Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна


НазваниеПособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна
Анкорmetodicheskoe posobie provedenia roditelskikh sobraniy v nachalnoy shkole.pdf
Дата19.05.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachaln
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие
#20177
страница2 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Тематический тренинг
для родителей на тему: «Влияние родительских
директив на формирование личности ребенка»
Цель:
расширение психологической компетентности родителей в области влияния родительских директив на формирование личности ребенка.
Задачи:
1.
Познакомить родителей с распространенными видами родительских директив негативно влияющих на личность ребенка;
2.
Обучить рефлексивному отношению к использованию директив в собственном общении с ребенком;
3.
Закрепить навыки общения с детьми без использования родительских директив с помощью анализа и проигрывания ролевых ситуаций.
Участники:
педагог
- психолог, родители.
Время:
1,5 -
2 часа.
План:
1.
Приветствие.
2.
Дать определение и наиболее популярные виды родительских директив.
3.
Проигрывание ситуаций с альтернативными видами общения.
4.
Рефлексия.
Оформление, оборудование и инвентарь:
занятие проводится в просторном помещении, стулья и столы расположены в форме полукруга, чтобы все участники могли слышать и видеть друг друга. На столах лежит цветная бумага в форме прямоугольника и бейджик, ручки, карандаши или фломастеры, клубок ниток. К доске прикрепляется плакат с таблицей «Влияние родительских директив на формирование личности ребенка»
Результатом тематического тренинга, с нашей точки зрения, будет являться более осознанное отношение к тем видам влияний, которыми пользуются родители в общении с ребенком и уменьшение директивности педагогического общения, что повлечет за собой повышение уровня самооценки, инициативности, самостоятельности, коммуникативности детей, формирование мотивации успеха и достижения, повышение привлекательности процесса обучения и воспитания в целом.

15
Ход тренинга
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Педагог
-
психолог
предлагает им изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет выбирается
участником по желанию. Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый,
зеленый, фиолетовый, черный. Психолог задает вопрос: «Как бы вы хотели,
чтобы к вам сегодня обращались, и вы при этой форме обращения чувствовали
себя комфортно!», а участники пишут либо имя, либо имя
-
отчество, либо
уменьшительно
-
ласкательное имя. Изготовленные визитки прикрепляются к
одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветной методики А. Лутошкина.
Критерии оценки:
a.
красный –
восторженное настроение;
b.
желтый –
светлое, приятное;
c.
оранжевое –
радостное;
d.
зеленый –
спокойное;
e.
фиолетовый –
тревожное, напряженное;
f.
черное –
уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители должны представиться и по желанию объяснить другим идею
(замысел) своей визитки или почему выбрано именно такое обращение.
Выступление психолога:

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о самом дорогом, что есть у нас, –
о наших детях, и как мы родители можем неосознанно повлиять на его дальнейшую жизнь. Тема нашей встречи:
«
Влияние родительских директив на формирование личности ребенка
».
Под директивами понимают скрытое, косвенное послание (приказание, поучение), не явно сформулированное словами или обозначенное действиями родителей, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно (чувством вины перед родителями). При этом истинных причин своей вины ребенок осознать не может, они скрыты. Только исполняя директивы, ребенок чувствует себя «хорошим».
Директива –
это своеобразное «скрытое послание» родителей ребенку, поучение, которое при этом самим родителем не объясняется.
Педагог
- психолог выделяет наиболее распространенные родительские директивы, которые негативно влияют на формирование личности ребенка.
(
Приложение 1
к тренингу
).
Упражнение
на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывают две ситуации, где родители используют родительскую директиву, эту же ситуацию, но уже без директивы
(
Приложение 2
к
тренингу
).
Рефлексия:
от родителя к родителю передается клубочек. Когда он находится в чьих
- то руках, он продолжает фразу
«
Работая с группой, я понял(а), что …
».
Приложение 1
Родительская
директива и ее
глубинный
смысл
Внешнее выражение
родительской директивы
Негативное влияние
родительской директивы

16
«Не живи»
- желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины.
«Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь» и пр.
Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вены ребенок может подсознательно стремится к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения
«Не будь ребенком»
- обесценивание родителями эмоциональных проявлений.
«Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький»,
«Скорее бы ты вырос» и пр.
Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению
«Не расти»
- панический страх родителей перед взрослением ребенка
«Мама всегда будет с тобой», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» пр.
Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье.
Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя
«как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Став взрослыми, испытывают трудности в создании собственной семьи и отделении от своих родителей
«Не думай»
- трансляция ребенку родительского страха перед проблемами
«
Не умничай»,
«Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову» пр.
Дети, выполняющие такую директиву, либо избегают интеллектуального напряжения при решении проблем, либо стремятся
«размыть» эти проблемы при помощи развлечений
«Не сближайся с другими людьми»
- внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей
«Делиться проблемами можно только с родителями»,
«никому ничего не рассказывай»
Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми.
В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье

17
«Не чувствуй»
- запрет родителей ребенку на проявление чувств
«Как ты смеешь злиться на маму…», «Не сахарный –
не растаешь»
Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детях.
Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
«Не делай», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя
«Не делай сам, подожди меня»
При такой директиве активности инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела.
Он постоянно откладывает важные дела на «потом».
«Не достигай успеха»
- лежит бессознательна я зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей
«Я так и сказала, что у тебя не чего не получиться»,
«Один ты делаешь много ошибок»,
«Зачем ты хочешь быть лучше других?».
Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу –
делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится»)
Приложение 2
Темы:

Ребенок, одеваясь на прогулку, в очередной раз побил другого ребенка.

Во время чтения стихотворения, на утреннике, ребенок допустил множество ошибок.
Семь заповедей родителей
(памятка)
1.
Принимай ребенка таким, какой он есть.
2.
Делая замечания, не унижай ребенка.
3.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
4.
Не сравнивайте ребенка с окружающими. Если вы хотите подчеркнуть динамику, то лучше сравнивать успехи с его же результатами вчера, неделю, месяц назад.
5.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от ребенка того, что он не сможет выполнить.
6.
Ребенок имеет полное право на свои ошибки, как и вы.
7.
Создайте в жизни ребенка атмосферу тепла и свободы, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

18
Тренинг развития детско
-
родительских отношений
Цель:
установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком
Задачи:
1.
развить чувства сопереживания,
2.
сформировать умения понимать состояния и интересы друг друга
3.
выработать навыки адекватного общения.
Материалы: альбомные листы, цветные карандаши, ручки.
Продолжительность занятия:
1 -
1,5 часа.
Участники тренинга: родители и дети –
10 -
15 пар.
Ход тренинга
1. Организационный момент
Психолог:
Сегодня мы собрались, чтобы решить некоторые вопросы взаимоотношений детей и родителей. Мы будем выполнять разнообразные упражнения для того, чтобы лучше узнать и понять друг друга. Ведь большая часть проблем в общении складывается только потому, что мы не услышаны, мы не поняты. Работать мы будем в кругу.
Круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Как
- то изменить себя мы можем здесь только благодаря друг другу. Наше общение, то, что мы внесем в наше пространство, будет помогать нам. Мы будем узнавать себя через те чувства, через те отношения, которые будут складываться здесь. Чтобы наше общение было эффективным, чтобы оно помогало каждому решить те задачи, которые он перед собой поставил, есть несколько правил групповой работы.

Правило
«
здесь и теперь
»
: главным является то, что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента.

Правило эмоциональной открытости: если участник что
- то думает или чувствует
«
здесь и сейчас
»
, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.

Правило
«
стоп
»
: каждый имеет право сказать:
«
У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно
».

Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели. Если давать партнеру искаженную информацию, то это может повлечь за собой формирование ошибочного мнения.

Правило не давать советы: совет, пусть даже необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому, что он плохой или не реальный, а потому, что совет
- это, во
- первых, индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, а, во
- вторых, совет
- это ограничение свободы личности, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

Правило «Я
- высказывания»: каждый говорит любую фразу только от своего имени.

19

Принцип личной ответственности: говорить на занятии можно все, но за свои слова нужно отвечать лично. Что бы ни сделал участник группы, это его выбор, за который он несет ответственность.

Правило конфиденциальности: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал,
- не приемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за ее пределами.
Прежде, чем мы перейдем к основной части нашего занятия, давайте определимся, что мы хотим сегодня получить от нашей работы. Каждому я раздаю лист бумаги и ручку. Запишите, что вы ждете от сегодняшней встречи.
После этого идет обсуждение. Совместно принимается решение, которое фиксируется на доске и т.п. (например, я лучше узнаю о своем ребенке ( родителе), у меня изменится отношение к общению со своим ребенком/родителем и др
.).
2.
Основной этап
Упражнение 1. Знакомство
Цель:
сближение участников группы.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, какой у него характер. Дети подтверждают или опровергают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.
Упражнение 2
Цель: снятие эмоционального напряжения; познание себя и других через метод символического выражения.
Все участники получают лист бумаги и цветные карандаши. Каждый участник пишет свое имя и рисует рисунок, на котором изображает себя в символах. По окончании работы каждый называет свое имя и расшифровывает свой рисунок.
Упражнение 3.
«
Молекулы
»
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение позитивного настроя и сплоченности группы.
Представим себе, что мы –
атомы. Атомы выглядят так : согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все начнем двигаться по этой комнате, а когда я назову число, например, три –
атомы объединяются в молекулы по три атома. Атомы объединяются лицом друг к другу, соприкасаясь предплечьями.
Обсуждение.
Что вы чувствуете сейчас? Менялись ли у вас чувства на протяжении игры? Что понравилось: быть атомом или молекулой?
Упражнение 4. «Гордиев узел»
Цель: развитие групповой сплоченности.
Встаньте, закройте глаза. Руки вытяните вперед на уровне груди. Идите вперед и попытайтесь взять в каждую руку руки других участников.
Обсуждение. Что чувствуете? Трудно ли было выполнить упражнение? Почему?
Упражнение 5.
«
Что такое мальчик, что такое девочка
»
Цель: расширение представления о людях, формирование позитивной установки на отношение к окружающим, развитие самосознания
Группу делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание –
сделать совместный рисунок или коллаж на тему «Что такое девочка, что такое мальчик?
».

20
Обсуждение. Трудно ли было выполнить задание? Что показалось наиболее интересным? Похожи ли работы? Справились ли группы с заданием?
После этого можно предложить группам объединиться и создать общий коллаж на эту тему.
Упражнение 6.
«
Зеркало
»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, формирование умения взаимодействия, умения подчиняться требованиям другого, развитие навыков контроля, преодоление неуверенности, снятие эмоционального напряжения.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, разбиваясь, таким образом, на пары. Один участник –
водящий, другой

«
зеркало
»
. Водящий смотрится в зеркало, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, а затем и напарниками.
Упражнение 7.
«
Кино
»
Цель: самовыражение, самосознание, создание атмосферы доверия, понимания и принятия.
Упражнение выполняют дети, взрослые только слушают и могут задавать вопросы.
Представьте, что вам 30 лет. О вас сняли фильм
, и вы его сейчас смотрите.
Расскажи, как ты –
главный герой –
выглядишь, чем занимаешься?
Доволен ли ты этим фильмом? Что понравилось больше всего? Каков жанр этого фильма? Что бы тебе хотелось изменить в этом фильме? Что для этого необходимо?
Упражнение 8.
«
Волшебный стул
»
Цель: Формирование установки на позитивное будущее, развитие самосознания.
Этот стул не простой, он волшебный. Желание, которое загадаешь, сидя на нем, непременно сбудется. Каждый по очереди садится на стул и рассказывает о своем желании.
Упражнение 9.
«
Щепки плывут по реке
»
Цель: снятие мышечных зажимов, налаживание физического контакта между родителями и детьми, осознание чувства безопасности.
Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга –
они берега. Один участник группы –
щепка. Он медленно “проплывает” между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепке: гладят ее, говорят ей ласковые слова, называют по имени. Щепка сама выбирает, с какой скоростью ей плыть. Глаза щепке можно закрыть.
3. Подведение итогов
Участники в кругу обсуждают вопросы:
1.
Понравилась ли работа в тренинге?
2.
Что особенно понравилось? Почему?
3.
Что не понравилось? Почему?
4.
На каком этапе было трудно? Почему?
5.
Чему сегодня научились? Что нового приобрели?
6.
Что вы чувствуете сейчас?
Возвращаемся к записи, сделанной в начале занятия: Получили ли мы на занятии то, чего хотели получить? Решили ли поставленные проблемы? Нужно ли продолжить работу для решения невыполненных задач?
По желанию можно назначить и другую встречу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей