Главная страница

Ткаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо... Памятка для перспективного планирования 4 Десять советов воспитателю логопедической группы 4. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с общим


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеПамятка для перспективного планирования 4 Десять советов воспитателю логопедической группы 4. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с общим
АнкорТкаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо.
Дата10.10.2017
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТкаченко Т.А. Дневник воспитателя логопедическо...doc
ТипПамятка
#27853
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12







СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Часть 1. ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 4

1.1. Десять советов воспитателю логопедической группы 4

1.2.. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группах для детей с общим

недоразвитием речи 6

  1. Сетка фронтальных занятий. Табл. 1 8

  2. Распределение занятий по дням недели. Табл. 2 8

Часть 2. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОМЕСЯЧНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬ-
НОЙ РАБОТЫ (сентябрь - май учебного года) 9

2.1. Обследование детей воспитателями в начале учебного года (методика и

организация) 9

  1. Перечень параметров, необходимых для обследования детей воспитателями . 11

  2. Результаты обследования детей. Табл. 3 13

  3. Методы педагогического и психологического воздействия. Табл. 4 14

  4. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в СЕНТЯБРЕ. Табл. 5 16

  5. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в ОКТЯБРЕ. Табл. 6 18

  6. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в НОЯБРЕ. Табл. 7 20

  7. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в ДЕКАБРЕ. Табл. 8 22

  8. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в ЯНВАРЕ. Табл. 9 24

2.9.1. Контроль воспитателей и родителей за звукопроизношением детей

в самостоятельной речи. Табл. 10 и 11 26

  1. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в ФЕВРАЛЕ. Табл. 12 .... 32

  2. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в МАРТЕ. Табл. 13 34

  3. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в АПРЕЛЕ. Табл. 14 36

  4. Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда в МАЕ. Табл. 15 38

2.13.1. Оценка динамики психолого-педагогических особенностей

дошкольников. Табл. 16 40

Часть 3. ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 41

  1. Роль семьи в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками 41

  2. Сведения о родителях группы. Табл. 17 42

  3. Сведения очленах родительского комитета. Табл. 18 45

  4. Проведение собраний и открытых занятий в группе. Табл. 19 45

  5. Анкетирование родителей 45

Часть 4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАДЕНДАРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 46

  1. Особенности планирования и проведения занятий по развитию речи 46

  2. Усложнение видов рассказывания в занятиях по развитию речи. Табл. 20 49

  3. Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя

по развитию речи (логопедические группы) 51

  1. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи (1 год обучения) ..52

  2. Примерные планы занятий воспитателя по развитию речи (2 год обучения) .. 53

Дневник

воспитателя логопедической группы

(профиль группы) (номер группы или название)

Данные о воспитателях группы

фамилия фамилия

имя имя

отчество отчество

педагогический стаж стаж работы педагогический стаж стаж работы

в логопедической в логопедической

группе группе

домашний телефон домашний телефон

на 20 / 20 учебный год

Предисловие

В любой логопедической группе, как во всех группах компенсирующего вида, существует два направ­ления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причём первое явля­ется ведущим.

Общеобразовательные задачи касаются самочувствия, обучения и воспитания дошкольников. К ним относятся: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их интеллек­туального и личностного развития; забота об эмоциональном благополучии каждого воспитанника; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей. Кроме того, воспитатель обя­зан следить за исправностью мебели, оборудования, игрушек в группе. Он же отвечает за состояние на­ходящихся в помещении группы растений и животных. Никто, кроме воспитателя, не будет украшать группу к празднику, убирать на участке опавшие листья, сажать цветы, мастерить поделки к конкурсу ёлочных игрушек, готовить доклады на педсоветах и пр.

Все перечисленные обязанности воспитателя, характерные для общеобразовательных групп, в лого­педических группах сохраняются полностью. Однако к ним добавляются те, которые связаны с коррек-ционно-воспитательным направлением. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутству­ющих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого дефекта, как общее недоразвитие речи. А группы с таким диагнозом в последнее время составляют подавляющее большинство среди всех логопе­дических групп. Каждому специалисту, работающему с детьми данной категории, важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой!

Тридцать лет работы с детьми данной категории, значительный опыт преподавания на курсах повы­шения квалификации работников образования, а также желание помочь коллегам в деле подготовки воспитанников к школьному обучению подвигли автора к написанию настоящего пособия. Оно рассмат­ривает задачи, методы, формы и содержание коррекционной работы воспитателя в логопедической группе - вопросы, которые в специальной литературе освещены недостаточно.

Несомненно, работа с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, кроме высокого профессио­нализма, требует от педагогов огромной ответственности, эмоциональных, душевных и физических зат­рат, терпения, творчества, любви к своему делу. Однако, помимо всего перечисленного, для эффектив­ной работы необходимо немало специальных знаний! Мы постарались учесть многочисленные вопросы и пожелания воспитателей, высказываемые ежегодно на курсах повышения квалификации. По предло­жению воспитателей в книгу включены методические принципы планирования и проведения занятий, анкета для родителей, конспекты занятий по развитию речи, таблицы контроля за звукопроизношени-ем и пр. Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фикси­ровать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.

Дневник объединяет в себе и, следовательно, заменяет большинство документов, которые необхо­димы воспитателю логопедической группы: тетрадь для вечерних заданий, сведения о родителях, пла­ны собраний и открытых занятий, таблицу контроля за произношением и пр. Он позволит воспитате­лям сделать коррекционно-воспитательную работу с детьми более чёткой, системной, комплексной, результативной.

В Дневнике четыре части: памятка для перспективного планирования, материалы для ежемесяч­ной коррекционно-воспитательной работы, памятка для работы с родителями, материалы для кален­дарного планирования. Учитывая хроническую нехватку времени у воспитателя, мы представили мак­симальное количество информации в виде таблиц, советов, принципов, то есть материала, который удобен в пользовании.

Пособие предназначено для воспитателей логопедических групп различной направленности: для де­тей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недо­развитием речи, заиканием на фоне общего недоразвития речи, дислалией и пр. Дневник, несомненно, заинтересует логопедов, заведующих и методистов детских образовательных учреждений, в которых имеются группы компенсирующего вида.

Надеюсь, что использование данного пособия поможет воспитателям и коллегам в их трудной, ответ­ственной, но такой благодарной деятельности!

Успехов Вам!

Отличник просвещения, логопед высшей квалификации

Т. А. Ткаченко

Десять советов воспитателю логопедической группы

Для ребёнка, начавшего посещать логопедическую группу, мно­гое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, порядки,т* нятия, необходимость «делать уроки» дома и пр. Незнакомая сре­да требует привыкания, адаптации малыша. В этом отношении пер­вый месяц учебного года является и для детей, и для педагогов наи­ более сложным. У отдельных ребят нервное напряжение перерас­тает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Иногда, как следствие психологи­ческой перегрузки, связанной с адаптацией, у ребятишек наблюдается даже невротичес­кая рвота, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и т.п.

Важно помнить, что привыкание длится в среднем месяц, и при спокойной, комфорт­ной обстановке в груцПе, доброжелательном, мягком отношении педагогов проходит без дополнительных мер воздействия.

Педагог, незнакомый с коррекционной работой, в случаях не­послушания или конфликтности ребёнка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Специалист, знающий проблемы кор­рекционной педагогики, представляет, что причин конфликтнос­ти может быть немало. Ими могут оказаться слишком строгий отец, недостаток внимания со стороны родителей, ссоры между ними, завышенные требования родственников, рождение в семье младших брата или Пестры и пр. То есть конфликтное поведение малыша является, как правило, его защитной реакцией, либо самым верным способом самоутверждения. По­мимо названных причин, важно учитывать сведения о рождении и развитии ребёнка, а также его личностное и характерологические особенности.

Только суммируя указанные данные, а также результаты собственного изучения ре­бёнка, педагог може^ делать выводы о причинах детской конфликтности.

В логопедической группе важны не только профессионализм пе­дагога, который будет участвовать в коррекционном процессе, но и его личностные черты. Эта значимость объясняется тем, что в дош­кольном возрасте ребёнок наиболее ориентирован на взрослого, на­ходящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Поэтому воспитателю важно быть для ребёнка при­мером и образцом подражания в словах, оценках, манерах, чувствах и поступках.

Дети с проблемами; в развитии, которые зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмо­циональны, не должны опасаться плохого настроения воспитателя, его отрицательной оценки или наказания.

В связи со сказанным, существенную роль для воспитателя коррекционной группы играют следующие способности: правильно оценивать состояние ребёнка, его поступ­ки, их причины; сопереживать ему, добиваясь расположения и взаимопонимания, а не подчинения.

Воспитание, кроме личного и прочих примеров, осуществляется педагогом посредством мер поощрения и порицания. От их выбора во многом зависит механизм становления личности ребёнка. Само­стоятельно малыш не может оценить полезность или вредность не­ которых своих поступков. Всё, что поощряется взрослым, войдет в стереотип его поведения. Хвалить детей за любой даже самый незначительный положи­тельный поступок следует искренне, радостно, громко, не жалея красок и эмоций. Тогда необходимость порицаний сведётся к минимуму. Задача профессионального педагога: по­ощряя или порицая воспитанников, приучить их к сознательной дисциплине, к следова­нию понятным, обоснованным и знакомым правилам.

День в детском саду начинается с утреннего приёма детей. От того,
как воспитатель встретит ребёнка, как продемонстрирует ему свою
радость, во многом зависит настроение малыша, его самочувствие и
даже работоспособность на занятиях. Прекрасно, если встреча с вос­
питателем - это праздник для каждого ребёнка!

Ребёнок действует импульсивно, он не способен удерживать в па­мяти все перемены своего быстро меняющегося настроения. Само­стоятельно анализировать свои прошлые поступки он ещё не в со­стоянии. Поэтому важно оценивать, поощрять или проявлять не­ довольство именно в момент совершения поступка, не откладывая оценку «на потом». Даже через короткое время у малыша может резко измениться на­строение, раздражение или агрессия пройдут, забудутся, тогда порицание педагога ока­жется бессмысленным.

Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезнен­но реагируют на замечания воспитателя по поводу поведения или успехов ребёнка. Поэтому, особенно в начале учебного года, следу­ет отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка.

Говоря родственникам о плохих поступках ребёнка, воспитатель (взрослый опытный человек) расписывается в собственной беспомощности. Исключение могут составлять только болезненные, патологические проявления, представляющие опасность для жиз­ни и здоровья окружающих. Что же касается трудностей в обучении, то их лучше фик­сировать в специальной, индивидуальной, логопедической тетради, оформляя как зада­ние для домашней работы.

В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна мак­симальная индивидуализация обучения и воспитания. Учёт особен­ностей, способностей, возможностей ребёнка важно обеспечивать не только в процессе индивидуальной работы, но и на каждом группо­ вом занятии. В педагогике вообще, а коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нор­мами, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индиви­дуальный подход к каждому проблемному ребёнку.

В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфорт для каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимос­ти, защищённости; того, что рядом взрослые, которые любят, ценят, помогут, научат, да ещё сделают всё это с радостью, обеспечивает мак­симальную реализацию всех имеющихся у ребёнка возможностей.

Положительный эмоциональный климат в отношении воспитате­ ля к детям, в свою очередь, влияет на становление доброжелательных отношений между сверстниками. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее и комфортнее.

В возрастной психологии нормально развитый ребенок в среднем дошкольном возрасте характеризуется следующими качествами: жизнерадостность, активность, живое воображение, заинтересован­ное изучение окружающего мира, подражание взрослым, инициа­тивность, полоролевое поведение (игры, занятия в соответствии с по­ лом). Важно помнить, что большая часть осложнений психического развития являются лишь отклонением от нормы, а не симптомом психических заболеваний. Как правило, выявлен­ные осложнения можно скорректировать педагогическими мерами воздействия.

1.2. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР

Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все ком­поненты (составляющие) языковой системы.

К компонентам любой языковой системы относятся: фонетика (особенности звуков речи); лексика (словарный запас); грамматика (закономерности словоизменения, а также объединения слов в сочетания и предложения).

Недоразвитие речи у ребёнка может быть выражено в разной степени: от лепетной речи и полного отсутствия в ней предложений, до речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

В настоящее время условно выделяют 4 уровня речевого развития (Т.Б. Филичева).

Первые два характеризуются глубокой степенью нарушения во всех указанных компо­нентах. На третьем и четвертом уровнях речевого развития (более высоких) остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Но в любом случае недостатки касаются всей системы языка, отсюда и название -общее недоразвитие речи.

Помимо речи, у детей с общим её недоразвитием, как правило, оказываются нарушен­ными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией.

К ним относятся: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная моторика, пальцевая моторика.

Любой воспитатель, хотя бы одну смену отработавший в группе для детей с общим недо­развитием речи, отмечает свойственные им психолого-педагогические особенности. Нестан­дартность поведения таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой и про­чей деятельности. Одни дети на занятиях быстро утомляются, начинают вертеться, разго­варивать, могут встать и уйти в игровой уголок, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвеча­ют невпопад, а иногда не могут повторить задания педагога. В процессе общения между со­бой некоторые ребятишки обнаруживают: повышенную возбудимость, конфликтность, аг-

рессивность, негативизм (противодействие просьбам окружающих), драчливость, впе­чатлительность, ранимость и пр.Х)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом