Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна


НазваниеПособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна
Анкорmetodicheskoe posobie provedenia roditelskikh sobraniy v nachalnoy shkole.pdf
Дата19.05.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachaln
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие
#20177
страница14 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
Родительское собрание на тему «Бить или не бить
-
вот в чем вопрос!

Цель
:
формирование активной педагогической позиции родителей.
Задачи:
1.
Вооружить родителей психолого
- педагогическими знаниями и умениями.
2.
Вовлечь родителей в воспитание своих детей.
Физическое наказание всегда было неотъемлемым элементом воспитания.
Когда в средние века самыми ценимыми качествами были послушание, скромность, без наказаний было просто не обойтись. Они делали из живых, непосредственных, неуправляемых детей смирных, послушных и апатичных обывателей. Даже дети королей ежедневно "объедались" розгами, а материнские ласки и поцелуи перемежались назидательными пощечинами.
Перелом во взглядах на строгость воспитания произошел в XX веке после.
Первой мировой войны. Тогда, на заре психологии, изучение малолетних преступников и закоренелых рецидивистов показало, что преобладающее их большинство в детстве страдало от недостатка любви, а не от недостатка наказаний. Сегодня научное воспитание ребенка подразумевает полный отказ не только от физического, но и от психологического наказания в пользу диалога на равных.
Но старые традиции
«
кнута и пряника
» еще сильны. Дело в том, что в натуре человека (и это соответствует законам природы)
- воспитать своего ребенка так же, как воспитали его самого. А многие ли из нас не познакомились в детстве с отцовским ремнем или материнским подзатыльником? Воспоминания не самые приятные, но подсознательно, став родителями, вы следуете этой модели в воспитании собственных детей.
Часто мать (так как в стандартной семье именно мать занимается воспитанием) на определенном этапе развития ребенка приходит к выводу, что он стал неуправляемым. Из чего она делает следующий вывод, что «он по
- другому не понимает
»
, и обращается к наказанию. Но и наказания, особенно если они стали систематическими, не способствуют
«
пониманию
» со стороны ребенка.
Путь к наказанию бывает двух видов. Либо вы так заняты, что не имеете возможности заниматься с ребенком долго: следить за его поведением, вовремя отвлекать от нежелательных занятий, терпеливо объяснять его неправоту.
Мимоходом шлепнуть его за содеянное и сказать
«
нельзя
» гораздо проще и быстрее. Но что почувствует он? Короткую, но непонятную боль, унижение, страх перед немотивированностью (с его точки зрения) вашего поведения. Он никак не свяжет эту неприятность со своим интереснейшим и очень важным занятием: рисованием на обоях, вырезанием картинок из книг или смешиванием соли с сахаром, а гречки с вермишелью. Конечно, поначалу такие нахлобучки будут для него стрессами, отвлекающими от
«
нежелательных
» занятий. Но вскоре он просто перестанет обращать на них внимание, как на беспричинные, но регулярные явления.
Есть другой путь. Вы долго, спокойно и разумно пытаетесь показать ребенку, что он сделал
«
плохо
»
, а он не понимает. И тогда вы, исчерпав весь запас своих педагогических способностей, решаетесь прибегнуть к наказанию.
Остановитесь! Ведь пока вы общаетесь с ним "по
- хорошему", и ваши отношения остаются хорошими. Ребенок искренне пытается понять вас, уважает ваш авторитет и испытывает чувство гордости, что вы общаетесь с ним, как с равным.
А если он все же
«
не понял
» своей вины, наказание не поможет. Видите ли,

91 родители, которые ежедневно наказывают своих детей даже за незначительные проступки, так же бессильно разводят руками со словами
«
он не понимает
».
Систематические
наказания
не
выполняют
никакой
воспитательной функции: это лишь акт насилия, вызывающий в ребенке
только страх, ненависть и абсолютное непонимание.
Конечно, регулярное рукоприкладство недопустимо, скажете вы, но иногда приходится... так получается... терпение лопнуло... взорвался... Безусловно, в жизни всегда бывают моменты срывов. Это ощущают сегодня все: родные, коллеги,
«
первые встречные
» и, увы, дети. Если ребенок попался
«
под горячую руку
» и незаслуженно наказан, не считайте уроном для собственного авторитета извинение. Серьезное, тоже на равных. Ведь вы часто требуете извинений от ребенка, воспитывая в нем ответственное отношение к своим поступкам. Так почему же собственную несправедливость (а ребенок отлично это понимает) вы оставляете как должное?
И все же, будете настаивать вы, наказание бывает справедливым и необходимым: бывают причины. Каковы же они?
1.
Ребенок плохо себя ведет, делает что
- то назло, прекрасно зная, что раздражает вас? Возможно, он просто сердит на вас (представьте, и вы не ангел) и не видит другого способа заявить об этом. Наказав его, вы лишь замкнете это недовольство в бесконечный круг. Будьте выше его: помиритесь первыми.
2.
Из неосторожности он ломает вещь, которая вам дорога, как память, или ценна? Вы слишком многого требуете от него: привязанность к прошлому и деньгам еще не коснулись его идеального мира, где все доступно и все еще впереди.
3.
Был груб в ответ на ваше раздражение? Он лишь подражает вам, что в других случаях вас просто умиляет.
4.
Ломает только что купленную сложную и дорогую игрушку? Для него она —
часть неведомого и пленительного мира неизвестности. Наказывайте его за это регулярно, и он, возможно, потеряет всякий интерес к окружающему миру и к вам тоже.
5.
Чуть не попал под машину, потому что смотрел в другую сторону? Если он оказался на проезжей части один —
это ваша вина. Если вместе с вами —
то полностью отдает свою безопасность в ваши руки, как привык делать это с момента появления на свет.
Бывают случаи, когда ребенок действительно виноват. Если вы уже объясняли ему, что такой поступок плох, и если у него хорошее отношение к вам, то своему проступку он огорчится не меньше вас (может быть, его даже придется успокаивать). Но если теперь вы накажете его, у него исчезнут и эти зачаточные угрызения совести. Он встанет в глухую оборону, посчитав, что мир слишком жесток к нему, и без того несчастному.
Наказав ребенка за разбитую вазу, вы не застрахуете себя от подобных неприятностей в будущем. Он не перестанет шалить, играть в комнате с мячом и налетать в пылу сражения на посудную горку. Просто в следующий раз на риторический вопрос: "Кто это сделал?" он уже не ответит так правдиво и открыто, как впервые. Скорее всего, виноватой окажется кошка, младшая сестра или "она сама". (Точно так же, наказывая ребенка за двойку в школе, вы не добьетесь отличной успеваемости. Просто его познания в подделке документов значительно расширятся.)
Чего бы вы ни добивались, получите один и тот же результат: не устранение причины (преступления), а увиливание от следствия (наказания). То есть вранье, замкнутость, недоверие, когда откровенность с родителями вместо

92 облегчения и конкретной помощи приносит только порицание и дополнительные неприятности.
Родительское собрание на тему
«Как развивать чувство
ответственности в детях»
Цель
:
формирование активной педагогической позиции родителей.
Задачи:
1.
Вооружить родителей психолого
- педагогическими знаниями и умениями.
2.
Вовлечь родителей в воспитание своих детей.
Мы все понимаем, как важно развивать у ребенка чувство ответственности в делах, хотим, чтобы он был самостоятельным, понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и так далее. Вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования.
Проблема ответственности очень обширна, и сегодня мы рассмотрим только одну из ее сторон —
что значит быть ответственным. И как можно способствовать развитию ответственности в детях.
Ответственность и послушание —
это два различных типа поведения. В чем же состоит их различие?
Прежде всего, в том кто решает, что нужно сделать ребенку и почему это нужно сделать, то есть какова мотивация.
В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого, а от ребенка требуется просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он этого не сделает, ему не разрешат играть на компьютере.
В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам, он согласен его выполнить, и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет все домашние задания.
Детей нужно учить и послушанию, и ответственности. Во многих ситуациях без послушания не обойтись. Для жизни в обществе необходимо умение соблюдать определенные правила. Представляете, что может случиться, если каждый будет сам. Определять, по какой стороне дороги ехать на машине.
Однако бездумное послушание может быть так же опасно, как и безоглядная независимость. Если мы заботимся о благо наших детей, если хотим защитить их от алкоголизма, наркотиков, тоталитарных сект, наша задача —
научить их не только подчиняться другим, но и принимать самостоятельные решения, действовать на основании собственных убеждений.
Ответственность имеет несколько составляющих
Прежде всего, это понимание задачи, то есть знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи.
Для ясного понимания поставленной задачи важно, чтобы ребенок и родитель все четко обсудили между собой. Например, если мы хотим, чтобы ребенок убрал в комнате, мы можем ему сказать: «Убери, пожалуйста, в комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери все вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.

93
Далее, для ответственности характерно согласие с поставленной задачей.
Всем нам хочется, чтобы наши дети с радостью выполняли предложенные задания. Согласие подразумевает не просто послушание, а ответственность.
На практике чувство ответственности проявляется, если у ребенка есть выбор, то есть он волен выполнять или не выполнять предложенное задание.
Например, ребенок сам принимает решение каждый день делать дополнительно одно задание по математике, причем никто не принуждает его к этому.
Конечно, всегда есть вероятность, что ребенок откажется. В каждой семье существует что
- то, что дети обязаны делать, а и какой
- то работы они могут и отказаться. Важно предоставлять ребенку возможность выбора только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом. Если мы хотим, чтобы ребенок научился думать самостоятельно, ему важно научиться говорить «нет».
Прежде чем попросить ребенка сделать что
- либо, необходимо убедиться, что у него действительно есть выбор. Если выбора нет, лучше не просить, а просто сказать: «Таня, убери комнату».
Наконец, важная часть ответственности —
умение самостоятельно мотивировать собственные действия. Маленьких детей всем обеспечивают взрослые. Задача воспитания —
сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался родителей (внешняя мотивация), но и сам принимал решения
(внутренняя мотивация). Как же развить у него эту способность?
Есть несколько простых способов
Прежде всего, важно предоставлять ребенку право выбора, причем возможные варианты определяем мы сами: «Что ты будешь пить: сок или компот?
Какую кофту купим: зеленую или красную?». Когда ребенок научился выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например: «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?»
Очень важно обсуждать с детьми возможные последствия тех или иных поступков. Дети должны знать, что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.
Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Когда дети были маленькими и учились ходить, они нуждались в нашей помощи, мы водили их за руку. Постепенно они научились ходить сами.
Точно так же происходит с ответственностью: дети учатся быть ответственными постепенно, вначале нуждаясь в помощи и контроле.
Можно выделить три уровня ответственности:
1.
На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую
- то работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем
- то из взрослых.
2.
На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее, дети могут что
- то забыть, и им нужно будет напомнить, что настала их очередь что
- то сделать. Например, ребенок сам собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напомнить.
3.
Третий уровень ответственности —
самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень —
цель

94 наших усилий. Например, ребенок всегда сам и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой.
Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры, ребенок постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно, ребенок нуждается в помощи взрослого.
Уровни помощи соответствуют уровням ответственности. На первом уровне ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вместе с ним. На втором есть необходимость и контроле или напоминании. На третьем уровне ребенок способен сделать что
- то без посторонней помощи.
В зависимости от того, насколько хорошо ребенок овладел тем или иным действием, ему требуется различная помощь. Если мы хотим, чтобы он самостоятельно выполнял то или иное дело очень важно определить, какая именно помощь ему требуется. Это можно понять из наблюдений за ребенком
(очевидно, что если сам ребенок забывает почистить зубы на ночь, ему необходимо об этом напоминать). Кроме того, очень важно требуемый уровень помощи обсудить с ребенком.
Рассказав ему о трех уровнях помощи, можно спросить его «Как ты думаешь, какая помощь нужна тебе во время выполнения домашних заданий: чтобы я всегда была рядом и помогала тебе, чтобы напоминала, чтобы помогала в трудных ситуациях или ты вообще не нуждаешься в помощи?» Возможно, ответ ребенка не совпадет с вашими представлениями: например, он утверждает, что не нуждается в наших напоминаниях, а вы совсем не уверены в том, что ребенок справится с делом без вашей помощи.
В этом случае можно провести эксперимент: попробовать действительно какое
- то время не напоминать и не помогать ребенку и посмотреть, как будут развиваться события. Возможно, предоставление ответственности приведет к тому, что ребенок сам и без помощи взрослых будет выполнять свои обязанности.
Если же он все
- таки нуждается в помощи, можно еще раз вернуться к этому обсуждению: «Мне кажется, что тебе трудно самому убирать комнату. Может быть, если я буду тебе об этом время от времени напоминать, тебе будет проще?»
Уровень помощи определяется не раз и навсегда, а на какое
- то время. По истечении этого времени можно снова вернуться к обсуждению этого вопроса.
Например, сказать: «Похоже, ты вполне можешь собирать вещи в школу без моих напоминаний. Как ты думаешь, могу я перестать это делать?»
Конечно, в рамках собрания мы можем рассмотреть только самые общие подходы к развитию ответственности у детей. Все дети разные, и у каждого ответственность развивается по
- своему. Если у вас возникнет необходимость поговорить об особенностях ответственности у вашего ребенка, вы всегда можете обратиться за помощью, и мы вместе поищем пути и варианты, подходящие именно для вашего ребенка.
Родительское собрание на тему «Ребёнок не любит читать»
Цель
:
формирование активной педагогической позиции родителей.
Задачи:
1.
Вооружить родителей психолого
- педагогическими знаниями и умениями.
2.
Вовлечь родителей в воспитание своих детей.

95
Опыт показывает: хорошо говорят, хорошо пишут, как правило, дети, которые много и с толком читают. И наоборот, очень трудно даётся образование детям, если они почему
- то не любят читать. Многие родители жалуются, что ребёнка нельзя усадить за книгу. Как же научить ребёнка читать?
Допустим, вы знаете, что ребёнок с трудом осознаёт предложение в целом, не слышит что читает. Это можно преодолеть только в том случае, если много читать вслух. Но делать это искусственно и трудно и нудно. Сколько пап и мам рассказывают, что когда они заставляют своих детей читать вслух, ничего из этого не получается: ребёнок делает это чисто формально, читает невыразительно, не вдумывается в смысл того, что прочёл. Если по окончании чтения попросить его пересказать, о чём шла речь в книге, он зачастую просто не может ответить.
Поэтому надо что
- то придумать, для того, чтобы это чтение не было чтением в пустоту, применить маленькую (педагогическую) хитрость.
Вот вы вернулись с работы, вам нужно заняться какими
- то домашними делами. «Сыночек, иди
- ка сюда, мне так хочется почитать книжку, да некогда.
Почитай мне хоть немножко, пока я посуду помою». Так у ребёнка возникает ощущение, что он не просто упражняется в технике чтения, а делает что
- то полезное. Конечно, здесь желательно найти такую книгу, которая увлекла бы ребёнка. Он почитал вам так минут 20
-
30. Остановите вовремя, пока он не очень устал. «Ну,
спасибо, теперь я освободилась и сама тебе могу почитать». Вы читаете ребёнку. Старайтесь делать это не механически, не бездумно, а выразительно, заинтересованно. Остановитесь, если попадётся непонятное слово, объясните ребёнку его значение, а не можете сделать этого сами
- найдите значение слова в толковом словаре. Дошли до самого интересного места. Что будет дальше? Теперь попробуйте пустить в ход ещё одну хитрость. «Ой, сынок, что же мы с тобой наделали: совсем зачитались, а обед
- то не готов!» Если ребёнок заинтересовался книгой, если ему хочется знать, найдёт ли Буратино золотой ключик, что случится с Незнайкой и т.п., он обязательно продолжит чтение сам, про себя. Но может, конечно, случиться и так, что мальчика (девочку) ждут какие
- то другие дела и развлечения, что он бросил на середине свою интересную игру, что на улице его ждут друзья или вообще книга, его не заинтересовала. Не приходите в отчаяние, не думайте, что ребёнок ленив, лишён какого бы то ни было интереса. Продолжайте приобщать его к книге.
Вмените ему в обязанность читать вслух старенькой бабушке, которая уже плохо видит и ей трудно читать самой (даже, если это не так), или маленькой сестре ( брату), которую необходимо развлечь. Обещайте пойти с ним посмотреть кинофильм
(или спектакль), поставленный по прочитанной книжке после того, как он перескажет вам её содержание. И, что тоже очень важно, дарите ему книги как можно чаще, красивые, с картинками. Отведите ребёнка в библиотеку. Запишите.
Не допускайте, чтобы, взяв в библиотеке книгу, он только перелистал её и посмотрел в ней картинки. Обязательно расспросите, интересная ли книга. Между прочим, от того, насколько интересными оказались первые книги, зависит ведь очень многое. Если книга пришлась по душе, она входит в жизнь ребёнка, хочется в неё играть.
В играх детей могут ожить персонажи книг. Трудно выбирать первые книги.
Здесь ничто не поможет вам так, как ваш собственный читательский опыт.
Вспомните, какие книги увлекали вас самих в таком же возрасте, и принесите их своему ребёнку. Это важно ещё и потому, что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните. А это очень нужно. Конечно, многое зависит от того, какую роль играет книга в вашей собственной жизни. В делах воспитания мало, что происходит случайно, само собой. Если вы хотите чего
- то от

96 своего ребёнка добиться, надо ему это привить, лучше всего
- заразить своим любимым делом.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей