Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Справочное пособие финал. Пособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018


Скачать 10.41 Mb.
НазваниеПособие по организации работы по изучению истории семьи и рода москва 2018
АнкорСправочное пособие финал.docx
Дата13.04.2019
Размер10.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСправочное пособие финал.docx
ТипПособие
#44014
страница7 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9

II. Основной этап. Проработка содержания темы.

А сейчас мы попросим родителей представить свои семьи (домашнее задание). Родители рассказывают о своей семье, рассказ иллюстрируется фоторядом (Приложение 15). Визитка семьи:

- Фамилия, имя, отчество родителей;

- День рождения семьи;

- Интересы, увлечения семьи;

- Традиции и обычаи семьи;

- Семейная мечта;

- Хотели бы вы, чтобы ваша семья была многодетной? (Приложение 3 и Приложение 4).

Много разных интересных традиций семьи было вами озвучено, но все их объединяет одно слово «совместные», будь то праздники, приготовление еды, отдых и т.п. В ваших анкетах это слово тоже часто употреблялось. Например, «совместный активный отдых», «совместный выезд на природу», «совместное времяпрепровождение», «встреча всех родных (несколько поколений) вместе».

Строительство «Дома Семьи».

Как вы думаете, из чего состоит «Дом Семьи»? Что мы заложим в фундамент? На магнитной доске нарисован каркас дома, в хаотичном порядке разложены «бревнышки»: любовь, понимание, терпение, ответственность, труд, прощение, мудрость, совесть, пример, внимание, праздник, традиции, лад и еще несколько пустых (родители по желанию могут вписать свои варианты).

Совсем недавно был проведен опрос среди томичей (https://news.vtomske.ru/news/140190-opros-40-tomichei-schitayut-zabotu-o-detyah-slojnee-oplachivaemoi-raboty). Опрос компании HeadHunter показал, что 40% томичей считают, что заниматься детьми сложнее, чем работать. «Чаще всего жители Томска соглашались с утверждением «заниматься детьми труднее, чем работать» — 40%. То есть забота о детях и оплачиваемая работа воспринимаются как практически равные по своим трудозатратам», — говорится в сообщении.

По данным исследования, 37% жителей Томской области предпочли бы работать, а не заниматься детьми. По мнению 21% опрашиваемых, работа и родительство не могут быть совмещены без ущерба для какой-либо из сфер (Приложение 5).

Среди нас присутствует человек, который считает по-другому: для него дети – это радость, а когда их пять – радости еще больше. Ведь многодетная семья – это своего рода тоже традиция. Очень полезная для процветания страны. Слово предоставляется Межибор Георгию Анатольевичу.

В 2015 году этой семье был вручен губернатором города Томска Жвачкиным Сергеем Анатольевичем знак отличия «Родительская доблесть» за достойное воспитание пятерых детей (https://vseverske.info/18053-mnogodetnaya-semya-mezhibor.html).

III. Заключительный этап. Подведение итогов.

Рефлексия «Цветик-семицветик».

Представьте, что это ваш ребенок. Напишите на лепестках ласковые слова, а на стебельке имя своего ребенка. Мы дарим вам этот цветок и пусть он будет у вас на видном месте. Если вы когда-нибудь огорчитесь, то взгляните на него и ваша обида рассеется.

В жизни у каждого бывают трудности, а преодолевать их помогает... конечно же, песня. И в заключении предлагаем вместе спеть песню «Дружная у нас семья».

Родители заполняют Анкеты обратной связи. На память каждому родителю раздаются Памятки-советы.

Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, которые предполагают не пассивно-зрительское, а непосредственно деятельностное участие их в образовательных событиях. Исходя из этого, были подобраны такие игровые упражнения («Цветик-семицветик», строительство «Дома Семьи»), которые помогают родителям раскрепоститься, раскрыть себя с неизвестной другим стороны, настроиться на позитив, сплотиться.

Занятие было построено на основе диалога – диалога родителей. Педагогам на самой встрече отводится роль направляющего беседу в нужное русло. Мы сознательно отошли от таких форм, как лекции, теоретические сообщения по теме и т.п., так как эти формы уже потеряли свою актуальность, в настоящее время ценно «живое» общение. Для того, чтобы родители «заговорили» открыто, искренне и не стесняясь друг друга, мы прошли путь, длиною в два учебных года. Сначала мы, педагоги (воспитатели группы и педагог-психолог) открыли для родителей пространство ДОУ (знакомили с образовательным процессом, приглашали на праздники, освещали события группы и ДОУ в фоторепортажах и т.п.), следующий шаг – создали доверительные партнерские отношения с родителями, повышая родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития их детей (провели творческие мастерские для родителей – тематику встреч см. в методической разработке в Приложении), сейчас (во второй младшей группе) – поддерживаем и помогаем осуществить любую инициативу родителей, формируем традиции группы.

Диалогу способствовало и размещение родителей – напротив друг друга («глаза в глаза»). Это позволило мгновенно получать говорившим невербальную эмоциональную ответную реакцию от других родителей, «заражать» эмоциональным настроем слушателей, быть уверенным, что тебя внимательно слушают и твоя информация ценна для других. Родители вышли на новый уровень доверия – стали делиться семейными планами и мечтами о будущем.

Все присутствующие единодушно решили, что фундаментом «Дома Семьи» является ЛЮБОВЬ (это и любовь супругов, и любовь к старшему поколению, и любовь к своим детям, и любовь к своему дому). В построенный дом родители решили заложить и свои «бревнышки» (предложили свои варианты): здоровье, уважение, дети, финансы.

О том, что сплотился коллектив педагогов и родителей (одна из задач), говорит и совместное исполнение песни «Дружная у нас семья».

Результаты проведенного мероприятия мы получили из анализа Анкеты обратной связи. Из 13 родителей 12 оценили встречу, как полезную для себя. Активными на 5 баллов признали себя 5 человек, а на 4 балла – 7. Искренними и открытыми были 12 родителей. Готовы применять полученные знания на практике уже сейчас 9 человек. Почти все родители (12 человек) оценили своевременность для себя участия в данном занятии. Информация для родителей была доступная (12 человек), имела для них практическую пользу (9 человек). Пожелания родителей: «Чаще встречаться вместе, возможно на природе. Создать традицию группы «Праздник дружбы». Создать группу по общим интересам в социальных сетях. Ходить в поход. Семейное чтение в условиях группы ДОУ».

Для того чтобы родители были активными на данной встрече, была проделана большая предшествующая работа: записаны фрагменты сюжетно-ролевой игры «Семья», подготовлена фотовыставка семейных фотографий (некоторые семьи специально для этого события сделали профессиональную фотосъемку), составлена анкета для родителей, подготавливающая их к участию (осознание своих семейных традиций и составление фотоколлажа).

Данное занятие является универсальным: может использоваться в работе педагогами, работающими с детьми дошкольного и школьного возраста; желательно проводить совместно с педагогом-психологом.

Разработка открытого урока «Грамматика нравственности». Тема урока: «Моя семья: за что ее люблю». Автор – Селиверстова Ирина Владимировна, заведующий библиотекой, учитель МБОУ Гуляй-Борисовская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района.

Цель урока: показать значение семьи в жизни каждого человека.

Задачи:
формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Оборудование:

компьютер, экран, учебное пособие под ред. Э.П. Козлова «Грамматика нравственности», компьютерная презентация, ватман, бумага для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление:
рисунки детей по теме «Семья»,
сочинения «Моя семья»,
пословицы и поговорки о семье,
высказывания великих людей о семье,
выставка семейных фотографий на тему «Моя семья»,
буклет к уроку.
Ход урока.
    Организация деятельности учащихся.
    (позитивный настрой: улыбнуться друг другу)

    II. Повторение изученного материала.
    Беседа с учащимися по вопросам:
    - Кто входит в наш ближний круг общения? (близкие и родные нам люди)

    - Как одним словом назвать близких людей, родственников, живущих вместе? (семья)

    - Может ли человек прожить без круга близких ему людей?

    III. Работа по теме урока.

    (Слайд 2 – 7 Я)

    - Отгадайте ребус:

    Мой первый слог

    Средь цифр найдите,

    Конец – ищите в алфавите.

    А целое не трудно отгадать,

    Взирая на детей, на их отца и мать.

    Думаю, что вы легко разгадаете этот ребус. О чем сегодня мы с вами будем говорить? Действительно, тема сегодняшнего урока «Моя семья: за что ее люблю».

    Великий философ Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви”.

    (Слайды 3-6) Давайте посмотрим какое определение дает понятию «семья» словарь Ожегова.

    (Слайды 7-8) Семья есть единство близких людей, которые вместе в горе и радости; семья – это уют и тепло домашнего очага; семья – это забота и тепло родителей. Семья – маленькое общество, самая главная частица того, что мы вкладываем в слово «Родина».

    Я просила вас вместе с родителями дать определение «Семья – это…» (дети зачитывают).

    • Зачитать подготовленные с родителями определения «Семья – это…».

    • Сравнить у кого больше человек в семье.

    • Узнать и посчитать общее количество лет в семье.

    Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей), но, наверняка, прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

    Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

    Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

    Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

    Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

    Семья – самое главное в жизни для каждого человека.

    Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

    (Слайд 9) Её основные признаки:

    а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

    б) совместное проживание в одном помещении,

    в) общий совместный бюджет.

    (Слайды 10-14) Наше государство заботится о семье и ценит семью. Хочу вам показать памятники семье, которые установлены у нас в стране.

    Памятник Петру и Февронии – нашим православным святым – о них мы подробнее узнаем на следующем уроке. В день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником – Днем семьи, любви и верности.

    (Слайды 15-17) Символы семьи: у наших предков – русичей символом семьи было солнце. Символом семья является и аист (который «приносит» детей). Сейчас символом семьи считается и ромашка. Это белый, чистый, красивый цветок, лепестки которого, как и члены семьи, собрались возле желтой сердцевины цветка, как семья собирается в своем доме. Ромашка похожа на солнышко.

    (Слайды 18-22) Давайте посмотрим, как традиционные религии относятся к семье.

    Иудаизм

    В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

    Христианство

    Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

    Буддизм

    В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи – это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

    Ислам

    Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение Всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммед сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

    – Какой можно сделать вывод?

    (Во всех религиях семья – огромная ценность)

    (Слайды 23-24) Мы с вами живем на донской земле, в казачьем крае. Как же казаки относились к семье.

    Обычно это была многолюдная семья с несколькими взрослыми женатыми сыновьями. Главой ее являлся старший по возрасту – отец или дед. Он пользовался в семье непререкаемым авторитетом и неограниченной властью. Детям вменялось в обязанность почитать родителей, даже будучи взрослыми. Тяжким грехом было ссорится с родителями.

    IV. Отдых:

    Закройте глаза (5 с.).

    Мысленно перенеситесь в свой дом, семью (5 с.).

    Вспомните лица ваших близких, когда они счастливы (10 с.).

    В вашей семье всегда будет ладно (3 с.).

    В душе вашей будет светло и отрадно (3 с.).

    В доме вашем всегда будет любовь, улыбка и доброта.

    (Слайд 26)

    V. Работа в группах. Игра «Моя семья – мое богатство».

    Класс делится на 3-4 группы. Каждая группа садится вокруг стола, выбирает «главу» (командира).

    (Слайд 27)

    1. 1 задание. «Счастливый случай»

    Предлагаю вспомнить членам каждой команды счастливые случаи из истории семьи (недавнего прошлого) и самим в команде определить, чей рассказ выбрать для озвучивания (Самый-самый). Время – 2 минуты.

    2. 2 задание. (слайд 28)

    Командирам дается на команду один большой лист, который надо разбить на графы в соответствии с традиционным составом семьи. А потом распределить по этим графам листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов).

    Сварить обед

    Помыть посуду

    Вынести мусор

    Пришить пуговицу

    Сходить в магазин

    Проверить почту в почтовом ящике

    Прибраться в квартире

    Почистить пылесосом ковры

    Посидеть с малышом

    Сходить в аптеку

    Почитать детям сказку

    Сделать ремонт в квартире

    Почистить до блеска вилки, ложки

    Постирать белье

    Помыть окна в квартире

    Погладить белье

    Починить испорченный кран на кухне

    Почистить обувь

    Сходить за малышом в детский сад

    Погулять с малышом во дворе

    Начистить картошки на суп

    Поставить горчичники больному

    Но пункты можно добавлять и свои, например, «Уход за домашними животными».

    Команда должна распределить эти обязанности между членами семьи и наклеить их в графах. Время – 2 мин.

    3. 3 задание. «Любимый семейный ужин» (слайд 29)

    Как говорят у нас на Дону: «Любовью сыт не будешь». Казачий Дон славился своими хозяйками и их блюдами. Вам необходимо составить меню ужина семье из трех человек (мама, папа, ребенок) – 2 мин.
      4 задание. «Семейные мудрости» (слайд 30)
      На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал – зачитывают, объясняют смысл.

      • Вся семья вместе, так и душа на месте.

      • На что и клад, коли в семье лад.

      • Любовь да совет, так и горя нет.

      • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

      • Нет такого дружка, как родная матушка.

      • Родительское благословление в воде не тонет и в огне не горит.

      • Где любовь и совет, там и горя нет.

      • Семья сильна, когда над ней крыша одна.

      • Намеки да попреки - семейные пороки.

      • Слепой щенок и тот к матери ползет.

      Почему в народном фольклоре так много пословиц и поговорок на тему семьи?
        5 задание. Любимые занятия семьи (слайд 31)
        Командирам даётся пол-листа ватмана на каждую команду. Нужно перечислить любимые занятия в семье. Уложиться ровно в три минуты. Подсчитать, сколько всего «интересных дел» оказалось у них перечислено на листе. И молча, поднять пальцев столько же, сколько пунктов в перечне.

        Прогулка

        Игра в домино

        Приготовление общего ужина

        Поход в лес

        Купание в аквапарке

        Разговор

        Уход за домашними животными

        Поход в магазин

        Уборка

        Посмотреть вместе кино

        Чаепитие

        Помыть посуду

        VI. (Слайд 32-36) Подведение итогов, выводы.

        Итог урока:

        Так какую же роль играет семья в нашей жизни?

        Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания.

        Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

        Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом и в которой один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, – это и есть малая Церковь.

        • в конце нашего урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу “Ладная семья”.

        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

        Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И до конца листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

        – И это все?

        – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

        Так какие слова стали основой семейной жизни? (любовь, терпение, прощение, мир).

        VII. Домашнее задание.

        Вместе с родителями подготовить материал для составления генеалогического древа семьи.

        Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.

        Сделайте эскиз. Обоснуйте.

        Приложение

        (дополнительный материал)

        Пословицы и поговорки о семье:

        Где любовь и совет, там и горя нет (русская пословица)

        Семья сильна, когда над ней крыша одна (русская пословица)

        Намеки да попреки – семейные пороки (русская пословица)

        Слепой щенок и тот к матери ползет (русская пословица)

        Рубрика «Это интересно»

        В Древнем Риме в каждой семье имелись свои домашние боги – лары и пенаты. Они охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. А в дни семейных праздников для них выставляли еду.

        Высказывания великих людей:

        Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. – Л. Толстой

        Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. – Л. Толстой

        Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка. – Л. Толстой

        Немалое благо для семьи - изгнание из нее негодяя. – П. Бомарше

        Тот дом хорош, где хороши обитатели. – Д. Герберт

        В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. – В. Сухомлинский

        Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

        Нельзя найти счастья в браке, если вы не принесете его с собой. В. Сухомлинский

        Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

        Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

        Народ, который в семейной жизни не терпит несправедливости, не станет совершать ее в общественной жизни. – И. Зейме

        Женщина – спасение или гибель семьи. – А. Амиель

        Домашний очаг, согретый теплом верного друга, делает человека неуязвимым. – М. Андерсен-Нексе

        Любовь к родине начинается с семьи. – Ф. Бэкон

        Уважение – это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего – от угрызений совести. – О Бальзак.

        «Заповеди семейной жизни»:

        Свято храни честь своей семьи.

        Люби свою семью и делай ее лучше.

        Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

        Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.

        Подари родителям радость.

        Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

        Доброе дело – дороже богатства.

        Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
        1   2   3   4   5   6   7   8   9

        перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей