Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты


НазваниеПамятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты
АнкорКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.doc
Дата21.09.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.d
ТипПамятка
#16055
страница4 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

4. Лягушка хоботок

5. Лопаточка

На счет «раз-два» чередо­вать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.















2. Лягушка

3. Хоботок

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус дол­жен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.

6. Трубочка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Открыть рот, свернуть язык трубоч­кой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем.

*3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Лого­педическая гимнастика».

46 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 47









9. Накажем непослушный язычок

Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, по­переменно высовывая и снова втягивая.

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание правой и левой щек
попеременно (перегонка воздуха из од­
ной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкну­тых губах.

10. Причешем язычок



Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Ши­рокий язык протискивается наружу меж­ду зубами так, что верхние резцы скоб­лят по верхней поверхности языка.


11. Часики




Улыбнуться, открыть рот. Кончик язы­ка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. Качели



Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом — вниз.

48 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 49




Рекомендации логопедам и родителям

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражне­ний к более сложным.

  • На начальном этапе упражнения выполняются в мед­
    ленном темпе, перед зеркалом.

  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10—
    15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра­
    вильно выполнять движения.

  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколь­
    ко раз в день.

  • Если для ребенка утомительно выполнять все упраж­
    нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3
    упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно
    проводится специалистом) или в течение дня.

  • Можно использовать механическую помощь, если у
    ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай­
    ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре­
    бенку поднять язык вверх.

  • После освоения ребенком начального комплекса гим­
    настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения
    с учетом индивидуальных дефектов произношения.



Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ


2. Лопаточка


1. Лягушка хоботок



См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок



4. Киска сердится

Положить широкий язык между губа­ми и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

50 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 51




5. Упрямый ослик










Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

См. упражнение 12 на с. 47.





6. Трубочка

См. упражнение 6 на с. 45.
9. Посчитай нижние зубки



Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.

7. Чистим нижние зубы




Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутрен­ней стороны, делая движения языком впра­во-влево. Нижняя челюсть при этом не дви­гается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи,

И внутри,

Не болели чтоб они.

52 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 53














Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч

2. Лопаточка



1. Лягушка хоботок



См. упражнения 4 и 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок

(с произнесением «пя-пя-пя»)



4. Чашечка


См. упражнение 3 на с. 49.



Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.

5. Бублик

6. Фокус

7. Лошадка

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком поло­жении на счет до пяти.

Положить на самый кончик носа ма­ленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

54 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 55




8. Маляр

11. Гармошка








Улыбнуться, открыть рот. Широким кон­чиком языка погладить нёбо от зубов к гор­лу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.

9. Вкусное варенье




Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее варень­ем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

10. Грибок





Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гри­ба, а подъязычная связка — ножка. Кон­чик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не уда­ется присосать язык, то можно пощел­кать языком, как в упражнении «Лошад­ка». В пощелкивании тренируется нуж­ное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.

56 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 57







Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х

1. Лягушка хоботок

2. Лопаточка иголочка

См. упражнение 4 на с. 45.





Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить ши­рокий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.

3. Киска сердится

4. Чистим нижние зубки

5. Посчитай нижние зубки

См. упражнение 9 на с. 51.



6. Катушка

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упе­реться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «вы­катывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны дви­гаться.

7. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.
















См. упражнение 4 на с. 49 и упражнение 7 на с. 50.


58 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 59














Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

2. Лопаточка



1. Лягушка хоботок



См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.

3. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье



(с произнесением «пя-пя-пя»)



См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей