Главная страница

Лынская М. Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика. Парадигма


Скачать 62.5 Kb.
НазваниеПарадигма
АнкорЛынская М. Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика.docx
Дата01.10.2017
Размер62.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛынская М. Сенсорно- интегративная артикуляционная гимнастика.do
ТипМетодическое пособие
#22992
страница1 из 4
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

МАРИАННА ЛЫНСКАЯ

СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Комплексы упражнений

для преодоления артикуляционной апраксии

у детей

Москва

ПАРАДИГМА

2016

УДК 376.1

ББК 74.3

Л88

Лынская М.И.

Л88 Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика:

Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста / М.И. Лынская. — М.: ПАРАДИГМА, 2016. - 28 с.
ISBN 978-5-4214-0040-0
Методическое пособие включает в себя обоснование и описание авторского метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики. Тематическое планирование позволяет включать комплексы в групповые и индивидуальные занятия в дошкольных учреждениях. Упражнения, представленные в книге, направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме, без использования зеркала (что особенно важно для детей с аутизмом), с опорой на базовые виды чувствительности. Пособие может использоваться родителями и логопедами, работающими с детьми, имеющими алалию, разные формы детского церебрального паралича и нарушения поведения.

УДК 376.1

ББК 743

ISBN 978-5-4214-0040-0 © Лынская М.И., 2015

© ПАРАДИГМА, 2015

© Оформление. ПАРАДИГМА,2015


СОДЕРЖАНИИЕ
Введение4

Организация проведения занятий5

Комплекс упражнений № 1 «Морская прогулка»11

Комплекс упражнений № 2 «Овощи и фрукты»12

Комплекс упражнений № 3 «Техномир»13

Комплекс упражнений № 4 «Сказочный мир»14

Комплекс упражнений № 5 «Ароматный мир»15

Комплекс упражнений № 6 «Что из чего?»16

Комплекс упражнений № 7 «Путешествие в лес»17

Комплекс упражнений № 8 «Поездка в деревню»18

Комплекс упражнений № 9 «Поварское дело»19

Комплекс упражнений № 10 «Лечебное дело»20

Комплекс упражнений № 11 «Комната страха»21

Комплекс упражнений № 12 «Домашний очаг»22

Комплекс упражнений № 13 «Цветные сны»23

Комплекс упражнений № 14 «Вспоминая традиции»24

Комплекс упражнений № 15 «Феи и пираты»25

Комплекс упражнений № 16 «Среда обитания»26

ВВЕДЕНИЕ
Артикуляционная гимнастика является необходимой составляющей любого логопедического занятия. В работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, она решает задачи формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции и др. Для детей с алалией с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии: ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых слов; становлению слогового ритма и пр. Зачастую детям младшего дошкольного возраста не интересны предлагаемые в литературе традиционные артикуляционные упражнения. Многие из них предназначены для детей более старшего возраста и используются на подготовительном этапе в работе по коррекции звукопроизношения. Мы предлагаем систему упражнений, направленных в первую очередь на преодоление апраксии. В зависимости от первоначальных возможностей детей, поначалу упражнения могут выполняться взрослыми перед детьми, затем детьми пассивно (с помощью взрослых), постепенно переходя к самостоятельному выполнению.

В пособии предлагаются комплексы игровых артикуляционных упражнений, представленных на основе тематического планирования с использованием продуманной системы визуализации, сенсорной интеграции, куклотерапии и сказкотерапии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ
Описанные комплексы могут использоваться как часть индивидуальных или групповых занятий, или же являться самостоятельными занятиями, т.к. при неоднократном повторении каждого упражнения на один комплекс уходит до 30 минут. Простота и отсутствие специализации позволяет использовать данные комплексы как с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для подготовки к школе, улучшения дикции, так и с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта и пр. В этих случаях, целью занятий с использованием данных комплексов будет общее улучшение речевых возможностей, подготовка к овладению навыками письма и чтения.

Поскольку автор пособия выступает адептом теории сенсорной интеграции, необходимым звеном каждого комплекса является «сенсорный поднос» — авторский игровой материал, использование которого позволяет:

— развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус; кроме того, сенсорный поднос становится игровым ландшафтом во время проведения сказкотерапевтического массажа;

— ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

— развить чувство эстетики и художественный вкус;

— обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

Сенсорный поднос представляет собой красивый поднос (желательно плетеный, деревянный или любой другой, сделанный из экологичных, фактурных материалов), на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства. Материалы подбираются в соответствии с тематикой комплекса. Пример одного из таких подносов представлен на обложке книги.

Перед началом каждого занятия ребенок должен получить «питание» в рамках индивидуальной «сенсорной диеты»

(сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов н развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы). Эти мероприятия могут включать в себя:

—- прием одного стакана воды, либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений (фруктового сока, ароматного чая и т.п.), в т.ч. с использованием бутылочки с соской;

— жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков и пр.;

— висение на руках или принятие положения вверх ногами;

— массаж языка и щек, чистка зубов с помощью виброщетки;

— «тактильный ввод», выполняемый родителями, тьютором и пр. в виде поглаживания/растирания рук, спины, щек, головы разнообразными мочалками, массажерами, кистями для макияжа и пр.

Ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения с помощью подобранных индивидуально эфирных масел.

Предлагаемые комплексы взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточный куклы (герой выбирается в соответствии с тематикой комплекса), создавая дополнительную мотивацию к занятиям.

Для детей, начиная с 4 лет, каждое упражнение необходимо выполнять более 3 раз, лучше используя дополнительную визуализацию в виде песочных часов, игрового кубика (например, «сделаем столько раз, сколько точек покажет кубик» или «будем выполнять, пока сыпется песок»). Также игровыми приемами для обеспечения нужного количества повторений упражнений могут стать:

— найти деревянные и т.п. цифры в сенсорных коробках (контейнерах с различными наполнителями). Найденная цифра означает количество повторений;

— повторить упражнение нужное количество раз, соответствующее цифре, написанной на ракушке, камне, яблоке и др. природном материале, находящемся в непрозрачно мешочке. Задача ребенка — достать предмет, узнать и выполнить упражнение;

— выловить шарик для настольного тенниса с помощью столовой ложки из воды, на шарике предварительно перманентным маркером написана цифра, обозначающая количество повторений;

  • использовать «пальцеход»: нажимать пальцем на пуговицу в ряду нашитых на лоскуток ткани; ракушку, наклеенную на картон и т.п.: выполнять упражнение столько раз, сколько элементов в «пальцеходе».

Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, эмоционально окрашенных речевых интенций используется визуализированная система поощрений и порицания. По результатам каждого занятия педагог показывает ребенку карточку определенного цвета:

— зеленую (в случае, если ребенок старался, не мешал проведению занятия, выполнил почти все упражнения);

— желтую (ребенок отказывался от выполнения заданий, мешал педагогу, но не на протяжении всего занятия, а иногда);

— красную (ребенок вел себя агрессивно: ругался, кусался, дрался, отбирал материал и пр.; отказался от выполнения упражнений, мешал педагогу) карточку.

Получение зеленой карточки также означает получение конфеты/любого другого лакомства. Получение желтой — половина лакомства, невозможность сделать его выбор, а предложение жестко регламентированного вида. Получение красной — отсутствие лакомства. Со временем взрослому станет легче регулировать поведение ребенка во время занятия за счет озвучивания: «Я злюсь, потому что мне мешает твой громкий голос. У тебя будет красная карточка» или «Посмотрите, как старается Таня, у нее будет зеленая карточка» .

Каждое занятие начинается и заканчивается коммуникационной потешкой/фольклорной игрой для создания общего настроя, привлечения внимания, сосредоточения на занятии и ритмизации деятельности. Например, детям предлагается выбрать из корзины мячик, покатать его в руках и по частям тела, приговаривая: «По кругу, по кругу наш мячик бежит. По кругу, по кругу бежит и спешит: на длинную руку спешит закатиться, на шею перекатиться...».

До начала занятия родителем или логопедом проводится классический массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры. Последовательность движений снизу вверх — от шеи ко лбу. Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц. Если логопедом определена необходимость расслабления мышц, то движения должны быть глубокими и медленными; если необходимо тонизирование мышц – быстрые и поверхностные. Выполняются следующие движения: поглаживание, разминание, перетирание, растягивание, вибрация, надавливание, поколачивание, пощипывание. Массаж всегда завершается Улаживанием. Язык массируется в основном продольными движениями от корня к кончику языка, по середине и с боков. Кончик языка массируется отдельно, ему уделяется наибольшее внимание, массируется круговыми движениями по часовой стрелке. Губы массируются в направлении от центра к углам. Традиционные схемы логопедического массажа описаны во многих методических пособиях, мы не ставили перед собой цель освещать их в этом издании.

Также рекомендуем сочетать проведение артикуляционной гимнастики с «прищепочным массажем» (ДедюхинаГ.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д.). Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток головного мозга. Продолжительность процедуры: от 3 до 10 минут, по следующей схеме: 1-3 дни — большой палец; 4-6 дни — большой и указательный пальцы; 7-9 дни — большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются до минимальных по этой же схеме. Для массажа используются прищепки разных цветов и форм.

По окончанию комплекса активных упражнений проводится игровой массаж и рассказывается сказка (вариативно: с использованием игровых фигурок и сенсорного подноса в качестве игрового ландшафта). Игровой массаж — это разнообразные движения в соответствии с текстом. Например, нажимание кулаками по спине ребенка — «слон идет», волнообразные движения — «море волнуется» и пр. Подобные массажи можно найти у Е. Железновой или в книге М. Серебряковой «Игровые массажики и весёлые раскраски». Эти массажики способствуют развитию воображения, игрового взаимодействия со взрослым, тактильного и проприорецептивного восприятия и, конечно, речи.

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе. Основываясь на принципах сенсорной интеграции, артикуляционные упражнения мы рекомендуем проводить:

  • сидя на большом мяче (фитболе);

  • сидя на балансировочной табуретке с одной ножкой, стоя на балансировочном диске;

  • Динамические артикуляционные упражнения выполнять на качелях.

3а счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. При этом, если ребенок может осуществлять дополнительный контроль с помощью зеркала, это стоит сделать. Однако работа с зеркалом не возможна для детей с аутичным спектром, с такими детьми использование сенсорно-интегративной гимнастики порой становится единственно возможным способом для проведения упражнений.

Таким образом, развитие сенсорной интеграции во время занятий обеспечивается:

— упражнениями из «сенсорной диеты»;

— игровым взаимодействием с сенсорными подносами;

— проведением игровых массажиков;

— использованием материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства (продуктов питания, специй). Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

В качестве завершающего занятие игрового упражнения можно использовать тематические свечи для задувания.

Таким образом, выполняя упражнения из предложенных комплексов, решаются следующие задачи:

— активизируется небно-глоточное смыкание, что способствует устранению гиперназализации;

— растягивается подъязычная складка («уздечка») языка, позволяя выполнять артикуляционные движения с большей амплитудой;

— дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха;

— улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует улучшению четкости произношения;

  • повышается качество обратной связи от артикуляционных органов, что способствует преодолению апраксии.

Весь материал для проведения занятий индивидуален, перед началом занятия проходит санитарно-гигиеническую обработку с помощью специализированных средств для обработки логопедических зондов, а также в стерилизационном оборудовании.

Обращаем внимание, что предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой нарушенных звуков. Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука, описанные в других методических пособиях.

Комплекс упражнений № 1

«Морская прогулка»

Во время занятия целесообразно включение аудиозаписи с моря, а в качестве поощрения можно использовать шоколадные конфеты в виде морских обитателей или ракушек.

Актуализируемый образ/Дополнительная задача

Действие

Необходимые

материалы

Удержание русалки за хвост

Губами удержать веточку укропа

Ветки укропа в маленькой вазочке

Моллюски, выползающие из ракушек

Облизывание крупных ракушек с разной поверхностью

Морские раковины

Тризубец Тритона

Покалывание языка вилкой

Одноразовые вилочки по количеству детей

Проверяем надежность спасательных кругов

Жевать прорезыватели и трейнеры

Трейнеры чуви-табс, резиновые груши, ложки- прорезыватели и пр.

Поднятие на волнах морской пены

Выталкивание марлевой салфетки языком из-за щеки

Марлевые салфетки

Обстрел пиратского корабля

Оплевывание с губ и/или кончика языка горошин душистого перца

Душистый перец горошком

Открытие бутылки с посланием

Выплевывание бутылочной пробки, зажатой между губами

Пробки по количеству детей

Качание корабля по волнам

Поднятие языком бусины по нитке

Бусины на вощеных или замшевых шнурах

Морская вода

Глотание капелек соленой воды из пипетки на корень языка

Пузырьки с соленой водой и пипетки

Подзорная труба

Поочередное закрывание глаз




Раздуваем паруса у кораблей

Дуть на белые бумажные салфетки

Бумажные салфетки по количеству детей

Разгонять тучи над морем

Сдувать голубые ватки с ладоней, не надувая щеки

Голубые ватные шарики

Встреча двух кораблей

Дутье в губную гармошку: вдох и выдох на одной ноте, не отрывая рот от поверхности гармошки для обеспечения массажа голосовых складок

Губные гармошки

  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом