Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований
новых ФГОС
Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Табл. 4 Слова-ориентиры для определения целей урока Традиционный подход
| Компетентностный подход
| Понимать требования
| Научить формулировать цели
| Знать (сформировать знание о...)
| Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)
| Научить работать с различными источниками знаний
| Научить выбирать источники знаний
| Систематизировать
| Научить систематизировать
| Обобщать
| Научить выявлять общее и особенное
| Научить выполнять определенные
| Научить выбирать способы решения
|
Как же определяется цель урока в логике системнодеятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока - шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:
действия (сформировать умения) при решении задачи
| задачи
| Оценить
| Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке
| Закрепить
| Модифицировать, перегруппировать, научить применять
| Проверить
| Научить приемам самоконтроля
| Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)
| Сформировать способность к самооценке
|
Третье:
Спланировать учебный материал
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
Составить три набора заданий:
задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
задания, способствующие закреплению материала учащимся.
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач - регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Табл. 5. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Требования к уроку
| Урок
современного типа
| Универсальные учебные действия
| Объявление темы урока
| Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)
| Познавательные
общеучебные,
коммуникативные
| Сообщение целей и задач
| Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
| Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные
| Планирован
ие
| Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)
| Регулятивные
планирования
| Практическа
я
деятельност ь учащихся
| Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует)
| Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
| Осуществле
ние
контроля
| Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(преподаватель консультирует)
| Регулятивные
контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
| Осуществле
ние
коррекции
| Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает)
| Коммуникативные,
регулятивные
коррекции
| Оценивание
учащихся
| Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(преподаватель консультирует)
| Регулятивные
оценивания
(самооценивания),
коммуникативные
| Итог урока
| Проводится рефлексия
| Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные
| Домашнее
задание
| Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей
| Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
|
Пятое:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что- то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое:
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
мотивационно-целевой;
процессуальный;
рефлексивно-оценочный
Седьмое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
1 подгруппа.
| Обобщенные этапы урока
| Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости
| Постановка цели урока в начале или в процессе урока, мотивация учебной деятельности
| Организационный момент
| Основные этапы (звенья) урока,
воспроизводяще го целостный учебный процесс
| Приемы повторения системы опорных занятий,
| Формулировка цели урока
| Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест, ОБЖ
| S
| ранее усвоенных учебных действий, необходимых для
|
|
| !• ?
| восприятия нового материала; приемы фиксации на доске
|
|
| i |
|
|
|
| S ft
|
|
|
| s i
|
|
|
| ft T3
= s
|
|
|
| a 2 в
| Интеллектуальная разминка
| Тема-вопрос
| Фантастическая добавка
|
| Отсроченная отгадка
| Работа над понятием
| Эмоциональное вхождение в урок
|
| Т еатрализация
| Ситуация яркого пятна
| Элемент театрализации
|
|
|
|
|
| Игра в случайность
| Подводящий диалог
| Начало урока с пословицы, поговорки
| H
s
05
В
| Обсуждение выполнения домашнего задания
| Группировка
| Начало урока с высказывания выдающихся людей
| S'
в
о
в
л
| Лови ошибку
| Исключение
| Эпиграф к уроку
| в
■в
в
| Идеальный опрос
| Домысливание
| Постановка учебной задачи посредством проблемного вопроса
| 2
о
в
о
О)
| Своя опора - шпаргалка
| Линия времени
| Проблемная ситуация предыдущего урока
| л
ft
в
в
| Кроссворд
| Г енераторы - критики
| Интеллектуальная разминка
|
| Я беру тебя с собой
| Необъявленная тема
| Нестандартный вход в урок
|
| Корзина идей, понятий, имен
| Зигзаг
| Ассоциативный ряд
|
|
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |