Главная страница
qrcode

Пояснительная записка. 3 Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения 4 Программы. Содержательный раздел


НазваниеПояснительная записка. 3 Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения 4 Программы. Содержательный раздел
Дата13.01.2020
Размер1.4 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаrabochaja_programma_logopeda.doc
ТипПояснительная записка
#66229
страница1 из 14
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Содержание.


Целевой раздел.

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения 4 Программы.

    Содержательный раздел.

    Педагогическая диагностика развития ребенка с ОНР. 7
  1. Система коррекционной и образовательной деятельности 8
  2. Особенности психического развития детей с тяжелыми 10
    нарушениями речи ( ОНР 3-4 уровня). Характеристика структурных компонентов речи детей 12 с ОНР 3-4 уровня.
  3. Взаимодействие участников образовательного процесса. 15
    Формы и средства организации образовательной деятельности. 2.6.Взаимодействие с семьями воспитанников. 20 2.7. Планируемые результаты освоения программы. 22 Целевые ориентиры.

    2.8Литература. 23


      Приложение.

      Годовой план работы учителя-логопеда 24

        2.Перспективный план по формированию лексико-грамматических 32 средств языка и связной речи у дошкольников с ОНР 3-4 уровня. 3.3. Календарно-тематический план по формированию 39 лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников с ОНР 3-4 уровня.
        3.4. Мониторинг уровня сформированности умений и навыков 54 по обучению грамоте.

        3.5.Календарное планирование образовательной деятельности 62 по формированию правильного звукопроизношения

        и обучению грамоте дошкольников с ОНР 3-4 уровня 3.4. Перспективный план по формированию правильного 79 звукопроизношения и обучению грамоте дошкольников с ОНР 3-4 уровня.


        Целевой раздел


        1.1. Пояснительная записка.

        Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС ДО. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях . На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

        Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, М.Ф. Фомичева, С.Н.Шаховская и др.), ведущее место среди речевой патологии занимает общее недоразвитие речи (ОНР), являющееся тяжелой речевой патологией. Устранить недостатки речевого и психического развития таких детей возможно только в условиях группы компенсирующей направленности объединенными усилиями всех субъектов коррекционно – развивающего процесса: учителя-логопеда, педагогов ДОО и родителей воспитанников.

        Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с 3-4 уровнем речевого развития. Основой программы являются создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Н.В.Нищевой.

        Основной базой рабочей программы являются:


        Общеобразовательная программа детского сада;
      1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы;
      2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой.


        Нормативно-правовая база.

        Программа разработана в соответствии с:
        Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
      3. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача
        Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
        Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014, зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2013г., рег. № 30038;
        «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384.
        1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы.

        Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи является программным документом для дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.

        Главной идеей программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи.

        Основной целью представленной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

        Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е.)

        Ведущей задачей представленной рабочей программы является овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

        Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителялогопеда составляют:
        Конвенция ООН о правах ребенка;
      4. Декларация прав ребенка;
      5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
      6. Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО);
      7. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
      8. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
      9. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155;
      10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
      11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
        15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
        «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В Нищевой

        а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
        Структура и содержание рабочей программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию основной образовательной программы ДОО «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Организация логопедического направления работы осуществляется по программе Н. В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».

        Рабочей программой предусматривается необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребёнку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

        Объём учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами. Это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы рассчитано оптимальное сочетание индивидуальной, подгрупповой и совместной деятельности, чередование специально организованной образовательной и нерегламентируемой деятельности, свободное время для игр и отдыха детей.

        Принципы построения программы:


        принцип природосообразности;
      12. онтогенетический принцип;
      13. принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
      14. принцип признания каждого ребенка полноправным участником
        образовательного процесса;
        принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных процессов каждого ребенка;
      15. принцип интеграции усилий специалистов;
      16. принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов индивидуальным и возрастным особенностям детей;
        -принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
        принцип постепенности подачи учебного материала.
        Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игровая деятельность. Вся коррекционно-развивающая индивидуальная, подгрупповая НОД в соответствии с Программой носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и не дублирует школьных форм обучения.

        Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

        Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателей и родителей дошкольников.

        Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителялогопеда.

        В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приёмы работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка с ОНР и этапа коррекционной работы.

        Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные участники образовательного процесса подключаются к их работе.

        В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий по логопедической ритмике.

        Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанников.


            1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

          перейти в каталог файлов


связь с админом