Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

И.В.Юхин. Преодоление горных препятствий.. Полковники в. юхин преодоление горных препятствий военное издательство министерства обороны союза сср м ос ква


Скачать 3.86 Mb.
НазваниеПолковники в. юхин преодоление горных препятствий военное издательство министерства обороны союза сср м ос ква
АнкорИ.В.Юхин. Преодоление горных препятствий..pdf
Дата22.03.2017
Размер3.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаI_V_Yukhin_Preodolenie_gornykh_prepyatstviy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРешение
#12912
страница4 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 40454 файл(ов). Среди них: и ещё 40444 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Туман бывает различной плотности он может находиться в движении или висеть сплошной пеленой. Видимость при тумане сильно' ухудшается, что затрудняет ориентирование.
Туман искажает очертания горного рельефа и затрудняет определение расстояния до местных предметов. В тумане можно двигаться только по безопасному и хорошо известному маршруту, проверяя правильность движения по известным ориентирам, а также пользуясь компасом и картой.
Буря в высокогорье, как правило, сопровождается сильным понижением температуры и метелями. Ветер, иногда достигающий ураганной силы, является большим препятствием при передвижении, особенно по гребням.
Двигаться в бурю следует с большой осторожностью и обязательно со страховкой. Направляющими и замыкающими в подразделении должны быть назначены опытные в преодолении горных препятствий военнослужащие. Переносимые предметы необходимо хорошо закрепить.
Мороз в высокогорном районе значительно затрудняет передвижения и представляет большую опасность для личного состава. Температура воздуха в зависимости от высоты над уровнем моря бывает различной и достигает летом С, а зимой —40° Си ниже. Мороз обычно усиливается после заката солнца, а также днем с появлением об- лачности.
В высокогорье особое внимание должно быть обращено на предупреждение отморожений. Отморожению при низкой температуре способствуют влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление влажные одежда, обувь, портянки (носки) и рукавицы плохая подгонка обмундирования, обуви,
кошек и лыжных креплений. Отморожения могут иметь место и при температуре выше 0° С при условии длительного пребывания в неподвижном (малоподвижном) состоянии во влажной одежде или в мокром снегу.
Лучшее средство против отморожения — закаливание организма. Кроме того, всегда надо иметь исправную, тщательно пригнанную (не тесную) обувь и чистое теплое обмундирование. Не следует туго затягивать шнурки ботинок
крепления кошек и носковые ремни лыжных креплений. Вовремя движения при низкой температуре надо постоянно следить за открытыми частями тела, предупреждать друг друга о побелении кожи, а при обнаружении признаков отморожения немедленно принимать соответствующие меры.
Передвижение следует производить по возможности по местам, защищенным от ветра, а при встречном ветре надо чаще сменять направляющих. Вовремя остановок всегда надо проверять состояние ноги рук. С. целью разогревания следует делать физические упражнения. При ночлеге необходимо периодически проверять состояние личного состава и будить его для разогревания.
При обнаружении отморожения следует усилить кровообращение путем движений и осторожно растирать рукой или куском чистой мягкой материи отмороженный участок кожи до его покраснения и восстановления чувствитель- ности.
Растирание надо производить в укрытом от ветра месте.
Если уже появились пузыри, растирать кожу нельзя. В этом случае надо растирать соседние участки кожи, наложив на отмороженный участок чистую сухую повязку.
Разреженность воздуха увеличивается с повышением местности над уровнем моря. Чем выше местность, тем ниже атмосферное давление воздуха и меньше в нем кислорода.
Уменьшение кислорода ведет к кислородному голоданию организма, которое вызывает у людей, не прошедших достаточной тренировки игорной акклиматизации, высотную (горную) болезнь, характеризующуюся рядом признаков
(одышка, тошнота, рвота, головная боль, раздражительность и др.).
Природные явления в горах нестрашны тому, кто знает,
когда и откуда они появляются и как обезопасить себя от них.
Каждый действующий в горах военнослужащий обязан знать способы использования искусственно вызванных камнепадов, лавин и др. для затруднения передвижения противника или нанесения ему потерь.
ПРИЗНАКИ ПРОГНОЗА ПОГОДЫ В ГОРАХ
Для того чтобы непогода не застала врасплох, особенно на сложных участках гор, каждый военнослужащий должен знать основные признаки изменения погоды и главным образом признаки приближения плохой погоды
Признаками ухудшения погоды следует считать появление с вечера разорванных облаков, часто останавливающихся над отдельными вершинами, исключительная прозрачность воздуха и хорошая видимость предметов образование венца около солнца или луны и появление перисто-слоистых облаков, предвещающих приближение циклона появление быстро движущихся перистых облаков непрерывное падение барометрического давления в течение дня подъем облаков снизу на более высокий уровень отсутствие росы вечером и душная ночь направление ветра — ветер дует из долины в горы ночью, ас гор в долины днем.
Признаками улучшения погоды можно считать появление облачной дымки на вершинах непрерывное повышение барометрического давления в продолжение нескольких дней исчезновение кучевых облаков к заходу солнца затихание ветра, ясное небо и понижение температуры в долинах в вечерние часы возникновение вечернего тумана в долинах и выпадение росы вечером опускание облаков вечером в долину и исчезновение их утром.
Кроме того, каждый горный район имеет ряд характерных местных признаков изменения погоды, которые также необходимо учитывать вовремя действий в этом районе.
Неблагоприятные природные явления не могут препятствовать хорошо подготовленным воинам успешно выполнять различные задачи в горах
ГЛАВА ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ГОРНОЙ
ПОДГОТОВКЕ
Многообразие и сложность горных препятствий, а иногда и суровые климатические условия в горах часто создают большие трудности в организации практических занятий по технике преодоления горных препятствий. Эти трудности особенно возрастают при проведении учебных походов, связанных с преодолением горных перевалов, и при восхождениях на вершины. Поэтому вопросам правильной организации обучения личного состава должно быть уделено большое внимание.
Важнейшими элементами правильной организации этой работы являются умелая расстановка людей и систематическая проверка исполнения всех приказов и распоряжений.
Многолетний опыт проведения учебных занятий в горах показал, что там, где учебная работа была хорошо организована, где уделялось должное внимание подбору кадров и проводилась систематическая проверка хода обучения, там был успех в подготовке, хорошо выполнялась учебная программа и не было несчастных случаев при обучении. И наоборот, там, где вопросам организации учебной работы и тренировки не уделялось должного внимания, имели место плохое качество подготовки обучаемых и даже несчастные слу- чаи.
Вся полнота ответственности за постановку учебной работы, за состояние дисциплины, за каждое происшествие в горах возлагается на командиров, организующих и проводящих подготовку личного состава.
Вот почему при организации учебной работы по горной подготовке и массовой работы по высокогорному спорту особое внимание должно быть уделено подготовке и подбору
таких кадров (офицеров и сержантов, которым можно доверить обучение военнослужащих технике преодоления горных препятствий, их тренировку и проведение походов в суровых и полных неожиданностей условиях.
Организация занятий
Обучение личного состава технике преодоления горных препятствий следует начинать до вывода подразделений в высокогорный лагерь.
Для проведения занятий по обучению технике преодоления горных препятствий необходимо выбрать вблизи расположения части характерные горные препятствия (травянистые склоны, горные ручьи, скальные участки, снежные склоны, либо насыпи, овраги с крутыми берегами (обрывы у реки, каменоломни и т. д. Кроме того, для обучения непосредственно в части создаются специальные учебные городки и горки.
При отсутствии естественных горных препятствий, отвечающих всем требованиям горной подготовки, начинать обучение основным приемам техники преодоления горных препятствий можно на несложных участках горного (или приближенного к нему) рельефа или на пересеченной местности с использованием искусственных препятствий.
Тренировку же в применении изученных приемов преодоления горных препятствий и закрепление необходимых воинам физических и волевых качеств (смелости, выносливости, ловкости и др) следует проводить в реальных горных и высокогорных условиях. Поэтому подготовка личного состава, проводившаяся в районе расположения части, как правило, должна заканчиваться проведением хотя бы кратковременных (двух — трехдневных) походов с преодолением горных перевалов и восхождением на вершины.
Занятия по горной подготовке с выводом подразделений из района расположения части (там, где это возможно)
проводятся на высокогорной местности вовремя учебного похода или на базе высокогорного лагеря.
При проведении учебно-тренировочного высокогорного похода необходимо заранее разработать маршрут с таким расчетом, чтобы остановки, рассчитанные на несколько дней,
производились в местах, где определенные условия горного рельефа (травянистые склоны, осыпи, скальные участки, местность, покрытая льдом, и др) давали бы возможность проводить обучение и тренировку по соответствующим темам
Сложность организации занятий и выполнения учебной программы вовремя учебно-тренировочных высокогорных походов заключается в том, что в процессе их проведения должны решаться одновременно организационные, хозяйственные и учебные вопросы (организация транспорта и питания, подыскание мест для биваков и для проведения занятий, выдерживание графика прохождения маршрута и т. д.).
Организация занятий по горной подготовке в стационарном или временном высокогорном лагере значительно облегчается. При наличии хорошо оборудованного лагеря затраты времени и энергии на хозяйственно-бытовое обеспечение обучаемых, на отыскание и оборудование мест для проведения занятий и т. д. значительно сокращаются.
Планирование занятий
Если занятия проводятся нагорной местности, расположенной вблизи части, практическое изучение техники преодоления горных препятствий целесообразно начинать в весенние месяцы, когда сойдет снег и просохнут травянистые склоны и скалы. Техника преодоления снежных и ледовых препятствий должна изучаться в зимние месяцы.
Наиболее благоприятным временем для проведения занятий в высокогорных лагерях и учебно-тренировочных горных походов, связанных с преодолением перевалов и восхождениями на вершины, следует считать период с июня по август месяц, когда в горах устанавливается наилучшая погода, частично стаивает снег исходят основные снежные лавины.
Обучение технике преодоления отдельных видов горных препятствий не следует растягивать на долгий сроки допускать большие перерывы в занятиях. Обучение обязательно должно предшествовать тактическим учениям, проводимым
в горной и высокогорной местности, а также походам, связанным с выполнением норм на значок Альпинист СССР».
Дальнейшее совершенствование в технике преодоления горных препятствий должно иметь целью приобретение опыта действий в горах зимой. Преодоление различных горных препятствий, засыпанных снегом, при низкой температуре и частых буранах значительно сложнее, чем в летнее время. Поэтому для прошедших курс обучения в горах летом необходимо проводить повторные занятия в горах зимой с целью совершенствования в способах преодоления снежных склонов на лыжах и приобретения навыков в организации биваков зимой. Организовывать занятия зимой следует в наиболее удобное для каждого района время, так, наз '35

примерна Кавказе лучшим временем является февраль —
март.
Не менее чем за два месяца до начала занятий по горной подготовке в условиях высокогорья обучаемые должны пройти специальную физическую тренировку и теоретическую подготовку, а также овладеть элементами техники преодоления горных препятствий. Такая подготовка, предшествующая выходу в горы, необходима для того, чтобы в период пребывания в горах не тратить времени на общую физическую подготовку и изучение таких приемов, которые можно изучить в обычных условиях. В горах необходимо уделять внимание непосредственному ознакомлению военнослужащих с конкретной горной обстановкой, тренировке в преодолении естественных препятствий, организации и проведению походов через перевалы и восхождениям на вершины. При этом одновременно должны решаться задачи тактической подготовки или достигаться те или иные спортивные результаты.
Для правильной организации горной подготовки необходимо иметь соответствующую документацию по планированию, составленную по общепринятой форме.
Места для проведения занятий
Занятия по горной подготовке могут быть теоретическими и практическими. Теоретические занятия, как правило, проводятся в классе, обеспеченном необходимыми наглядными пособиями (схемами, плакатами, картами, диапозитивами,
макетами и др.).
Места для проведения практических занятий должны выбираться в соответствии с программой.
Занятия с целью ознакомления с определенным горным районом и изучения некоторых форм рельефа должны проводиться на высотах, с которых можно видеть направления хребтов, долин, ущелий, рек, отдельные вершины, перевалы и ледники.
Практические занятия проводятся на пересеченной местности, в учебном городке, на учебной горке и на разнообразном горном рельефе.
Местность для занятий выбирается пересеченная с наличием травянистых склонов разной крутизны и длины, искусственных насыпей, отдельных скальных выступов, каменоломен, карьеров, обрывов и т. д

3. Площадку со скатом и вертикальной стенкой (рис. высотой 6—7 мс подвешенными вертикально и наклонно горными веревками. Это сооружение предназначается для выполнения упражнений в лазании, развивающих силу руки прививающих навыки в подъеме по веревке разными способами, в спуске способами по веревке сидя и с применением специального блока (кольца с защелкой. Площадки со скатом используются для ходьбы на кошках по скату ив лазании по вертикальной стенке с использованием трех точек опоры. Канавы шириной 1—1,5 ми глубиной 1 м нужные для развития силы ноги глазомера, а также для тренировки в прыжках через горные ручьи и ледовые трещины. Учебную горку, оборудованную в местах с естественными склонами, обрывами, оврагами, которые легко можно приспособить для занятий, придавая им при помощи досок и камней различные, наиболее распространенные в горах формы рельефа.
Учебная горка должна иметь) склоны разной крутизны и длины;
37
Учебный городок должен иметь. Кочки для прыжков — круглые пни или камни высотой см и диаметром 25—35 см разной формы, расположенные в шахматном или произвольном порядке на таких расстояниях, чтобы можно было прыгать по ним.
Упражнения на кочках проводятся с целью выработки навыка в передвижении по камням (осыпям. Бревна, установленные на разной высоте, в разных направлениях и с различным наклоном (рис. 1) для выполнения упражнений на равновесие, координацию движений и для выработки навыков передвижения по острым скальными ледовым гребням.
Рис. 1. Бревна разной высоты, направления и наклона

2) гребни двухскатные) стенку с различными формами скального рельефа
(трещины, расщелины и выступы, расположенные в разных направлениях, внутренние и внешние углы, полки и др) площадку на вершине, куда сходятся маршруты различной степени трудности.
Различные по трудности препятствия оборудуются крючьями для страховки занимающихся вовремя их передвижения в связке.
Рис. 2. Площадка со скатом и вертикальной стенкой
В зимнее время некоторые части горки, например склоны,
оборудуются для тренировки в ходьбе на кошках по льду.
Для этого снег на них утрамбовывается и заливается водой.
Травянистые склоны, засыпанные снегом, могут использоваться для тренировки в ходьбе по снегу без лыжи на лыжах.
Занятия на учебной горке или в других подходящих для этого местах на местности должны проводиться в любое время года, при любой погоде и при различной температуре
воздуха. Это приблизит тренировку в преодолении препятствий к реальным условиям горного климата.
Умелый выбор мест занятий или воспроизведение различных форм горного рельефа позволяют изучить основы техники преодоления горных препятствий до выхода в горы.
Отдельные учебные места в горах заранее подбираются в соответствии с программой и соответствующим образом подготавливаются.
При выборе мест для проведения занятий в первую очередь нужно учесть их безопасность. Места для занятий не должны выбираться наскальных участках и крутых склонах возле бурных рек с крутыми берегами, в местах камнепадов,
вблизи ненадежно стоящих ледяных глыб, под нависающими снежными карнизами, на лавиноопасных снежных склонах и т. д.
Места для занятий в горах должны подбираться таким образом, чтобы они обеспечивали проведение занятий с постепенно возрастающей трудностью и позволяли последовательно переходить с пологих склонов на крутые, от отдельно лежащих камней (скал небольшой высоты) к крутыми высоким стенам.
В предназначаемых для обучения технике преодоления горных препятствий местах должны иметься характерные,
часто встречающиеся формы горного рельефа с различным состоянием (мокрые, заснеженные, сыпучие и т. д. Так, например, для отработки техники преодоления травянистых склонов необходимы места со склонами различной крутизны,
поросшие невысокой травой, а для обучения преодолению осыпей необходимо найти склоны, покрытые крупными и мелкими камнями.
Изучение приемов самостраховки лучше начинать натра- вянистых склонах разной крутизны, где можно показать падения и отработать способ самозадерживания при срывах. На травянистых склонах без камней можно хорошо изучить общие принципы страховки через плечо, через ледоруб и порядок движения в связках с одновременной или поочередной страховкой. Дальнейшее закрепление навыков и совершенствование в самостраховке и страховке производится наскальных участках, на ледовых и снежных склонах.
Для обучения технике преодоления горных рек вброд нужно выбирать реки шириной 8—10 ми глубиной см со скоростью течения не болеем в секунду. Для обучения преодолению горных рек над водой (по камням,
стволу дерева, по веревке на блоке) выбираются такие места, где вводе имеются большие камни или где русло реки узкое, а берега крутые.
В местах для обучения технике преодоления скальных препятствий должны быть большие отдельно лежащие камни,
легко проходимые скальные участки, короткие средней трудности скальные маршруты с различными формами скального рельефа (углами, выступами, уступами, гребнями и т. п. Для тренировки в преодолении скальных препятст-
Рис. 3. Скальные маршруты для индивидуального лазания вий и проверки технической подготовленности необходимо подыскать маршруты, относящиеся к разным категориям трудности эти маршруты желательно заранее разметить по степени их трудности (рис. Участки скал для занятий следует подбирать по возможности в монолитных породах. Места для тренировок нужно выбирать и наскальных участках с разрушенной породой,
мокрых и заснеженных, но тренировки в этих случаях должны проводиться отдельными связками с усиленными мерами предосторожности.
Изучать технику преодоления ледовых препятствий вначале нужно на ледниках без трещин, отлого подходящих к морене. На свободной от снега и камней поверхности ледника должны быть складки (склоны) разной глубины
формы и крутизны. Желательно, чтобы эти складки постепенно переходили в углубления — котлованы. Кроме того,
для изучения приемов преодоления трещин неподалеку от используемых для занятий склонов на леднике должны быть открытые и закрытые снегом трещины.
Для изучения техники преодоления снежных препятствий без лыж выбираются нелавиноопасные склоны различной крутизны и с разным снеговым покровом, отлого подходящие к морене или леднику. Такие места чаще всего бывают у горных перевалов, где также можно найти снежные трещины, гребни и карнизы.
Обучение преодолению снежных участков на лыжах проводится на открытых закругленных склонах разной крутизны и с различным состоянием снега.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей