ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Раздел 1. Историко-философское введение ТЕМА 1. Мировоззрение и философия
Понятие мировоззрения. Общественно-историческая сущность мировоззрения и основные факторы его формирования.
Структура мировоззрения, его роль в жизни и деятельности человека.
Основные исторические типы мировоззрений, их взаимосвязь.
4. Особенности философии, ее место и роль в структуре духовного освоения мира.
Предмет философии в его историческом становлении. Основные разделы философского знания.
Основной вопрос философии, основные аспекты его постановки и пути решения.
Материализм и идеализм – основные философские направления, их исторические формы.
Диалектическое и метафизическое видение мира.
ТЕМА 2. Исторические типы философии Занятие первое: ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Исторические и культурные условия, характерные черты и этапы становления и развития античной философии.
Первые философские школы Древней Греции и их представители.
Стихийная диалектика Гераклита.
Сократ, его жизнь и учение.
Зарождение основных философских направлений: «линия Демокрита» и «линия Платона.
Аристотель – вершина философской мысли античности.
Особенности и основные школы эллинистического этапа развития античной философской мысли.
Занятие второе: СРЕДНЕВЕКОВАЯ И ВОЗРОЖДЕНЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековье: характерные черты исторической эпохи и ее философии. Основные этапы становления и развития средневековой философии.
Патристика: основные проблемы, пути решения, представители. Августин Блаженный и его учение.
Схоластика в средневековой философии: борьба номинализма и реализма.
Философское учение Фомы Аквинского, решение им проблемы отношения религиозной веры и разума.
5. Общие характеристики Возрождения как исторической эпохи и ее философии.
6. Пантеистическая натурфилософия Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Никколо Макиавелли и социально-философская мысль эпохи Возрождения.
Занятие третье: ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Новое время: эпоха и ее мировоззрение.
2. Взаимосвязь науки и философии в Новое время: поиск научного метода.
3. Эмпиризм в философии Нового времени: Ф. Бэкон и его последователи.
4. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма как выражение кризиса английского эмпиризма XVII в.
5. Рационализм в философии Нового времени: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
6. Особенности XVIII века как века Просвещения. Деизм и материализм в философии Просвещения.
Французские материалисты о природе, человеке и обществе.
Занятие четвертое: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА 1. Социально-экономические и духовные предпосылки и условия появления немецкой философской классики.
2. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии
3. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
4. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
5. Исторические условия, естественнонаучные предпосылки и теоретические источники формирования философии марксизма.
6. Особенности и этапы развития марксистской философии.
7. Сущность философии марксизма, ее основные проблемы и пути их решения
Занятие пятое: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-XX ВВ. 1. Особенности развития философской мысли в России ХIХ века. Философское учение П.Я.Чаадаева.
2. Славянофилы и западники о месте России в мире и ее исторических перспективах.
3. Учение В. С. Соловьева о «положительном всеединстве».
4. Развитие русской философии в ХХ веке. Л. Н. Толстой и Н.А.Бердяев.
5. Исторические условия и характерные черты развития западноевропейской философии в ХХ веке.
6. Аналитическая философия: позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.
7. Философский иррационализм: его истоки и основные направления. Экзистенциализм. Занятие пятое: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ.
Проблема бытия в истории философии. Бытие как всеобъемлящая реальность, основные его виды
Понятие субстанции, его мировоззренческое значение. Монизм, дуализм и плюрализм в философской онтологии.
Понятие материи в истории философии и науки.
Современное философское понимание материи и его мировоззренческое и методологической значение.
Современная философия и наука о структуре материального мира.
Движение, пространство и время как атрибуты материи и их взаимосвязь.
Занятие шестое: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ
Диалектика и метафизика как концепции развития в их историческом развитии
Основные принципы диалектического понимания мира. Объективная и субъективная диалектика.
Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия как источник саморазвития мира.
Категории качества, количества, меры в диалектике. Закон взаимопереходов количественных и качественных изменений.
Понятие отрицания в метафизике и диалектике. Диалектический закон отрицания отрицания.
Метафизические альтернативы диалектики: релятивизм, догматизм, софистика, эклектика.
Занятие седьмое: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ
Понятие сознания в истории философии. Материализм и идеализм о природе сознания.
Понятие отражения и его значение для понимания природы сознания. Сознание как высшая форма отражения действительности.
Общественно-историческая сущность сознания.
Познание как философская проблема. Гносеологический оптимизм и агностицизм.
Субъект и объект познания, их взаимосвязь. Познание и практика.
Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
Проблема истины и ее критериев в философии.
Особенности научного познания, его уровни, формы и методы.
Занятие восьмое: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ. 1. Особенности социального познания. Идеализм и материализм в понимании общества и его истории.
Взаимосвязь общества и природы. Экологические и демографические проблемы современности.
Материальное производство – основа жизни и развития общества. Понятие способа производства.
Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
Проблема периодизации исторического развития: формационный и цивилизационный подходы.
Понятие и критерий общественного прогресса. Взаимосвязь прогресса и регресса в развитии общества.
Проблема человека в философии. Диалектика природного и социального в человеке.
Общественная природа человеческих ценностей. Проблема смысла жизни.
Личность и ее самореализация. Свобода и ответственность.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |