Главная страница

О защите конституционных прав на образование де... Письмо Минобразования РФ


Скачать 36.5 Kb.
НазваниеПисьмо Минобразования РФ
АнкорО защите конституционных прав на образование де.
Дата22.09.2017
Размер36.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаО защите конституционных прав на образование де...doc
ТипДокументы
#16974
Каталог

Письмо Минобразования РФ
О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью

   

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)
113833. Москва. М-230. ГСП ул. Люсиновская. 51
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05
На N ______________

 



В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N ВМ-П-18217 министерство рассмотрело обращение председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации Э.А.Памфиловой и президента организации родителей детей-инвалидов - ассоциации "Даун-синдром" С.А.Колоскова в Правительство Российской Федерации и в целом поддерживает изложенные в нем предложения о защите конституционных прав на образование и иных социальных прав, гарантированных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации детям-инвалидам, страдающим умственной отсталостью.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации за тем же номером указанное обращение было направлено в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство приняло во внимание информацию об обращениях по данному вопросу заместителя председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке О.Н.Смолина к Президенту Российской Федерации В.В.Путину и уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О.Миронова к председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.

Министерство разделяет озабоченность комиссии, указанных выше представителей государственных органов и организации родителей детей-инвалидов имеющими место нарушениями прав детей этой категории на образование, что отражено в Концепции реформирования системы специального образования, утвержденной решением коллегии министерства от 09.02.99, где, в частности, указывалось: "некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети с синдромом Л.Дауна, дети с тяжелыми множественными нарушениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка".

Принимая меры по защите прав детей-инвалидов на образование, министерство направило в органы управления образованием субъектов Российской Федерации инструктивное письмо от 14.12.2000 N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.97 N 48", в котором предложено в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида открывать классы, группы, группы продленного дня для детей с глубокой умственной отсталостью, письмо от 02.04.2001 N 29/1476-6, в котором предложено совместно с органами социальной защиты населения рассматривать вопрос об открытии на базе учреждений Минтруда России филиалов действующих образовательных учреждений в целях организации образовательного процесса в реабилитационных учреждениях Минтруда России.

В отношении вопроса о признании недействительными указанных в обращении нормативных правовых актов Министерства социального обеспечения РСФСР 1962 - 1985 гг. министерство согласно с авторами обращений в том, что применение в настоящее время в работе с детьми-инвалидами и при предоставлении услуг, включающих образовательные компоненты (воспитание и обучение), этих устаревших и не согласованных с министерством актов неприемлемо и приводит к нарушению их прав на образование.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2002 г. N П12-4360 министерство рассмотрело обращение президента ассоциации "Даун-синдром" С.А.Колоскова к Президенту Российской Федерации по данному вопросу и, учитывая важность вопроса, направило в Минтруд России письмо от 29.11.2002 N 01-50-2157/32-05, в котором указало, что в части своей компетенции готово принять участие в разработке документов, регламентирующих деятельность домов-интернатов органов социальной защиты населения.

Министерство придает большое значение методическому обеспечению образования и реабилитации детей-инвалидов с выраженными нарушениями интеллекта и сложной структурой дефекта и в этой связи активно сотрудничает с научными организациями, авторитетными международными организациями и организациями родителей детей-инвалидов. В частности, в рамках такого сотрудничества базовой экспериментальной площадкой министерства - Псковским лечебно-педагогическим центром разработан пакет методических материалов по данному вопросу и подготовлен для утверждения Экспертным советом министерства.

Вместе с тем разъясняем, что открытие классов, групп, групп продленного дня в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и открытие филиалов действующих образовательных учреждений на базе учреждений Минтруда России относится к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным министерство в целях осуществления и защиты конституционных прав на образование и иных социальных прав, гарантированных Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации детям-инвалидам, страдающим умственной отсталостью, рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять следующие первоочередные меры.

На основании п.2 ст.12 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и п.10 ст.50 Закона РФ "Об образовании" провести реорганизацию стационарных учреждений социального обслуживания, где проживают дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью, путем придания им статуса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в порядке, предусмотренном ст.33 Закона РФ "Об образовании".

Обеспечить неукоснительное соблюдение ст.43 Конституции РФ и п.10 ст.50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование.

Поручить органам управления образованием, социальной защиты и здравоохранения субъектов Российской Федерации провести скоординированный учет детей-инвалидов раннего (0 - 3 года), дошкольного (4 - 6 лет) и школьного (7 - 18 лет) возраста и своевременное обеспечение их образовательными услугами в порядке, предусмотренном действующим законодательством. К решению данного вопроса привлечь представителей общественных организаций родителей детей-инвалидов.

Полученные данные по учету детей-инвалидов просим представить в Министерство образования Российской Федерации.

Дополнительно к вышеизложенному предлагаем провести переподготовку педагогических работников детских домов-интернатов для детей с глубокой умственной отсталостью системы социальной защиты населения для соответствия их квалификации требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Заместитель министра
Министерства образования
Российской Федерации

    Е.Е.Чепурных  
перейти в каталог файлов
связь с админом