Главная страница

Пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна


НазваниеПособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна
Анкорmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachalnoy_shkole.pdf
Дата19.05.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachaln
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие
#20177
страница1 из 16
Каталог

С этим файлом связано 40887 файл(ов). Среди них: Пассажирские перевозки 2012.docx, Пассажирские перевозки от 4.04.2012.docx, Система водоснабжения.docx, Пассажирские перевозки от 4.04.2012.docx, STO_RZhD_1_04_001_-_2007__reglament_deystvia_PB.pdf, Rasporyazhenie_503r.doc, док.doc, Shmatko.gif, Конспект_Охрана труда для проводников.doc и ещё 40877 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Методическое пособие по проведению различных
форм родительских собраний в начальной школе
Составители
:
Иванова Анна Валерьевна.
педагог
-
психолог МОУ гимназия №5
6;
Шарыпова Елена Владимировна
,
педагог
-
психолог МОУ гимназия №55
Томск 2010

2
Оглавление
1.
Пояснительная записка
......................................................................................... 4
2.
Интерактивные формы работы с родителями
................................................. 9
1)
Родительское собрание –
тренинг «Знакомство и сплоченность»
.................. 9 2)
Собрание в 1 классе «Условия успешного обучения в школе»
..................... 11 3)
Тематический тренинг для родителей на тему: «Влияние родительских директив на формирование личности ребенка»
............................................. 14 4)
Тренинг развития детско
- родительских отношений
....................................... 18 5)
Тренинг для мам
................................................................................................ 20 6)
Родительское собрание по результатам диагностики «Взаимодействие с тревожными детьми»
........................................................................................ 26 7)
Родительское собрание на тему «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника»
................................................................................ 31 8)
Родительское собрание –
тренинг «Мой ребенок уникален!»
....................... 40 9)
Родительское собрание
- тренинг «Умеете ли вы любить своего ребенка?»
............................................................................................................................ 42 10)
Родительское собрание
- беседа «Что ребенок хочет сказать мне своим поведением?»
.................................................................................................... 46 11)
Родительское собрание
- тренинг «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»
.............................................................................................. 48 12)
Тренинг для родителей «Семейные конфликты»
........................................... 54 13)
Родительское собрание
- беседа «Компьютер в жизни ребенка»
................... 57
3.
Собрания –
лектории
........................................................................................... 67
14)
Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников
.... 67 15)
Лекция для родителей первоклассников «Профилактика школьной дезадаптации»
................................................................................................... 70 16)
Родительская любовь и воспитание
................................................................ 72 17)
Родительское собрание на тему «Мой ребенок будущий первоклассник»
.. 77 18)
Родительское собрание на тему «Как сформировать положительное отношение к школе?»
........................................................................................ 80 19)
Родительское собрание на тему «Мой ребенок –
первоклассник!»
.............. 81 20)
Родительское собрание на тему «Леворукий ребенок в праворуком мире»
83

3 21)
Родительское собрание на тему «Первый раз в первый класс!»
.................. 86 22)
Родительское собрание на тему «Бить или не бить
- вот в чем вопрос!?»
.. 90 23)
Родительское собрание на тему «Как развивать чувство ответственности в детях»
................................................................................................................ 92 24)
Родительское собрание на тему «Ребёнок не любит читать»
....................... 94 25)
Родительское собрание на тему «Способы построения отношений с агрессивным ребенком»
................................................................................... 96 26)
Родительское собрание на тему «Почему есть дети, которые не хотят учиться?»
........................................................................................................... 99 27)
Родительское собрание на тему «Непоседы
- живчики»
............................... 105
4.
Список использованной литературы
............................................................. 109

4
Пояснительная
записка
Семья
- персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.
Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.
В наши дни школа
- наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.
Традиционно, работа по просвещению родителей ведется в школе в виде собраний, семинаров, лекториев.
Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч
- это эффективные направления деятельности школы в направлении привлечения родителей к школе.
Семья –
первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа –
образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые
- их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых –
родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско
- родительских взаимоотношений.
В практической деятельности школьного психолога работа с родителями –
одно из основных направлений деятельности. Формы работы с родителями могут быть традиционными
- консультирование, тематическое информирование через родительские собрания и достаточно инновационными для школы
- тренинги и психологические мастерские.
Родительское собрание является важнейшей формой работы психолога с семьей ученика, средством повышения эффективности просвещения и профилактики. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.
Подготовка и проведение родительского собрания –
чрезвычайно важная составная работы педагога
- психолога и учителя начальных классов.
Взаимодействие специалистов с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей, психологов и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию психологи, педагоги и родители лучше узнают ребенка, приближаются к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывают верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Школьным работникам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса –
педагоги, дети, родители –
становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

5
Подготовка родительского собрания идет по следующим основным направлениям. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно
- образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания. Современные требования существенно разнообразили такой выбор.
Проводить собрание
- лекторий целесообразно в том случае, если выбрана нестандартная, привлекающая внимание и вызывающая интерес тематика, например: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в школу». Так можно назвать самое первое собрание, на которое родители, как правило, приходят, поскольку конкретно обозначенная тема, безусловно, интересует их.
Если определенные ожидания родителей по поводу собрания оправдываются, то проблема посещения ими последующих собраний сразу снимается, однако тот, кто заинтересован в получении дальнейших сведений, обязательно придет на очередное собрание
- лекторий.
«Круглый стол» представляет собой встречу родителей учеников одного класса. Для обсуждения предлагается какая
- либо значимая для всего класса тема. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», т. е. заранее подготовленные задания и вопросы. Собрание в форме «круглого стола» позволяет родителям получить полезную информацию, осознать собственную позицию и сравнить ее с позицией других родителей. Кому
- то необходимо высказаться (рассказать о своих трудностях), кому
- то –
узнать про поведение других учащихся (это даст возможность оценить своего ребенка в сравнении, обнаружить что
- то не замеченное ранее).
Основные формы родительских собраний:

собрание
- лекторий;

«круглый стол»;

тематическая дискуссия с приглашением специалистов;

консультация со специалистами;

родительская дискуссия;

психологические тренинги;

общешкольная и общеклассная конференция и др.
Не менее важен «круглый стол» и для школьного психолога, который получает возможность лучше узнать и понять родителей, обрести их доверие.
Принципиальным является обязательное присутствие классного руководителя, который также участвует в обсуждении. При этом он выходит из привычной учительской роли и знакомится с родителями в новой, более открытой, ситуации.
Такое уравновешенное взаимодействие способствует взаимопониманию и делает общение более эффективным. Итогом «круглого стола» становятся совместно сформулированные общие выводы по обсуждаемой теме.
Родительская дискуссия –
одна из форм объединения родителей в коллектив. Многие из них уже в начальной школе проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, не учитывая при этом реальные возможности и способности своего ребенка, не оценивая уровень его учебного потенциала. Некоторые родители считают свои методы воспитания не подлежащими сомнению и коррекции со стороны психолог (педагога). Дискуссии же проводятся для того, чтобы родители смогли утвердиться в целесообразности применяемых методов воспитания либо провести ревизию своего педагогического арсенала и задуматься над тем, что они делают не совсем правильно.

6
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1.
собрание следует проводить в удобное для родителей время;
2.
тема собрания должна быть выбрана с учетом возрастных особенностей детей;
3.
нужно, чтобы родительское собрание было хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении;
4.
психолог и классный руководитель должны спокойно и тактично общаться с родителями;
5.
нужно просвещать родителей на собрании, обсуждать с ними актуальные проблемы, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
6.
собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: включать разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п.
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются проблемы общества, активными членами которого в недалеком будущем станут сегодняшние дети. Основными темами родительских конференций становятся причины конфликтов и пути выхода из них, профилактика вредных привычек и борьба с ними.
Готовить такие конференции необходимо очень тщательно, с обязательным участием школьного психолога, социального педагога. В задачу последних входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами.
Активными участниками конференций выступают и сами родители. Они анализируют проблему с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что на ней принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.
Родительские
собрания
делятся
на
организационные
и
тематические.

Организационные

это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни: организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т. д.

Тематические собрания посвящаются актуальным вопросам воспитания.
Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.
В рамках традиционных родительских собраний не всегда возникает возможность достаточно полно обсудить проблемы и трудности детей, тем более на традиционных родительских собраниях практически не рассматриваются особенности детско
- родительских взаимоотношений. А ведь зачастую источником трудностей ребенка выступают сложности детско
- родительских взаимоотношений.
Психологические тренинги для родителей –
особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Результатом работы тренинга можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников. При организации психологических тренингов преимущественно используются групповые формы работы, однако присутствует фронтальная и индивидуальная формы организации.
Основная задача психологических тренингов
- способствовать гармонизации детско
- родительских взаимоотношений.
Психологическое воздействие направлено на:

7

изменение неадекватных родительских позиций;

расширения осознанности мотивов воспитания;

выбор оптимального стиля воспитания;

оптимизацию форм родительского воздействия в процессе воспитания;

профилактику школьных трудностей.
Основным содержание деятельности психолога становится создание концентрированного эмоционального опыта взаимоотношений в семье.
Психологическая задача –
создание условий для повышения педагогической и родительской компетентности.
При выборе тематики тренингов учитываются возрастные особенности и типичные проблемы школьников, а также наиболее актуальные проблемы детско
- родительских взаимоотношений.
Следует отметить, что тематика представленных психологических тренингов предполагает достаточно откровенный и эмоционально
- значимый разговор с участниками. Вероятно, участники тренингов могли иметь предварительный опыт позитивного общения (возможно также в процессе психологических тренингов), опыт сотрудничества с психологом, достаточно доверительные отношения с педагогом, хотя эти условия не являются обязательными.
Памятка «Проведение родительских собраний
»
1.
Оставьте за дверью свое плохое настроение.
2.
Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 ч, четко контролируйте время, выслушивайте родителей, не допуская пустых бесед, обвинений и разбирательств.
3.
Поблагодарите всех, кто нашел время прийти.
4.
Не осуждайте присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
5.
Не избирайте для общения назидательный тон.
6.
Человеку очень приятно, когда звучит его имя. Положите перед собой список родителей и чаще обращайтесь к ним по имени
- отчеству.
7.
В начале родительского собрания перечислите вопросы, которые собираетесь обсудить.
8.
Помните
«
золотое правило
» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
9.
Только в личной беседе с родителями оценивайте успехи и потенциальные возможности их детей.
10.
Предупредите родителей о том, что не вся информация должна быть известна детям.
11.
Дайте понять родителям, что вы осознаете, как трудно учиться их детям.
12.
Объясните родителям, что
«
плохой ученик
» не означает
«
плохой человек
».
13.
Не давайте негативной оценки всему классу.
14.
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся разных классов.
15.
Не переоценивайте значение отдельных предметов.
16.
Родители должны уйти с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Цель пособия
:

Помощь психологу в формировании активной педагогической позиции родителей.
Задачи пособия
:
1.
Вооружение родителей психолого
- педагогическими знаниями и умениями;

8
2.
Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
3.
Формирование активной педагогической позиции родителей.
4.
Расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей детско
- родительских отношений.
5.
Повышение родительской компетентности
6.
Профилактика нарушений детско
- родительских взаимоотношений.
Организация пособия
:
Методическое пособие по проведению родительских собраний с участием психолога, психологических тренингов для родителей предлагает различные формы работы по родительскому просвещению.
При необходимости любую тему можно дополнить или сократить.
Схема проведения мероприятий
:

Формулирование темы занятия: актуализация основных целей.

Основная часть: лекция или активная беседа, система упражнений и игр

Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия.
Данная программа имеет социальную значимость, так как способствует профилактической работе и просвещению в работе психолога с родителями
Практическая значимость данного методического пособия
- в его доступности для использования педагогами
- психологами в своих образовательных учреждениях. Пособие доступно в применении и может быть использовано психологами и педагогами с любым опытом работы.
Предлагаемая работа составлена авторами с целью оказания психологической помощи и поддержки психологов, педагогов и не претендует на исчерпывающий характер психологического анализа и систематизацию материала по данной проблеме.
Программы психологических тренингов для родителей, круглые столы, лектории, дискуссии были апробированы на базе МОУ гимназия № 55 и МОУ гимназия № 5 6 с родителями детей начальных классов.

9
Интерактивные формы работы с родителями
Родительское собрание –
тренинг «Знакомство и сплоченность»
Цель
:
Оказание психологической поддержки родителям.
Задачи:
1.
мотивировать родителей на дальнейшую совместную работу.
2.
активизировать родительские чувства
3.
дать возможность поближе узнать друг друга и других детей.
Вводное слово психолога:
«Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ребёнку чрезвычайно привлекательными и значимыми для его личностного роста. В норме он доверяет и надеется. Дети идут в школу, думая о будущем. На учительницу они проецируют материнские функции. Получив такой аванс, учитель использует его на то, чтобы установить контакты детей между собой и задать человеческие правила этих взаимоотношений. Дальнейшее направление личностного развития ребёнка зависит от решения задач данного возраста (6
-
8 лет). Успешное решение позволит сформировать такие качества как прилежание, старательность, которые являются результатом понимания роли собственных усилий для достижения успеха, или разовьётся чувство неполноценности, от ощущения «от меня лично не зависит».
Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Такой опыт формирует у ребенка попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от неё. Старательность и прилежность при положительной оценке социума формирует компетентность. Формируется и здоровое честолюбие, и партнерские качества «чувство локтя», сплоченность, групповые ценности. При неправильной организации школьной жизни происходят нарушения личностного развития: ребенок впадает в «приспособленчество», посвящая свои силы добыванию оценок, теряет возможность сформировать внутренние критерии. Всё вышесказанное влияет на качество жизни в подростковом возрасте и взрослой жизни. Осознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, мы ставим цель помочь нашим детям, а для этого мы взрослые –
учителя и родители должны уметь демонстрировать свою компетентность и позитивную направленность»
Ход тренинга
1.
Игра «Будем знакомы!»
Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.
2.
Знакомство в парах
Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во
- внешнем и во –
внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше

10 информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.
3.
Заключительное обсуждение
Каждый родитель говорит о чувствах и впечатлениях от сегодняшнего родительского собрания.
4.
Памятка для родителей первоклассника

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель —
ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.

Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте:
«
Что ты сегодня узнал нового?
»
, а не
«
Какую сегодня получил оценку?
»
Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из
- за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.

Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и дополнительного чтения, оказывайте, если можете, разумную помощь в их выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное
возбудить интерес к учению.

Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте:
«
Почему? Докажи. А можно ли по
- другому?
»

Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями естественная потребность развития детей.

По возможности оказывайте посильную помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий, утренников, классных часов.
5.
Далее участники тренинга выполняют тест
«Знаете ли Вы своего
ребёнка?»
Знаете ли Вы своего ребенка?
Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они?
Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:
1.
Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
2.
Как часто он капризничает: реже одного
-
двух раз в неделю?
3.
Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
4.
Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
5.
Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с
которыми он охотно проводит время?
6.
Часто ли он выходит из себя?
7.
Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
8.
Удается пи ему ночью спать спокойно?
9.
Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
10.
Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он
расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
11.
Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в
особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
12.
Нет ли у него каких
-
либо незначительных страхов?

11
Результаты:
1.
Если Вы ответили положительно на все вопросы
- можете быть спокойны,
Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми
«
да
» - это все
- таки хорошая адаптация.
2.
Если у Вас оказалось много ответов
«
нет
»
(больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.
Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.
3.
Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие
- то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.
Что это за проблемы
- попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.
Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.
4.
Родители анализируют результаты теста.
5.
Подведение итогов тренинга.
Собрание в 1 классе «Условия успешного обучения в школе»
Цель
:
формирование активной педагогической позиции родителей.
Задачи:
1.
Вооружить родителей психолого
- педагогическими знаниями и умениями.
2.
Вовлечь родителей в воспитание своих детей.
Оформление:

Рисунки первоклассников на тему
«
Что мне нравится в школе?
»

Изображение цветка.

Плакат
«
Условия успешности обучения в школе
»
Материалы: чистый лист бумаги квадратной формы, бланки для выполнения экспресс
- тестирования, простые карандаши.
Ход встречи
1.
Всем участникам предлагается упражнение «Снежинка»
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1.
Сложите лист пополам.
2.
Оторвите правый верхний уголок.
3.
Опять сложите лист пополам.
4.
Снова оторвите правый верхний уголок.
5.
Сложите лист пополам.
6.
Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.

12
Ведущий:
А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод
- начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
2.
Ведущий:
Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в
школе?
Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.
Если согласны с утверждением, то поставьте
«+».
Если утверждение к вам не относится, то поставьте
«-».
1.
Моему ребенку нравится учиться в школе.
2.
Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
3.
Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
4.
К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5.
В классе у него много друзей.
6.
Ему мало нравятся учителя в школе.
7.
Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …
8.
Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9.
Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10.
Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
Подсчитайте количество совпадений:
1 «+», 2 «-», 3 «+», 4 «-», 5 «+», 6 «-», 7 «+», 8 «-», 9 «-», 10 «+».

8-
10 баллов
-
У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей из школы не приходится.

6-
7 баллов
-
В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-
5 баллов
-
Будьте внимательны! В школьной жизни что
- то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-
3 балла
-
Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости.
Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
3.
Немного теории.
Информация о психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина
- индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально
- волевого развития.

13
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно
- двигательная координация.
Именно поэтому понятие
«
готовность ребенка к школе
» - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка.
4.
Работа с изображением цветка
Цветок
- это ваш ребенок, наш ученик.
Корни цветка
- дошкольная зрелость.
Листья
- общее психологическое развитие и саморегуляция.
Именно они способствуют качественному развитию цветка, т.е. вашего ребенка. Посмотрите, на этом рисунке нигде не обозначены навыки письма, чтения, счета. Если у ребенка хорошо развиты высшие психические функции, то эти навыки успешно сформируются и разовьются. Таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек
- цветочек вашей жизни.
5.
Рассмотрим рисунки,
которые у нас на информационном стенде, Эти рисунки носят диагностический характер и показывают мотивацию детей, которые их выполняли. Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.
Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения.
6.
Ведущий:
А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку
«
Колобок
» на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили
- были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь:
Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь:
Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая:
Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.

Заповедь пятая:
Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
Памятка для родителей

14

Условия успешности
обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности:
ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться!
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаем Вам всего доброго!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом