Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пед инновация как потребность 211218. Педагогическая инновация как профессиональная потребность Слово инновация


Скачать 38.44 Kb.
НазваниеПедагогическая инновация как профессиональная потребность Слово инновация
Дата05.09.2019
Размер38.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПед инновация как потребность 211218.docx
ТипДокументы
#62996
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Педагогическая инновация как профессиональная потребность

Слово «инновация» очень часто употребляется в педагогическом сообществе, однако всеобщего единого понимания норм и границ инновационной деятельности нет. Представляется необходимым фиксировать различные смыслы, вкладываемые в это понятие ее субъектами, потому что разница в смыслах ведет к разнице в организации деятельности, отношению к ней (мотивация), а также определяет ее результативность и технику проектирования.

Инновации в педагогике рассматривалась достаточно много в работах многих ученых, и перечислить всех причастных к теме весьма сложно. Однако особо стоит отметить книги В.С. Лазарева1

Однако, несмотря на достаточно большое количество литературы, проблема понимания и применения понятия «инновация» все-таки существует и в педагогическом сообществе особенно остро проявляется в отношениях между практиками и представителями научно-методических структур (вузы, ИПК, научно-исследовательские институты).

Практикам инновацией представляется любое нововведение и начинание, в то время как ученые методисты исходят из соображений научной точности. Подход ученых важен как для научной работы, так и при проведении конкурсов инновационных проектов: здесь необходимы однозначность и непротиворечивость понятий, система четких критериев, по которым оценивается проект. Очень часто предъявляются требования к обоснованию новизны, актуальности проблемы, изученности вопроса, анализу источников и т.д., что характерно для диссертационных исследований. Педагоги-практики, столкнувшиеся с таким набором условий, часто прекращают свои начинания или прячут их от публичного оценивания, боясь выглядеть «безграмотными». Рисуется очень серьезное противоречие: выступая за научную чистоту, мы отталкиваем многочисленных педагогов-практиков – допуская вольное толкование понятия, мы «снижаем планку» и раздражаем немногочисленных ученых педагогов. Прежде чем объявить традиционное «истина лежит посередине», проанализируем понятие в контексте педагогических ситуаций.

Так, в «Словаре иностранных слов» дается такое определение: «Инновация (лат. innovatio – обновление) – 1) введение чего-л. нового; нововведенная вещь; модернизация; реформа; 2) экон. (чаще мн.ч.) вложение средств в новую технологию, новые формы организации труда и управления, охватывающие не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль; ...»3

На мой взгляд, в этом определении не хватает объяснения причины обновления, так как это критически важно. Само обновление ради обновления хотя и имеет место в нашей действительности, но оно не обременено смыслом, а потому продуктивным быть не может, потому что не имеет четко очерченных субъектом целей. Гораздо более полным является понимание инновации как «новшества, обеспечивающего качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком»4

Усиление эффективности обусловлено стремлением снизить затраты (усилия) на то, чтобы получить результат – это лень толкает нас к совершенствованию. Стремление к приобретению превосходства над конкурентами обусловлено желанием доминировать над окружающими – это тщеславие толкает нас к совершенствованию. Получается, что мотивы совершенствования обусловлены тем, что издавна принято считать человеческими пороками. Интересная тема, но она лежит за рамками данной статьи.

В «Педагогическом словаре» дается определение инновации педагогической: «ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества),
Я выделил (подчеркнул) части словарной статьи, чтобы зафиксировать внимание на двух моментах.

1-й момент. Инновация направлена не просто на обновление, а на улучшение системы. Отсюда возникает три обязательных требования к содержанию инновационного проекта (что должно быть учтено при оценке и критике проекта):
обоснование необходимости изменений (что не так устроено в действующей системе);
  • описание сути предлагаемых изменений (как надо или можно устроить систему);
  • гипотеза (предположение) – описание предполагаемых результатов изменения (как изменятся эффективность или результативность системы в результате нововведений).
    2-й момент. Речь идет об образовательной среде и образовательной системе, которые могут по масштабам варьировать от глобальных до личностных: «Масштаб новшества определяется числом охватываемых преобразованием частей образовательной системы, а также степенью вовлеченности в его осуществление членов педагогического коллектива. По масштабу предполагаемых изменений различают локальные, модульные и системные новшества»7
    Инновация, следовательно, тоже может быть разномасштабной, т.е. относится к системам разного уровня. В этом смысле к ней не применимы требования, предъявляемые к научным работам, одно из которых заключается в отсутствии подобного опыта в других системах. Инновация – это не научное открытие – это открытие системой самой себя. Если отдельный педагог осваивает в своей практике новый прием (методику и т.д.) – это инновационный процесс, а если освоение нового приема оформлено как проект, то это проект инновационный. Но он инновационный для конкретного педагога, хотя для других такой прием – уже давно пройденное. Оценивая предлагаемые проекты, мы должны в первую очередь определять их масштаб, а отсюда – значимость для системы (уровень педагога, школы, муниципалитета, региона и т.д.).

    В итоге я бы определил инновацию как новый подход к осуществляемой деятельности с целью повышения эффективности и/или получения конкурентных преимуществ в этой деятельности. При этом следует заметить, что применение нового подхода не обязательно в конечном счете приведет к повышению эффективности и конкурентоспособности: ведь само понятие «новый» предполагает «неизведанный», «не опробованный», «только предполагаемо лучший, чем старый». В таком понимании инновация предполагает гипотезу, чем мало отличается по содержанию от полевого эксперимента, и очень часто субъекты инновационной деятельности синонимично употребляют понятия «инновация» и «эксперимент», за что подвергаются незаслуженной критике со стороны ученых педагогов. Если же подойти к этому разумно, то очень легко подвести любую инновацию под планы экспериментов с неконтролируемыми конкурентными факторами, описанными Д. Кэмпбеллом8
    Представляется необходимым сказать несколько слов о том, что понимается в этом тексте под конкурентными преимуществами. Их три, они общеизвестны, но считаю необходимым дать небольшой комментарий.

    Во-первых, это умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям деятельности. Динамичность современного мира настолько высока, что в течение коротких промежутков времени меняются технологии, отношения, подходы. Более того, уходят в небытие целые профессии. И если я не вижу этих изменений, не умею к ним готовиться, не могу отказаться от старых непродуктивных способов работы, то неизбежно окажусь в отстающих, неэффективных. Способность к изменениям означает следующее: мир меняется и все меняются, но я раньше и лучше других вижу, что и как меняется, я меняюсь быстрее и точнее вписываюсь в новую ситуацию, чем другие.

    Во-вторых, это высокая квалификация: я делаю то же самое, что и все, но я делаю это лучше всех. В деле повышения квалификации недостаточно простого старания и усердного исполнения работы. Сложность общественных и технических процессов настолько высока, что путь к успеху сегодня закрыт для тех, кто не умеет организовать свое профессиональное совершенствование специальным образом, т.е. так, чтобы действительно повысить качество своей работы и, следовательно, качество своей жизни. О существующей официальной системе повышения квалификации педагогов лучше не упоминать – она не имеет отношения к собственно повышению квалификации – поэтому сегодня работник системы образования или отдельная образовательная организация могут в этом вопросе рассчитывать только на себя.

    В-третьих, это уникальные способности: я умею делать то, что никто, кроме меня делать не умеет. При этом плод моего уникального труда востребован.

    Во всех трех случаях речь идет либо об усовершенствовании технологии, либо вообще о применении новых технологий. Технология же определяется как «Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства»9определенному
    результату, т.е. результату, который я предвижу и могу диагностировать его достижение. Для чего мы технологизируем процесс? Чтобы сделать его эффективным, т.е. с наименьшими затратами сил и ресурсов получить наилучший результат. Технология предполагает исполнение действий и операций на уровне автоматизма, без затрат на особое осмысление происходящего, что очень сильно экономит наши силы. С этой точки зрения вполне естественно, что для эффективной работы учителя необходимо, чтобы он умел осваивать педагогический процесс как процесс технологический. Но с другой стороны, автоматизм исполнения действий приводит к определенному результату только тогда, когда мы работаем в определенных условиях. А коль скоро условия педагогической деятельности непостоянны (предлагаю словосочетание «постоянно изменчивы»), то субъект вынужден постоянно изменять технологии, приспосабливая их к условиям. Можно сказать, что нормальным в этом случае является состояние непрерывного поиска, состояние творчества – в этом уникальность, сложность и ответственность настоящего профессионала: «Инновационный процесс представляет собой процесс совершенствования образовательных практик, развитие образовательных систем на основе нововведений или, точнее говоря, на основе обогащения, видоизменения этих систем на базе инновационного развития и частичного изменения традиционных целей, содержания и средств образования. Хочется подчеркнуть, что новое это не только то, что в представленной форме еще не встречалось (ведь недаром говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое), это, прежде всего, то, что современно, способствует прогрессу, решению назревших проблем, использует новые, в частности, информационные ресурсы общества, это то, что более эффективно и при этом по возможности менее затратно, т.е. не только меньше «цена» нововведений (цена не столько денежная, тут экономия часто вредна, а нередко преступна), сколько затрата сил, времени, здоровья педагогов и воспитуемых»10
    В такой логике, если проект направлен на приобретение указанных конкурентных преимуществ, то он является инновационным для его субъекта. Подчеркну – для субъекта, но не обязательно для окружающих, для которых это уже может являться обыденным технологизированным (с гарантированным запланированным и диагностируемым результатом) процессом. Следует обратить внимание на еще одну весьма существенную особенность именно педагогических технологий: «педагогические технологии — это оптимальные способы достижения педагогических задач в заданных условиях. Оптимальность в заданных условиях (курсив мой – Р.) – универсальный системный признак технологии»11
    Инновационность определяется не изученностью процесса, а состоянием субъекта процесса: то, что для многих есть уже технология, для субъекта может быть инновацией, конечной целью которой является технологизация: «…сам смысл технологизации сводится к оптимизации типовых процессов»12
    Говоря об инновациях в педагогике, следует заметить, что они по форме и сути отличаются от тех инноваций, которые присущи другим профессиям, не связанным с отношениями «человек-человек».

    Педагогическая деятельность характеризуется двумя особенностями, которые сильно отличают ее от других видов деятельности: это многофакторность и субъект-субъектность. Под многофакторностью будем понимать предельную открытость педагогической системы, подверженной влиянию такого количества значимых факторов (то есть тех, которыми нельзя пренебречь), что субъекты педагогической деятельности не в состоянии их учесть в полном объеме: «Современная педагогика характеризуется поисками путей моделирования и описания многомерной, многозначной, постоянно изменяющейся реальности педагогических процессов, систем, сред и пространств: с одной стороны, по причине многомерности, многослойности и изменчивости этой реальности, а, с другой стороны, из-за многозначности и многообразия предметной области педагогики»13
    индивидуализированного видения
    ситуации и индивидуализированного понимания другого субъекта. Условия педагогической деятельности неизменны только в одном: они постоянно меняются, поэтому главная специфическая черта педагогического труда – его принудительно творческий характер. Инновационность является неотъемлемым атрибутом педагогического труда. Именно в силу многофакторности педагогического процесса и субъект-субъектности педагогический труд имеет противоречивый характер: он разрывается между ситуативным искусством («здесь и теперь», «а почему бы не…») и алгоритмичной технологией («всегда делай так, как всегда», «если…, то…»). Если я, экономя силы, скатываюсь в прокрустово ложе технологий, то теряю главное профессиональное качество – педагогическую чуткость. Но в то же время, если я, возомнив себя творцом, не уделяю внимания технологической стороне своего труда, то педагогическая чуткость не будет развиваться. И здесь уместно вспомнить предложение А.М. Кушнира о том, как удержаться от сваливания в крайности: «Поэтому первым и наиважнейшим шагом при подготовке и осуществлении любой педагогической инновации, будь то полевой эксперимент или новый УМК, является создание инструментария «обратной связи». Бесконечные заклинания: «обучение развивает», «обучение ведёт за собой развитие», «обучение личностно-ориентированное» и т.п. – остаются символами веры, поскольку в руках у практика как не было, так и нет «линейки», с помощью которой можно показать развитие интеллекта или масштаб личности. Этот же шаг будет нашим первым приближением к реализации принципа природосообразности в обучении. Всякая живая или «природная» система, любой живой организм обладают многократно продублированной системой «обратной связи». Человек обладает самой интеллектуальной обратной связью»14
    Педагог-практик действует на поле с очень большим количеством неопределенностей, постоянно изменяющих ситуацию и вынуждающих корректировать деятельность. И до тех пор, пока педагог не выработает свой индивидуальный стиль профессионального поведения, ему приходится быть в состоянии стихийного (бессознательного) первооткрывателя, а после освоения этого стиля он становится первооткрывателем организованным, сознательным (сознающим). Главное место в становлении профессионального (осознанного) педагогического мышления и поведения занимает индивидуальная инновационная деятельность, в ходе которой он определяет свои границы и границы системы, чтобы потом за эти границы сознательно выйти. Свой стиль, своя технология формируется через сознательный продуктивный (но никак не деструктивный!) выход за границы: «…всякий из нас, в том числе и школьник, лишь тогда обретает себя, когда нарушает «норму»»15ситуационное понимание педагогической проблемы, а такое понимание может сформироваться только в ходе непрерывного индивидуального инновационного поиска. Выскажу предположение, что инновационная деятельность является весьма эффективным средством защиты (плюс рефлексия, юмор и самоирония) от таких «болезней», как профессиональное выгорание и профессиональная деформация.

    Можно сказать, что инновация является обязательным условием качественного (эффективного) педагогического труда, более того – стремление к инновационной деятельности необходимо рассматривать как нормальную (как норму) профессиональную педагогическую потребность. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо крайне бережно относиться ко всем инициативам, отказавшись от неправомерных требований экспертов по поводу «научности», «изученности» и т.д. И оценивать инновационные педагогические проекты нужно с позиции той системы, в которой эта инновация представляется.

    Робский Владимир Владимирович,

    преподаватель кафедры педагогики и психологии

    Кубанского государственного университета,

    , 918-377-87-16

     Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

     Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А. В. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 256 с.

     Словарь иностранных слов. - Комлев Н.Г., 2006.

     Википедия.

     Бизнес. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998.

     Педагогический словарь. – М.: Академия. Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. 2005.

     Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. - М.: Центр педагогического образования, 2008, с.62.

     См. Дональд Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – Санкт-Петербург: Социально-психологический центр, 1996.

     Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.

     В.И. Загвязинский, Т.А. Строкова. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, с. 36-37.

     Кушнир А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий и содержания обучения. Школьные технологии. Научно-практический журнал. 3/2011, с. 22.

     См. Кушнир А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий и содержания обучения. Школьные технологии. Научно-практический журнал. 3/2011, с. 12-13.

     Остапенко Андрей Александрович. МОДЕЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Краснодар, 2005, с.3.

     Кушнир А.М. Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования технологий и содержания обучения. Школьные технологии. Научно-практический журнал. 3/2011, с. 14.

     Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986, с. 59.

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей