Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Справочное пособие финал. Пособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018


Скачать 10.41 Mb.
НазваниеПособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018
АнкорСправочное пособие финал.docx
Дата13.04.2019
Размер10.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочное пособие финал.docx
ТипПособие
#44014
страница6 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Проект «Моя родословная». Автор – Никита Трясцин, учащийся 3 класса общеобразовательной школы № 15 г. Сысерти.

В своем проекте Никита проводит работу по изучению того – какой «след оставили мои предки в истории России?».

Н. Трясцин пишет: «Из рассказов моей мамы Трясциной Марии Владимировны и моего дедушки Китаева Владимира Юрьевича, я узнал о моём прадедушке Китаеве Юрии Григорьевиче. Он родился в 1923 году. Когда началась ВОВ, ему было 18 лет. Он поступил в Оренбургское военное авиационное училище, затем был направлен на фронт. Рассматривая выписки из документов, я узнал место призыва моего прадеда. Это Сталинский РВК, Свердловской обл., г. Свердловск, Сталинский р-н. Номер записи в базе данных: 80566896…

Юрий Григорьевич участвовал в боях на Курском направлении. В октябре 1942 года при разминировании вражеских заграждений был тяжело ранен в глаза (рис. 19). Вынес его из-под огня противника боевой товарищ Николай Гусев...


Рис. 19 Выписка о ранении Ю.Г. Китаева

За активное участие в боевых операциях мой прадед Китаев Юрий Григорьевич награжден: «Орденом Отечественной войны I степени», «Орденом Отечественной войны II степени», «Орденом Красной Звезды», «Орденом Славы III степени», Медалью «За отвагу», Медалью «За боевые заслуги», а также юбилейными медалями...

В 1949 году мой прадед окончил курсы горных мастеров при тресте «Русские самоцветы». В 1954-1965 гг. он работал начальником поисковых отрядов Сысертской партии Уральского геологического управления на поисках месторождения антофиллит-асбеста, слюды-мусковита, талька. Затем 8 лет (1965–1973 гг.) был заместителем начальника Сысертской партии. В 1973 г. вышел на пенсию по состоянию здоровья».

Автор проекта решил более глубоко исследовать истории жизни своих предков, связанных с горными разработками: «Китаев Григорий Егорович (Георгиевич) родился 29 октября 1889 году в г. Екатеринбурге, в семье золотопромышленника. Он был уральский горняк минеролог. Первооткрыватель Вишневогорского месторождения редкоземельных руд. В 1920 году он был направлен на Алабашско-Мурзинские копи для добычи драгоценных камней (аметистов, топазов, аквамаринов). В 1923–1936 гг. работал на месторождениях бериллов и изумрудов. В 1936–1937 гг. организовал отделение Уральского геологического музея. В 1937–1941 гг. был руководителем филиала московской фабрики № 14 «Природа и школа». Они занимались формированием коллекций для учебных заведений. В годы Великой Отечественной войны с 1941–1945 гг. участвовал в поисково-разведывательных работах. Он открыл в районе Вишневых гор (Южный Урал) месторождение танталовых руд. В 1948–1949 гг. в связи со строительством Дворца Советов в Москве, организовал группу по добыче яшмы для облицовки наружных стен. В 1967 г. с выходом на пенсию работал в Свердловском Дворце пионеров. За время своей деятельности мой прапрадед Григорий Егорович собрал несколько тысяч образцов минералов, уникальных по своему научному и декоративному значению. За годы работы он встречался и работал с известными геологами, профессорами и академиками. Имя Катаева Григория Егоровича занесено на мраморную доску «Первооткрывателям месторождений и крупным организаторам геологического движения Урала». Мемориальная доска установлена в вестибюле станции метро «Геологическая» в г. Екатеринбурге.

Обязательно соберу всю нашу семью папу Трясцина Андрея Евгеньевича, маму Трясцину Марию Владимировну, сестру Козлову Анну Дмитриевну, поедем в город Екатеринбург, спустимся в метро на станцию «Геологическая», подойдём к мемориальной доске и сфотографируемся на долгую память.

К 125-летию со дня рождения Григория Георгиевича Катаева в журнале «Уральский следопыт» за январь 2015 года вышла статья «Уральский горщик», где о нём рассказывает его дочь Елизавета Китаева. Мой прапрадедушка оставил след в истории Урала в виде вечных памятников.

История моей семьи очень интересная, поэтому я оформил стенгазету «День победы – 9 мая», где рассказал ребятам о своём прадеде Китаеве Юрии Григорьевиче, показал документы, награды. Собирая материалы для проекта «Богатства, отданные людям», я понял, что примером благородного служения человека людям можно считать моего прапрадеда Китаева Григория Егоровича (Георгиевича) и его род. Одноклассники внимательно рассматривали журнал «Уральский следопыт», газету «Новости Режа» от 6 февраля 2015 года, где в статье «Именитые староверы Китаевы – приказчики Верх-Исетских заводов рассказывается о моих родственниках по линии мамы Трясциной Марии Владимировны и моего дедушки Китаева Владимира Юрьевича.


Рис. 20 Стенгазета «День победы 9 мая»

Свою работу Никита заканчивает следующими словами: «Изучая историю нашей семьи по маминой линии, я понял, что у нас династия горных мастеров. Прапрадедушка Китаев Григорий Егорович (Георгиевич), прадедушка Китаев Юрий Григорьевич и дедушка Китаев Владимир Юрьевич – горняки. Мой дедушка Китаев Владимир Юрьевич родился 27 июня 1950 года в г. Свердловске. Получил высшее образование в Горном институте. В 1971 после службы в рядах Советской Армии пошёл работать инженером геодезии на карьер Берёзовского завода стройконструкций. С 1990 года до выхода на пенсию в 1998 г. работал на шахтах Берёзовского рудника по добыче рудного золота. Буду разговаривать с дедушкой. Ещё очень много интересного можно узнать о своих предках и обязательно расскажу одноклассникам».

Ниже по тексту будут представлены примеры комплексных и качественных работ по истории семьи и рода, полученных в результате анализа конкурсных работ участников Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения, Всероссийского конкурса методических разработок уроков, посвящённых семье и традиционным семейным ценностям, проведённых Минобрнауки России в 20162017 гг.
Методическая разработка классного часа на тему: «Семья». 5 класс.

Классный руководитель – разработчик: Иванова Людмила Анатольевна, МАОУ Емуртлинская средняя общеобразовательная школа Упоровского муниципального района Тюменской области.

Цели мероприятия:

1. Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за нее; чувства уважения к родителям.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Предварительная подготовка:

1. Сочинения учащихся «Моя семья», «Семейные традиции».

2. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом».

3. Составление проектов о семье.

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня речь пойдёт о семье. Ребята мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной.
Рефлексия настроения: “Дерево чувств”
Учитель: Ну, а сейчас, чтобы снять напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение, которое называется «Дерево чувств». С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

• красный – восторженное;

• оранжевый – радостное;

• желтый – приятное;

• зеленый – спокойное;

• синий – грустное;

• фиолетовый – напряженное;

• черный – уныние.

(Каждая группа на крону дерева на плакате прикрепляет листочки с выбранными цветами).

Комментарии учителя: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.

2. Учитель: В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

Совершенно верно, ведь именно с отношения к семье, к самым близким людям и начинается формирование основ нравственного поведения. Через семью мы получаем социальный опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями.

С чего начинается любая семья?

Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь Я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?

Ответы детей: мама, жена, сестра, дочь, внучка.

Учитель: Кем может быть в семье мужчина?

Ответы детей: папа, брат, сын, внук, муж.

Учитель: Правильно. А в ваших семьях кто вы? – Ответы детей: дочь (сын), внуки, сестра (брат). Вот, сколько важных ролей мы выполняем.
    Отгадывание кроссворда «Моя семья»

    По вертикали:

    1)

    Кто вас, детки, сильно любит?

    Кто вас нежно так голубит,

    Не смыкая ночью глаз

    Все заботится о вас?

    2)

    Улыбаюсь я как мама,

    Так же хмурюсь я упрямо,

    У меня такой же нос

    И такой же цвет волос. (Дочь)

    По горизонтали:

    3, 4)

    В семье мы – мастера.

    Всяких дел у нас гора!

    Взяли в руки молотки

    Ремонтируем замки.

    - О ком идет речь? (Папа, сын)

    5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

    4. Ученики зачитывают свои сочинения о семье.

    5. Энергизатор “Комочек счастья”

    На части не делится солнце лучистое,

    И вечную землю нельзя разделить,

    Но искорку счастья – луча серебристого

    Вы в силах родным подарить.

    Учитель: Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”. Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами “Комочек счастья” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье). Отдохнули, восстановили силы.

    6. Учитель: Семейные праздники и традиция еще больше сплачивают семью.

    Задание: Назовите семейные праздники

    Новый год Рождество

    Дни рождения Походы на природу

    Пасха Рыбалка

    Рассказы детей о своих семейных праздниках и традициях.

    7. Учитель: Семью объединяют и увлечения. Это замечательный способ отрешиться от обыденности, прикоснуться душой к прекрасным образцам творчества. Хобби, особенно семейное, расширяет кругозор и, возможно, открывает самому человеку доселе скрытые таланты. Поведайте нам, пожалуйста, о своих увлечениях. Возможно, для тех, кто еще не определился в своих пристрастиях, это будет особенно интересно.

    (Проект «Семья – главное богатство», Иванова Полина)

    8. Заключительная совместная игра «Фундамент моего дома»

    Конечно же вы слышали, говорят: «Мой дом – моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой. А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.

    Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Ребята выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).

    Есть дом, в котором я живу,

    И для меня он лучший самый,

    В нем и во сне, и наяву

    Я слышу добрый голос мамы.

    А вечерами папа мне,

    Когда смолкают птицы в гнездах,

    Расскажет о луне,

    Ракетах, спутниках и звездах.

    Пускай мой дом пребудет вечно,

    Пускай в нем будут хлеб и смех.

    Туда я буду возвращаться бесконечно,

    И только с ним возможен мой успех.

    Учитель: Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. Сейчас вы вернетесь к семейному очагу, который сплачивает людей, дает им силу и уверенность, пищу чувствам и отдых душе. Напутствие:

    - Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.

    Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. Пообщавшись с вами, ребята, я поняла, что вы также стремитесь узнать о исторических ценностях своего рода, и хотите знать свои корни. И мы должны знать, что, чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.

    Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: (на лист распечатаны заповеди, тексты которых вручаются ученикам)

    Заповеди:

    · Свято храни честь своей семьи;

    · Люби свою семью и делай её лучше;

    · Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

    · Подари родителям радость;

    · Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

    · Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

    9. Рефлексия настроения: «Дерево чувств»

    Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние? (Обучающиеся на кроне дерева перевешивают свои листочки).

    Я хочу закончить классный час словами В.А. Сухомлинского: «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу». Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
    Проект «Творческая мастерская для родителей». Авторы – Ю.В. Толмачева, Н.Н. Киваева, А.А. Кукинова.

    Методика проведения урока (встречи) была подготовлена и проведена в апреле 2017 года.

    Современные исследования свидетельствуют о приоритетной, решающей роли семьи в становлении личности ребенка-дошкольника. Воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воздействие, так как проводником его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании и развитии ребенка, который проявляется в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок в семье. От других социальных структур семья отличается своей ролью в формировании и становлении культуры личности и ее сохранении, поскольку только семья моделирует гармоничные взаимоотношения между поколениями, основанные на культурных традициях, именно семья является средой формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. Мы считаем, что повышать престиж семьи целесообразно через укрепление внутрисемейных связей, возрождение традиций семейного воспитания. Семейные традиции укрепляют в детях чувство целостности семьи, ощущении неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. В данной встрече мы формируем эти знания у детей не напрямую, а опосредованно через родителей, так как родитель для ребенка – это «значимая», авторитетная личность, выступающая носителем культурных ценностей и семейных традиций.

    Поэтому цель нашей встречи – укрепление внутрисемейных связей.

    Задачи:

    1) распространение положительного опыта семейного воспитания и повышение ответственности родителей за воспитание детей;

    2) обмен семейными традициями;

    3) повышение престижа и роли многодетной семьи в обществе.

    Ожидаемые результаты

    Для родителей:

    1) осознают значимость семьи в жизни каждого человека;

    2) обогатят опыт взаимодействия и общения между членами семьи;

    3) получат положительный опыт воспитания в многодетной семье;

    4) сплотится коллектив родителей и педагогов.

    Для педагогов:

    1) повысится педагогическая компетентность в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;

    2) сплотится коллектив родителей и педагогов;

    3) расширится круг совместных интересов ДОУ и семьи, сформируются традиции группы.

    Материалы и оборудование: проектор, компьютер, видеозапись фрагментов сюжетно-ролевой игры «Семья», магнитная доска, «бревнышки» с написанными чувствами (строительный материал для «Дома семьи»), маркеры, листы бумаги с изображением цветка, фломастеры, ручки, фотовыставка (фотографии семей), тексты пословиц о семье, запись песни «Где-то на белом свете…» (минус).

    Предшествующая работа:

    1) родители отвечают на вопросы анкеты, отражающей традиции в конкретной семье;

    2) родители готовят презентацию своей семьи (домашнее задание);

    3) фотовыставка семейных фотографий «Семья – поистине высокое творение» (готовят педагоги).

    I. Подготовительный этап. Вхождение или погружение в тему.

    Сегодняшний день мы семье посвящаем и беседу веселую для вас начинаем!

    Когда мы вместе – ты и я!

    Печали нет: душа в покое,

    Как хорошо, что есть семья –

    На свете самое родное!

    Семья для ребенка – это источник общего опыта. Здесь он находит примеры для подражания. Уважаемые родители, вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом, который окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. А что, по вашему мнению, означает слово семья? (Ответы родителей).

    Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать:

    Две бабушки, два дедушки, плюс папа, мама, я.

    Сложи! И получается семь человек семь «Я».

    Но если есть собака, выходит Во! – семья!

    А хотите узнать, что ваши дети вкладывают в слово «семья»? Это они выражают в игре. Сейчас мы вам представим фрагменты видео записи сюжетно-ролевой игры «Семья» (Приложение 2).

    По видеосюжетам видно, что ваши дети берут на себя роли мамы и папы, заботятся о детях (куклах), ходят в магазин, больницу, то есть «проигрывают» настоящую жизнь. А роли они исполняют, подражая вам, вашим отношениям в семье.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей