Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств объект, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты и т.д. (п. 6 ст. 3, ст. 17 НК РФ).
Отмена налога есть прекращение взимания налога и исключение его из налоговой системы на основании соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате принятия представительными органами власти закона, прекращающего взимание того или иного налога. Прекращение взимания налога может происходить также в связи с истечением срока действия нормативного акта, которым был введен налог. В случае прямой отмены законодатель четко определяет дату прекращения действия положений отмененного акта. При косвенной отмене действие старого акта налогового законодательства прекращается со дня вступления в силу нового акта.
Существует три варианта пределов прекращения действия актов законодательства о налогах и сборах:
отдельные нормы старого налогового закона продолжают регулировать налоговые отношения и после даты вступления в силу нового закона, при этом действие старого закона отменяется не полностью, т.е. отдельные его положения продолжают применяться в течение срока установленного в новом законе, что происходит параллельно с действием норм нового закона;
налоговый закон прекращает свое действие немедленно с даты отмены, а его действие прекращается сразу по всем отношениям, которые он ранее регулировал;
в отдельных случаях акты налогового законодательства прекращают свое действие досрочно, а правоотношения, которые ранее регулировались ими, начинают регулироваться новой нормой, которой законодатель в установленном порядке придал обратную силу.
6. Порядок установления, введения и отмены региональных и местных налогов
Согласно п.3 ст.12 Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Установление налога – это принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налог определяется как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе.
Акты налогового законодательства вступают в силу только через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода для соответствующего налога. Это правило распространяется только на действующие и уже установленные налоги. Если федеральные законы устанавливают иные налоги или сборы, а также если акты законодательства субъектов РФ вводят налоги, то они могут вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия и не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Введение налога — вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств объект, налоговый период, ставка налога, порядок и сроки уплаты и т.д. (п. 6 ст. 3, ст. 17 НК РФ).
Отмена налога есть прекращение взимания налога и исключение его из налоговой системы на основании соответствующего нормативного акта. Отмена налога происходит в результате принятия представительными органами власти закона, прекращающего взимание того или иного налога. Прекращение взимания налога может происходить также в связи с истечением срока действия нормативного акта, которым был введен налог. В случае прямой отмены законодатель четко определяет дату прекращения действия положений отмененного акта. При косвенной отмене действие старого акта налогового законодательства прекращается со дня вступления в силу нового акта.
Существует три варианта пределов прекращения действия актов законодательства о налогах и сборах:
отдельные нормы старого налогового закона продолжают регулировать налоговые отношения и после даты вступления в силу нового закона, при этом действие старого закона отменяется не полностью, т.е. отдельные его положения продолжают применяться в течение срока установленного в новом законе, что происходит параллельно с действием норм нового закона;
налоговый закон прекращает свое действие немедленно с даты отмены, а его действие прекращается сразу по всем отношениям, которые он ранее регулировал;
в отдельных случаях акты налогового законодательства прекращают свое действие досрочно, а правоотношения, которые ранее регулировались ими, начинают регулироваться новой нормой, которой законодатель в установленном порядке придал обратную силу.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог. 7. Налоговое право: понятие, предмет, методы. Налоговое право– система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.
Три подхода по поводу природы налогового права, его места в правовой системе:
Налоговое право – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен.
Налоговое право – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли.
Налоговое право – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.
Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. предметом налогового права являются общественные налоговые отношения
Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.
Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.
В основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов.
Признаки метода налогового права:
1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.
2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.
3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.
4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.
5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования.Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам. Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:
- установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;
- осуществления налогового контроля;
- применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;
- обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. 8. Налоговый кодекс РФ: основная характеристика.
Принят 31 июля 1998 года № 146 ФЗ введен в действие с 1 января 1999 года (первая часть)
Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года.
Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
· виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по плате налогов и сборов;
· принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
· права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля;
· ответственность за совершение налоговых правонарушений;
· порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом. Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.
Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса. С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
· Налог на добавленную стоимость
· Акцизы
· Налог на доходы физических лиц С 1 января 2002 года введены:
· Налог на прибыль организаций
· Налог на добычу полезных ископаемых
· Налог с продаж
· Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим) С 1 января 2003 года введены также:
· Транспортный налог В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим). С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены: Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов Налог на игорный бизнес Налог на имущество организаций И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены: Водный налог Государственная пошлина Земельный налог По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».
9. Формы налогово-правового регулирования. Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права. В результате субъекты налогового права выполняют свои права и обязанности, в которых содержится государственная воля.
Целизаключаются в следующем – поддержание стабильно высоких темпов экономического роста одновременно с ускорением реструктуризации экономики, усиление экономического и налогового регулирования одновременно с повышением уровня жизни населения, использование налоговой политики в целях повышения экономического потенциала и развития недостаточно загруженных секторов экономики, увеличение доходов бюджета и расширение налогооблагаемой базы.
Основные задачи налогового регулирования:
- формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
- составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;
- разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.
- правильное определение налогооблагаемой базы -ключевой момент механизма исчисления налогов;
- осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.
В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.
Содержанием государственного регулирования налоговых отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др.
С правовой точки зрения содержанием государственного регулирования налоговых отношений выступает установление прав и обязанностей субъектов (сторон) налогового отношения, одним из которых, заметим, является самого государство.
Правовое регулирование можно подразделить на два вида (осуществляется в двух основных формах):
Нормативно-правовое (нормативное) регулирование.
Индивидуально-правовое (индивидуальное) регулирование (казу- ально-правовое регулирование).
Нормативно-правовое регулирование является первичным, именно с него начинается правовое регулирование. Оно носит общий характер, т.к. осуществляется при помощи норм права. Нормы права это правила поведения общего характера, поскольку они адресуются любому и каждому и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Таким образом, нормативно-правовое регулирование связано с регулированием неопределенного числа типичных ситуаций и направлено на упорядочение поведения неопределенного круга лиц. Однако нормативное регулирование имеет существенный недостаток - не в состоянии учесть все разнообразие конкретных отношений. Поэтому оно нуждается в дополнении его индивидуальным регулированием. Индивидуально-правовое регулирование является вторичным, дополнительным и всегда следует за нормативно-правовым регулированием, является его продолжением. Индивидуально-правовое регулирование носит конкретный характер, т.к. связано с регулированием конкретных отношений, ситуаций и направлено на регулирование поведения конкретных лиц. Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться двумя путями:
А). Регулирование, осуществляемое различными индивидуально- правовыми предписаниями или велениями третьих лиц, не являющимися участниками регулируемых отношений, и оно осуществляется при помощи различных государственных органов - судов, органов администрации, полиции и т.д.
Б). Регулирование при помощи индивидуально-правовых средств, например, договор, соглашение и т.д.
Налоговое регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
• регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление непосредственно с налогами не связано;
• регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |