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.
2. Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколькими пальцами).
Часть кисти: каждый палец отдельно.
Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
Тип движения: круговое и прямолинейное растирание. Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти. Направление движения: от основания пальцев до запястья.
Повторное поглаживание (см. выше).
68 Массаж кистей рук
Массаж кистей рук 69
6. Тип движения: вибрация; пунктирование с помощью вибромассажера.
Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти и пальцев.
Направление движения: от кончиков пальцев к запястью.
7. Повторное поглаживание (см. выше).
Завершается массаж пассивными или активными движениями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика многократно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.
Начинать же лучше с пассивных упражнений.
Пассивные упражнения
■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.
■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.
70 Массаж кистей рук
Несколько слов в заключение 71
■ Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.
Несколько слов в заключение
Эффективность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения бесспорна и очевидна. Вышеописанная схема массажа была апробирована автором в группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) специализированного детского сада. Вот несколько примеров.
Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия
Поступила в среднюю группу для детей с ОНР.
Ребенок от второй осложненной беременности. Роды досрочные — «кесарево сечение» по показаниям (миопия). В 4 года установлено, что в анамнезе имеется ПЭП (не лечили).
Наблюдается низкий тонус в мышцах рук и органах артикуляции, значительное отклонение языка вправо, затруднено выполнение артикуляционных упражнений, подъязычная уздечка укорочена, значительная саливация (повышенное слюноотделение).
Нарушено произношение свистящих (межзубных) и шипящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует.
Шесть месяцев (с октября по февраль) с ребенком проводились занятия по вышеописанным схемам массажа.
В результате занятий уже к середине октября был введен звук РЬ, вызван звук С, к январю — вызван звук Ш. В период с февраля по май проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков. В старшей группе детского сада звукопроизношение и уровень развития речи полностью соответствовали норме, нормализовалась мелкая моторика.
Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия
Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй беременности, осложненной токсикозом и угрозой выкидыша, роды стремительные. 72 Несколько слов в заключение
Несколько слов в заключение 73 Первые слова появились к 1 году и 6 месяцам, фразы — к 2,5 годам. Укорочена подъязычная уздечка, язык в гипертонусе. Наблюдается боковое произношение всех свистящих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ.
Занятия проводились с октября по май. Мама девочки игнорировала задания логопеда, но несмотря на это нормализовалось произношение свистящих звуков и звуков РиЛ к концу данного периода. В старшей группе скорректированы остальные дефектные звуки. В 5 лет звукопроизно-шение девочки соответствовало норме, ОНР III уровня.
Борис Л., 5 лет, дизартрия
Поступил в старшую группу для детей с ОНР.
Мальчик от двойни, беременность третья с угрозой выкидыша. Роды с осложнениями, асфиксия. Некоторое время новорожденный находился в реанимации.
Подвижность органов артикуляции слегка ограничена, язык значительно отклоняется вправо, уздечка укорочена, прикус неправильный (нижняя челюсть несколько выдается вперед), низкий общий мышечный тонус.
Наблюдается боковое межзубное произношение всех свистящих и шипящих звуков, Ри РЬ — увулярные (горловые).
Занятия проводились в течение полугода. Нормализовалось произношение свистящих звуков, вызван и автоматизируется звук Р, значительно улучшилось состояние мелкой моторики. Этих результатов удалось добиться, хотя ребенок очень часто болел и нерегулярно посещал логопедическую группу.
Эти примеры позволяют сделать следующие выводы:
очевидна результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нару шениями речи;
массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи:
■ сочетание логомассажа с массажем кистей рук благо творно сказывается на развитии речи и мелкой моторики.
Резюмируя все описанное в данной книге, можно рекомендовать родителям и логопедам, заинтересовавшимся данной схемой массажа:
получить необходимые дополнительные знания на кур сах по массажу и из литературы, посвященной этой проблеме;
провести тщательное обследование артикуляционных органов ребенка, чтобы выяснить картину патологии;
составить индивидуальную схему массажа для ребенка с учетом результатов обследования;
начать массаж с легких поглаживающих движений (не зависимо от области воздействия).
74 Несколько слов в заключение
Литература 75 перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |