Главная страница

Серебрякова Коррекционно-развивающая работа с д... Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда в группе для детей 2-х 3-х лет


НазваниеПерспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда в группе для детей 2-х 3-х лет
АнкорСеребрякова Коррекционно-развивающая работа с д.
Дата10.10.2017
Размер93 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСеребрякова Коррекционно-развивающая работа с д...doc
ТипДокументы
#27850
Каталог

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы логопеда

в группе для детей 2-х – 3-х лет
Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб., 2008. – с. 82-89.


СЕНТЯБРЬ

Период обследования детей

Задачи периода:

  • Создание положительного микроклимата в группе.

  • Знакомство с детьми и установление с ними эмоционального контакта.

  • Обследование детей и заполнение речевых карт. Оформление документации.

  • Распределение детей по подгруппам с учетом результатов диагностики.

  • Установление контакта с другими специалистами, совместное планирование коррекционно-педагогической деятельности.

  • Сбор анамнеза.

I КВАРТАЛ (ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ)

Лексика

Игрушки. Семья. Части тела. Одежда. Обувь. Кухня (посуда, продукты питания). Мебель. Новогодний праздник.

Пассивный словарь

  • Обучение пониманию, реагированию на слова логопеда.

  • Работа над пониманием однословных вопросов: Кто? Что? Где?

  • Обучение выполнению поручения с использованием предметов и без них.

  • Работа над пониманием названий действий, односложные инструкции (Дай, покажи, присядь. Прижми мишку, покачай куклу).

  • Обучение пониманию двухступенчатых инструкций (Возьми чашку и налей водичку).

Активный словарь

  • Вызывание речевого подражания у детей (бо-бо, бух-бух, га-га, пых-пых, би-би, ням-ням).

  • Формирование первых форм слов:

а) обучение воспроизведению по подражанию логопеду части некоторых слов, название предмета или действия словом, а не звукоподражанием;

б) отрабатывание произношения названий близких ребенку лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя, деда) и имен кукол (Тата, Катя, Ляля, Нина), а также просьбы (на, дай);

в) работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, беги; пить, играть, гулять и т. д.).

  • Формирование фразовой речи.

а) фразы - просьбы (Мама, иди. Папа, дай.);

б) предложения сотрудничества или желания (Хочу пить. Давай играть. и т. п.);

в) двухсловных предложений:

– вопросительное слово + именительный падеж существительного (Где Тата?, Где мяч?);

– указательное слово + именительный падеж существительного (Это Миша, Тут Ляля).

Фонетико-фонематическая сторона

  • Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (используются 2-3 звучащие игрушки).

  • Уточнение произношения гласных: а, о, у, и; простых звукосочетаний; ау, уа, иа.

Примечание: Работу по уточнению произношения звуков и исправлению звукопроизношения рекомендуется начинать после овладения детьми короткой фразовой речью.

Общие речевые навыки

  • Работа над спокойным и коротким вдохом (упражнения «Понюхаем цветок», «Душистое яблоко» и т.п.).

  • Начало работы по воспитанию плавного и длительного выдоха (на счет до 2-3).

  • Работа над силой голоса: тихо, громко (упражнение «Ляля плачет а-а-а», тихо, громко).

Мимическая мускулатура

  • Начало работы над выразительностью мимики лица (упражнения «Сладко», «Кисло», «Горько»).

  • Обучение надувать и втягивать щеки (упражнение «Толстячки – худышки»).

Мелкая моторика

  • Собирание пирамидок, матрешек, коробочек.

  • Катание мяча, шариков.

  • Закручивание ленты на деревянную палочку (упражнение «Цветные ленточки»).

  • Упражнение «Перебираем крупу» (используя фасоль, горох).

  • Упражнение «Заборчик», «Столик», «Скамеечка» (используя несколько столбиков, кубиков, пластинок, кирпичиков).

  • Упражнение «Волшебный мешочек» (узнать на ощупь кубик, шарик, колечко).

II КВАРТАЛ (ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ)

Лексика

Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Домашние животные. Домашние птицы. Мамин праздник. Предметы туалета. Купание куклы (закрепление тем: «Части тела», «Одежда», «Обувь»).

Пассивный словарь

  • Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кому?, Чем?, От кого? и т. д.).

  • Отработка понимания трехступенчатых инструкций логопеда (игра «Поручение»).

  • Работа над пониманием грамматических форм слов:

а) единственное и множественное число существительных и глаголов (Покажи, где мишка (мишки) спит (спят));

б) уменьшительно-ласкательная форма существительных (Покажи где ведро - ведерко, тапки – тапочки);

в) понимание предложных конструкций с предлогами на, под, в, из (Положи кубик на коробку, под коробку, в коробку. Возьми кубик из коробки.).

Активный словарь

  • Продолжение работы по активизации предметного словаря по указанным лексическим темам. Добиваться воспроизведения одно-, двух-, трехсложных слов (бык, кот, гуси, корова, петухи и т. д.).

  • Закрепление употребления в активной речи глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы.

  • Обучение детей употреблению глаголов в 3-м лице единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени (сиди - сидит, лети - летит).

  • Расширение словаря детей за счет употребления прилагательных в именительном падеже мужского и женского рода, обозначающих величину (большой - маленький), цвет (красный, синий, желтый, зеленый), вкус (сладкий, горький), вес (тяжелый, легкий), температуру (теплый, холодный), оценку предметов (грязный, чистый).

  • Обучение употреблению повествовательного простого двусоставного предложения, в котором подлежащее стоит в именительном падеже единственного числа, а сказуемое - в форме настоящего времени, в 3-м лице единственного числа (Петя поет. Наташа бежит. Киса сидит.).

Фонетико-фонематическая сторона

  • Закрепление умения дифференцировать на слух три звучащие игрушки.

  • Обучение определению направления звучания игрушки.

  • Закрепление правильного произношения гласных: а, о, и, у.

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над длительным и плавным выдохом (на счет до трех).

  • Закрепление работы над силой голоса (тихо - громко).

  • Работа над модуляцией голоса, используя звукоподражания домашним птицам и животным (гусь: га-га-га (низко); гусенок: га-га-га (высоко)).

  • Отработка слитности гласных (2-3 на одном выдохе). Упражнения «Эхо» (ау), «Ляля плачет» (уа), «Ослик кричит» (иа), «Резиночки» (ауо).

Мимическая мускулатура

«Зайка добрый» (улыбка), «Волк злой» (нахмурить брови), «Катя удивляется» (поднять брови вверх).

Мелкая моторика

  • Упражнение «Снежный ком» (скомкать лист бумаги).

  • Упражнение «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).

  • Тренировка мускулатуры кисти руки (выжимание пористых губок).

  • Упражнение «Бусы для мамы» (нанизывание крупных бусин).

  • Составление разрезных картинок (из 2-3 частей).

  • Составление фигурок из счетных палочек или спичек по образцу (из 2-3 штук).

III КВАРТАЛ (АПРЕЛЬ, МАЙ, ИЮНЬ)

Лексика

Весна (солнышко светит, потекла вода, пускают кораблики). Птицы (воробей, голубь, ворона). Транспорт (машина, поезд, пароход, самолет). Цветы (одуванчик, ромашка, колокольчик). Насекомые (жук, комар, муха, бабочка). Лето (жарко, игры с водой).

Пассивный словарь

  • Закрепление понимания речевых инструкций логопеда (с постепенным усложнением задания) (Возьми синюю машинку, поставь под синий стульчик.).

  • Работа над формированием навыка понимать предложения с предлогами около, за, перед и др.

  • Развитие навыка понимать вопросы взрослого по сюжетным картинкам.

  • Отработка навыка понимать вопросы по несложному рассказу или короткой сказке (сначала со зрительной опорой, потом без нее).

Активный словарь

  • Работа по уточнению, расширению и активизации словаря с использованием в речи слов-действий, слов-названий и слов, обозначающих признаки предметов.

  • Включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений: я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш.

  • Расширение словаря за счет употребления наречий места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, еще), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), вкуса (кисло, горько, сладко, вкусно), оценки (хорошо, плохо).

  • Работа над формированием навыка употреблять простые повествовательные предложения из трех слов (по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам).

  • Проговаривание и заучивание с детьми двустиший и простых потешек.

  • Формирование навыка использовать ситуативную речь в общении друг с другом и со взрослыми.




Фонетико-фонематическая сторона

Формирование умения правильно произносить согласные звуки м, н, б, т, д, к, г, х в слогах и словах (без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие).

Общие речевые навыки

  • Продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи (упражнения «Поезд гудит у-у-у», «Подуем на ладошки х-х-х»).

  • Работа над модуляцией голоса (высоко - низко). Маленькая машина: «би-би-би» (высоко), большая машина: «би-би-би» (низко).

Мимическая мускулатура

  • Закрепление мимических упражнений (см. I и II кварталы).

  • Упражнение «Солнышко ярко светит» (учить прищуривать оба глаза).

Мелкая моторика

Игры с пальчиками:

а) сначала для активизации движений большого, указательного и среднего пальца:

– «Очки» (соединить в кольцо большой и указательный);

– «Человечки» (указательный и средний);

– «Флажок» (большой палец вытянуть, остальные соединить вместе);

б) для активизации всех пяти пальцев руки, включая безымянный и мизинец:

– «Коза» (вытянуть указательный и мизинец);

– «Пальчики здороваются» (большой здоровается с остальными четырьмя пальцами);

– «Игры - потешки» («Этот пальчик дедушка», «Сорока» и т. п.) Постепенно усложняется текст потешек и увеличивается темп выполнения движений пальцев руки.

перейти в каталог файлов
связь с админом