Главная страница

Справочное пособие финал. Пособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018


Скачать 10.41 Mb.
НазваниеПособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018
АнкорСправочное пособие финал.docx
Дата13.04.2019
Размер10.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочное пособие финал.docx
ТипПособие
#44014
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СЕМЬИ И РОДА


МОСКВА 2018
Справочное пособие предназначено для педагогических работников и может быть использовано ими в целях организации работы с семьёй по вопросам проведения генеалогических исследований, а также родителями с целью их просвещения по тематике изучения истории семьи и рода и повышения их мотивации к самообразованию.

В данном пособии содержится терминология по тематике организации генеалогических исследований и её объяснение, примеры наиболее комплексных и качественных работ по истории семьи и рода, иные информационные материалы, необходимые для организации работы по изучению истории семьи и рода.

Оглавление



Введение ……………………………………………………………………
4
I.
Терминология и её объяснение ……………………………………………
5
II.
Описание примеров наиболее комплексных и качественных работ по истории семьи и рода ………………………………………………………
15
III.
Иные информационные материалы для организации работы по изучению истории семьи и рода ………………………………………….
90


Список литературы ………………………………………………………..
97







Введение


Развитие у обучающихся генеалогической культуры как одной из составляющих общей культуры обеспечивает становление ценностно-смысловой и моральной сферы личности ребенка. Организация и проведение изучения истории семьи и рода в учебной и внеучебной деятельности в процессе взаимодействия родителей и ребенка имеют неоспоримую ценностную составляющую, значимо влияющую на развитие родительских компетенций, укрепление детско-родительских и внутрисемейных отношений, повышение качества учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе на основе традиционных семейных ценностей.

Таким образом, включение элементов генеалогии и других вспомогательных (специальных) исторических дисциплин в образовательный процесс, обращение к генеалогическому исследованию как эффективному способу организации воспитательного процесса в современной школе создает основу духовного и нравственного развития не только ребенка, но и родителей, педагогов.

Актуальность проведения ребенком совместно с родителями исследования истории своей семьи и рода заключается в укреплении семейного единения, отражая место истории семьи в истории Отечества.

I. Терминология и её объяснение

Антропонимика (греч. ἄνθρωπος – человек и ὄνομα – имя) – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая личные имена и их системы в историческом развитии как факты истории общества и разрабатывающая методы использования антропонимических данных как исторического источника.

Совокупность антропонимов (имен людей и их форм) называется антропонимией. Антропонимикон – перечень личных имен определенного народа (этноса), видоизменяющийся с течением времени.

Биографика – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, разрабатывающая теоретические, методические, историографические, источниковедческие вопросы биографий. Из-за тесной взаимосвязи биографики с разными фундаментальными и узкоспециальными направлениям истории (в т.ч. с генеалогии), литературоведения, энциклопедических и библиографических традиций и других смежных и самостоятельных гуманитарных и естественнонаучных дисциплин при изучении различных материалов государственных и частных архивов, документальных хроник, мемуаров и других документов биографику часто определяют как прикладную междисциплинарную науку.

Вспомогательные исторические дисциплины (специальные исторические дисциплины) – относительно самостоятельные отрасли исторической науки, изучающие отдельные виды исторических источников.

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины занимаются исследованием исторических источников (получением информации о происхождении источника, установлением времени и места составления источника, авторства, условий его создания, подлинности, а также восстановлением первоначального вида) с целью определения степени правомерности использования того или иного источника в научном исследовании.

Также вспомогательные (специальные) исторические дисциплины разрабатывают общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования.

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины помогают воссоздать историческую картину становления письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей.

Вспомогательные (специальные) исторические дисциплины – молодые науки, становление которых относится к началу XIX в. На сегодняшний день вспомогательных (специальных) исторических дисциплин более 15 (палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, историческая метрология, хронология, ономастика, генеалогия, системы социального этикета и др.), и их количество постоянно растет, т.к. исторические источники разнообразны и вспомогательные (специальные) исторические дисциплины все больше специализируются.

Генеалогическая (поколенная) роспись – документ, в котором в форме разбитого на поколения списка людей (отсюда название) представлены сведения о чьих-то потомках (нисходящая роспись) или чьих-то предках (восходящая роспись; встречается гораздо реже нисходящей). В отличие от генеалогических таблиц, в которые родство отображается в графическом виде (с помощью скобок, линий, выравнивания по горизонталям или вертикалям и т.д.), в поколенных росписях информация о родстве передается через систему нумерации поколений и индивидуумов.

Генеалогическое досье – методика генеалогического исследования и представления родословия. Генеалогическое досье представляет собой коллекцию документов, выписок и других материалов, связанных с одним лицом. Рекомендуется делать опись всех собранных материалов.

Генеалогические карточки – методика генеалогического исследования и представления родословия. Генеалогическая карточка резюмирует данные досье, упрощает их использование при составлении таблиц.

Сведения, вносимые в генеалогическую карточку, могут значительно варьироваться в зависимости от исследовательских задач. Обычно в карточку вносятся: фамилия (для замужних женщин указывается также девичья), имя, отчество (если изменялись, указываются какие были раньше), дата и место рождения, для умерших дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать местоположение могилы), национальность, вероисповедание, фамилии, имена, отчества и даты рождения отца и матери, братьев и сестер, мужа (жены), детей, место или места жительства (с указанием дат), образование (что и когда окончил), место (места) работы или службы, должности, общественная деятельность, членство в организация, участие в войнах (каких, где), награды, звания. Также указываются источники информации (документы, фотографии, письма, воспоминания, интервью и прочее с указанием дат), дата заполнения, составитель карточки.

Генеалогические карточки могут использоваться как заготовки при проведении исследовательского интервью.

Генеалогические схемы (таблицы) – методика генеалогического исследования и представления родословия. Это документ, в котором в графической форме по определенным правилам показаны родственные связи между несколькими лицами. Генеалогические таблицы дают наглядное представление о родословии. Каждая ступень в родословной схеме представляет одно поколение родственников.

Они могут составляться в разных вариантах: нисходящие от родоначальника (предка) – к потомкам, или восходящие – от одного из потомков к предкам. Генеалогическая таблица может быть расположена вертикально и горизонтально.

Генеалогическое древо представляет собой художественно оформленную генеалогическую схему (таблицу).

Генеалогия – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Генеалогия в широком смысле – это наука о цепочках родства семьи либо целых династий. В более узком понимании генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает «родословие семьи», где genea – «семья», logos – «знание», «слово».

Историческая генеалогия как вспомогательная (специальная) дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом основы генеалогии семьи – есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например, он может употребляться в таких словосочетаниях, как «генеалогия открытия». И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата.

Геральдика (гербоведение; от лат. Heraldus – глашатай) – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Термин «геральдика» относится также к традиции и практике использования гербов.

Гербы могли принадлежать отдельным лицам, городам, областям, государствам; в средние века – различным ремесленным корпорациям – цехам, купеческим гильдиям и т.д.

Внешний вид герба, правила его применения и правовой статус соответствуют исторически сложившимся нормам. Геральдикой четко определяется, что именно и как может быть нанесено на тот или иной герб, а также дается объяснение значения нанесенных изображений. Особый геральдический язык был разработан в Средние века.

Совокупность правил и приемов составления гербов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение, является предметом теоретической геральдики.

Основной задачей геральдики как вспомогательной (специальной) исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов, на основе которой можно установить дату и место производства того или иного предмета материальной культуры, имеющего изображение герба.

Исповедная роспись (Исповедальная ведомость, Духовная роспись) – один из основных письменных исторических источников. Представляет собой церковную книгу с поименным и посемейным списком всех прихожан одного церковного прихода, проживающих на его территории. Фактически, исповедная ведомость является отчетным документом с пометками о свершении церковных таинств об исповеди и причащении.

Исторические источники – все свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Любой предмет, к которому хотя бы дважды была применена трудовая деятельность человека, является историческим источником.

Существуют различные системы классификации исторических источников. Первая в России классификация генеалогических источников была предложена Л.М. Савеловым, согласно которому источники подразделялись на устные, вещественные и письменные. Устные источники представлены легендами, преданиями и т.п. и являются недостоверными. К вещественным источникам относятся надгробные памятники, церковные предметы, родовые гербы, монеты, медали и т.п. Письменные источники делятся на официальные (метрические свидетельства, послужные списки, акты и т.п.), исторические (летописи, разрядные книги, родословцы, писцовые книги и т.п.) и семейные (воспоминания, частная переписка, духовные завещания и т.п.). Позже Л.М. Соловьев добавил в свою систему подразделение исторических источников на прямые и косвенные.

Источниковедение – это вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, которая разрабатывает методику и теорию изучения и использования исторических источников. Источниковедение занимается приемами выявления, классификации исторических источников, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников. Таким образом, источниковедение – наука об исторических источниках как историко-культурных явлениях. Как особая научная дисциплина источниковедение оформилось в XIX в.

Краеведение – изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (области, района, города, села и т.п.). Краеведение также подразумевает деятельность не только по изучению, но и по восстановлению и сохранению культуры прошлого и настоящего той или иной территории. Краеведением занимаются как учёные специалисты (историки, архивисты, географы, этнографы и др.), так и энтузиасты (как правило, из местного населения).

Летопись – древнейший вид повествовательной письменной древнерусской литературы (ХI – ХVII вв.), представляющий собой последовательное описание исторических событий по годам. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лѣто …» (в значении «в году…»), отсюда и возникло название. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века – анналами и хрониками.

Наиболее известные летописи – «Повесть временных лет» (XII век), «Лаврентьевская летопись» (XIV век), «Ипатьевская летопись» (XV век).

Летописи возникли и первоначально велись в монастырях. В XVII столетии появились и получили широкое распространение частные летописи.

Метрическая книга (церковная метрическая книга) – один из основных письменных исторических источников. Представляет собой реестр, содержащий официальные записи актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти) населения на территории конкретной административно-территориальной единицы России в период с начала XVIII века по 1918 год. Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами.

Метрическая книга представляет собой хронологический список событий за год, делящийся на три основные части: «О родившихся», «О бракосочетавшихся», «О умерших» (отсюда менее известное название метрических книг – «Троечастные»). По каждой части приводились итоги за тот или иной месяц и за год в целом. В зависимости от времени создания метрической книги графы с вносимыми данными в них могут варьироваться.

Метрические книги были официально отменены в 1918 году, заменены на актовые (или реестровые) книги в органах ЗАГСа, но в течении нескольких лет еще продолжали заполняться в отдельных районах.

Метрология (от греческих слов μέτρον – мера, и λόγος – изучение, мысль) – наука о мерах, состоящая из двух отраслей: науки о точных измерениях, главной задачей которой является выработка эталонов мер, а также исторической метрологии.

Историческая метрология оформилась как вспомогательная (специальная) историческая дисциплина в XIX в., занимающаяся изучением мер, которые употреблялись в прошлом народами земного шара в их историческом развитии и взаимосвязи.

Метрология как вспомогательная (специальная) историческая дисциплина изучает эволюцию единиц измерения и историю сложения систем измерения: длины (протяжения), поверхности, тяжести (веса), объема, единиц поземельного налогообложения.

Нумизматика – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая монеты и монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Предметом изучения нумизматики являются монеты в их взаимосвязи с историей, политикой, культурой, техникой и экономикой. Нумизматика тесно связана с археологией, хронологией, метрологией, сфрагистикой и геральдикой. К источникам нумизматики относятся монеты, монетные клады, монетные штемпели (с помощью которых осуществлялась чеканка монет), а также письменные документы о монетах.

Нумизматика включает разделы античной, византийской, восточной, западноевропейской и русской нумизматики.

Термин «нумизматика» возник в Средние века и имеет искусственное происхождение – это латинская модификация греческого слова «νόμισμα» («монета»).

От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство, или коллекционирование монет.

Нумизматическая коллекция – систематизированное, содержащее характеристику каждого экспоната собрание монет. В Государственном Эрмитаже нумизматический фонд составляет 2 млн. монет, в Государственном историческом музее – 1 млн. монет.

Ономастика (от др.-греч. ὀνομαστική – искусство давать имена) – раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования.

Ономастика представлена различными направлениями. Так, топонимика изучает собственные имена географических объектов, теонимика изучает собственные имена богов различных пантеонов, этнонимика – изучает названия народов, антропонимика исследует собственные имена людей, и др. (см. также Антропонимика).

Доономастическое значение слов – первоначальное значение.

Ономастическое значение слов – современное значение, то, что они именуют.

Отономастическое значение слов – нарицательное значение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом