Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Справочное пособие финал. Пособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018


Скачать 10.41 Mb.
НазваниеПособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018
АнкорСправочное пособие финал.docx
Дата13.04.2019
Размер10.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочное пособие финал.docx
ТипПособие
#44014
страница2 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Палеографияспециальная историко-филологическая дисциплина, исследующая письменные памятники с внешней стороны с целью определить время и место их создания. Термин «палеография» состоит из греческих слов παλαιόσ (древний) и γράφω (пишу) и может быть буквально переведен как «описание древностей».

Палеография исследует внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Палеография занимается происхождением, видоизменением, распространением письма и всего, что к письму относится: материал (на чем написано и чем написано), орудие письма, знаки письма, типы письма, оформление страницы (разлиновка, поля, слитное и раздельное написание слов), художественное оформление рукописей, переплет и его украшение и т.д.

В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда палеографических признаков и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени.

Задачи палеографии – безошибочное чтение текстов, датировка, определение авторства и места написания документа, установление подлинности рукописей и выявление подделки.

Палеография – не единственная дисциплина, изучающая письменные памятники, или же, говоря другими словами, не все письменные памятники являются объектом изучения палеографии. Так, письменные памятники нарезные или чеканные на разных бытовых предметах, а также надписи, процарапанные на штукатурке стен, изучает эпиграфика, надписи на печатях – сфрагистика, надписи на монетах – нумизматика, надписи, процарапанные на бересте, – берестология. В ведении палеографии находятся рукописные книги и документы, то есть памятники, написанные красящим веществом на мягком материале: папирус, пергамен, бумага.

Поколение – совокупность родственников одинаковой степени родства по отношению к общему предку (дети, внуки, правнуки и т.д.) или потомку (родители, бабушки/дедушки, прабабушки/прадедушки и т.д.); потомство супружеской пары или совокупности пар по степени родства.

В зависимости от восходящего или нисходящего родословий определяется своя система отсчёта. В восходящем родословии потомок, для которого выстраивается родословная находится в 1-м поколении, его родители – во 2-м, дедушки и бабушки – в 3-м и т.д. В нисходящем родословии наоборот, самый дальний предок находится в 1-м поколении, его дети – во 2-м, внуки – в 3-м и т.д.

Разрядные книги (разряды) – один из основных письменных исторических источников, представляет собой книги записи официальных распоряжений и извлечений из официальных документов в Русском государстве.

В них отмечались назначения и учет прохождения государевой (военной, придворной, административной и дипломатической) службы, факты применения военных сил государства, оборот ценностей царской казны и другие торговые операции, финансирование государственно важных проектов и другая информация. Существуют «Перечневые» разрядные книги и разрядные книги «Подлинников».

Разрядные книги составлялись с 1471 по 1682 годы. Многие разрядные книги были уничтожены. Все сохранившиеся списки (копии) разрядных книг представляют собой редакции разрядных записей, в большей или меньшей степени основанных на официальном тексте.

Ревизские сказки – один из основных письменных исторических источников, представляющий собой документы по результатам проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-ой половине XIX вв. Первоначально проводились с целью подушного налогового обложения населения.

Ревизские сказки – поимённые списки населения территории с указанием имен, отчеств и фамилий (при наличии), возраста и родственных отношений владельца двора и его домочадцев.

Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 включали только мужчин. 1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг., последняя ревизия проводилась в 1857—1859 гг. Форма внесения сведений со временем изменялась.

Род – наиболее крупная генеалогическая единица, ряд поколений, происходящих от одного предка, связанных узами кровного родства. Род можно представить в виде цепочки семей, образующихся в каждом новом поколении для его продолжения.

Род – одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку – основателю рода или родоначальнику – по одной (материнской либо отцовской) линии.

Родословная – свод данных, описывающих происхождение тех или иных персоналий (семей) от других семей (родов). Наиболее часто это понятие используется для обозначения родословной человека.

Классическая родословная состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по коленам. Родословные принято оформлять в виде родословной схемы (таблицы, древа) и генеалогических карточек, в виде поколенной росписи, генеалогического досье. В последние годы появился новый тип описания родословных – родословные очерки, в которых история рода описывается в виде обычного текста.

Родство в широком смысле – это отношения между людьми, основанные на происхождении от общего предка или возникшие в результате заключения брака, организующие социальные группы и представляющие социальные роли. Лица, находящиеся в отношениях родства, называются родственниками. Близость родственных отношений определяется по поколениям (коленам). Родители с детьми состоят в родстве первой степени.

В более узком смысле родство – кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Отношения между людьми, возникающее не по кровному родству, а из брачного союза, отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов называются свойство́м.

Семья – это ограниченное число лиц, состоящих в родстве, не обязательно кровном (муж, жена, дети и другие близкие родственники). Чаще всего семья представлена одним-тремя поколениями, проживающими вместе. Семья – это сообщество родственников, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семья включает в себя представителей разных родов.

Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других

основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Сфрагистика (от греч. σφραγις – печать) – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах. Также встречается наименование сигиллография (от лат. sigillum – печать).

Первоначально сфрагистика являлась частью дипломатики – вспомогательной исторической дисциплины, изучающей форму и содержание документальных актов.

Суть современной методики сфрагистики заключается в проведении анализа внешних признаков печати (установление типа), изучении имеющихся на ней изображений (иконографии) и надписей; определении датировки и конкретной принадлежности лицу или институту власти, установлении атрибуции (определении принадлежности) и оценке печати как исторического источника.

Фалеристика (от лат. falerae, phalerae – металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия, награды римских легионеров; из греч. φάλαρα – металлические бляхи) – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая истории, системы и атрибуции орденов, медалей, значков, жетонов, любых нагрудных знаков (в том числе почётных, юбилейных, ведомственных и т.д.). От фалеристики как науки следует отличать фалеристику как коллекционирование наградных знаков.

Хронология (от греч. χρόνος – время; λόγος – учение) – вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; их последовательность во времени.

Историческая хронология ставит своей задачей разработку методов научного анализа источников на основании имеющихся данных о времени, полученных научно-естественным путем (например, вычисления по движению небесных тел), исследование различных систем времяисчисления, уточнение и проверку дат, содержащихся в источниках, перевод их на современную систему счета времени. Таким образом, важнейшей задачей хронологии является установление точной датировки упоминающихся в источнике событий и их последовательности.
II. Описание примеров наиболее комплексных и качественных работ

по истории семьи и рода

В данном разделе приводятся 20 примеров комплексных и качественных работ по истории семьи и рода, полученных в результате анализа конкурсных работ участников Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная», Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения, Всероссийского конкурса методических разработок уроков, посвящённых семье и традиционным семейным ценностям, проведённых Минобрнауки России в 2016–2017 гг.

Ниже по тексту будут представлены примеры комплексных и качественных работ по истории семьи и рода, полученных в результате анализа конкурсных работ участников Всероссийского конкурса школьных генеалогических исследований «Моя родословная».
Проект «Времен связующая нить». Автор – Анастасия Черепанова, учащаяся 7 класса ГКСОУ Свердловской области «Верхнепышминская школа – интернат имени С.А. Мартиросяна, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Цель проекта – лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории нашей семьи для последующих поколений.

Анастасия выбрала вариант составления восходящего генеалогического древа, собрав информацию о предках по линии отца до 7 колена и по линии матери до 4. В своей работе она представила восходящую родословную Черепановых по линии отца.

В начале своего проекта А. Черепанова дает краткую биографическую справку о своей семье: родителях, братьях и сестрах.

В следующем разделе автор проекта раскрывает происхождение своей фамилии: «По некоторым данным именно прозвища были исторически первым типом личных именований, потребность в которых не отпала даже с появлением персональных имен. Имена часто повторялись, а потому не всегда были удобны для идентификации человека.

Наша фамилия, Черепановы, ведет свое начало от прозвища Черепан, в основе которого лежит аналогичное нарицательное. Черепаном в старину называли горшечника, гончара, то есть мастера, изготовлявшего посуду, игрушки и другие предметы из обожженной глины. Соответственно, прозвище Черепан, скорее всего, относится к так называемым «профессиональным» именованиям, содержащим указание на род занятий предка.

Одно из первых упоминаний фамилии Черепанов в исторических документах относится к середине XVI века. По данным разных источников, некоторые Черепановы могут иметь знатное происхождение – дворяне Черепановы записаны в родословных книгах Киевской, Владимирской, Смоленской губерний.

Семейное предание гласит, что в XVII–XVIII веках Черепановы появляются на Урале из Вятки. Один из них – Черепанов Фома – был старовером, так же, как и многие другие. Под Вяткой есть деревня, которая так и называлась Фомы Черепанова. У Фомы было два сына Егор и Семён.

Известно, что Егор Фомич Черепанов и Семён Фомич Черепанов проживали с семьями в городе Шадринске.

Шадринский архив не оцифрован, что усложняет дальнейшие поиски. Известно, что в 1809 году Егор Фомич был в Тобольской губернии единственным купцом 2-й гильдии и владел в городе следующим имуществом: «Избой с двумя сенями, четыре горницы, два амбара с погребом, конюшней, баней, огородом с оградой». Его брат Семен Фомич родился около 1782 г., их отец перешел в шадринское купечество из екатеринбургского. По ревизии 1816 года указывалось, что Семен Фомич Черепанов имел крепостных. В 1829 году он был избран городским главой Екатеринбурга. Так же им было получено разрешение на добычу разных руд и золота, в Вятской и Тобольской губернии.

Затем семья Егора Фомича Черепанова вместе с семьёй купца Ивана Фёдоровича Мамонтова (отца будущего мецената), переехали из Шадринска в город Ялуторовск. Семья Мамонтовых жила в Ялуторовске всего 10 лет, а вот Черепановы осели надолго.

В Ялуторовске проживал и работал мой прапрапрадедушка Черепанов Ксенофонт Егорович (сын Егора Фомича). Через некоторое время семья переехала в село Плетнёво Югринского района.

В 1897 г. проводилась первая всеобщая перепись населения Российской империи, в Тобольской губернии переписные листы не были уничтожены и дошли до наших дней. Благодаря им сейчас можно узнать? кто жил в населенных пунктах, кто был главой семьи, а также всех домочадцев, их возраст, семейное положение, образование и профессию.

В Тобольском государственном архиве мы нашли переписные листы села Плетневское Ялуторовского уезда. Теперь я знаю, что у прапрапрадеда Черепанова Ксенофонта Егоровича был большой частный двор, на котором стояло два деревянных дома. Родился он в 1835 году. Записался как мещанин г. Ялуторовска. Главным средством для существования указал торговлю бакалейными и мануфактурными товарами. В торговле ему помогала жена Варвара Никифоровна, 1856 года рождения, и сын Алексей, которому тогда было 14 лет. Семья была большая, в министерской начальной школе обучалось еще трое детей – Иван 13 лет, Виктор 11 лет, Александра 8 лет. Маленький трехлетний сын Василий находился дома с родителями.

Рядом по соседству стоял дом ялуторовского мещанина Черепанова Ивана Егоровича 73-х лет, брата Ксенофонта Егоровича. Но в отличие от нашего предка его земля не была в собственности, а принадлежала Плетневскому обществу. В нашем распоряжении имеется фотография деревянного двухэтажного дома в селе Плетнёво, с вывеской «Торговля Бр. Черепановых» (рис. 1).


Рис. 1 Фотография деревянного двухэтажного дома в селе Плетнёво,

с вывеской «Торговля Бр. Черепановых»

Вот как описывают село Плетнёво (Плетнёвское) в конце XIX века: «Волостной центр, расположенный на берегу озера Дубровное в 167 верстах от уездного центра. В селе было 77 дворов, где проживало 230 мужчин и 227 женщин. Имелась богатая церковь, построенная по проекту Юргинской, только без наружной штукатурки. Церковь была видна из окрестных 6 деревень. Работала министерская трёхклассная школа, Народная библиотека, хлебозапасный магазин, две торговые лавки, два маслобойных заводика и казённая винная лавка...

…В 1914 году началась первая Мировая война, в которой участвовали практически все страны Европы. В ответ на нападение Австро-Венгрии на Сербию российский царь Николай II объявил всеобщую мобилизацию, что и было сделано в ночь на 31 июля. Возможно, в этом году призвали старших братьев моего прапрадедушки: Алексея Ксенофонтовича и Виктора Ксенофонтовича Черепановых на войну. Оба попали в элитные части, первый в Павловский лейб-гвардии полк, второй в Преображенский лейб-гвардии полк. К сожалению, никаких воспоминаний не сохранилось, остались только фотографии.

По ним можно судить, что у Алексея Черепанова было звание ефрейтор, но сложно определить за что он получил две медали. У Виктора Черепанова также имеется одна медаль и знак «За отличную стрельбу из винтовки»…

…Мой прапрадед Василий Ксенофонтович Черепанов (1897–1984) тоже родился и проживал с семьёй в селе Плетнёво. Семья была зажиточной, имела магазин, потом их раскулачили. В 1938 году прапрадеда арестовали, но потом выпустили и сослали в Тобольск. В годы Великой Отечественной войны он работал в артели краснодеревщиком. На фронт его не призвали по возрасту. Женился на Лукерьи Ксенафонтовне (1899–1984), вместе они воспитали двух сыновей Василия и Александра. Прапрабабушка вела всё хозяйство, прапрадед занимался пчеловодством…

…Мой прадед Черепанов Александр Васильевич (1929–2007) родился 06 марта 1929 года в селе Плетнёво Югринского района Тюменской области. Родители прадеда были зажиточными, имели дом и магазин, потом их раскулачили. В 1938 году отца прадеда арестовали, но потом выпустили и всю семью сослали в г. Тобольск. Прадед учился в школе № 16 г. Тобольска.

В военное время, в 1943 году, в возрасте 14 лет моего прадеда отправили учиться в ремесленное училище, а когда исполнилось 16 лет, он поехал учиться в г. Свердловск в Техникум связи, по специальности «Радист-связист». Затем прадед работал на центральном телеграфе связистом. Через несколько лет он перешел работать на завод имени М.И. Калинина, где занимался разработкой и установкой охранной сигнализации… В дальнейшем мой прадед стал самым молодым руководителем цеха связи, за всю историю завода…

Мой дедушка Черепанов Владимир Александрович родился 10 июня 1955 года в г. Свердловске. Окончил школу № 144 в 1972 году и поступил на химический факультет в Уральский государственный университет им. А.М. Горького. После окончания химического факультета остался работать на кафедре физической химии в должности инженера. Позднее работал младшим научным сотрудником, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом и профессором. В 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Физическая химия».

Далее автор проекта подробно описывает научные и методические достижения своего деда – В.А. Черепанова.

В следующем разделе А. Черепанова дает характеристику своим знаменитым однофамильцам.

Рис. 2 Черепанов Ефим Алексеевич (слева) и его сын Черепанов Мирон Ефимович (справа)

Самыми известными однофамильцами по праву считаются выдающиеся русские механики – самородки Ефим Алексеевич и его сын Мирон Ефимович Черепановы (рис. 2).

Отец и сын Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых на Урале. Жили они в Выйском заводском посёлке, который входил в состав Нижне-Тагильска (сейчас г. Нижний Тагил). Ефим Черепанов с ранних лет помогал отцу в работе на заводе и знакомился с различными производственными процессами. Позднее два его младших брата, Гаврила и Алексей, так же стали работать на Выйском заводе.

К концу 90-х годов XVIII века Ефим Черепанов стал мастером, специализировавшимся на производстве воздуходувных устройств. В 1801 году Е.А. Черепанов женился. Жену его звали Евдокия Семёновна. В 1803 году у них родился сын Мирон…

В 1820 году Е.А. Черепанов создал первый маленький паровой двигатель, в создании которого принимал участие 17-летний Мирон Черепанов. Мирон обучался «при доме», главным наставником его в механическом искусстве был отец. Мирон так хорошо владел грамотой, что в возрасте 12 лет был принят на Выйский завод писцом. С тех пор он непрерывно работал на заводе…

…Всего при жизни обоих Черепановых, начиная с 1820 года, было создано 15 стационарных двигателей и 4 паровых двигателя для 2 паровозов. И применение их было самое разнообразное: откачка воды из шахт, приведение в движение металлообрабатывающих станков, воздуходувок, промывочных устройств на приисках и т.д.

В 2015 году вместе с мамой я ездила на экскурсию в г. Нижний Тагил. Здесь мы узнали некоторые факты из биографии наших знаменитых однофамильцев. Конечно же, не смогли пройти мимо и сфотографировались возле макета первого в России паровоза».

В своей работе А. Черепанова расположила несколько фотографий с экскурсии в г. Нижний Тагил.

Затем автор проекта описывает представителей по мужской линии 8 поколений Черепановых и переходит к описанию раздела о семейных реликвиях. А. Черепанова пишет: «В каждой семье есть старинные вещи, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но прежде всего они дороги как память о наших предках.

Эта замечательная традиция есть во многих семьях, в том числе и в моей семье. В нашем доме, а также в доме бабушки и дедушки сохранилось много передаваемых из поколения в поколение вещей. Вышитые прапрабабушкой салфетки и подзоры. Рушник, который тоже был вышит прапрабабушкой, подарен моим родителям на свадьбе. Именно на нем стояли хлеб и соль, с которыми встречали молодожёнов.


Рис. 3 Старинная походная (складная) икона

В доме моей прабабушки, на стене, весит старинная походная икона (рис. 3). Бабушка называет её складенёр. Её привёз из г. Тобольска дедушка, ранее она хранилась у прапрадеда. Сколько ей лет и как она появилась в доме предков, сейчас сказать уже не может никто.

Среди разнообразия посуды разных времён, особое место занимают серебряные ложки XIX века. Так же бережно у бабушки хранится тульский самовар (фабрика торгового дома Б.Г. Тейле с сыновьями), который был привезён из г. Тулы в г. Тобольск, но никто не вспомнил кем, когда и при каких обстоятельствах…

В нашей семье из поколения в поколение воспитывают бережное отношение и любовь к книге. Это тоже одна из традиций моей семьи. В семье собрана большая библиотека, начало которой положил ещё мой прадед. Самая старинная книга в семейной библиотеке – это «Сочинения» Г.Р. Державина (Санкт-Петербург, 1831 г.)».

Отдельный раздел проекта посвящен Календарю памятных дат семьи, в котором приводятся даты дней рожденья всех здравствующих членов семьи, годовщин свадеб, семейных праздников.

Еще в одном разделе приводится рисунок и описывается герб семьи (рис. 4).


Рис. 4 Семейный герб из работы Анастасии Черепановой

А. Черепанова пишет: «Герб семьи представляет собой набор геральдических символов, которые олицетворяют основные черты семейного рода. Семейный герб раньше был привилегией дворянства, в настоящее время, он призван выделить семью, сплотить всех ее членов, стать сильным связующим звеном для поколений.

Главной частью герба является щит. Образ щита призван защищать семью или человека от врагов, как в древности, так и в наше время. Щит нашего семейного герба французской формы, принятый в русской геральдике. Он имеет четырёхугольную форму с закруглёнными нижними углами, с заострением в центральной части нижней кромки щита. Щит рассечён на пять полей.

Как основной фон используется два цвета. Голубой цвет передаёт цвет безоблачного неба, так как честность и порядочность были и остаются главными принципами всех членов нашего рода. Другое значение, в геральдике, всех оттенков синего цвета – это интеллект, благоразумие, чистота души, безупречная репутация, верность традициям и друг другу. Жёлтый цвет символизирует жизнь и продолжение рода Черепановых – это поколения добропорядочных, самоотверженных людей. В геральдике желтый цвет используется, чтобы показать справедливость и великодушие людей, которым принадлежит герб.

В каждой части щита изображены символы, указывающие на род занятий глав семейства разных поколений.

В левой верхней части изображены столярные инструменты и улей, так как мой прапрадед был краснодеревщиком, изготавливал мебель и занимался пчеловодством. В правой верхней части находятся телефон и радиовышка. Они указывают на то, что мой прадедушка всю свою жизнь посвятил вопросам обеспечения связи.

Главный символ поля нижнего слева – это книги. Книги всегда являлись источником знаний, веры, мудрости. Открытая книга – символ не только того, что должна приветствоваться тяга к знаниям, ко всему новому, но и то, что мы должны стать творцами своей жизни, своей истории. Книги занимали и продолжают занимать особое положение и значение в жизни каждого представителя нашего рода.

В нижней правой части изображены символы, которые отражают вид деятельности моего дедушки и папы. Мой дедушка посвятил себя научной и преподавательской работе. Он известный ученый в области физической химии, как в нашей стране, так и за рубежом. Папа занимается вопросами радиационной безопасности и проектированием защиты на радиационных объектах.

В самой нижней центральной части щита показаны скрипичный ключ, ноты и микрофон. Эти символы указывают на то, что все поколения нашего рода объединяет любовь к искусству.

Под щитом расположена витая лента, в центральной части которой написан девиз нашего рода «Сгорая сам, свети другим!». Наш девиз – это символ самоотверженного служения людям, подвижнического отношения к своему делу. Впервые эти слова были произнесены великим мыслителем Древней Греции Гиппократом (460—370 до н. э.), который так определил своё предназначение».

Следующий раздел проекта называется «Декоративное панно «Генеалогическое древо», в котором автор описывает свою технологию разработки этого древа».

Автор проекта отмечает: «Для создания декоративного панно я выбрала технику аппликации из ткани. Эта техника не сложна, но все-таки требует определённых навыков работы с различными видами материалов и швейной машиной». Ниже приводится схема технологии создания панно в виде Технологической карты (таблица 1).


Таблица 1 Технологическая карта создания панно
п/п
Описание операции
Графическое изображение

или описание работы
Оборудование, инструменты, приспособления
1.
Выбор модели

Книги, Internet, эскизы
2.
Создание эскиза

Бумага, карандаш
3.
Подготовить материалы и инструменты для выполнения панно

Лоскуты ткани, шнуры, нитки, иголки, ножницы

и т.д.
4.
Заготовить шаблоны

(крона древа)


Бумажные шаблоны, фетр, ножницы
5.
Подготовка фона:

1. Обработать детали по периметру строчкой простой «зигзаг».

2. Сложить детали лицом внутрь, сметать.

3. Выполнить соединительный расстрочной шов.

3. Разложить и разутюжить.



Ткань (голубая, зелёная), нитки, швейная машина
6.
Разметка подготовленного полотна (фона)


Готовый фон, эскиз, карандаш
7.
Выполнение объемной аппликации:

1. Закрепить детали булавками.

2. Выполнить швы плотной зигзагообразной строчкой.

3. Добавить небольшое количество синтепона.



Детали из зеленой ткани, нитки, синтепон, швейная машина
8.
Выполнение центральной части:

1. Приготовить шнуры различной толщины и фактуры.

2. С помощью шва «вперёд иголкой» пришить шнур «Косичка».

3. Закрепить этот шнур строчкой «зигзаг» (широкий шаг).

4. Остальные виды шнуров пришить, используя шов «вперёд иголкой».

5. Закрепить узкие шнуры (в нескольких местах).


Шнур косичка,

шнур кулиска, нитки коричневые, швейная машина
9.
Приклеить кроны древа (фетр разных цветов)


Клей универсальный
10.
Нанести клеевые стразы, используя шрифт Брайля (в соответствии с эскизом)



Стразы клеевые, утюг, гладильная доска
11.
Выполнить пришивание шнура (используя шов «вперёд иголкой»):
Шнур сутаж – связь по линии отца.
Шнур вьюнчик – материнская линия.



Шнур, сутаж, шнур вьюнчик, нитки зелёные, ручная игла
12.
Оформление изделия


Рамка, плотный картон
13.
Конечный контроль


1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей