Комплекс упражнений №12
«Домашний очаг»
Занятие предполагает знакомство детей с предметами быта: для детей постарше рекомендуется проводить упражнения в сочетании с короткими рассказами об истории и назначении вещей; для детей помладше, а также для детей с алалией дополнительной задачей занятия является актуализация простых слов.
Актуализируемый образ/Дополнительная задача
|
Действие
| Необходимые
материалы
| Нитки (ребенок самостоятельно отматывает отрезок нити от клубка)
| Проведение языком слева направо, снизу вверх по отрезку нити
| Клубок ниток
| Щетка
| Растирание зубной щеткой с вибрацией губ и языка
| Зубная щетка с вибрацией
| Кубик
| Перекатывание можжевелового игрального кубика от щеки к щеке, не открывая рта
| Можжевеловые игральные кубики
| Ложка
| Слизывание капель воды с вогнутой поверхности можжевеловой ложки
| Можжевеловые ложки, вода
| Фен
| Вдох через нос, выдох на волосы маленьких кукол
| Маленькие куклы с длинными волосами
| Утюг
| Проведение по языку в направлении от корня к кончику железным шпателем
| Железный шпатель
| Катушка
| Удержание губами деревянной катушки из-под ниток
| Деревянные катушки от ниток
| Бигуди
| Удержание языком тонких бигуди на верхней губе
| Тонкие пластиковые бигуди
| Расческа
| Проведение языком слева направо и снизу вверх по зубчатой части деревянного гребня
| Деревянный гребень
| Пузырёк
| Просовывание кончика языка в узкое горлышко маленького пузырька —вдох носом, выдох _ ртом в горлышко пузырька
| Стеклянный пузырёк
| Карандаш
| Удержание карандаша на языке, загибая его вверх к носу
| Карандаш с гранями
| Вата
| Вдох носом, выдох ртом, вдыхая слабый аромат эфирного масла
| Ватный тампон с эфирным маслом мяты
|
Комплекс упражнений №13
«Цветные сны»
На занятии используется сенсорный поднос, включающий материалы, расположенные в соответствии с цветами радуги. Материал для упражнений забирается с подноса.
Актуализируемый образ/ Дополни - тельная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Красный цвет в радуге
| Перекатывание языком мелких помидоров черри от одной щеки к другой, не открывая рта
| Помидоры черри
| Кислая клюква – сладкая малина
| Улыбнуться в момент демонстрации малины – наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации клюквы
| Ягоды клюквы и малины
| Оранжевый цвет в радуге
| Облизывание колец апельсина по кругу по часовой стрелке и против, не двигая головой (взрослый фиксирует голову ребенка сзади)
| Кольца апельсина
| Кислый лимон — сладкий апельсин
| Улыбнуться в момент демонстрации апельсина — наморщить лоб, растянуть губы в улыбке в момент демонстрации лимона
| Апельсин и лимон
| Желтый цвет в радуге
| Сплевывание с кончика языка зерен кукурузы — проведение языком вверх-вниз по початку кукурузы
| Кукуруза целая, зерна кукурузы
| Зленый цвет в радуге
| Вдох носом (вдохнуть аромат), выдох ртом на листья мяты, базилика, шалфея
| Листья мяты, зеленого базилика, шалфея
| Разная капуста
| Проведение языком слева направо по соцветиям капусты брокколи — перекатывание внутри рта маленькой брюссельской капусты — втягивание в рот морской капусты
| Соцветия капусты брокколи, мелкая брюссельская капуста, соленая морская капуста
| Голубой цвет в радуге
| Носом вдыхать аромат сезонных цветов голубого цвета, выдох ртом на их соцветия
| Цветы голубого цвета по сезону
| Синий цвет в радуге
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на синих бабочек, вырезанных из бумаги
| Синие бабочки, вырезанные из бумаги
| Фиолетовый цвет в радуге
| Облизывание по кругу щеток аметиста
| Щетки аметиста
| Слива и чернослив
| Надуть щеки при демонстрации сливы, втянуть щеки внутрь рта при демонстрации чернослива
| Фиолетовая слива и чернослив
|
Комплекс упражнений № 14
«Вспоминая традиции»
Проведение занятия желательно предварить демонстрацией презентации с коротким рассказом о значении тех или иных традиций разных народов, а также сочетать с организацией коммуникативного занятия по этой теме.
Актуализируемый образ/ Дополни - тельная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Лыковая Маслица
| Удержание тонкого мотка из лыка языком, загнутым к носу
| Моток из лыка, туго перевязанный нитками
| Каравай
| Откусывание куска от фигурной булки — перекатывание соленого хлебного комочка от щеки к щеке внутри рта, не открывая рта
| Фигурная булка с украшениями, хлебные комочки, обвалянные в соли
| Бразильский карнавал
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на «метелочки» от соломинок для коктейля
| Трубочки для коктейля с блестящим дождиком
| Французский десерт
| Перекатывание внутри рта кубика твердого сыра от щеки к щеке
| Кубики твердого сыра
| Китайская чайная церемония
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на ароматный чай — полоскание горла чаем
| Ароматный зеленый чай в пиалах
| Русские ремесла — хохлома
| Слизывание капель воды с вогнутой поверхности ложек
| Ложки, расписанные в технике хохломы
| Русские ремесла — гжель
| Вдох носом, выдох ртом в гжелевую свистульку
| Свистулька из гжелевого фарфора
| Гончарный круг
| Облизывание по кругу глиняного блюдца, обмазанного сладким вареньем
| Глиняные блюдца с вареньем
| Русские Петушки
| Облизывание петушка на палочке, удерживаемого взрос дым ни тиком расстоянии ото рта, чтобы ребенку приходи лось тянуться к конфете нам 1 ком
| Петушок на палочке
| Костер Иван Купала
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на горящую свечу, находящуюся на расстоянии 20 см
| Фигурные свечи
|
Комплекс упражнений № 15
«Феи и пираты»
Актуализируемый образ/Дополни-тельная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Бусы для фей
| Касание кончиком языка бусинок на бусах из разных материалов
| Бусы из жемчуга, кораллов, янтаря
| Бутылки с посланиями
| Просовывание кончика языка в узкое горлышко маленького пузырька — вдох носом, выдох ртом в горлышко пузырька
| Стеклянный пузырёк
| Бочки с порохом
| Удержание губами пластиковых контейнеров от шоколадных яиц
| Пластиковые контейнеры от шоколадных яиц
| Сокровища пиратов
| Облизывание по кругу щеток от аметиста, цитрина, бирюзы
| Щетки аметиста, цитрина, бирюзы
| Злые и добрые пираты
| Примеряя бутафорские усы на палочке, хмурить лоб и улыбаться
| Бутафорские усы на палочке
| Волшебство фей
| Вдох носом, на выдохе выдувать мыльные пузыри
| Мыльные пузыри
| Пиратские песни
| Вдох носом, на выдохе произносить звук «а» разным тембром
|
| Одноглазый пират
| Поочередное зажмуривание глаз
|
| Волшебные палочки
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на ветерок или дождик на трубочках для коктейля
| Трубочки для коктейля с ветерком или дождиком
| Волшебная пыль
| Вдох носом, выдох на разноцветное конфетти
| Разноцветное конфетти
| Крылья фей
| Вдох носом, выдох на кусочки прозрачной органзы
| Куски разноцветной органзы
| Пушечные ядра
| Сплевывание с кончика языка горошин душистого перца
| Душистый перец горошком
| Комплекс упражнений № 16
«Среда обитания»
Актуализируемый образ/ Дополни - тельная задача
| Действие
| Необходимые материалы
| Север и белые медведя
| Проведение по губам кусочками льда
| Кусочки льда развой формы
| Бревнышко в лесу
| Удержание палочки корицы на верхней губе, поднятой к носу
| Палочки корицы
| Волк в лесу
| Выполняем «оскал»: улыбнуться, обнажив все зубы, приоткрыть рот
|
| Облака в небе
| Вдох носом, выдох через сомкнутые губы на белые ватные шарики
| Ватные шарики
| Белочка на дереве
| Поднятие кончиком языка бусинки, одетой на шнурок
| Шнурок с бусиной диаметром 0,5-1 см
| Орешек в дупле
| Перекатывание некрупного грецкого ореха от щеки к щеке
| Некрупный грецкий орех в скорлупе
| Пещера дикобраза
| Покалывание вилкой языка в направлении от корня к кончику по средней линии и боковым краям
| Десертные вилки
| Запасы на зиму
| Сплевывание с кончика языка семян кардамона и бутонов гвоздики
| Семена кардамона и бутоны гвоздики
| Ракушки из моря
| Облизывание языком ракушек разных форм
| Ракушки разной формы
| Болото
| Облизывание по кругу желе, залитого в пиалы
| Желе разных цветов, застывшее в пиалах
| Гриб в лесу
| Прижать круглой конфетой на палочке язык к небу
| Круглая конфета на палочке
|
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. В помощь родителям. — М.: В. Секачёв, 2012. — 46 с.
Дедюхина Г.В., Яньшина ТА., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М.: «Гном- Пресс», 1999.
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. — СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс», 2012. —112 с.
Кэрол Сток Крановиц. Разбалансированный ребенок. — СПб: «Редактор», 2012.
Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. — М.: Логомаг, 2015.
Учебное издание Лынская Марианна Ильинична
СЕНСОРНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Комплексы упражнений
для преодоления артикуляционной апраксии
у детей Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная.
Уел. печ. л. 1,75. Тираж 3000 экз. Заказ № 7432. ООО «Юкод»
115598, Москва, ул. Липецкая, д. 13, оф. 41.
Тел. 8-495-755-64-26
www. paradigma-books.ru. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |