4. Лягушка — хоботок
5. Лопаточка
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
2. Лягушка
3. Хоботок
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, перестану И нисколько не устану*.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
6. Трубочка
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку — На дудочку похоже. Подудеть на дудочку Без дудочки мы можем. *3десь и далее использованы стихи из книга Буденной Т. В. «Логопедическая гимнастика». 46 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 47
9. Накажем непослушный язычок
Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из од ной щеки в другую).
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
10. Причешем язычок Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
11. Часики
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо. 12. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом — вниз. 48 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 49 Рекомендации логопедам и родителям
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным.
На начальном этапе упражнения выполняются в мед ленном темпе, перед зеркалом.
Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10— 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научится пра вильно выполнять движения.
Выполняется данный комплекс гимнастики несколь ко раз в день.
Если для ребенка утомительно выполнять все упраж нения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2—3 упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чай ной ложки, шпателем или чистым пальцем помогите ре бенку поднять язык вверх.
После освоения ребенком начального комплекса гим настики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-3-ЗЬ
2. Лопаточка
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45. 3. Накажем непослушный язычок 4. Киска сердится
Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» — выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает. 50 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 51 5. Упрямый ослик
Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
См. упражнение 12 на с. 47.
6. Трубочка
См. упражнение 6 на с. 45. 9. Посчитай нижние зубки Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы. 7. Чистим нижние зубы
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. Чисти зубы, чисти зубы И снаружи, И внутри, Не болели чтоб они. 52 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 53
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч
2. Лопаточка
1. Лягушка — хоботок
См. упражнения 4 и 5 на с. 45.
3. Накажем непослушный язычок
(с произнесением «пя-пя-пя») 4. Чашечка
См. упражнение 3 на с. 49. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
5. Бублик
6. Фокус
7. Лошадка
Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой. В гости нас звала соседка Кушать пудинг сладкий. Мы приехали к обеду, А соседки дома нету. 54 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 55 8. Маляр
11. Гармошка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу. 9. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). 10. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой. 56 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 57 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х
1. Лягушка — хоботок
2. Лопаточка — иголочка
См. упражнение 4 на с. 45.
Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.
Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием.
3. Киска сердится
4. Чистим нижние зубки
5. Посчитай нижние зубки
См. упражнение 9 на с. 51.
6. Катушка
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
7. Качели
См. упражнение 12 на с. 47.
58 Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика 59
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ
2. Лопаточка
1. Лягушка — хоботок
См. упражнение 4 на с. 45. См. упражнение 5 на с. 45.
3. Накажем непослушный язычок 4. Вкусное варенье (с произнесением «пя-пя-пя»)
См. упражнение 3 на с. 49. См. упражнение 9 на с. 46.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |