Главная страница

Тема 1 эксперимент (исправлен). Патофизиологический эксперимент


Скачать 44.5 Kb.
НазваниеПатофизиологический эксперимент
АнкорТема 1 эксперимент (исправлен).doc
Дата26.09.2017
Размер44.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТема 1 эксперимент (исправлен).doc
ТипДокументы
#19940
Каталог

Тема 1. Патофизиологический эксперимент.
1. задачи патофизиологии.

Патофизиология выделилась из общей патологии в начале 20 века. Патофизиология изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения патологических процессов, болезней, состояний и ре­акций. Формулирует методы и принципы их выявления (диагностика), лечения и профилактики. Она разрабатывает учение о болезни и больном организме.

2. В данной науке используются биохимические, физиологические, иммунологические, биофизические, генетические и биологические методы и подходы. Например, первая теория воспаления (Р.Вирхов) базировалась всецело на морфологических методах и данных. Далее Ю.Конгейм дополнил и развил ее путем классического использования физиологических опытов. И.И.Мечников создал новое направление в учении о воспалении, вообще не будучи врачом и пользуясь методами и подходами эволюционной биологии. Г.Шаде обогатил эту теорию данными, получеными с помощью физико-химических измерений о очаге воспаления. К.Дюв, чтобы открыть участвующие в воспалении лизосомы и пероксисомы, действовал методами электронной микроскопии. Однако кажущаяся методическая разрозненность привела к идейной стройности и единству современной теории воспаления, поскольку эти ученые, действуя методами разных наук, фактически создали патофизиологическое знание. Несмотря на различие в методах, все они были патофизиологами. Во-первых, потому, что их интересовали одни и теже патофизиологические вопросы, а именно – с помощью каких механизмов, почему и для чего изменяется жизнедеятельность поврежденных тканей. Во-вторых, и это главное – все они применяли методики различных наук в условиях эксперимента, исскуственно изменяя состояние организма или его составных частей и регистрируя последствия этого. Исходя из сказанного - 0СН0ВНЫМ объектом изучения является болезнь, а методом - патофизиологический эксперимент (вос­произведение болезни у животных, изучение данной болезни и перенос полученных данных в клинику). Он позволяет наблюдать развитие пат.процесса от начала до конца. В эксперименте возможно изучение новых лекар­ственных средств.

Для изучения применяются следующие методики:

  1. метод выключения - удаление или выключение из функционирования определенных органов (хирургически или каким-либо другим методом). Особенно эффективен при изучении эндокринных нару­шений - удаление поджелудочной железы показало, что СД связан с гипофункцией ее островкового аппарата.

  2. метод раздражения - вызываются изменения функций органов или систем, так раздражая симпатичекие нервы, можно вызвать сужение артерий.

  3. введение в организм различных веществ (ферментов, гормонов, антител, тканей, органов).

  4. метод изолированных тканей и органов (если животное было сенсибилизировано антигеном, то можно вызвать анафилактическую реакцию и на изолированной кишке).

5.) метод сравнительной патологии (эволюция формирования патпроцессов), этот метод разработан

Мечниковым, на основе изучения воспаления и невосприимчивости к инфекции.

Эксперименты, применяемые в патофизиологических исследованиях, можно условно разделить на аналитические и синтетические, острые и хронические. Синтетические проводятся, как правило, in vivo. При аналитических экспериментах, наоборот, из болезни как целостного явления вычленяется какой-то компонент, часть, механизм – и он воспроизводится, чаще всего, in vitro.

3.Самостоятельной наукой патофизиология стала в 19веке. Первая самостоятельная кафедра открыта в 1869г. Особое значение приобрели три основные школы. Одна из них Пашутина сначала в Казани, а затем переместилась в Петербург. Пашутиным был написан первый учебник по общей патологии, он занимался вопросами обмена веществ, создал первую научную школу патофизиологии. Одновременно с ним в Москве Фохт создал свою школу на базе кафедры. Он развивал вопросы патологии сердца и сосудов, вопросы эмболии. На Украине сформировалась третья школа патофизиологов под руководством Подвысоцкого. Они занимались вопросами природы опухолей, инфекционной патологией, дав тем самым развитие основам микробиологии и эпидемиологии. Его ученики (Богомолец, Аничков) изучали вопросы иммунизации вакциной убитого холерного вибриона, вопросы эндокринологии, старения, переливания крови.

4. Патофизиология изучает основные закономерности возникновения, развития и исхода болезни. Она делится на три части: - общая нозология (общее учение о болезни), где выясняется два вопроса - почему возникла болезнь и механизм ее развития. Вторая часть - типические патологические процессы, лежащие в основе многих заболеваний: нарушение обмена веществ, воспаление, гипоксия, лихорадка и др. третья часть - частная патофизиология - нарушения в отдельных органах и системах. Все эти составляющие неразрывно связаны друг с другом, и изучение патофизиологии должно обязательно включать все эти компоненты, нельзя не зная определения болезни, ее механизмов изучать патологический процесс, а не зная основ-механизмов типических патологических процессов невозможно понять как протекают отдельные болезненные процессы.

5.Патофизиология тесно связана с дисциплинами предшествующими ей: анатомией, биологией, биохимей, физиологией. Хотя и не всегда можно связать морфологические изменения с функциональными, патофизиология связана очень близко с патанатомией. Различия заключаются не в предмете, а в методе: патофизиологическое знание добывается путем эксперимента, а патологоанатомическое, в основном, путем наблюдения естественных картин, возникающих при болезни в органах и тканях. Патофизиологи изучают чаще прижизненные процессы в организме, патологоанатомы уделяют пристальное внимание посмертным изменениям. Патофизиология является основой клинического мышления для таких практических дисциплин как терапия и хирургия, фармакология, она дает возможность разрабатывать и эффективнее применять методики лечения больных.

6. Патофизиологический эксперимент имеет свои этапы:

- подготовка вопроса, выработка гипотезы на которую в результате хочет получить ответ исследующий;
- выбор методики, которая будет наиболее точно отражать поставленную задачу и обеспечение соответвующего контроля за ней. Например, группа испытуемых и контрольная (здоровые люди того же возраста, пола, соцусловий).
- планирование эксперимента: нужно учитывать особенности биологического организма, его органов и систем, находящиеся в динамическом взаимодействии. Нужно вносить коррективы на влияние внешней среды, наследственность, принадлежность к определенным группам.
- обработка данных, полученных в эксперименте - оцениваются результаты регистрации функций организма, морфологические, биохимические исследования сред и тканей организма. Далее материал под­ергается обработке, устанавливаются средние величины, отклонения, различия величин и достоверность.

7. стадии эксперимента складываются из:

- изучение показателей жизнедеятельности исходно - измерение функциональных данных (АД, ЧСС,

ЭКГ и др.), биохимических (белковый спектр, электролиты крови и др.). у животных фиксируются исходные (а не нормальные) данные, потому что подготовка эксперимента, новые условия пребывания, ухода и тд, уже не являются физиологичными для данного вида животных.
- моделирование патпроцесса и его изучение в динамике (используя все доступные современные методики исследований). Воспроизводятся все стадии эксперимента, проводятся измерение и фиксация всех показателей, производится забор материалов для исследования, выполняются все манипуляции.
- поиски рациональной патогенетической терапии данного процесса. Происходит подбор в введение лечебных препаратов, сывороток, учитывается динамика состояния, проводится коррекция и анализ эффективности терапии.

8. под этиотропной терапией и профилактикой понимают выявление и устранение причины и условия болезни (патологического состояния) и мероприятия, проводимые для предотвращения ее развития. Например, антибиотики при инфекциях, остановка кровотечения при повреждении сосуда. патогенетическая терапия - прерывание и(ли) снижение эффективности механизмов повреждения и активизация адаптационных реакций и процессов. Например, антигистаминные препараты при аллергии, и же можно указать заместительную терапию при отсутствии или снижении определенных веществ (гормоны, ферменты, витамины).

симптоматическая терапия - воздействие на определенные механизмы для облегчения состояния больного, не влияющие на возникновение и развитие болезни. Например, обезболивание при травме.
На примере опыта можно привести пример: введение гистамина моделирует анафилактический шок. этиотропной в данном случае будет антигистаминная терапия, но действие препаратов развивается через несколько часов. Гистамин вызывает вазодилятацию и усиление проницаемости сосудистого русла выход жидкости в интерстиций. Симптоматическим будет введение сосудосуживающих (адреналин), эго эффект может провоцировать еще больший отек интерстиция и усиление гипоксии тканей, патогенетическим лечением будет введение осмотических растворов, которые повышают давление, уменьшают отек, за счет перехода из интерстиция жидкости в сосудистое русло, улучшают оксигенацию.
перейти в каталог файлов
связь с админом