Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Памятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты


НазваниеПамятка для начинающих логопедов и учебное пособие для родителей, желающих помочь своим детям преодолеть раз личного рода речевые дефекты
АнкорКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.doc
Дата21.09.2017
Размер1.12 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКраузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.d
ТипПамятка
#16055
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6

5. Качели

См. упражнение 12 на с. 47.



6. Пароход

7. Индюк

8. Маляр

Приоткрыть рот и длительно на одном вьщохе произносить звук Ы-Ы-Ы. Необ­ходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел — Прямо по морю пошел!

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп­ражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты — индюк!

Б. Заходер

См. упражнение 8 на с. 54.

Артикуляционная гимнастика 61

60 Артикуляционная гимнастика

9. Чистим верхние зубы



Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. Посчитай зубки



См. упражнение 9 на с. 51. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

11. Поймаем звук Л



Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р-РЬ

2. Маляр

1. Качели





См. упражнение 12 на с. 47. См. упражнение 8 на с. 54.
3. Чистим верхние зубки4. Посчитай верхние зубки



См. упражнение 9 на с. 60. См. упражнение 9 на с. 51.
5. Лошалка6. Грибок






См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54.




62 Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика 63











7. Гармошка

8. Барабан




См. упражнение 11 на с. 55.




Улыбнуться, открыть рот. Многократ­но и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упи­рается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого уп­ражнения ребенок закрывает рот. Что­бы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямо­угольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем:

«Д — д — д — д!»

10. Моторчик

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произ­нести звук 3 (если ребенок умеет его пра­вильно произносить). Если у ребенка зак­рывается рот при выполнении этого уп­ражнения, можно воспользоваться меха­нической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик.

К. Чуковский

Основное упражнение. Во время дли­тельного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Ба­рабан» или «Комарик») быстрыми дви­жениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или про­сто прямым указательным пальцем само­го ребенка производить частые колеба­тельные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас — мотор! Заводи его, шофер!


64 Артикуляционная гимнастика

Комплекс артикуляционной гимнастики для развития подъязычной уздечки

Массаж кистей рук








1. Маляр


2. Барабан


См. упражнение 8 на с. 62. 4. Грибок
См. упражнение 8 на с. 54.


3. Лошадка



См. упражнение 7 на с. 53. См. упражнение 10 на с. 54



5. Гармошка

См. упражнение 11 на с. 55.
6. Дотянись до носа

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка под­нять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.




У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано, что активные движения пальцев рук как бы под­готавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных орга­нов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы масса­жа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию (см. Схе­мы логопедического массажа на с. 22—29).

Советы логопедам и родителям

и Поза массируемого — сидя. Массируемая рука сво­бодно лежит на плоской поверхности стола.

  • Массажист располагается напротив ребенка или не­
    сколько сбоку.

  • Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фик­
    сируют массируемую конечность.

  • Массажные движения производятся в направлении от
    кончиков пальцев к предплечью.

  • Продолжительность массажа 3—5 минут.

  • Проводить массаж можно ежедневно или через день
    10—12 сеансов за курс. При необходимости курс можно
    повторить через 10—30 дней.

  • Во время массажа можно слушать приятную, класси­
    ческую музыку.

  • Для большей эффективности массажа можно сочетать
    его с пассивными и активными движениями кистей рук.

66 Массаж кистей рук

Массаж кистей рук 67

















/. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью). Часть кисти: тыльная сторона кисти. Лвшравление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.

3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолиней­ное растирание. Часть кисти: пальцы. Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.




2. Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколь­кими пальцами).

Часть кисти: каждый палец отдельно.

Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.



  1. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.
    Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.
    Направление движения: от основания пальцев до запястья.

  2. Повторное поглаживание (см. выше).

68 Массаж кистей рук

Массаж кистей рук 69










6. Тип движения: вибрация;
пунктирование с помощью вибромассажера.

Часть кисти: тыльная и ла­донная поверхности кис­ти и пальцев.

Направление движения: от кончиков пальцев к запя­стью.

7. Повторное поглаживание
(см. выше).

Завершается массаж пассивными или активными движе­ниями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика много­кратно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.

Начинать же лучше с пассивных упражнений.

Пассивные упражнения

■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, дру­гой рукой приподнимает вверх до максимального положе­ния поочередно каждый палец.



■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придер­живая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.



70 Массаж кистей рук

Несколько слов в заключение 71







■ Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опи­рается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым так­же в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Несколько слов в заключение

Эффективность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения бесспорна и очевидна. Вышеописан­ная схема массажа была апробирована автором в группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) специализиро­ванного детского сада. Вот несколько примеров.

Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР.

Ребенок от второй осложненной беременности. Роды досрочные — «кесарево сечение» по показаниям (миопия). В 4 года установлено, что в анамнезе имеется ПЭП (не лечили).

Наблюдается низкий тонус в мышцах рук и органах ар­тикуляции, значительное отклонение языка вправо, затруд­нено выполнение артикуляционных упражнений, подъязыч­ная уздечка укорочена, значительная саливация (повышен­ное слюноотделение).

Нарушено произношение свистящих (межзубных) и ши­пящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует.

Шесть месяцев (с октября по февраль) с ребенком про­водились занятия по вышеописанным схемам массажа.

В результате занятий уже к середине октября был вве­ден звук РЬ, вызван звук С, к январю — вызван звук Ш. В период с февраля по май проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков. В старшей группе детско­го сада звукопроизношение и уровень развития речи пол­ностью соответствовали норме, нормализовалась мелкая моторика.

Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия

Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй беременности, осложненной токси­козом и угрозой выкидыша, роды стремительные.

72 Несколько слов в заключение

Несколько слов в заключение 73


Первые слова появились к 1 году и 6 месяцам, фразы — к 2,5 годам. Укорочена подъязычная уздечка, язык в гипер­тонусе. Наблюдается боковое произношение всех свистя­щих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ.

Занятия проводились с октября по май. Мама девочки игнорировала задания логопеда, но несмотря на это норма­лизовалось произношение свистящих звуков и звуков РиЛ к концу данного периода. В старшей группе скорректиро­ваны остальные дефектные звуки. В 5 лет звукопроизно-шение девочки соответствовало норме, ОНР III уровня.

Борис Л., 5 лет, дизартрия

Поступил в старшую группу для детей с ОНР.

Мальчик от двойни, беременность третья с угрозой вы­кидыша. Роды с осложнениями, асфиксия. Некоторое вре­мя новорожденный находился в реанимации.

Подвижность органов артикуляции слегка ограничена, язык значительно отклоняется вправо, уздечка укорочена, прикус неправильный (нижняя челюсть несколько выдает­ся вперед), низкий общий мышечный тонус.

Наблюдается боковое межзубное произношение всех сви­стящих и шипящих звуков, Ри РЬ — увулярные (горловые).

Занятия проводились в течение полугода. Нормализовалось произношение свистящих звуков, вызван и автоматизируется звук Р, значительно улучшилось состояние мелкой моторики. Этих результатов удалось добиться, хотя ребенок очень часто болел и нерегулярно посещал логопедическую группу.

Эти примеры позволяют сделать следующие выводы:

  • очевидна результативность логопедического массажа для
    коррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нару­
    шениями речи;

  • массаж не только улучшает произношение, но и поло­жительно влияет на развитие фонематического слуха и об­щее развитие речи:

■ сочетание логомассажа с массажем кистей рук благо­
творно сказывается на развитии речи и мелкой моторики.

Резюмируя все описанное в данной книге, можно реко­мендовать родителям и логопедам, заинтересовавшимся дан­ной схемой массажа:

  • получить необходимые дополнительные знания на кур­
    сах по массажу и из литературы, посвященной этой проблеме;

  • провести тщательное обследование артикуляционных
    органов ребенка, чтобы выяснить картину патологии;

  • составить индивидуальную схему массажа для ребенка
    с учетом результатов обследования;

  • начать массаж с легких поглаживающих движений (не­
    зависимо от области воздействия).

74 Несколько слов в заключение

Литература 75



1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей