Учитель-логопед Сарян А.А. МДОУ № 67Памятка ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИЖизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах и создается предметная среда, отвечающая развивающим целям, учитывающая интересы и потребности ребенка- дошкольника.
Предметно-развивающая среда должна быть представлена: духовным миром,
вводимым сферой общения, характером речи воспитателя, объектами и явлениями; живой и неживой природой; материальным миром предметов; произведениями искусства различных видов и жанров.
Необходимо учитывать принципы: активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.
Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинается с организации предметного окружения (в начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить»).
В середине учебного года дети вместе с
педагогом решают сделать перестановку в группе, и, может быть, это решение появится в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения. В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок, в котором обязательны новые книги, и педагог умело привлекает
внимание детей к ним.
Здесь могут быть представлены:
-различные журналы (не только детские, но и взрослые), рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
-Коллекции, что также является хорошим стимулом к общению;
-центр художественно-речевой деятельности (различные виды театров, а также продукты детского творчества-альбомы загадок, рассказов, сказок, стихов,
иллюстрации к рассказам, сказкам, сделанные детьми,-их можно использовать как диафильмы; большие коллективные работы в качестве декораций).
Правильно подобранное содержание предметно-развивающей среды по развитию речи способствует развитию, закреплению и совершенствованию речевых знаний, умений и навыков, которыми овладевает ребенок, играя ,и действуя самостоятельно.
Связная речь:-наборы предметных и сюжетных картин,
-серии сюжетных картин для рассказов разной сложности,
-изображения
сюжетные и предметные, вырезанные по контуру, для работы на фланелеграфе, картинное панно, наглядные схемы (для упр. в моделировании сюжета пересказываемого произведения,
-атрибуты, необходимые для игр-драматизаций,
-рисунки детей (на тему произведения для последующего составления рассказа),
-различные виды театров,
Лексический запас:-лото «Что забыл нарисовать художник» (предмет и его части);
-«Наши папы, наши мамы» (профессии людей);
«Большие и маленькие» (животные и их детеныши);
«Кто где живет?»;
«Домашний повар» (продукты питания);
-«Чей хвост, чья голова?»;
-«Скажи наоборот», «Вкусный сок», «Позови к себе слова», то есть лото или набор предметных картинок для решения различных задач;
-подбор эпитетов к предмету; узнавание по эпитетам предмета,
подбор к действиям предметаподбор объектов к действию, нюансы смысла слова (дом, домик, домище),
-объяснения слов, классификация предметов, раскрытие многозначности слов, расширение запаса синонимов и антонимов.
Звуковая культура речи:-игры для речевого дыхания;
-звучащие предметы (для развития фонематического восприятия и слуха);
-игры типа: «Подбери пару» (подбор двух предметных картинок с рифмующимися названиями предметов, на них изображенных), «Что лишнее?» (из четырех картинок выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: сом-ком-индюк-дом; «Цепочка слов», «Лото» (два слова, например, начинаются со звука Щ);
-предметные картинки на все группы звуков;
-сюжетные картинки (цель-указать предметы, изображенные на картинке, названия которых начинаются с определенного звука, например, С);
-«Подскажи Петрушке звук» (подобрать картинки к названным словам-паронимам: коза- коса, сок-сук и т.п.);
-«Собери слово» (предметная
картинка разрезана на столько частей, сколько слогов в предложенном слове: по-ми-дор);
Грамматический строй речи:-наборы сюжетных картинок для составления предложений разных моделей;
-наборы предметных картинок (опорных слов) для составления предложений;
-наборы парных картинок, лото;
-домино на понимание грамматических форм: категория числа существительных (шар-шары), род прилагательных (большой-большая), рода глаголов(Валя упал-Валя упала), вида и времени глаголов (рисует-нарисовал), понимание оттенков действия (входит, выходи, подходит), понимание падежных форм (Саша катает Зою, Зоя катает Сашу).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления:
наборы картинок с изображением геометрических форм и предметов, им соответствующих (круг-яблоко, часы, мяч, солнце);
-наборы предметных, сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими признаками;
-игры типа: «Угадай, что задумано» (один из участников описывает предмет, а остальные должны выбрать из ряда похожих изображений нужное);
-«Куда спряталась кукла?» (нахождение в игрушечной комнате спрятанной куклы с помощью плана этой комнаты, где указано место);
«Лабиринт» (ориентировка в лабиринте с помощью карты, которая указывает путь);
-«Бывает-не бывает» (сюжетные картинки).
Развитие графо-моторных навыков:-мозаика, пазлы, конструкторы, мелкие игрушки, разрезные картинки, бросовый материал (пуговицы, камушки, спички, крупы, бусы, проволока, нитки и т.п.);
-дорисовывание незаконченных рисунков,
дорисовывание рисунков с недостающими деталями, шаблоны с видами штриховки, трафареты, раскраски, рисование палочками на мокром песке, различные изображения, вырезанные из наждачной или бархатной бумаги.