Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Володина Альбом по развитию речи. Помощью пособия вы сможете протестировать развитие речи ребенка понять, правильно ли он говорит, достаточен ли запас слов, которые он употребляет, правильно ли связывает их между собой и произносит


Скачать 17.32 Mb.
НазваниеПомощью пособия вы сможете протестировать развитие речи ребенка понять, правильно ли он говорит, достаточен ли запас слов, которые он употребляет, правильно ли связывает их между собой и произносит
АнкорВолодина Альбом по развитию речи.DOCX
Дата03.10.2017
Размер17.32 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВолодина Альбом по развитию речи.DOCX.docx
ТипДокументы
#24667
страница2 из 2
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2

лано.


Рассмотрите с ребенком картинки (слева направо) и спросите, что делает мама. Дифференцирует ли он эти действия? Если ребенку все понятно, можно спросить, например: «Из чего можно шить?», «Из чего можно вязать?». «Что можно чистить?» (Рыбу, картошку, ковер, ботинки, платье, кастрюлю, снег.) Попросите придумать предложения со словом чистит, например: «Мама чистит картошку ножом», «Папа чистит ковер пылесосом» и т. д.


Девочку и мальчика зовут одинаково. Задайте ребенку вопросы: «Отгадай, о ком я говорю? Почему ты так


Попросите ребенка описать предмет, подбирая к существительным прилагательные. Подсказывайте, задавая воп-росы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?» (О лимоне.) О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?». (Ловкая.) «Чем питается?» (Хищная.)
Любой предмет можно описать (устно) по подобной схеме. Попрактикуйтесь на собственных примерах.


Сравни свойства и качества предметов.

Рассмотрите с ребенком рисунки слева направо (каждый ряд отдельно) и спросите, чем различаются изображенные на них предметы.
Прочитайте ребенку сказку «Три медведя». Выделите голосом сравнения, приведенные в сказке: большой медведь -Михайло Иванович, поменьше - Анастасия Петровна, самый маленький - Мишутка.
Сравните предметы, начиная от меньшего к большему (например, играя с матрешками, указывайте сначала на маленькую матрешку, затем на матрешку побольше и, наконец, на самую большую). Придумайте собственные




Предложите ребенку сыграть в игру под названием «Скажи наоборот»: «Я тебе скажу: хорошо, а ты говори наоборот-плохо». Предлагайте следующие пары: чистый - грязный, больной - здоровый, жарко - холодно, смеется - плачет, холодный - горячий, мокрый - сухой, светлый - темный. Набор пар можно увеличить.


Показывая ребенку вещи членов семьи, можно спросить: «Чья это расческа?», «Чье это полотенце?», «Чьи это брю - ки?» Чей шарф?» Ребенок должен ответить полными предложениями, правильно согласуя слова: «Это Танина расческа», «Это Петино полотенце» и т. д. Прилагательное обязательно должно стоять перед существительным.


Эта тема очень трудна для усвоения, т. к. суффиксы, образующие притяжательные прилагательные, очень разнооб-разны. Попросите детей образовать притяжательные прилагательные из следующих сочетаний: грива льва - львиная; лай собак - собачий; рога оленя - оленьи; гнездо орла - орлиное, панцирь черепахи - черепаший; пасть щуки -щучья.
Обратите внимание, правильно ли ребенок образует новые слова. Поправьте его, если нужно.




Поговорите с ребенком о каждой профессии. Расскажите, что врачи, например, бывают разные: те, которые лечат детей, называются педиатры. Зубы лечат стоматологи (зубные врачи). Операции делают хирурги. Учителя учат детей в школе, воспитатели - в детском саду и т. д. Расскажите и о других профессиях. Знают ли дети, кому что нужно для работы? Художнику - краски, кисти; футболисту - мяч и т. д. Прочитайте ребенку книгу стихов В. Степанова «Профессии».




Детям 3 - 4 лет достаточно узнавать домашних птиц и их детенышей, называть их и уметь подражать их голосам.
Спросите ребенка, почему этих птиц называют домашними. Кто как подает голос? Что эти птицы дают людям? (Куры -яйца и мясо; утки - яйца и мясо и еще пух. Гуси - мясо и пух. Все перовые подушки набиты утиными и гусиными перьями. Теплые куртки также делают на пуху уток и гусей. Утки и гуси живут около воды и очень любят плавать.)


Найди сходство и различие предметов.



Сравнивать следует предметы одного класса (столы со столами, книги с книгами). Помогите ребенку найти знакомые ему одинаковые предметы вокруг себя. Затем подумайте, какие предметы могут быть разными. И наконец, найдите похожие предметы, у которых совпадает только один признак, например цвет. Придумайте предложения с этими словами. Добивайтесь полного понимания и усвоения материала.




Рассмотрите с ребенком картинки. Спросите, какое сходство есть у ели и сосны (деревья, вечнозеленые, хвойные). А различия?(Цвет ствола, форма кроны.У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие.) Поговорите о грибах. (Подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки.) Это сходство. А в чем различие? (Подосиновик - съедобный гриб, а мухомор - ядовитый.)
Автобус и троллейбус. (Сходство: это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма. Различие: у автобуса мотор работает на бензине, а у троллейбуса - на электричестве. Автобус может ехать по любому маршруту а троллейбус по определенному.) Спросите ребенка: «Почему?»


Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов.
Зима - зимы - зимушка - зимний - зимовка - зимующий.
Огород -Цветок -


Разберите с ребенком каждое слово. Из каких слов оно состоит? Есть и другие сложные слова, знакомые детям:
телефон, магнитофон, микроскоп, телевизор и т. д., но они образованы от иностранных слов.


Попросите ребенка повторить за вами сложные слова. Если ребенку трудно, повторяйте каждое слово несколько раз, делите его на слоги. Стремитесь к тому, чтобы отчетливо проговаривался каждый звук. Если ребенок справляется


  • заданием, добавьте следующие слова: аэродром, электричество, температура, сувенир, строительство, велосипедист, экскурсовод.





Какой звук слышишь в начале слова?

Какой звук слышишь в конце слова?



Прочитайте каждое слово сами, выделяя голосом нужный звук. Не огорчайтесь, если ребенок ошибается. Повторите слово несколько раз.






Предложите повторить за вами и другие слова, в которых содержатся трудные для него звуки. Например: С - солнце, сумка; Сь - василек, сено; 3 - зонт, зубы; Зь - корзина, зима; Ц - цапля, огурец; Ш - шалаш, шишка; Ж - лыжи, лужа; Ч - часы, мальчик; Щ - плащ, щека; Л - лапа, кулак; Ль - лента, лестница; Р - работа, рубашка; Рь - секрет, рисует; Й - йод; Я - ящерица; Ё - ёлка; Ю - юбка и т. д.


Что случилось с самокатом? Почему он сломался? Можно ли кататься на самокате по плохой дороге?

Составь рассказ по картинке, используя примерный план:


  1. Когда дети пришли в лес?




  1. Как они одеты?




  1. Что у них в руках?




  1. Что (кого) они видели в лесу?




  1. Что они принесут из леса домой?


Подумай, как будет выглядеть тот же лес зимой.

Как будут одеты дети? Во что они будут обуты?



Что нарисовано на каждой картинке? Составь небольшой рассказ. Скажи, почему заболели эти дети.




  • своих ответах можно использовать следующие слова: промочить ноги, простудиться, сосулька, немытые овощи. Из рассказов ребенка вам станет ясно, понимает ли он причинно-следственные связи, т. е. что неверные поступки ведут к плачевным результатам.






Таня и кукла.
Мама подарила Тане боль-
шую куклу. Таня очень любила
куклу. Шила ей платья, ходила


  • ней гулять. Вечером пела песенки.



Ёж.
Осенью у ежей мало добычи. По-прятались в землю яркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек.


  • ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох.

Скоро он заберётся в логово на всю долгую зиму.
(По И. Соколову-Микитову)




Бишка. Мы - ваши друзья!



«А ну-ка, Бишка, прочти, что


  • книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.


«Не моё, - говорит, - дело книжки читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, волков да воров пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу - бу-дет с меня и этого».

(По К. Ушинскому)

Пришла зима. Многие птицы уле-тели на юг. А мы - воробьи, синицы -остались с вами в городе.
Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни; осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черёд. Помогите нам!
(А. Аксёнова)





Прочитайте и обсудите с ребенком каждый текст. Попросите его пересказать сначала легкие и короткие тексты, а затем - более сложные.



Для чего нужны руки.
Спросил как-то дедушка внука:


  • Для чего, Петя, людям нужны руки?




  • Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.




  • А ещё для чего? - спросил дед.




  • Чтобы ложку держать.




  • А ещё?




  • Чтобы кошку гладить.


Долго отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, папиным, по трудовым рабочим рукам, ко-торыми вся жизнь, весь белый свет держится.
(По Е. Пермяку)


Зеркальце.



Девочка потеряла на лужайке зеркальце.

Скакал мимо заяц.


  • Ой, - заверещал он, посмотрев в зеркальце, - мой портрет!

Спрыгнула с дерева белочка, поглядела в зеркальце и пискнула:

  • Это мой портрет!

Прилетела ворона:

  • Кар! - каркнула она. - Мой портрет! Но тут прибежала лиса.

  • Ах, - пропела она, - какой красивый мой портрет! Притопал медведь. Глянул и гаркнул:




  • Мой портрет и больше ничей!

Унёс зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену. Пришёл к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и уди-вился:
- Эй, медведь, зачем мой портрет в своей берлоге по-весил?

Сосчитай, сколько зверей из
рассказа смотрелось
в зеркальце. Кто из них прав?


Предложите ребенку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу.
Спросите детей, чего испугалась мышка. Нужно ли бояться нарисованную кошку? Что случилось с зайцем? Доплыл он до берега? Почему доплыл?


Спросите ребенка, хорошо ли поступил мальчик.

Рассмотрите другую серию картинок. Кошки хотели перехитрить друг друга. Удалось ли им это?
Мишка ждёт гостей.
Прочитайте ребенку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.
Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: «Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую».
Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал Мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.


Попросите ребенка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.


Кого ты видишь на картинках? Как назвать всех этих людей одним словом? Чем они отличаются друг от друга? Кто старше, кто младше? Почему ты так думаешь?


Объясните ребенку, что в теме «Семья» существуют возрастные и родственные различия.
Помогите ребенку сориентироваться в том, где изображены взрослые, а где - дети. Как различаются между собой дети. Самый маленький ребенок - до 1 года - малыш. Дети постарше - мальчик и девочка - ходят в детский сад -
дошкольники, мальчик - старший школьник, но еще не взрослый, подросток.
Как различаются взрослые между собой. Мама и папа (родители) - молодые. Дедушка и бабушка - пожилые. Самая
старенькая бабушка - старушка.
Кем доводятся дети родителям? Мальчик - сын (сыновья), девочка - дочь (дочери).
Для бабушек и дедушек все дети - внуки.

Между собой дети брат (братья) для девочек и сестра (сестры) - для мальчиков.

Хорошо ли знаком ребенок с этими понятиями, правильно ли употребляет форму множественного числа?

Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом.
Где растут ягоды? Что делают из ягод? Какие ягоды лечебные?

Назови всё, что ты видишь на каждой картинке. Назови рисунки одним словом. Где растут грибы? Для чего их собирают? Какие грибы нельзя есть? Что можно приготовить из грибов? Какие грибы выращивают в теплицах? (Шампиньоны.)


Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё деревья ты знаешь?



Узнаёт ли ваш ребенок на рисунке деревья по плоду и листику? Подскажите ребенку, какой лист у дуба, какой у клена и т. д. Поговорите о том, чем отличается береза от ели. (Береза - лиственное дерево, а ель - хвойное. У березы листья осенью опадают, а ель хвою не сбрасывает и весь год стоит зеленая. У березы ствол белый, а у ели -темно-коричневый. У березы форма кроны - овальная, у ели - треугольная.)
Спросите ребенка: «Какие деревья называются фруктовыми? Почему?» Попросите ребенка назвать фруктовые деревья, которые он знает.
Задайте вопросы: «Знаешь ли ты части дерева?», «Зачем дереву корень?».



Назови одним словом всё, что ты видишь на этих рисунках. Какие ещё садовые, полевые и лесные цветы ты знаешь?



Обратите внимание ребенка на то, что цветы имеют свои различия. Садовые сажают специально, они требуют ухода. Полевые и лесные цветы - дикие, они растут сами по себе. Спросите ребенка: «Для чего нам цветы?» Поясните, что не только для красоты, из многих цветов делают различные лекарства.




Назови эти предметы одним словом. Из каких материалов они сделаны? Для чего употребляется каждый предмет?



Дети знают посуду, которой пользуются.
Спросите ребенка, знакомо ли ему слово «сервиз». Подскажите, по каким признакам предмет можно отнести к сервизу. (По сходной форме и узору.) Какая бывает посуда по способу употребления? (Чайная, столовая, кухонная.) Здесь, как и в предыдущих темах, своя классификация.




Назови все эти предметы одним словом.



Как правило, дети хорошо знают одежду, которую носят. Можно спросить их о сезонном назначении одежды и о том, чем различаются куртка и пальто, куртка и комбинезон. Можно предлагать упражнения на сходство и различие данных предметов. Дайте детям подумать самим, а в случае затруднения помогите наводящими вопросами.




Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех одним словом.



Спросите ребенка, каких птиц называют домашними. Чем отличаются дикие птицы от домашних? (Дикие птицы сами себе добывают корм и строят гнезда.) Какую пользу приносят птицы? В чем их основное отличие? (Они умеют летать.) Знаешь ли ты части тела птиц?



Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови всех их одним словом. Что ты знаешь о насекомых? Где живут пчёлы? Что они дают человеку? А что тебе известно о муравьях?

Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Назови двумя словами всех, кто здесь нарисован.
Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них?



Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? (Медведь, ёж.) Какие животные на зиму меняют шубку? (Белка, заяц.) Как называются их детеныши? По каким признакам можно отличить оленя от лося? На кого из домашних животных похож олень, а на кого - лось?
Тему «Домашние животные» см. на с. 62.



Скажи, кого ты видишь на каждой картинке. Где они живут? (В жарких странах.)



Спросите ребенка, что он знает об этих животных. Попросите ответить на вопросы: «Какие из них живут около воды?» (Бегемот и крокодил.) «На кого из животных наших лесов похож кенгуру?» (На зайца.) «Какая особенность есть у этого животного?» (Носит детеныша в сумке.) «Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?» (Слон.)





Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Назови одним словом всё, что здесь нарисовано.



Спросите ребенка, почему все, что здесь нарисовано, называется не просто транспорт, а наземный транспорт?




Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Как назвать этот транспорт одним словом?



Спросите ребенка: «Для чего нужен транспорт?», «Какой он бывает?», «Какой транспорт может избрать любой маршрут? Почему?». Назови эти машины. «Какой транспорт ходит по определенному маршруту? Почему?» Назови эти машины. «Чем отличается троллейбус от трамвая?», «Чем отличается велосипед от мотоцикла?», «А самолет от вертолета?», «Знаешь ли ты части автомобиля? Назови их». (Мотор, кабина, кузов, колеса, фары.)





Назови каждый предмет. Как можно назвать все эти предметы одним словом?



Спросите ребенка, из чего делают мебель. Прочитайте с ним стихотворение С. Маршака «Откуда стол пришел». Какие бывают столы? (Обеденный, письменный, кухонный.) Какие бывают шкафы? (Платяной, книжный.) Что в них хранят? Какая еще мебель бывает в квартире?




Кому нужны эти вещи? (Школьнику.) Назови каждую вещь. Какими словами можно назвать их все вместе? (Школьные принадлежности.) Для чего нужна каждая вещь? Как нужно обращаться со школьными принадлежностями? (Содержать их в порядке.)



Спросите ребенка: «Когда начинается учебный год? В какое время года? В каком месяце? Какого числа? Как нужно вести себя на уроке? Как нужно вести себя на перемене?». (Школьник должен быть аккуратным. У него всегда должна быть чистая одежда и обувь.)


Володина Виктория Семеновна
АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Ответственный редактор Т. Н. ТЕРЕХОВА Художники И. В. БЕЛОВ, А. А. ГУРЬЕВ, В. Д. КОЛГАНОВ, Т. Г. НИКУЛИНА, А. Н. ПОЗИНЕНКО,

А. Н. СИЧКАРЬ

Художественный редактор А. А. НИКУЛИНА Корректор Л. А. ЛАЗАРЕВА
Издание подготовлено в компьютерном центре издательства «РОСМЭН».
Подписано к печати 27.11.07. Формат 90x60 1/8. Бум офс. Гарнитура PragmaticaC. Усл. печ. л. 12,0, Тираж
1 5 ООО экз. Заказ № 6485.
ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС». Почтовый адрес:125124, Москва, а/я 62. Тел.: (495) 933-71-30. Юридический адрес: 129301, Москва, ул.

Бориса Галушкина, д. 23, стр. 1 .
Наши клиенты и оптовые покупатели могут оформить заказ, получить опережающую информацию о планах выхода изданий и перспективных проектах

в Интернете по адресу: www.rosman.ru
ОТДЕЛ ОПТОВЫХ ПРОДАЖ: все города России, СНГ: (495) 933-70-73; Москва и Московская область:

(495) 933-70-75.

Отпечатано с электронных носителей издательства. ОАО "Тверской полиграфическийwww.tverpkкомбинат".170024,.ruг. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (4822)44-52-03,

44-50-34, Телефон/факс: (4822)44-42-15sales@tverpkHomeраgе-.ru Электронная почта (E-mail) -

1   2

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей