Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна


НазваниеПособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна
Анкорmetodicheskoe posobie provedenia roditelskikh sobraniy v nachalnoy shkole.pdf
Дата19.05.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachaln
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие
#20177
страница4 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
1.
Приветствие.
2.
Знакомство с данными диагностического исследования.
3.
Мини
- лекция «Что такое тревожность».
4.
Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».
5.
Мини
- лекция «Как помочь тревожному ребенку».
6.
Игра «Кенгуру».
7.
Упражнение на релаксацию.
8.
Упражнение «Царская семья».
9.
Игра «Щепки на реке».
10.
Обратная связь.
11.
Индивидуальная работа с родителями воспитанников.
1.
Приветствие
2.
Знакомство с данными диагностического исследования
3.
Мини
-
лекция «Что такое тревожность»
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:
«Тревожность

это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с. 386).
Эти два термина часто смешивают, однако, это совсем неидентичные термины. «Тревога»
- это эпизодические проявления беспокойства и волнения.
Физиологическими признаками тревоги являются: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, «ком в горле», слабость в ногах и т.п.
Однако помимо физиологических существуют и поведенческие проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы.
Мобилизирующая
Расслабляющая
(дает дополнительный импульс) (парализует человека)
Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще —
во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами
Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, причем, они носят, как правило, конкретный характер.
В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно
Тревога

28 снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие, как страх темноты и одиночества. В
6 -
7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7
- 8

страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что
- то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Причиной повышенной тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско
- родительских отношений.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможности им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из
- за плохих отметок, а из
- за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
1.
Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2.
Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3.
Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа.
4. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка»
Родители разбиваются по группам и каждая группа составляет словесный портрет тревожного ребенка: какие качества и свойства поведения ему характерны.
По истечении 5 минут групповой работы составляется общий портрет тревожного ребенка. Ватман с характеристиками вывешивается на доску.
5. Мини
-
лекция «Как помочь тревожному ребенку»
Повышенный уровень тревожности приводит к серьезным затруднениям в учебе, общении, сказывается на всех сферах жизни ребенка. У детей сирот тревога часто является следствием какой
- либо пережитой психологической травмы.
На наш взгляд, работу с тревожными детьми необходимо проводить в трех основных направлениях:
1.
повышение самооценки ребенка;
2.
обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3.
отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
1. Повышение самооценки ребенка
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта».
Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы.

29
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых.
Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престиж
- ных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что
- либо на доске).
При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.
Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях.
Работа по повышению самооценки —
это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением.
2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального
напряжений
Как показали наши наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение —
и мышечное, и эмоциональное —
можно научить их выполнять ре
- лаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком.
Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения.
3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих
ребенка
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях.
Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
6. Игра «Кенгуру»

30
Цель: отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: участники делятся на пары. Один из них —
кенгуру —
стоит, другой

кенгуренок —
сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помеще
- ние по кругу, попрыгать вместе и т. д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем —
партнерами.
Обсуждение: участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.
Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.
7. Упражнение на релаксацию
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго

отгадать «написанное» («нарисованное»).
Затем происходит смена ролей.
Обсуждение: участники отвечают на вопрос: какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.
8. Упражнение «Царская семья»
Второе направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение.
Содержание: участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

1-
я подгруппа
представляет царскую семью;

2-
я подгруппа —
семью всемирно известного ученого;

3-
я подгруппа —
семью «новых русских»;

4-
я подгруппа —
семью кинозвезды.
Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото».
Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.
9. Игра «Щепки на реке»
Цель: эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе
Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это

берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке.
Он сам решит, как будет двигаться:
быстро или медленно.
Участники игры

«берега»

помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад...
Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами
(по желанию самих Щепок).

31
10. Обратная связь
Бланк для участников лектория содержит следующие вопросы:
1.
Чем полезна для Вас эта встреча?
2.
Какие приемы Вы будете использовать при общении со своим ребенком?
3.
Ваши предложения.
Родительское
собрание
на тему «Значение домашнего задания в учебной
деятельности школьника»
Цель: осознание родителями значение домашнего задания в учебной деятельности ребенка.
Задачи собрания:
1.
Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.
2.
Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Вопросы для обсуждения:
1.
Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.
2.
Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.
3.
Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.
Подготовительная работа к собранию:

диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;

подготовка с учащимися плаката
- коллажа
«
Я учу уроки
»;

подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам.
Учащимся предлагается заполнить анкету.
Анкета для учащихся
Уважаемый ученик!
Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие
вопросы:
1.
Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2.
На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?
3.
Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого
- нибудь?
4.
Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5.
Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий?
6.
Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание?
7.
С каким настроением ты выполняешь домашние задания?
8.
Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке?
9.
Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь?
10.
Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей?
Анкетирование родителей проводится выборочно, по их желанию. Как правило, родители, у которых есть проблемы, связанные с темой родительского собрания, активно участвуют в его подготовке. Для сравнительного анализа

32 результатов анкетирования можно взять семьи, где данная проблема решается положительно и отрицательно.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на
следующие вопросы:
1.
Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в четвертом классе по сравнению с предыдущими?
2.
Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
3.
Какие предметы требуют больших затрат времени?
4.
Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
5.
Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание?
6.
По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
7.
Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
8.
Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету?
9.
Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано?
10.
Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
На вопросы анкеты также отвечают все учителя
- предметники, которые задают ученикам класса домашние задания.
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги!
Подумайте и ответьте, пожалуйста, на
следующие вопросы:
1.
Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание?
2.
Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?
3.
Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником?
4.
Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке?
5.
Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо?
6.
Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?
7.
Как вы поступаете, если ученик по какой
- то причине не выполнил домашнее задание?
8.
Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание?
9.
Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?
10.
Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?
К родительскому собранию дети проводят исследование (по желанию). Они ежедневно фиксируют количество затраченного времени на подготовку домашнего задания по каждому предмету. Затем ребята определяют среднее по классу время подготовки по каждому предмету и оформляют эти данные в виде плаката.

33
Творческим заданием для учащихся к собранию является оформление коллажа
«
Я учу уроки
»
. Ребята должны показать свое настроение и эмоциональное состояние при подготовке домашних заданий, а также отразить в коллаже модели поведения родителей в этот момент.
Нередко в учебе детей возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны: во
- первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во
- вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в
- третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей