Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Патриотичекое воспитание Семёнова О.В.. Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Автор доклада Ольга Викторовна Семёнова, старший воспитатель мадоу 20 Дружный хоровод


НазваниеПатриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья Автор доклада Ольга Викторовна Семёнова, старший воспитатель мадоу 20 Дружный хоровод
Дата14.10.2019
Размер51 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПатриотичекое воспитание Семёнова О.В..doc
ТипДоклад
#64241
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей


«Патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Автор доклада: Ольга Викторовна Семёнова,

старший воспитатель

МАДОУ №20 «Дружный хоровод»,

г. Северодвинск Архангельской области
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в целом. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» можно найти в словаре С.И. Ожегова. Он считает, что патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу. Любовь к родному краю, родной речи, родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему–то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле.

Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края. Это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги и родители.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводится педагогами с учётом умственных возможностей дошкольников. При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности, а также принимать во внимание и характер их мышления.

Воспитание любви к Родине у ребёнка – дошкольника начинается с отношения к семье, близким: матери, отцу, бабушке, дедушке. Нашу группу посещают дети со сниженным интеллектом. В ходе работы с этими детьми мы не раз наблюдали проблемы в стиле взаимоотношений между ними и их родителями, в результате которых наблюдался конфликтный характер общения, недопонимание друг друга. При рождении в семье ребёнка с отклонениями в развитии, родители сталкиваются с тяжёлыми и неожиданными проблемами. Мать, ухаживая за ребёнком с момента рождения, органически чувствует его беспомощность и любит малыша независимо от его состояния. Отец больше поглощён мыслями, каким вырастет его ребёнок. Возникает много конфликтов в семье, начинаются взаимные обвинения друг друга в случившемся: ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Родители, как правило, начинают стесняться своего ребёнка и замыкаются на своём несчастье. Всё это невольно приводит к стрессовой ситуации внутри семьи.

Родителям необходимо понять, что дети с нарушением интеллекта особенные, своеобразные, отличающиеся от своих сверстников. Они растут, как правило, ослабленными, нервными, раздражительными. У них отсутствует интерес к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте практически не возникает. Они совершенно не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у этих детей резко снижена, часто наблюдаются грубые нарушения со всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Движения детей с ограниченными возможностями, как правило, неуклюжи, не координированы, их точность и темп нарушены. Но, несмотря на всё это, они могут добиться определённых результатов в жизни. Для этого необходимо попытаться их понять, перестать их опекать и оберегать от окружающего мира.

Для того, чтобы помочь родителям наладить контакт со своими детьми, сгладить конфликтные ситуации, а также адаптироваться к окружающей жизни, мы разработали проект по патриотическому воспитанию «Ребёнок – семья – детский сад». В центре идеальной модели нашего проекта находился ребёнок, его родители и сотрудники нашего дошкольного учреждения, которые несли ответственность за воспитание и развитие ребёнка, а также оказывали необходимую помощь родителям в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей.

Работа по данному проекту проводилась по двум блокам:
«Я сам».
  • «Я и другие».
    Цель всей нашей деятельности – воспитание у дошкольников уважения к окружающим и близким людям. Проект базировался на тематическом планировании изучаемого материала, программы по нравственному воспитанию «Доброта», которые способствовали эффективному усвоению детьми знаний о самом себе, своих отличительных особенностях, составе своей семьи, работниках ДОУ. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную картину людей из ближайшего окружения ребёнка.

    Знакомство малыша с самим собой происходило через наблюдения за сверстниками, рассматривание себя в зеркало, беседы, занятия, дидактические игры и игры с образными игрушками, чтение художественной литературы. Также дети в соответствии со своими возможностями принимали участие в номерах художественной самодеятельности для младших дошкольников и для родителей. Сотрудниками группы были организованы выставки детских работ. Всё это позволило нашим воспитанникам почувствовать себя полноправными участниками всех мероприятий группы и сада в целом, осознать свою значимость и необходимость.

    При ознакомлении детей с членами своей семьи мы делали упор на рассматривание семейных фотографий, фотоальбомов, которые использовались на занятиях по развитию речи, сенсорному воспитанию, математике, изодеятельности. У дошкольников воспитывались гуманные отношения к близким, уточнялись представления об именах своих родственников (папы, мамы, дедушки, бабушки, сестры, брата), о семейных историях. Вся работа была построена на совместной деятельности взрослого с ребёнком. Особый интерес у детей и их родителей вызвало совместное выполнение домашнего задания по придумыванию эмблемы своей семьи, а также участие в весёлой спартакиаде, осенней ярмарке по изготовлению работ из природного материала.

    Детский сад – это, то место, где ребёнок проводит большую часть времени. Для того чтобы дошкольный период запомнился на всю жизнь, необходимо формировать представления о дошкольном учреждении, как об общем доме для детей и взрослых. В связи с этим мы разработали серию занятий на темы: «Что такое детский сад?», «Кто работает в детском саду?», «Путешествие по детскому саду», «Кто с кем дружит» и др.

    Знакомство с работниками детского сада происходило через наблюдения за трудом взрослых, экскурсии, совместную трудовую деятельность с дворником, выполнение посильных поручений, данных младшим воспитателем и др. Формирование взаимоотношений между младшими и старшими дошкольниками как внутри группы, так и между группами, строилось на основе оказания помощи малышам, изготовления для них подарков, показа концертов, оформления выставки работ. Совместно с родителями были оформлены «Уголки настроения», «Доска желания», «Звезда дня» и т.д.

    Вся работа по данному проекту проводилась как в специально организованной педагогом деятельности с детьми – на занятиях, так и в свободной деятельности через дидактические игры, беседы, наблюдения, целевые прогулки, чтение художественной литературы, через сюжетно – ролевые игры, которые также способствовали решению задач патриотического воспитания. В этих играх дети применяли и закрепляли полученные знания о выполняемой работе сотрудников детского сада и функциях членов семьи.

    Работа, построенная на основе проекта «Ребёнок – семья – детский сад» вызвала большой интерес и эмоциональный отклик со стороны детей и родителей. Они стали более активными, быстрее откликаться на просьбу воспитателей о помощи, проявлять больший интерес к жизни группы, заметно изменился стиль общения между сотрудниками группы, сада и родителями. Исчезли капризы детей по поводу прихода в детский сад в утренние часы, изменилось настроение детей и родителей в целом в положительную сторону.

    Таким образом, детский сад стал любимым и желанным для детей и их родителей. Они стали полноправными участниками всех групповых мероприятий, жизни ДОУ. Постепенно мы подводили ребёнка к пониманию того, что он – частица большого коллектива, формировали у дошкольников представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

    Работа по данному проекту будет продолжаться и углубляться. В дальнейшем мы планируем добавить такие блоки работы, как «Мой дом – моё жилище», «Моя улица», «Мой город».

    Список литературы.
    Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  • Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  • Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  • Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  • Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  • Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей