Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Памятка для родителей Показатели нормального развития ребенка раннего возраста


НазваниеПамятка для родителей Показатели нормального развития ребенка раннего возраста
АнкорPokazateli normalnogo razvitia.doc
Дата12.05.2019
Размер55.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPokazateli_normalnogo_razvitia.doc
ТипПамятка
#49411
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Центр «Мы»

Памятка для родителей

«Показатели нормального развития ребенка раннего возраста»

Ранний возраст отличается от первого года жизни значительно большей вариативностью показателей развития: так у одного ребенка в два года имеется развернутая и грамматически оформленная фразовая речь, а у другого – простая фраза, один преимущественно опрятен уже в год, а другой отказывается от горшка еще и полтора. Поэтому выделяют общие признаки, которые являются показателями нормального развития ребенка раннего возраста.
Для ребенка раннего возраста наиболее характерно интенсивное умственное развитие, чему способствует разнообразная предметная деятельность. Ребенок выделяет свойства предметов, с которыми взаимодействует и устанавливает простейшие связи и отношения между ними. У ребенка в течение дня должно преобладать уравновешенное, спокойное настроение. При огорчениях он реагирует плачем, но должен легко успокаиваться, отвлекаться. При нарушениях режима. Привычных условий нормальной реакцией будет беспокойство, но не аффективные разряды.
1 год и 3 месяца – воспроизводит в игре разнообразные разученные действия и довольно легко повторяет по заданию взрослого – покорми куклу, уложи спать. При просьбе дать определенный предмет достаточно часто смотрит на нужный, но дает не его, а более привлекательный. Может начать действие по требованию взрослого, но не всегда может его остановить. Повторяет действие многократно (щелкает выключателем, открывает и закрывает дверь, трет тряпкой и т.п.). Проявляются признаки того, что малыш помнит сильные эмоциональные переживания – например, может заплакать при виде человека, который вчера поставил ему укол, показывает на плиту, об которую обжегся и говорит «уф» и т. д. Начинает самостоятельно есть густую пищу ложкой, но неаккуратно. Гримасничаат, стоит «рожицы». Радуется, печалится, капризничает.

1 год и 6 месяцев – показывает части тела (ручки, глазки, носик), называемые предметы и картинки. Говорит около 8 слов, в том числе «дай» и «нет». Действия с предметами становятся более разнообразными. Если раньше любой предмет ребенок брал в рот, стучал им и т.п., сейчас он такие действия уже не совершает. «Нельзя» становиться регулятором поведения, хотя и весьма относительным. Начинает заботиться – приносит тапочки. Появляются устойчивые желания, – например, спать с любимой игрушкой. Эмоциональная память проявляется ярче – тянет маму за руку к магазину, где ему покупают конфетки. Возвращаясь с прогулки, знает свою квартиру.

1 год и 9 месяцев – начинает слушать сказки, смотреть книжки с картинками, понимает несложные рассказы по картинке. Узнает предметы на картинках, знакомые лица на фотографиях, себя в зеркал. Произносит несложные предложения. Отвечает на вопросы «кто там? кто это что это» Сопровождает действия словами. Пытается получить одобрение врослого за свои действия. Раздевается при небольшой помощи взрослого. Самостоятельно ест как густую, так и жидкую пищу.

2 года – открывает дверь, поворачивает ручку. Устанавливается ведущая рука. Пользуется местоимениями «мне», «мой» и некоторыми глаголами. Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту, о чем свидетельствуют короткие ответы на вопросы по этому рассказу. Демонстрирует эмоциональное предвосхищение – радуется обещанию чего-то приятного. Появляются любимые стишки, сказки, песенки. В общественных местах начинает вести себя сдержанно. Может «сопереживать» плачущему ребенку.

2 года 6 месяцев – начинается использование «предметов-заместителей» - кормит куклу палочкой, кладет спать в коробку. Появляется местоимения «я», знает свой пол. Появляется фразовая речь, которая может быть еще грамматически несовершенной. Самостоятельно одевается и раздевается, но не умеет застегивать пуговицы. Начинает понимать смысл мультфильмов, любит их смотреть. Стремиться к контакту с некоторыми детьми. Упрямиться, «вредничает» если чего-то не хочет. Достаточно долго помнит о том, чего хочет.

Кризис трех лет, завершающий ранний возраст, обычно заканчивается переходом на качественно новый уровень социализации, когда ребенок осознанно воспринимает взрослого как некий эталон поведения и активно стремиться подражать ему. Нормальное психическое развитие обычно предполагает значительный скачок в «управляемости» ребенка старше трех лет.

3 года – становиться «разумным»: начинает задавать вопросы «почему», «кто», «что». Понимает, чего он хочет, чего боится и т.п. Перестает говорить о себе в третьем лице. Может рассказать о каких-то событиях. Начинает рисовать, узнавая в своих каракулях образы. Хорошо бегает, поднимается по лестнице, чередуя ноги, ловит мяч двумя руками и прижимая к себе, наливает воду в чашку из кувшина. Моет и вытирает лицо и руки. Застегивает пуговицы. Пользуется туалетом в дневное и ночное время.


Памятка для родителей


«Показатели нормального развития ребенка в возрасте от 3,5 до 4 лет»
Познавательная деятельность: знает свой пол, возраст, имя, фамилию, дифференцирует их (Как тебя зовут? Фамилия?), имена родителей. Может повторить за взрослыми предложение из 4-5 слов (Кошка спит, ей тепло. После обеда мы пойдем гулять.). Знает все цвета спектра. Безошибочно называет красный, синий, зеленый, желтый цвета. Подбирает идентичные оттенки цветов. Различает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник – подбирает подобные к подобным. Владеет понятиями «один-много». Знает обобщающие слова «посуда, одежда, игрушки» (Какие у тебя есть игрушки? Какая посуда у вас на кухне?). Умеет играть в детское лото, находит идентичные картинки. Отвечает на вопросы по ходу чтения книжки (Что сделала курочка? Снесла яичко). Может нарисовать несколько известных предметов так, как научили взрослые. Если не рисует, то может скопировать крест, прямые линии и круг. Может построить что-либо из детского строительного материала или конструктора с четко обозначенными деталями для по стойки. Постройка должна соответствовать образцу. Можно правильно сложить пирамиду, Учитывая размеры колец, вложить одна в другую 6-9 уменьшающихся формочек, вставить вкладыши в доску с прорезями, сложить предметную разрезную картинку из нескольких частей.

Речь: использует правильно построенные фразы, согласованные в роде, числе, падеже. Появляются сложные предложения с союзами (Я покушаю, а потом пойду гулять). Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова. Появляются слова с суффиксами (мамочка, котеночек), словотворчество, склонность к рифмовке. Способен к диалогу со взрослыми, со сверстниками.

Моторика: может стоять на одной ножке, как на правой, так и на левой. Умеет ездить на трехколесном велосипеде. Может поймать мяч вытянутыми руками (не прижимая к себе), повторяет за взрослыми движения.

Игра: любит играть с игрушками, разыгрывать сюжеты с цепочкой действий (варит в кастрюльке суп, усаживает куклу за стол, дает ей тарелку, кормит, укладывает спать). Осознает свои действия – может ответить на вопросы, что он делает и зачем, что будет дальше.

Общение: со сверстниками играет «рядом», иногда включаясь в игру партнера, но не разрушая ее. В семье проявляет желание многое сделать самому.

Навыки: умеет сам умываться, чистить зубы, ходить в туалет, одеваться после сна. Знает, где что лежит и легко выполняет просьбы взрослого найти и принести.


Памятка для родителей

«Показатели нормального развития детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет»

Познавательная деятельность: знает свой адрес, день рождения, где и кем работают родители, возраст и род занятий братьев и сестер (Саше 9 лет, он учится в школе, в 3 классе). Может ответить на вопросы типа: «На каком этаже ты живешь? Сколько комнат в вашей квартире? Сколько человек у вас в семье?» Может выучить стихотворение из 4 строчек и знает несколько таких стихотворений. Может повторить за взрослым 5 разрозненных слов (коса, муха, трава, лес, гриб). Может перечислить предметы в пределах 5 и сравнить их количества (больше, меньше, поровну). Может копировать простые геометрические фигуры. Начинает ориентироваться в пространстве – понимает «вверху», «внизу», «рядом», «между», «напротив», «под», «над», «около». Увеличивается количество предметов, которые ребенок может нарисовать. Появляются сюжетные рисунки, чаще однообразные. Знает названия 6-8 цветов. При конструировании может воспроизвести несложный образец, даже если детали в нем не выделены. Может вырезать из бумаги детали аппликаций и наклеить их, лепить из пластилина несложные фигурки (морковки, ягодки). Находит различия на картинках (на одной дерево с цветочками, а на другой нет). Собирает кубики, мозаику. Отвечает на вопросы типа: «Как назвать одним словом яблоки, груши, персики?». Может пересказать по вопросам небольшую сказку, рассказ.

Речь: исчезают все дефекты произношения. Увеличивается число прилагательных, наречий, местоимений. Употребляет предложения с причинно-следственной зависимостью (На улице сыро, потому что шел дождь).

Моторика: прыгает на одной ножке, прыгает вниз с невысокой скамейки, совершает движения по заданию (присядь, подними руки, достань рукой до пола и др.). Бросает мяч одной рукой.

Игра: сюжеты игр становятся разнообразными. Широко используются предметы – заместители (в игре в магазин одуванчики – конфеты, песок – сахар, камушки – деньги). Выполняет правила простых коллективных игр (прятки, жмурки).

Общение: может играть вдвоем с другим ребенком – сверстником. Относится к детям дифференцированно (я Таню люблю, потому что она веселая, а Диму не очень, потому что он жадничает).

Навыки: справляется с несложными поручениями (накрыть на стол, полить цветы, вытереть пыль). Одевается на прогулку и раздевается, возвращаясь с прогулки, самостоятельно.

Памятка для родителей

«Показатели нормального развития детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет»

Познавательная деятельность: хорошо ориентируется в назначении различных бытовых предметов, знает названия пальцев на руках, дней недели, города, в котором он живет, названия других городов. Сформированы пространственные представления (слева и справа), временные (утро, день, вечер, ночь, вчера, недавно, позавчера, завтра). Знает времена года и их основные признаки. Может запоминать слова с помощью картинок (например, к словам «свет», «болезнь», «магазин», «школа», «кухня» взрослый дает картинки с изображением лампы, термометра, весов, парты, плиты. Через 30-40 минут ребенок может вспомнить по картинкам слова, которые предлагались для запоминания). Может сосчитать предметы в пределах 10, решить арифметическую задачу типа «У тебя было 4 конфеты, одну ты съел. Сколько у тебя осталось?» Умеет выделять звуки в словах и складывать слова из звуков (какой первый звук в слове «дом»?, я тебе скажу звуки Ж,У,К – какое слово получится?). Знает много разных однородных понятий с обобщающими названиями: береза, осина – деревья, кошка, собака, свинья – домашние животные и т. д. Рисует разнообразные сюжеты, конструирует, лепит, делает аппликацию по предварительному замыслу (сначала говорит, что он делает, а потом выполняет задуманное). Слушая книги, начинает давать оценку действиям персонажей. Может ответить на вопрос, что ему нравится в этой книге, пластинке, мультфильме.

Речь: появляются сравнительные и превосходные степени прилагательных, разнообразные антонимы (не только «большой - маленький» и «хороший - плохой»), слова с высокой степенью обобщенности (счастье, здоровье, страх и т. д.), слова, передающие эмоциональное состояние (обидно, весело, завидно).

Моторика: прыгает через резиночку, попадает мячиком в неподвижную цель, удерживает равновесие, проходя по краю тротуара, отбивает мяч от пола, от стены, перепрыгивает небольшое препятствие.

Игра: играя один, становится «режиссером», то есть распределяет роли разных игрушек и взаимодействует, высказываясь за них. Играет в настольные игры с кубиком и фишками. Хорошо понимает правила подвижных игр («жарко – холодно», «день – ночь» и прочие).

Общение: становятся возможными коллективные игры с распределением ролей между детьми-сверстниками. Появляется покровительственное отношение к младшим детям, чувствует отношение к себе со стороны других детей и взрослых, тянется к более старшим детям.

Памятка для родителей

«Показатели нормального развития детей в возрасте от 6,5 до 7,5 лет»

Познавательная деятельность: знает имена-отчества родителей, дедушек, бабушек, знакомых, свое отчество. Понимает родственные связи (бабушка – мамина мама, дядя Витя – мамин брат). Начинает ориентироваться в городе: запоминает дорогу куда-либо после нескольких повторений этого пути, знает название своей остановки транспорта, близлежащих улиц. Знает названия месяцев, может сказать, какой сегодня день недели, месяц, какие праздники бывают зимой, весной. Помнит названия книг, которые ему читали, может ответить на вопрос, куда он ездил прошлым летом, в прошлые выходные. Начинает понимать время. Может запомнить слово, сам подбирая картинку, такую, которая напомнит слово и объяснит ему связь. Например, надо запомнить слово «пожар» - ребенок выбирает картинку с изображением газеты и объясняет «бумага хорошо горит». Может установить несколько таких связей, а через 40 минут по картинкам вспомнить слова. Может угадать предмет по признакам (зеленый, толстый, длинный овощ – огурец). Отличает форму слова от его содержания (какое слово длиннее – час или минута? змея или червячок). Сравнивает пары слов, называя не только различия, но и сходство (ромашка и одуванчик – это цветы, ромашка белая, а одуванчик желтый, у ромашки есть серединка, а у одуванчика нет и т. д.). Понимает сложные речевые конструкции «Саша пошел гулять после того, как посмотрел телевизор. Что Саша делал раньше – гулял или смотрел телевизор?». Устанавливает причинно-следственные связи и закономерности (Вова бросил в воду монетку – монетка утонула. Бросил гвоздик – он утонул. Мама сказала, что железные предметы тонут. Утонет ли маленькая железная кнопочка? Маша выглянула в окно и сказала – ночью был дождь. Что увидела на улице Маша?). Может подбирать слова на определенный звук, придумывать слова с заданным количеством звуков, делить слова на звуки К_А_Ш_А. Умеет складывать и считать в пределах 10. Может решать косвенные задачи (на ветке сидели птички. К ним прилетели еще 2 птички и всего стало 5 птичек. Сколько птичек сначала сидело на ветке?). Рисует, конструирует, лепит по условию, которое задает взрослый.

Речь: может рассказать о просмотренном спектакле, об увиденном в поезде, на утренниках в детском саду, о прошедшем дне, придумать рассказ по картинке и по серии картинок, рассказать знакомую сказку, придумать конец к начатой взрослым сказке, рассказать не только о действиях, но и о чувствах героя прочитанного рассказа. Может рассказать о своих планах.

Моторика: прыгает через скакалку, попадает в движущийся объект (компьютерные игры с пистолетом), катается на двухколесном велосипеде. Соединяет прямой линией точки, находящиеся на расстоянии 6-8 см друг от друга. Копирует орнаменты, сложные геометрические фигуры (трапеция, пятиугольник). Аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно менять силу нажима на карандаш (толстые и тонкие линии). Рисует по заданию взрослого палочки одинаковой высоты, копирует образцы (квадратики, кружочки), соблюдая размер. Может продолжить заданный орнамент, повторить контур «извилистой дорожки». Синхронно двумя руками приставляет каждый пальчик к большому пальцу.

Игра: становятся доступными настольные игры с правилами: домино, шашки, карты. Играет в школу, принимая на себя роль учителя.

Общение: легко включается в совместную игру с детьми, может договориться с партнером о совместных действиях, хорошо понимает указания не очень знакомых людей по организации какой-либо деятельности. В присутствии родителей может по существу отвечать на вопросы совсем незнакомых людей.

Навыки: может выполнять сложные инструкции (в левом верхнем ящике письменного стола в красной коробке лежат карандаши, принеси мне желтый). Разбивание инструкции на этапы: открой ящик стола, найди коробку и т. д. Не допускаются. Усваивает последовательность операций при выполнении простых бытовых действий
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей