Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по правоведению 2014 (1). Планы семинарских занятий Тема Понятие, сущность и форма государства Понятие и признаки государства Функции государства


Скачать 89.34 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий Тема Понятие, сущность и форма государства Понятие и признаки государства Функции государства
АнкорМетодическое пособие по правоведению 2014 (1).docx
Дата13.01.2017
Размер89.34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_po_pravovedeniyu_2014_1.docx
ТипПланы семинарских занятий
#4929
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

Методическое пособие

по дисциплине «Правоведение»

для студентов факультета защиты растений

Планы семинарских занятий

Тема 1. Понятие, сущность и форма государства

  1. Понятие и признаки государства

  2. Функции государства

  3. Форма государства: понятие и элементы.

  4. Характеристика формы государства Российской Федерации

Задача 1

Перечисляя признаки государства, студентка Кудрявцева назвала:

1) нормотворческую деятельность;

2) государственный суверенитет;

3) гарантированность прав и свобод граждан;

4) территорию;

5) налоги.

В чем ошиблась Кудрявцева? 6

Задача 2

Рассказывая о функциях государства, студентка Зайцева сказала, что к внешним функциям относятся: обеспечение мира на земле, а также политическая и экономическая деятельность государства.

Студентка Ревунова, отвечая на тот же вопрос, добавила, что кроме внешних функций государства существуют и внутренние функции, такие как социальные, культурные и сотрудничество с другими государствами.

Какие ошибки допустили Зайцева и Ревунова?

Задача 3

Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:

1) верховенство права;

2) разделение властей;

3) преобладание в экономике государственной собственности;

4) реальность прав и свобод граждан;

5) взаимную ответственность гражданина и государства.

В чем ошиблась Маслова?

Тема 2. Понятие и источники права

  1. Понятие и функции права. Соотношение права и закона.

  2. Источники права. Нормативный правовой акт как источник права.

  3. Система права: понятие и элементы. Понятие нормы права и ее структура.

  4. Правонарушение и юридическая ответственность.

Задача 1

Между студентами Ветровым и Климовым возник спор. Ветров утверждал, что диспозицией является элемент нормы права, определяющий условия, при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза, по его мнению, это элемент нормы права, предусматривающий меру ответственности за совершенное правонарушение.

Климов ему возражал, объясняя при этом, что гипотеза устанавливает условия, при которых норма права вступает в действие, диспозиция указывает на правило поведения, а санкция предусматривает меру ответственности, которая будет применена к нарушителю этого правила.

Чей ответ является правильным?

Задача 2

Обсуждая вопрос о правилах действия нормативных правовых актов, студентка Алферова сказала, что они действуют во времени и пространстве.

Студент Седов ей возразил. По его мнению, нормативные правовые акты действуют в пространстве и по кругу лиц.

Какие ошибки допустили Алферова и Седов?

Задача 3

Отвечая на вопрос «из чего состоит система права?», студентка Гаврикова сказала, что в нее входят отрасли права и нормы права.

Права ли Гаврикова?

Задача 4

Студент Забелин, перечисляя виды юридических фактов, сказал, что к ним относятся правомерные и неправомерные события, а также действия, не зависящие от воли сторон.

Подскажите ему правильный ответ.

Задача 5

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 9.8. КоАП РФ:

«Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей».

Задача 6

При изучении темы «Источники права» студентка Киселева пояснила, что нормативным правовым актом является обычай, санкционированный государством, который обладает общеобязательной силой.

По мнению студентки Травкиной нормативный правовой акт – это решение суда по какому-либо конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студентка Логинова с ними не согласилась. Она считала, что нормативный правовой акт – это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Чье мнение является правильным?

Задача 7

Назовите законы и подзаконные нормативные правовые акты:

1) указ Президента РФ;

2) Гражданский кодекс РФ;

3) постановление Правительства г. Москвы;

4) Конституция РФ.

Задача 8

Студент Блинов, находясь на лекции, невнимательно слушал преподавателя, поэтому затруднялся ответить на вопрос: «В чем отличие между правоспособностью и дееспособностью физических и юридических лиц?»

Помогите ему, пожалуйста.

Задача 9

Какой из приведенных юридических фактов является простым, а какой – сложным и почему?

1. Право работника на оформление пенсии по достижении установленного законом возраста;

2. Право работника на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации.

Задача 10

При проведении семинарского занятия мнения студентов разделились: студентка Пчелкина утверждала, что к нормативным правовым актам относятся законы, правовые обычаи, судебные и юридические прецеденты, решения.

Студент Пуговкин с ней горячо спорил. По его мнению, к нормативным правовым актам относятся законы и подзаконные нормативные акты – указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.

Чье мнение является правильным?

Задача 11

Перечисляя признаки юридического лица, студентка Васильева назвала:

1) обособленное имущество;

2) организационное единство;

3) государственную регистрацию;

4) устав.

В чем ошиблась Васильева?

Задача 12

Студентке Перепелкиной преподаватель предложил ответить на вопрос: «Какие законы и

подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории Российской Федерации?». Подумав, она сказала, что к законам относятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. К подзаконным нормативным правовым актам, по ее мнению относятся указы Президента РФ, различные постановления, договоры.

Какие ошибки допустила Перепелкина?

Задача 13

Студенту Свистунову было дано задание – расположить нормативные правовые акты по их юридической силе:

1) закон о гражданстве РФ;

2) инструкция Минюста России;

3) постановление Совета Федерации;

4) Конституция РФ.

Как следует поступить Свистунову?

Задача 14

На зачете по правоведению, отвечая на вопрос о действии нормативных правовых актов во времени, студент Белкин сказал, что закон начинает действовать по истечении двух недель после его официального опубликования в печати, указы Президента РФ - через 10 дней после опубликования, постановления Правительства РФ – через 7 дней после опубликования, нормативные акты министерств и ведомств – со дня их подписания.

Помогите ему правильно ответить на заданный вопрос и получить положительную оценку.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный закон от 14.06.1994 № 5 - ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания» (ред. от 22.10.1999).

Федеральный закон от 11.11.2003 № 141 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 18.07.2006).

1. Баранов В.М., Толстик В.А., Бабаев В.К. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. М., 2007.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2008.

3. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. 4-е изд., М, 2009.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2007.

5. Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. 3-е издание, М., 2010.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс. Учебное пособие. М., 2009.

7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2007.

8. Перевалов В.Д., Алексеев С.С., Архипов С.И.: Теория государства и права, М., 2009.

9. Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000.

10.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

11. Субботина И.Б. Основы теории государства и права. В кн.: Сборник схем и определений по курсу «Правоведение». М., 2001.

Тема 3. Конституционное право РФ

  1. Понятие и основные источники конституционного права РФ. Конституция РФ – ее структура и юридические свойства.

  2. Правовой статус личности в РФ.

  3. Законодательные органы государственной власти в РФ: порядок их образования и компетенция

  4. Система органов исполнительной власти в РФ: структура и компетенция.

  5. Судебная система России.

  6. Органы местного самоуправления в РФ.

Задача 1

Гладышев, Коробов и Мурадян по предварительному сговору совершили хищение.

В ходе предварительного следствия было установлено, что у Гладышева отец является депутатом областной думы, Коробов работает на заводе «Серп и молот», а неработающий Мурадян приехал из Армении в Москву два месяца назад.

Какое значение будут иметь указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде?

Задача 2

Киясов, проживающий в г. Ханты-Мансийске, в 2010 г. окончил среднюю школу. В июле того же года он приехал в Москву с целью поступления в институт. Однако в приеме документов ему отказали, сославшись на то, что он не является жителем г. Москвы.

Правомерны ли такие действия?

Задача 3

В агентстве «Царский град» имелись две вакансии экспертов по недвижимости. На эти должности были приняты Томин, окончивший педагогический институт, и Любичева, также имеющая высшее образование. Однако оклад Томину был установлен на 5000 рублей больше, чем его коллеге.

Генеральный директор агентства объяснил это тем, что Любичева имеет несовершеннолетнего ребенка.

Воспитание и уход за ним могут отрицательно отразиться на ее профессиональной деятельности.

Правомерно ли такое ограничение?

Задача 4

19-летний Сурков, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда за кражу, 20-летний Викентьев, признанный судом недееспособным, 17-летний Рябцев, учащийся техникума, не были допущены к участию в выборах в органы местного самоуправления.

Правомерны ли такие ограничения?

Задача 5

Сергеев по окончании школы поступил на вечернее отделение Московского горного университета и устроился работать проходчиком в Московский метрополитен. Его родители к тому времени стали нетрудоспособны, и Сергеев им материально помогал. Его друг Фирсов, окончивший школу пять лет назад, поступать в вуз не стал, а устроился слесарем на станцию технического обслуживания автомобилей, так как с детства интересовался машинами. Его родители тоже были нетрудоспособны. От оказания им помощи Фирсов всячески уклонялся.

Могут ли что-либо в этой ситуации предпринять его родители?

Задача 6

Хватов с женой и 19 - летней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания.

Можно ли привлечь ее к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний?

Задача 7

Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своем имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.

Как должен поступить в данной ситуации Каледин?

Задача 8

Биолог Хлебникова, выйдя замуж за испанца, уехала на его родину. Будучи беременной, она вернулась в г. Астрахань навестить родителей, где родила сына.

Какое гражданство приобретет ребенок?

Задача 9

Гражданин Ирака А.Хусейн, проживающий в г. Ставрополе, ранее имел российское гражданство. Поскольку он отвечал требованиям, необходимым для получения гражданства РФ иностранными гражданами, А.Хусейн обратился с соответствующим заявлением о восстановлении в гражданстве.

Каков должен быть срок его проживания на территории РФ для удовлетворения такого ходатайства?

Задача 10

Сенин, 40 лет, имеющий гражданство Украины и пять лет проживающий на территории Российской Федерации, в 2009 г. решил выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах на должность мэра города.

Подлежит ли регистрации его кандидатура?

Задача 11

Между студентами юридического факультета университета возник спор о полномочиях палат Федерального Собрания. Муромцев полагал, что Государственная Дума вправе выдвигать обвинение против Президента РФ с целью импичмента и отрешать его от должности. Савельев считал, что отрешить Президента РФ от должности вправе лишь Совет Федерации.

Кто из них прав?

Задача 12

Назовите, кто из указанных лиц обладает правом законодательной инициативы:

1) Президент РФ;

2) премьер- министр;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Генеральный прокурор РФ.

Задача 13

Укажите, какие из перечисленных ниже нормативных актов принимает Правительство РФ:

1) Конституция РФ;

2) указы;

3) постановления;

4) законы;

5) распоряжения.

Задача 14

Характеризуя судебную систему Российской Федерации, студентка Химкина сказала, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды рассматривают споры между гражданами и организациями, а Конституционный Суд РФ – споры между организациями.

Возражая ей, студент Петелин пояснил, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды – между организациями, а Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации различных нормативных правовых актов.

Кто из них прав?

Задача 15

Между учащимися колледжа технологии и права разгорелся спор о том, как формируется

Конституционный Суд Российской Федерации. Блинов считал, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются Президентом России. Гудков полагал, что они избираются Государственной Думой РФ, а Жданов отметил, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Кто из них прав?

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008).

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1 - ФКЗ «Об арбитражных судах в

Российской Федерации» (ред. от 30.04.2010).

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009).

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 1 - ФКЗ «О государственном флаге

Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2 - ФКЗ «О государственном гербе

Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3 - ФКЗ «О государственном гимне

Российской Федерации» (ред. от 22.03.2001).

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005).

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (ред. от 31.10.2005).

Федеральный закон от 26.11.1996 № 138 - ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избрать и быть избранным в органы местного самоуправления» (ред. от 09.11.2009).

Федеральный закон от 04.03.1998 № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009).

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62 - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28.06.2009). 21

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 29.04.2008).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010).

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19 - ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2010).

Федеральный закон от 28.06.2004 № 5 - ФЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008).

1. Алехичева Л.Г., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник, М., 2009.

2. Васенков В.А., Субботина И.Б. Конституционное право. Сборник схем и определений по курсу

«Правоведение». М., 2003.

3. Васильева С.В., Виноградов В.А.Конституционное право России, Учебник, М, 2010.

4. Витрук Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М, 2010.

5. Карпов А.В. Конституционное (государственное) право России. М., 2010.

6. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник, М., 2010.

7. Мальцева Г.В. Конституционное право России: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп., М., 2010.

8. Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. М., 2007.

9. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. Учебник, М., 2010.

  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей