Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты


НазваниеПамятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты
АнкорКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.doc
Дата21.09.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.d
ТипПамятка
#16055
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нёба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в между­народный реестр комплиментарной медицины.

висит от степени поражения двигательной сферы, сохран­ности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие фак­торы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в опре­деленную схему и строится с учетом постепенного увеличе­ния нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в ста­дии разработки), каждый из которых воздействует на опре­деленную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняш­ний день основные виды логопедического массажа. Одна­ко автору данной книги хотелось создать свою компактную схему массажа, доступную для выполнения и специалиста­ми, и родителями.

14 Логопедический массаж

Логопедический массаж 15




УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

При составлении схемы логопедического массажа для кор­рекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать сле­дующие определенные условия.

Продолжительность сеанса

Сеанс массажа не должен превышать 15 минут. Это оп­тимальная продолжительность для ребенка любого возраста и в любых условиях: дома или в детском учреждении.

Частота

Сеансы массажа можно проводить ежедневно или через день.

Положение ребенка

При массаже положение ребенка должно быть максималь­но удобным и естественным. При массаже лица или языка взрослый находится перед ребенком или за головой сидя­щего ребенка.





Правила проведения массажа

ш Массаж должен быть дифференцированным: необхо­димо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (ги-перкинезы), особенности в строении артикуляционного ап­парата (например, укороченная подъязычная уздечка); для этого ниже предлагается схема обследования органов арти­куляции;

  • Схема логопедического массажа должна опираться
    на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разра­
    ботавших специальные массажные комплексы;

  • Массажные приемы должны быть просты и доступны
    для выполнения родителями детей с нарушениями речи;

  • Приемы массажа не должны вызывать болезненных
    ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.

16 Логопедический массаж

Логопедический массах 17





ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Оценка степени выраженности нижеперечисленных фак­торов позволяет определить особенности строения и анато­мические дефекты артикуляционного аппарата. Однако сле­дует помнить, что окончательное суждение о степени и ка­честве нарушений двигательных функций артикуляционных органов и потенциальных возможностях излечения ребенка вы сможете вынести только в процессе работы с ним.

Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры в состоянии покоя и осмотра кож­ных покровов. При этом отмечают:

  • наличие кожных высыпаний, герпеса и других па­
    тологических изменений; *

  • выраженность носогубных складок и их симметрич­
    ность;

  • характер линии губ и плотность их смыкания, тол­
    щина губ;

  • наличие неконтролируемых (рефлекторных) подер­
    гиваний мышц лица (гиперкинезы);

  • состояние лимфатических узлов (не увеличены ли
    они).

Далее необходимо отметить особенности строения артику­ляционного аппарата и дефекты анатомического характера:

  • наличие расщепления верхней губы, представляю­
    щего собой врожденный дефект артикуляционного
    аппарата, вызывающий значительные функциональ­
    ные нарушения или послеоперационные рубцы;

  • состояние прикуса: выступает ли нижняя челюсть
    вперед (прогения) или верхняя (прогнатия), откры­
    тый ли прикус (частичное отсутствие соприкосно­
    вения зубов верхней и нижней челюстей, особенно
    фронтальных), глубина посадки зубов;




  • наличие короткой подъязычной уздечки, оценка ее
    эластичности, массивности, расположения;

  • состояние твердого нёба (узкое, куполообразное или,
    наоборот, плоское), расщепление твердого нёба;

  • состояние мягкого нёба (короткое, раздвоенный ма­
    ленький язычок, отсутствие его).

Обследование артикуляционной моторики Движения губ

ш Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верх­ние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения
губами вверх, вниз, вправо влево.

■ Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед
хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Движения нижней челюсти

  • Широко открыть рот и удерживать его в таком поло­
    жении под счет от 1 до 30.

  • Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.
    Движения языка

ш Рот широко открыть. Положить широкий язык на ниж­нюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до5.

  • Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше
    кончик языка «иголочкой». Удерживать положение под счет
    от 1 до 5.

  • Рот широко открыть. Высунуть язык как можно даль­
    ше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык
    в глубь рта. Повторить несколько раз.

  • Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно ка­
    саться кончиком языка то правого угла рта, то левого.

  • Рот широко открыть. Поочередно упираться кончи­
    ком языка то в верхние, то в нижние зубы.



18 Логопедический массаж

Логопедический массаж 19


Состояние мышц щек

■Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

■Втянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

■ Перегонять воздух из одной щеки в другую.

Обследование состояния мягкого нёба

При необходимости проводят обследование состояния мяг­кого нёба:

■ поднимание нёбной занавески при энергичном произ­несении звука а;

  • наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при
    произнесении гласных звуков, равномерность утечки;

  • наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появле­
    ние рвотных движений при легком прикосновении шпате­
    лем к мягкому нёбу).

Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык впе­ред и удержать его неподвижно по средней линии, одно­временно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.

Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается на­пряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое дви­жение с закидыванием головы, что свидетельствует о ди­зартрии.

Обследование звукопроизношения

Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения:

С суп, сова, коса, усы, костюм, нос, лес;

Сьсемь, синий, такси, апельсин, гусь, лось;

Ззубы, замок, коза, козленок, язык;

Зьзима, земляника, магазин, газета;

Ц цапля, цепь, цветы, яйцо, лицо, кузнец, молодец;

Шшина, шуба, машина, мышата, пушка, камыш, малыш;

Жжук, жаба, ножи, одежда;

Щщука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;

Ччайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;

К крот, корова, мука, морковь, лук, сок;

Кькит, кино, накипь, маки;

Ггусь, газон, гвоздь, рога, вагон;

Гьгиря, гитара, сапоги, ноги;

Ххалат, хобот, хворост, находка, прохлада, мох, порох;

Хьхитрец, хижина, мохер, крохи;

Ллук, лак, полка, платок, молоко, пол, дятел;

Льлимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;

Ррак, рука, корова, баран, брат, парк, пар, комар;

Рьрюмка, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

20 Логопедический массаж

Логопедический массаж 21

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • лихорадочное состояние;

  • острые воспалительные процессы;

  • носовые кровотечения и склонность к ним;

  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­
    ки глаз);

  • различные заболевания кожных покровов и волосистой
    части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной
    этиологии);

  • диатезы и другие аллергические реакции;

  • стоматиты или другие инфекции полости рта;

  • герпес на губах;

  • отек Квинке (аллергический отек тканей наружных или
    внутренних органов);

  • увеличение лимфатических узлов;

  • резко выраженная пульсация сонных артерий;

  • тошнота, рвота;

  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению лого-массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболе­вания.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

В помещении, где будут проводиться сеансы массажа, желательно иметь следующее оборудование:

  • удобное кресло или стул для ребенка с высокой спин­
    кой, необходимой для опоры головы;

  • стул для массажиста;

  • стол;

  • настенное или достаточно большое настольное зерка­
    ло для осуществления контроля хода массажа лица специа­
    листом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения
    ребенком артикуляционных упражнений;

  • аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (луч­
    ше классической);

  • грелка для прогревания мышц перед массажем;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • резиновые напальчники;

  • индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;

  • одноразовые шпатели;

  • логопедические зонды различных конфигураций;

  • электрический вибромассажер;

  • медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок
    вибромассажера и т. п.;

  • несколько полотенец или влажные одноразовые сал­
    фетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими; лицо массируемого тоже необходимо вымыть перед массажем.

22 Логопедический массаж

Логопедический массаж 23









3. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения, разминающий.


4. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

7мл движения: вибрацион­ный.

СХЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Схема логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта



Массаж лба

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживаю­щий.





2. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: поглаживаю­щий.



24 Логопедический массаж

Логопедический массаж 25












7. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягиваю­щий, поглаживающий.


5. Направление движения: от бровей к волосистой час­ти головы.

Тип движения: вибрационный (с помощью вибромасса­жера).












Массаж носа

8. Направление движения: вдоль крыльной части но­совой мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.

Массаж щек

6. Направление движения: от углов рта к вискам по щеч­ной мышце.

Тип движения: разминаю­щий, растягивающий.



26 Логопедический массаж

Логопедический массаж 27









Массаж носогубной складни

9. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживаю­щий.

//. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.









Массаж рта

10. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

7мл движения: поглаживаю­щий, растирающий, виб­рационный.



Массаж подбородка

12. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.

28 Логопедический массаж

Логопедический массаж 29









Массаж шеи

13. Направление движения: вдоль грудинно-ключич-но-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживаю­щий, разминающий.


Рекомендации логопедам и родителям

Родителям в случае самостоя­тельного проведения курса массажа перед началом необхо­димо получить консультацию специалиста!

Насадки вибромасса­жера перед каждым приме­нением должны хорошо про­мываться водой с мылом и дезинфицироваться меди­цинским спиртом.

■ Если есть возможность согрейте мышцы лица грел-

кой. Грелку необходимо обернуть маленьким полотенцем или тканевой салфеткой, индивидуальной для каждого ребенка.

  • Необходимо соблюдать последовательность массажных
    движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

  • При выполнении тонизирующего массажа (понижен­
    ный тонус мышц) используются приемы поглаживания,
    растирания, разминания и вибрации. При выполнении рас­
    слабляющего массажа (повышенный тонус мышц) исполь­
    зуются поглаживание и легкая вибрация.

  • Все приемы не должны вызывать неприятных ощуще­
    ний у ребенка.

  • Каждое движение повторяется 5—8 раз.

  • Длительность массажа 5—15 минут.

  • Выполнять массаж рекомендуется через день. Коли­
    чество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей