Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Пояснительная записка 3 вариант 1 7 русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте). 1 Дополнительный класс 7


НазваниеПояснительная записка 3 вариант 1 7 русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте). 1 Дополнительный класс 7
Анкорkomplekt primernyh rabochih programm dlya 1 dopolnitelnogo i 1 klassov dlya obuchayushchihsya s intellektualnymi narusheniyam.
Дата18.09.2017
Размер2.37 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkomplekt_primernyh_rabochih_programm_dlya_1_dopolnitelnogo_i_1_k
ТипПояснительная записка
#14305
страница5 из 84
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

РУССКИЙ ЯЗЫК. (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ПИСЬМО). 1 КЛАСС


Пояснительная записка

Цели образовательно-коррекционной работы

Примерная рабочая программа учебного предмета «Русский язык (обучение грамоте)» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).

Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. Для детей, не посещавших дополнительный класс, в добукварный период начинается школьное обучение. Поэтому, кроме образовательных задач, перед учителем стоят не менее важные задачи содействия в адаптации детей к школе, школьному коллективу и правилам поведения в нем. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке учитель реализует несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.

В букварный период у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения. Формирование первоначальных навыков письма проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.

Общая характеристика учебного предмета

Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.

Букварный период может быть продлен по времени на усмотрение педагога. Это зависит от состава класса, уровня подготовленности учащихся, их обучения в дополнительном пропедевтико-диагностическом классе. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения материала, который доступен всему классу в целом.

Урок письма в первом классе проводится вслед за уроком чтения, что позволяет использовать уже полученные на уроках чтения знания. При обучении письму важно научить первоклассников правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв.

Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Параллельное изучение заглавной и строчной буквы продиктовано тем, что и при чтении, и при письме учащимся практически с первых уроков говорится о том, что предложение пишется с большой буквы. Сначала на это указывается в схемах предложений, потом и в записях предложений. Достаточно часто встречается большая буква в именах собственных.

Написание букв А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ (в рукописном варианте) предлагается изучать в упрощенном виде: уменьшается количество элементов буквы, сами элементы становятся более простыми. Написания остальных букв остаются без изменений. Это наглядно показано в Прописях (авторы Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.), обеспечивающих учебно-методическую базу данного предмета. Также в прописях дана наклонная линия (косая), для того чтобы дети не забывали о наклонном положении тетради при письме и, соответственно, для выработки у них правильного наклонного письма.

При обучении письму не рекомендуется вырабатывать у учащихся навык безотрывного письма, также исключено обучение умственно отсталых первоклассников письму под счет. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет прием списывания с образца. Это позволяет повысить качество письма и облегчить работу слабоуспевающим учащимся. Первоклассникам предлагаются образцы написания по точкам, пунктирным линиям, тонким линиям. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний показано стрелочками в прописях и демонстрируется учитель на доске.

Достаточно большое количество упражнений в период обучения письму направлено на перевод печатных букв в рукописные. По мере усложнения материала первоклассники начинают списывать слоги, слова и предложения. Эти задания способствуют выработке умения соотносить печатный и письменный шрифт, тренируют навык чтения слов, написанных печатными и письменными буквами.

Важнейшим условием овладения письмом является достаточная степень развития навыков звукового или звуко-буквенного анализа. Учителю необходимо стремиться к осознанному осуществлению детьми процесса звуко-буквенного анализа, выделения звуков и перевода их в графемы. После предварительного анализа учащиеся пишут буквы, слоги, слова и предложения, проговаривая их вслух.

В процессе обучения письму детей данной категории важно направить все усилия на преодоление имеющихся недостатков и максимальную коррекцию имеющихся нарушений. Большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово. Помимо графических упражнений даются упражнения для развития связной устной речи учащихся. Это рассматривание рисунков, составление словосочетаний, предложений, дополнение слов, составление слов из разбросанных букв с опорой на иллюстрацию, составление предложений с опорой на иллюстрацию с последующей записью. По рисункам проводится беседа, обговариваются варианты выполнения задания. Таким образом, на уроках письма закладывается начальная основа коммуникативной направленности процесса обучения умственно отсталых школьников.

Для обеспечения благоприятных условий необходимо соблюдать общие гигиенические требования: правильное расположение тетради на парте, правильная посадка, правильное держание ручки в руке и т.д. Поскольку двигательный навык письма формируется у умственно отсталых первоклассников крайне медленно и требует большого напряжения всех сил ребенка, это вызывает необходимость проведения на уроке, как минимум, двух динамических пауз, выполнения с детьми гимнастики для пальцев и кистей рук, зрительной гимнастики, упражнений, направленных на ориентировку на листе бумаги. На уроках письма обязательно выполнение упражнения для развития тонкой моторики: штриховка, раскрашивание, обводка, дорисовывание по образцу и по точкам, рисование узора и бордюра по образцу. Выполняя эти задания, учащиеся отрабатывают двигательные навыки, координируют движения, тренируют зрительное восприятие.

Примерная рабочая программа учебного курса «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» для первого класса является основой для разработки учителем собственной рабочей программы по предмету, учитывающей особые образовательные потребности конкретных обучающихся, которыми должна быть освоена АООП.

Описание места предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени. В примерной рабочей программе материал добукварного периода рассчитан на 48 часов.

Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса (I')-IV классов и составляет в 3 часа в неделю.

Период обучения грамоте может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с овладением навыками письма и чтения.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо») обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Личностные результаты:

  • положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

  • проявление интерес к языковой и речевой деятельности;

  • расширение представлений о многообразии окружающего мира;

  • доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

  • первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

  • умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

  • совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;

  • слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

  • ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;

  • с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;

  • под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

  • принимать участие в диалоге;

  • принимать участие в работе парами и группами;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты:

  • иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

  • различать и узнавать звуки окружающей действительности;

  • дифференцировать неречевые и речевые звуки;

  • иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);

  • уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;

  • классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

  • понимать и показывать пространственное расположение фигур;

  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

  • понимать различие между звуками и буквами;

  • устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);

  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

  • различать слово и предложение, слово и слог;

  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;

  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

  • составлять предложения из данных слов;

  • составлять предложения по схеме;

  • читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

  • ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;

  • списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;

  • писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Добукварный период

Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.

Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.

Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.

Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.

Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И-ра, А-ля, Ва-ся). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.

Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, СА — за, да — та и т.д.

Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.

Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).

Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

Развитие зрительных и пространственных восприятий

Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.

Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.

Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).

Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.

Развитие моторных умений

Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.

Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.

Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.

Букварный период (письмо)

1-й этап

Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв.

Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя.

Изучение рукописного варианта строчных и прописных букв, разбор элементов букв. Написание элементов букв и самих букв, строчных и прописных. Образование и запись слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов.

Дифференциация и запись сходных звуков изолированно и в слогах: [м] - [н], ма — на. Запись слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.). Соотнесение записанного слова с предметом или с картинкой.

Составление и запись слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.

Составление и запись предложений из 1-2 слов.

Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.

Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого их протяжного проговаривания (интонирования). Выкладывание звуко-буквенной схемы слова.

Запись под диктовку букв и слогов.

2-й этап

Повторение пройденных букв. Изучение новых букв в рукописном варианте: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь.

Умение составлять схему слова, слога. Записывать слоги и слова с опорой на схему после предварительного анализа.

Соотнесение буквы печатного и рукописного шрифта.

Дифференциация и запись букв, слогов, слов, с парными согласными, сходными по звучанию согласными, сонорными: ([с] - [з], [х] - [к], [р] - [л], [п] - [б]; са - за, ша - жа, коза - коса и др.); слогов и слов с мягкими и твердыми согласными (мы - ми, лы - ли, ны - ни, мыл - мил и т.д.); а также с и - й (мои - мой).

Образование и запись открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д.

Составление и запись слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).

Списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 2 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.

Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова, обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап

Повторение пройденных букв, изучение новых рукописных букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Составление схем слогов, слов и предложений. Запись слов и предложений с опорой на схемы после предварительного анализа.

Дифференциация и запись букв, слогов и слов схожих по произношению, оппозиционных: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих: [ф] - [в], [с] - [ц], [ч] - [щ]; ма - мя, му - мю, су - цу, ша - ща; цвет - свет, плач - плащ и др.

Образование и запись усвоенных ранее слоговых структур. Образование и запись слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и запись слов, состоящих из 1-3 слогов.

Списывание с рукописного и печатного текстов усвоенных букв, слогов, слов и предложений из 3-4 слов. Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.

Письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа.

Самостоятельное составление слов из разбросанных букв или слогов с опорой на картинку.

Контрольное списывание.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Добукварный период (6ч. в неделю)



Кол-во часов

Тема

Виды работ



1

Выявление представлений детей о празднике школы 1 сентября. Составление рассказа по вопросам учителя с опорой на иллюстрацию и жизненный опыт

  1. Беседа с опорой на иллюстрацию «Праздник школы»

  2. Дорисовывание праздничного букета по образцу и пунктирным линиям



1

Звуки вокруг нас. Различение неречевых звуков окружающей действительности

  1. Имитация звуков животного мира (чириканье воробья, писк комара, жужжание шмеля, лай собаки, мяуканье кошки и т.п.)

  2. Дорисовывание травы, ягод, солнышка по образцу и пунктирным линиям



1

Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия.

  1. Беседа по картине «Волшебница-осень» (осенние краски)

  2. Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов)



1

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Курочка Ряба» с использованием элементов драматизации

  1. Имитация голосов животных

  2. Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

  3. Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями и рисование яичка по трафарету



1

Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы

  1. Узнавание и имитация звуков окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления (тиканье и бой часов, звук мотора автомобиля, шуршание листьев под ногами, журчание воды, стук молотка и т.п.)

  2. Рисование апельсина по контуру и трафарету



1

Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации

  1. Имитация звуков животного мира

  2. Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

  3. Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки



1

Выявление представлений детей о цвете предметов окружающей действительности

  1. Исключение четвертого лишнего по признаку цвета

  2. Обводка геометрических фигур по контуру и трафарету



1

Знакомство с понятием «слово» и его условно-графическим изображением

  1. Называние предметов, изображённых на картинках, «чтение» условно-графической схемы слов

  2. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов



1

Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением»

  1. Условно-графическая запись слов, обозначающих картинки, последующее «чтение» записи

  2. «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку

  3. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов



1

Выявление представлений детей о форме предмета. Ознакомление с символом формы

  1. Соотнесение формы и предмета

  2. Условно-графическая фиксация слов, обозначающих изображённые предметы, с последующим «чтением» записи

  3. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов



1

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя»

  1. Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений

  2. Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

  3. Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов



1

Закрепление понятия «форма» предмета

  1. Исключение четвёртого лишнего по признаку формы

  2. Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета



1

Подбор слов и их условно-графическая фиксация с последующим «чтением» к картинке на сюжет сказки «Репка»

  1. Подбор слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений

  2. Условно-графическая запись слов, обозначающих героев сказки «Репка», последующее «чтение» записи

  3. Рассказывание сказки «Репка» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

  4. Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. Соотнесение величины репки в сказке и ее дорисованного изображения



1

«Чтение» условно-графической записи слов сходных по звучанию

  1. Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи»)

  2. «Чтение» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки (дом – дым, мишка – мышка, кепка – репка, ворона – ворота)

  3. Обводка, дорисовывание и раскрашивание бордюра из геометрических фигур



1

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок»

  1. «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку

  2. Рассказывание сказки «Теремок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя

  3. Рисование кривых линий



1

Знакомство с понятием «вертикальные и горизонтальные линии»

  1. Знакомство с понятием «вертикальные линии» и «горизонтальные линии» (использование терминов в речи учителя, а в речи детей – «палочка стоит», «палочка лежит»)

  2. Рисование вертикальных и горизонтальных линий разных цветов по заданию учителя

  3. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и горизонтальных линий



1

Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением

  1. Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова)

  2. Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий



1

Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи

  1. Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи

  2. Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, рисование такой же композиции по шаблону и трафарету

  3. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Подбор слов и предложений по теме «Домашние животные и их детёныши», с последующим кодированием и «чтением»

  1. Беседа на тему «Домашние животные и их детёныши»

  2. «Чтение» условно-графической записи слов, обозначающих животных и их детёнышей

  3. Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи

  4. Обводка, дорисовывание и раскрашивание композиции из геометрических фигур



1

Составление слов и предложений по предметной картинке «Зоопарк», их кодирование и чтение

  1. Беседа по теме «Зоопарк»

  2. Работа на партах с вырезанной из чёрной бумаги условно-графической схемой слов, обозначающих животных и их детёнышей

  3. Составление предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение» (работа на партах со схемами, вырезанными из чёрной бумаги)

  4. Штриховка горизонтальными линиями по точкам

  5. Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур (крыша и окошко кассы)



1

Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию

  1. Составление предложений по картинке, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение»

  2. Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам



1

Знакомство с делением предложения, состоящего из двух слов на слова, его условно-графическое изображение и «чтение»

  1. Рассматривание картинок, придумывание и проговаривание имён детей

  2. Составление по картинкам предложений из двух слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме

  3. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур



1

Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение»

  1. Беседа на тему «Кто что любит?» с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью стрелок

  2. Составление по картинкам предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме

  3. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур



1

Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение»

  1. Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно графической записи

  2. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Составление предложений из двух-трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение»

  1. Составление по картинкам схемы предложений из двух-трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме. На картинках сюжеты из сказок (Колобок, разбитое золотое яичко, дед, тянущий репку, Маша, убегающая от трёх медведей)

  2. Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур



1

Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов

  1. Составление по картинкам предложений из трёх слов, их запись в прямоугольнике в виде условно-графической схемы, «чтение» предложений и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме. На картинках: девочка гладит кошку, девочка гладит собаку, мальчик чистит ботинки, мальчик чистит брюки, девочка рисует красками, девочка рисует карандашами

  2. Штриховка геометрических фигур вертикальными и горизонтальными линиями по контуру



1

Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов к иллюстрации на тему «Дежурство в классе»

  1. Беседа на тему «Дежурство в классе» с опорой на иллюстрацию

  2. Составление по картинкам условно-графической схемы предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме

  3. Обводка и дорисовывание композиций из геометрических фигур по контуру, точкам и по собственному замыслу



1

Знакомство с делением слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов

  1. Беседа на тему «У нас соревнования» с опорой на иллюстрацию

  2. Деление слов, обозначающих имена, на слоги и «чтение» их в условно-графической записи слитно и по слогам

  3. Штриховка геометрических фигур наклонными линиями



1

Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов

  1. Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты» с опорой на иллюстрацию

  2. Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением» слитно и по слогам

  3. Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов



1

Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам

  1. Беседа на тему «Моя любимая сказка» с опорой на иллюстрации (лисичка, мышка, курочка, три медведя)

  2. Условно-графическая запись слов, обозначающих сказочных персонажей, деление этих слов на слоги и последующее их чтение слитно и по слогам

  3. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Составление и «чтение» предложений из двух-трёх слов с опорой на иллюстрацию и условно-графическую запись

  1. Беседа по картинке «Что случилось с Таней?» с опорой на иллюстрацию

  2. Составление предложений по сюжетным картинкам и по условно-графической записи с последующим «чтением» составленных предложений

  3. Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня громко плачет …»

  4. Разучивание стихотворения с опорой на сюжетные картинки

  5. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Знакомство с новой формой условно-графической записи предложения


  1. Рассказывание учителем сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с опорой на серию сюжетных картинок

  2. Составление предложений по сюжету сказки с использованием новой формы условно-графической записи (каждое слово в предложение представлено отдельной полоской)

  3. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

  1. Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение!» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (аист, автобус, арбуз)

  2. Подбор имён детей, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова и первого звука

  3. Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты



1

Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

    1. Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (утка, удочка, уши)

    2. Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука У.

    3. Обводка контура буквы У в изображении веток дерева

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение слов, начинающихся со звука У, их условно-графическое изображение

    1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки

    2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука У (обозначение стрелочками). Слова: утка, удочка, автобус, уши, самолёт, усы

    3. Составление и условно-графическая запись предложения со словами «автобус», «самолёт»

    4. Конструирование из цветных полосок букв А и У, фигур, по форме напоминающих буквы А и У

    5. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

    1. Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме

    2. Выделение на слух слов, начинающихся со звука О (озеро, облако, овцы). Анализ слов по схеме

    3. Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение звука М в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

    1. Определение места звука М в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (машина, мышка, малина)

    2. Выделение на слух слов, начинающихся со звука М (макароны, мандарины, молоко). Анализ слов по схеме

    3. Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение слов, начинающихся со звука О, их условно-графическое изображение

    1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки

    2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука О (обозначение стрелками). Слова: овцы, осы, обруч, Аня, малина)

    3. Составление предложений со словом «медведь» с опорой на условно-графическую запись. «Чтение» предложений по условно-графической записи

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

    1. Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (стакан, самолёт, санки, собака)

    2. Определение первого звука в словах «сапоги», «сарафан», «сумка», условно-графическая запись слов и первого звука

    3. Обводка контура буквы С в изображениях сушки и сыра

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение слов, начинающихся со звука М, их условно-графическое изображение

    1. Определение звука в словах, обозначающих предметные картинки

    2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука М (обозначение стрелочками). Слова – мышка, муха, мороженое, машина, слива, Миша

    3. Составление и условно-графическая запись предложения со словом «сливы»

    4. Конструирование из цветных полосок букв Т и П, фигур, напоминающих буквы Т и П

    5. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова

    1. Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме

    2. Составление предложения по картинке, «чтение» условно-графической записи предложения (ножницы, нос, Нина, носки)

    3. Конструирование из цветных полосок букв М и Н, конструирование фигур, по форме напоминающих буквы М и Н

    4. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение

    1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки (сад, сыр, сок, самовар)

    2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука С (обозначение стрелочками). Слова: сад, самовар, муха, сыр, сок, мышка

    3. Составление и условно-графическая запись предложения со словом «мышка» или «муха»

    4. Конструирование из цветных полосок букв Л и М, фигур, предметов, напоминающих буквы Л и М

    5. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Дифференциация и условно-графическая запись слов сходных по звучанию

    1. Дифференциация сходных по звучанию слов (игра «Раз, два, три – повтори и покажи») (осы – косы, усы – бусы, рот – крот, лапа – лампа)

    2. Условно-графическая запись слов «осы», «косы», «усы», «бусы», устное деление слов на слоги, «чтение» схемы слов слитно и по слогам

    3. Конструирование из цветных полосок букв Ш и Е, фигур, по форме напоминающих буквы Ш и Е



1

Выделение слов, начинающихся со звука Н, их условно-графическое изображение

    1. Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки (нож, носки, носорог)

    2. Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука Н (обозначение стрелочками). Слова: нож, носки, мороженое, удочка, месяц, носорог

    3. Составление и условно-графическая запись предложений со словами, обозначающими изображения на рисунках (по выбору учителя)

    4. Определение и дорисовывание предмета (носик у чайника, чашка к нарисованной ручке и блюдцу)

    5. Обводка и дорисовывание бордюра



1

Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись

    1. Рассказывание учителем сказки «Заячья избушка» с опорой на серию сюжетных картинок. Устное составление учащимися предложений по картинкам. Условно-графическая запись нескольких предложений, состоящих из двух-трёх слов (работа на партах)

    2. Обводка и дорисовывание бордюров



1

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв

    1. Обводка и дорисовывание бордюра

    2. Рисование узора

    3. Письмо элементов рукописных букв



1

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв

    1. Обводка и дорисовывание бордюра

    2. Письмо элементов рукописных букв

    3. Дорисовывание изображение арбуза (дана готовая половинка арбуза)



1

Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв

    1. Беседа на тему «В книжном магазине» Повторение изученных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко, «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Репка»)

    2. Обводка и дорисовывание бордюра

    3. Письмо элементов рукописных букв
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   84

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей