Е. Н. Краузе
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
и
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Санкт-Петербург
КОРОНА принт
2004
П ББК 51.1(2)4
К78
Краузе Е. Н.
К78 Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.— 80 с, ил.
ISBN 5-7931-0265-5
Данное методическое руководство — памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты.
От автора
После окончания дефектологического факультета МПГУ им. Ленина несколько лет автор работала с детьми, у которых имелись незначительные дефекты речи. Коррекция звукопроизношения у них не представляла особых трудностей.
Позднее была практика в специализированном логопедическом кабинете. Контингент детей, приходивших на консультации и занятия, был различен и по возрасту, и по характеру речевых нарушений. Основную массу составляли либо маленькие дети, либо дети с тяжелыми нарушениями речи (алалия, дизартрия, заикание и т. д.).
Квалифицированная логопедическая помощь, необходимая последней категории пациентов, характеризуется строго индивидуальным подходом к лечению и требует постоянного наблюдения специалиста. Очевидно, что детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.
Взяв за основу уже существующие схемы этого вида массажа и дополнив их знаниями, полученными на специальных курсах, автор составила схему логопедического массажа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Это позволило добиться определенных результатов в коррекции речевых нарушений. ISBN 5-7931-0265-5 © «КОРОНА принт», 2004
Логопедический массаж
П
Дизартрия и ее стертые формы
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.
Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-носительные нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
Наиболее характерными для детей, страдающих дизартрией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {боковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-
ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков рал.Для таких детей характерна асимметричная улыбка.
Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страдает какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л. В таких случаях специалист может не сразу прийти к точному логопедическому заключению.
К
Сложная дислалия
(в том числе с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития)
Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи поддается коррекции без особых трудностей.
Дислалия подразделяется на простую и сложную.
К простой относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).
6 Логопедический массаж
Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.
Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недоразвитие речи и задержку психического развития.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и распознавание звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.
Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный темп психического развития, обусловленный различными причинами: от различного вида травм и болезней до педагогической запущенности.
Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но испытывают при обучении значительные трудности и этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти дети страдают различными нарушениями речи.
При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения применяется массаж артикуляционного аппарата.
Дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой
В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Следовательно, нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.
Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.
Современные логопеды уже не стремятся сразу же применять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична и растягивается под воздействием специального комплекса упражнений и логопедического массажа языка (консервативное лечение).
Однако если уздечка значительно укорочена, возможно, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект такого рода может стать причиной неровного роста зубов. В любом случае необходимо проконсультироваться с ортодонтом.
Е
Алалия
Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос.
Л 8 Логопедический массаж
Логопедический массаж 9
Ринолалия
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщеплении твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба». Функция речи при последних дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты также устранимы с помощью операции.
П
З
Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
По типу судорог, возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три вида заикания: клоническое, тоническое и смешанное.
При клоническом — заикающийся повторяет в слове звуки или слоги, а при тоническом — в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова.
Смешанная форма заикания подразумевает наличие судорог обоих типов. При коррекции такого сложного дефекта необходимо снизить проявление судорог.
Н
Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Существуют два основных термина для обозначения патологии голоса: афония — полное отсутствие голоса; дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра. Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболевания и т. д.)
Органические нарушения — это патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.
В
ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения.
При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, называемое дизартрией, краткая характеристика которого давалась выше.
В настоящее время распространены стертые формы дизартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встречаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страдающими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.
Известны работы, освещающие приемы логопедического массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.
Например, в книге Елены Филипповны Архиповой освещаются методы логопедического массажа, применяемые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более старшим детям.
К основным видам логопедического массажа относятся: классический ручной; точечный; аппаратный. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В справочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.
Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).
Растирание — прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.
Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания: прямолинейное, круговое, спиралевидное.
При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.
Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.
Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга. Логопедический массаж 12
При вибрации массирующая рука (или вибрационный аппарат) передает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения вибрирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.
Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Особый вид логопедического массажа — зондовый*.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
Результативность метода подтверждается данными, полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и послеоперационная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-
* перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |