Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Печатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и риса лоиро


Скачать 14.43 Mb.
НазваниеПечатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и риса лоиро
АнкорA_I_Burenina_Ritmicheskaya_mozaika.doc
Дата15.10.2017
Размер14.43 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаA_I_Burenina_Ritmicheskaya_mozaika.doc
ТипПояснительная записка
#29069
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7







Печатается по решению кафедры теории и практики дошкольного и начального школьного образования и РИСа ЛОИРО

Научный редактор: проректор по научно-методической работе ЛОИРО, канд. лед. наук, доцент, В.П. Коряковцев

Рецензенты:

кандидат педагогических наук, профессор Д.И. Воробьева, доктор психологических наук, профессор Г.С. Сухобская, доктор искусствоведения, профессор М.Л. Космовская.

Буренина А. И.

Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошколь­ного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предпо­лагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и к творчеству, а также разработанный автором практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций, апро­бированных в опыте работы педагогов Ленинградской области, С—Петербурга, Москвы и других регионов России.

"Ритмическая мозаика" включается составной частью в программу Д.И.Воробьевой "Гармония развития", вместе с тем, являясь оригинальной авторской разработкой, она может быть использована и как самостоятельная программа.

Адресовано данное издание музыкальным руководителям дошкольных учреждений, инструкторам по физическому воспитанию, руководителям детских хореографических студий, преподавателям педагогических колледжей, учителям, воспитателям и другим специалистам.

Содержание

Предисловие ко второму изданию 5

Пояснительная записка 6

Содержание работы по музыкально-ритмическому

воспитанию детей 10

Совершенстование умений педагогов 22

Требования к подбору музыки 24

Требования к подбору движений 25

Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений ... 26

Контроль за самочувствием детей 27

Организация общения педагога с детьми 27

Методические рекомендации к реализации программы "Ритмическая мозаика"

Методика организации педагогического процесса 30

Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений 35

Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях 37

Использование музыкально-ритмических композиций

в различных формах организации педагогического процесса 39

Послесловие , 42

Приложение 1

  1. Музыкально-ритмические композиции первого уровня сложности 43

  2. Музыкально-ритмические композиции второго уровня сложности 57

  3. Музыкально-ритмические композиции третьего уровня сложности 83

Приложение 2

В помощь к планированию содержания работы по ритмопластике 184

Приложение 3

Карта диагностики уровня музыкального

и психомоторного развития ребенка 188

Приложение 4

Материалы к развитию импровизации

в процессе театрализованной 191

Приложение 5

Ноты 199

Список музыкально-ритмических композициий 218

Список нот к танцам и сказке "Муха-Цокотуха" 219

Литература 220

ния композиций исправлены и дополнены методическими рекомендациями к исполь­зованию в работе с детьми.

Учитывая запросы слушателей курсов повышения квалификации и участников семинаров по ритмической пластике, автором дополнены методические приложе­ния по планированию работы с детьми.

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал при­оритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ­ной эффект развития.

Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы "Рит­мическая мозаика", которая, на наш взгляд, является универсальной, — психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сфор­мировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, "трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени­ях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, на­сыщаться им и согласовывать с ним свой быт"*.

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо­кое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре­менном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по "законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: "От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсо­лютной красоте"**.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эми­лем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала

* Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М., 1993. ** Там же.

известна во многих странах Европы и в России под названием "метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, "с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем "мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует "более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен "приносить детям ра­дость, иначе он теряет половину своей цены"*.

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как осно­ву именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учени­ков и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Рос­сийские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-рит­мического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педа­гогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художествен­ного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение заня­тий ритмикой**.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н.Г.Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, системати­зировали практический материал.

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Е.В.Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребенок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказыва­ющих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также раз­рабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возрас­та (эти материалы были включены в раздел "Музыкально-ритмическое воспитание детей" типовой программы).

* Далькроз Э.Жак. Ритм // Театр и искусство. — 1922. — С.37.

** Россихина В.П. Н.ГАнександрова и ритмика Далькроза в нашей стране // Из прошлого советской музыкальной культуры. — Вып. 3 — М., 1982. — С.238-270.

Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последо­вателей легли в основу и нашей системы занятий по ритмической пластике.

Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обнов­лять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его современной музы­кой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал — например, "Танец снежинок" на музыку А.Жилина или "Пар­ную пляску" на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой програм­мы), как бы хороши они ни были. Да, действительно, педагоги постоянно нуждают­ся в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара — это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного бага­жа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможно­сти конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая прак­тический материал, мы советуем использовать его творчески, адаптируя к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы сам педагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих воспитанников (однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль).

Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование професси­онализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление инди­видуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особен­ность данной программы.

Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровож­дения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосред­ственном, "живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как сво­бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-клас­сиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" му­зыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания пе­дагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточ­ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и пси­хомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим пси­хотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, под-

вижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ­ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан­ного владения телом.

Итак, коротко рассмотрев основы предлагаемой программы, еще раз обра­тимся к самому названию, определению ведущего вида деятельности. Почему "Рит­мическая пластика", а не "Римическая гимнастика", как у Жака Далькроза, не "Аэробика" — как у Д.Фонды, не "Музыкальное движение" — как у С.Д.Рудне­вой, Н.А.Ветлугиной и др.?

Отвечая на этот вопрос, мы хотим подчеркнуть еще одну особенность данной системы, включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хоре­ографии, пантомимы, ритмики и др.), доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста (а также педагогам, не имеющим профессиональной подготов­ки в области художественного движения и хореографии). В энциклопедии "Балет" ритмическая пластика характеризуется как "свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика". Там же указывается, что современный ритмический танец является "результатом взаимодействия ритмического танца, по­рожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан. В нем органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внут­ренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организа­цию движений, и свобода пластической разработки, которая не связана с какой — либо танцевальной традицией"*.

Мы полагаем, что разработанный нами программый материал (музыкально-ритмические композиции) соответствует этим положениям. Разнообразие компози­ций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяю­щее использовать их в любых формах организациии работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии програм­мы — "Ритмическая мозаика".

Мы также стремились к тому, чтобы репертуар был музыкальным, выразитель­ным, привлекательным для детей и взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Но прежде чем перейти к рассмотрению практического материала (который описан в Приложении), проанализируем цель и задачи музыкально-ритмического воспитания, а также основные принципы и условия организации работы, положенные в основу содержания данной программы.

Содержание работы по музыкально-ритмическому

воспитанию детей

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообраз­ных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...

Как и наши предшественники, мы рассматриваем и оцениваем красоту, выра­зительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивиду­альности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оп­тимальная поза. Ведь красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естествен­ности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотвореннос­ти. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

Другими словами, программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных)*.

Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных

* См.: Буренина А.И. Значение ритмической гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тесизы доклада. (Ч. 1) — М.: АПН СССР, 1990. -С.11-12.

в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них тако­го материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его "изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сечено­ва, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических дви­жений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рас­смотрим более детально ее особенности.

Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которо­го лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют ос­новные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполне­ния, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зри­мым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют мно­го общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

  • форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

I. Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на­строение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Ш. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова­ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей