Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна


НазваниеПособие по проведению различных форм родительских собраний в начальной школе Составители Иванова Анна Валерьевна
Анкорmetodicheskoe posobie provedenia roditelskikh sobraniy v nachalnoy shkole.pdf
Дата19.05.2017
Размер1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmetodicheskoe_posobie_provedenia_roditelskikh_sobraniy_v_nachaln
оригинальный pdf просмотр
ТипПособие
#20177
страница8 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16
7-
14 баллов.
Низкая агрессивность –
1-
6 баллов.
Как можно помочь агрессивным детям?
Существует три основных этапа
в работе над агрессией.
1.
Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.
2.
Обучение навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3.
Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
1.
Работа с гневом
Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. (Психолог раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа.
(Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас. Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано

52 большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие
- либо недостающие способы на, их усмотрение.).
Способы выражения (выплескивания) злости
1.
Громко спеть любимую песню
2.
Пометать дротики в мишень
3.
Попрыгать на одной ноге
4.
Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
5.
Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
6.
Пускать мыльные пузыри
7.
Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
8.
Пробежать по коридору школы, детского сада
9.
Полить цветы
10.
Быстрыми движениями руки стереть с доски
11.
Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
12.
Погоняться за кошкой (собакой).
13.
Пробежать несколько кругов вокруг дома
14.
Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
15.
Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
16.
Постирать белье
17.
Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
18.
Сломать несколько ненужных игрушек
19.
Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
20.
Стучать карандашом по парте
21.
Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
22.
Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
23.
Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
24.
Помыть посуду
25.
Принять прохладный душ
26.
Послушать музыку
2.
Следующий этап или, можно назвать его способом, работы над
агрессией является обучение навыкам распознавания и контроля
эмоций
Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен.
Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивные. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Эмоциональный мир агрессивного ребенка очень скуден. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознавать свои и чужие эмоции.
Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего –
ощущения своего тела (пояснить).
Еще один способ контролировать свои эмоции –
это заявить о них. Для этого поможет игра «Камешек в ботинке».
В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.
Игра проходит в два этапа.

53

Первый этап (подготовительный):
«Случалось ли, что вам в ботинок попал камешек? Сначала камешек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек.
Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам
- то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвия бритвы краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхнули камешек, а, придя домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но на утро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость –
вот такие чувства обычно испытывают дети. Так маленькая проблема становиться большой неприятностью.

Второй этап: «Когда мы сердимся, чем
- то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой.
А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и не малые. Поэтому всем людям –
и взрослым, и детям –
полезно поговорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто
- то из вас скажет: « У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что
- то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого
- то неудовольствия, чего
- то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете. Скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите. Что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». И вы вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камушка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах.
Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
3.
Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию
Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.
Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты –
негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях.
В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер.
Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими –
вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

54
Тренинг для родителей «Семейные конфликты»
Цель: знакомство родителей с причинами некоторых семейных конфликтов.
Задачи:
1.
познакомить родителей с теорией типов семейных конфликтов.
2.
отработать на практике стратегию работы по предупреждению семейных конфликтов с детьми.
Оборудование:
мяч, листы бумаги, раздаточный материал (таблицы).
1.
Разминка
Упражнение «Вопрос соседу
»
Участники сидят в круге. Передавая мяч соседу, каждый задает любой вопрос. Примерные вопросы: Как Вы себя чувствуете? Что с Вами интересного произошло сегодня (вчера)? Чем порадовал Ваш ребенок?
Упражнение
«
Давление
»
Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии
50 -
70 см, вытягивают на уровне груди руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого –
слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями.
Обсуждение
:

Что Вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?

Что Вы чувствовали, когда побеждали?

В какой ситуации вам было комфортнее: когда Вы давили или когда на Ваши ладони давил партнер?
2.
Теоретическая часть
Дается определение конфликта.
Конфликт

психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (межличностный конфликт); или мнений, потребностей, мотивов одного человека (внутриличностный конфликт).
Беседа
- консультация в процессе работы над таблицей.

Основание
классификации
Тип конфликта
Основная причина
1.
Субъекты
конфликта
Конфликт между родителями и детьми
Издержки воспитания
(гиперопека, гипоопека)
Возрастные кризисы детей.
Личностный фактор
Стереотипы семейного воспитания.
2.
Источник
конфликта
Эмоциональные конфликты
Отсутствие заботы, внимания, понимания.
Стрессы, депрессии, не связанные с семьей.
Несдержанность одного из членов семьи.
Хозяйственно
- экономические
Участие в процессе ведения хозяйства.
Тяжелое материальное положение.
Ценностные конфликты
Наличие противоположных

55 взглядов на жизнь.
Позиционные конфликты
Неудовлетворенные потребности в признании значимости
«Я» у младшего подростка.
3.
Поведение
конфликтующих
сторон
Открытые конфликты
(беседа, оскорбления)
Индивидуально
- психологические особенности членов семьи, уровень воспитания.
Скрытые конфликты
(демонстративное молчание, резкие жесты, взгляды)
Способы разрешения конфликтов
Рассказ об основных моделях поведения личности в конфликтной ситуации с использованием модели стратегий поведения Томаса
-
Киллмена (уход, уступка, принуждение, компромисс, сотрудничество).
Практическое упражнение
Обсуждение ситуаций с точки зрения способов разрешения конфликтов в системе «Родитель
-
Ребенок
»
, аргументировано защищая и оправдывая ту или иную позицию в отдельном случае:
1.
манера одеваться (стиль одежды, аккуратность)
2.
успеваемость не соответствует ожиданиям родителей
3.
общение с неблагополучными сверстниками
4.
конфликт в классе
5.
нагрубил одному из родителей.
3. «
Я
-
высказывание
», «
Ты
-
высказывание
»
Психолог дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков
«
Я
- высказывание
» и
«
Ты
- высказывание
».
«
Ты
- высказывание
» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (
«
Прекрати разговаривать!
»,
«
Немедленно уберись в комнате!
»
). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
«
Я
- высказывание
» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения.
«
Я
- высказывание
» предполагает в общении с ребенком позицию
«
на равных
»
, вместо позиции
«
сверху
»
. В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. (
«
Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?
»)
Практические упражнения
Тренировка в построении
«
Я –
высказывания
».
«
Ты –
высказывание
» может говорить ведущий (психолог).
Проблема
Ты –
сообщение
(слово обостряет, обижает, ранит)
Я –
сообщение
(слово смягчает, щадит, оберегает)
Родитель устал
Ты меня утомил.
Отстань от меня.
Я очень устал.
Мне хочется отдохнуть.
У ребенка замечание
(двойка) в дневнике
Ты –
бездельник!
Вечно ты меня расстраиваешь!
Я огорчен.
Мне неловко за тебя …
Сын (дочь) не может О чем ты только Давай вместе

56 выполнить домашнее задание.
думаешь?
Неужели тебе трудно запомнить?
Ты меня в могилу сведешь …
разберемся…
Я надеюсь, что у тебя при старании все получится

Ребенок грубо ответил
Вам на замечание.
Когда ты научишься разговаривать с родителями?
Мне больно это слышать.
Я думаю, что ты просто поторопился.
Ролевая игра
«
Место под солнцем
»
Инструкция:
Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем.
Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача

проникнуть все же на пляж –
найти там свое место.
Участники делятся на две группы. Первая группа образует круг. За кругом
- вторая группа, задача которой проникнуть на пляж и обрести свое
«
место под солнцем
»
Участниками второй группы используются все знакомые коммуникативные приемы. Игра заканчивается, когда все оказываются в кругу.
Обсуждение:
1.
Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?
2.
Может ли
«
Ты
- высказывание
» отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?
3.
Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?
Записать на листке бумаги три примера Ваших
«
Я–высказывания
»
, с которыми Вы могли бы сейчас обратиться к своему ребенку:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
Рассказать в каких случаях и как часто используются эти высказывания.
Тест
«
Самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с
детьми
»

Позиция
Оценка
1.
Я всегда помню об индивидуальности ребенка
5 4 3 2 1
2.
Я всегда знаю и учитываю то, что каждая новая ситуация требует нового решения
5 4 3 2 1
3.
Я всегда стараюсь понять потребности и интересы ребенка
5 4 3 2 1
4.
Противоречия я воспринимаю как фактор нормального развития
5 4 3 2 1
5.
Я всегда стабилен в отношениях с ребенком
5 4 3 2 1
6.
Я стремлюсь к уменьшению “нельзя” и увеличению числа
“можно”
5 4 3 2 1
7.
Для меня наказание является крайним средством воспитания
5 4 3 2 1
8.
Я стремлюсь дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его поступков
5 4 3 2 1

57
9.
При необходимости я использую метод логического разъяснения возможности негативных последствий
5 4 3 2 1
10
Я стремлюсь к расширению диапазона моральных, а не материальных стимулов
5 4 3 2 1
11
Я стремлюсь использовать положительный пример других детей и родителей. При этом соблюдаю меру и такт.
5 4 3 2 1
Интерпретация результатов:
Подсчитывается средний балл по всем 11 позициям.

От 4,5 до 5 баллов

высокий уровень готовности к взаимопониманию с детьми. Высокая психолого
- педагогичнеская культура, позволяющая избегать конфликтные ситуации.

От 3 до 4,5 баллов

готовность к воспитанию детей средняя. Необходимо пересмотреть некоторые позиции Вашего подхода к воспитанию детей.

Меньше 3 баллов

готовность к воспитанию детей низкая. Вы не обладаете достаточными знаниями и культурой воспитания детей. Необходимо срочно заняться самообразованием.
4.
Подведение итогов
.
Родительское собрание
-
беседа «Компьютер в жизни ребенка
»
Цель
:
знакомство родителей с влиянием компьютера на жизнь и здоровье детей.
Задачи:
1.
познакомить родителей с современной информацией о роли компьютера в жизни ученика.
2.
обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребенка и на то, как можно их избежать.
3.
обратить внимание родителей на проблему компьютерной зависимости.
Подготовка собрания:
анкетирование учащихся (Приложение 1); составление презентации, памяток для родителей (Приложение 2).
Оборудование:
«круглый стол»; ноутбук с презентацией «Компьютер в жизни ребенка»; вопросы для учеников, записанные на доске.
Ход тренинга
В начале собрания родителям предлагается задать следующие вопросы:
1.
Какое место занимает компьютер в жизни ребенка: частичку или целый мир?
2.
Знаете ли вы, чем занят ребенок в свободное время, особенно когда вы отсутствуете дома?
3.
Почему дети часто охотнее общаются с компьютером, а не со сверстниками?
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей