Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пояснительная записка 3 вариант 1 7 русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте). 1 Дополнительный класс 7


НазваниеПояснительная записка 3 вариант 1 7 русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте). 1 Дополнительный класс 7
Анкорkomplekt primernyh rabochih programm dlya 1 dopolnitelnogo i 1 klassov dlya obuchayushchihsya s intellektualnymi narusheniyam.
Дата18.09.2017
Размер2.37 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkomplekt_primernyh_rabochih_programm_dlya_1_dopolnitelnogo_i_1_k
ТипПояснительная записка
#14305
страница2 из 84
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

ВАРИАНТ 1

РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ (ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ). 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС


Пояснительная записка

Цели образовательно-коррекционной программы

Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).

Согласно ПрАООП обучение в дополнительном классе не является обязательным и организуется на усмотрение образовательного учреждения. Дополнительный класс имеет пропедевтико-диагностическую направленность, которая позволяет обеспечивать у обучающихся формирование физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП. Обучение в дополнительном классе формирует готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время. На уроках происходит обогащение знаний обучающихся о социальном и природном мире, опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).

Нахождение ребенка в дополнительном классе дает педагогу возможности для уточнения необходимого варианта АООП на основании текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП (вариант 1) в предметной области «Язык и речевая практика».

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала, рекомендованного для изучения в первом дополнительном (I') классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения.

В дополнительном классе реализуются следующие направления работы:

- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;

- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;

- коррекция недостатков и развитие сенсомоторной сферы школьников на основе различных упражнений по воспитанию слухового, зрительного, тактильного восприятия, артикуляционной моторики, движений кистей рук и пальцев;

- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;

- практическое овладение понятиями слово и предложение, формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2 - 4 слов с опорой на выполняемые действия, картинки или проведенные ранее наблюдения;

- знакомство с пятью звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, умение слышать звуки в начале и конце слова, выделять изучаемый звук;

- чтение двубуквенных слогов (закрытых и открытых) и слов из этих слоговых структур, их звуко-буквенный анализ (на усмотрение учителя, в зависимости от уровня учащихся).

Знакомство учащихся только с печатным шрифтом при изучении букв объясняется сложностью параллельного усвоения и дифференциации четырех буквенных знаков, обозначающих один и тот же звук, а также теми трудностями, которые возникают у детей при переводе графического образа буквы с печатного на рукописный шрифт. В связи с этим в дополнительном классе школьники овладевают первоначальными навыками чтения в предельно ограниченном объеме, как с точки зрения буквенных знаков, так и слоговых структур. Подготовка учащихся к письму осуществляется в процессе выполнения различных по характеру упражнений: раскрашивание по трафарету геометрических фигур, рисование несложных орнаментов, обведение контуров рисунков, в том числе аналогичных буквенным знакам, письмо элементов букв и др.

Знакомство со звуками и буквами и формирование первоначальных навыков послогового чтения в дополнительном классе проводится в том случае, если учащиеся не испытывают трудностей в овладении понятиями слово, предложение, слог. В противном случае этот материал изучается в разделе «Обучение грамоте», начиная с 1-го класса.

Программа дополнительного класса направлена на повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. В этот период большое внимание должно быть уделено общему и речевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития. Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе. Овладение первоначальными навыками чтения и письма является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

Все упражнения в чтении и подготовке к письму реализуются в пределах одного урока – «Подготовка к обучению грамоте». Обучение в дополнительном классе должно строиться по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия таких учебных предметов, как «Чтение» и «Русский язык (письмо)» являются условными. В пропедевтико-диагностический период эти учебные предметы имеют интегрированный характер. По сути эти два учебных предмета объединяются в один урок. На каждом уроке работа ведется по нескольким направлениям: выяснение общего уровня развития и потенциальных возможностей каждого школьника; коррекция восприятии, памяти, мышления; подготовка к усвоению грамоты; развитие речи.

Проведение комплексных, интегрированных уроков дает возможность изменять виды деятельности детей, предлагая им устные и письменные задания. На таком интегрированном уроке должен быть широко представлен игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Не менее важно следить за сменой динамических поз детей, используя для этой цели физкультпаузы, попеременную работу учащихся за конторкой и за партой. Создание необходимых гигиенических условий предупреждает утомление школьников, повышает их умственную и речевую активность.

Примерная рабочая программа учебного курса «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» для первого дополнительного (I') класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по предмету, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык. Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 132 ч. (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 4 ч. в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого дополнительного (I') класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык. Чтение» (подготовка к обучению грамоте)» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого дополнительного (I') класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

  • оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;

  • умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

  • принимать участие в диалоге;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

  • называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.

Предметные результаты:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;

  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;

  • правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;

  • работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

  • ориентироваться на альбомном листе;

  • работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подготовка к усвоению грамоты включает в себя:

1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:

- развитие слухового внимания, фонематического слуха;

- элементарный звуковой анализ;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;

- деление слов на части;

- выделение на слух некоторых звуков;

- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

2. Подготовку к усвоению первоначальных навыков письма:

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа;

- совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук;

- усвоение гигиенических правил письма.

3. Речевое развитие:

- понимание обращенной речи;

- выполнение несложных словесных инструкций;

- называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;

- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;

- активизация словаря;

- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);

- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;

- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;

- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;

- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;

- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный), их последовательное введение. Выкладывание и называние цветных полосок по показу учителя. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных коротких и длинных полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов. Выкладывание по образцу из полосок (ниточек) различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта (А, У, М, О, Х, С, Н) без их называния.

Знакомство и последовательное введение простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг). Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета (сначала из двух фигур, потом – трех). Выкладывание из геометрических фигур конфигураций знакомых предметов. Показ и называние предметов, их изображений в заданном порядке (2 – 3 предмета) слева направо. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4 кубика) картинки по образцу. Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2 – 3) по заданной характеристике: цвету, форме, величине. Рисование, лепка, конструирование, легоконструирование, дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки, счетный материал, природный материал, геометрические формы и фигуры.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.

Работа над звукопроизношением

Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.

Слово

Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у учащихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.

Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку.

После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей