РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели образовательно-коррекционной работы
Примерная рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В соответствии с п. 1.6. ФГОС к особым образовательным потребностям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) относится овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.
В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой.
Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью предмета «Речевая практика»1 заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.
Обучение в первом дополнительном классе рассчитано на один учебный год, в течение которого реализуются следующие направления работы:
- преодоление речевой замкнутости учащихся, формирование у детей умения сотрудничать с взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач;
- развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания;
- уточнение и расширение представлений школьников в связи с различными практическими действиями на уроке, во время экскурсий, наблюдений за разнообразными явлениями в окружающей среде;
- коррекция и обогащение речевой базы устных высказываний;
- формирование умений в области построения простейших связных высказываний;
- воспитание культуры речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
В первом дополнительном классе работа на уроках «Речевой практики» начинается с диагностических уроков, основное содержание которых - речевые и(или) сюжетные игры, экскурсии по школе и пришкольной территории. Цель такой работы – выявление актуального уровня речевого и коммуникативного развития школьников.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов школьников.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов, курс речевой практики в дополнительном первом (I') классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в дополнительном первом (I') классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса (I')-IV классов и составляет 3 ч. в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого дополнительного (I') класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Речевая практика» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП (вариант 1) к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результатыосвоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого дополнительного (I') класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Личностные результаты, ожидаемые после обучения в дополнительном классе по программе «Речевая практика»:
1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов обучения в дополнительном классе – умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
4) практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
7) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Планируемые предметные результаты после обучения в первом (дополнительном) классе:
выполнять простые задания по словесной инструкции;
называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
внятно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
правильно здороваться и прощаться;
знать и называть свои имя и фамилию, имена товарищей по классу, ближайших родственников, имя и отчество учителя;
слушать небольшую по объему сказку или рассказ, отвечать на вопросы, с опорой на наглядные средства;
рассказывать наизусть разученные стихотворения с опорой на план.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выявление уровня речевого развития учащихся (в ходе речевых игр):
объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа»;
умения использовать в речи основные грамматические категории число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными;
способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания.
Аудирование и понимание речи
Выполнение простых поручений по заданию учителя (одночленная инструкция): сядь за парту; положи книгу на парту; помоги вытереть доску и т.д.
Слушание и отчетливое воспроизведение звуков, слогов и слов, данных в рифмованной форме: у-у-у – в гору санки я везу, я-я-я – вот моя семья, са-са-са – в нос ужалила оса и т.д. (все рифмованные строчки проговариваются с опорой на картинку).
Выбор из двух картинок той, которая соответствует высказыванию: У Лены шар. - У Риты шары.; Маша качает куклу.- Маша одевает куклу.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя с опорой на наглядность. Выбор картинок после окончания сказки или рассказа по заданию учителя, например: «Покажи на картинке, кого первым встретил Колобок».
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание и произнесение чистоговорок одновременно с учителем (сопряженно).
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (от 2 до 3) на одном выдохе с обязательным указанием на эти предметы. Упражнения на произнесение слов, коротких стихотворений в сопровождении движений.
Практическое различение громкой и тихой речи. Игровые упражнения с подражанием голосам животных (пищит мышка, рычит собака). Разучивание детских стихотворений, потешек, мини-диалогов с голоса учителя с последующим воспроизведением в играх-драматизациях.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени, по имени и отчеству. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Ответные реплики в диалоге знакомства («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Примерные темы речевых ситуаций
«Давайте познакомимся», «Отгадай, что в моем ранце», «Мне нужна помощь»; «Разноцветный сундучок», «Прогулка в автомобиле», «Веселый оркестр»; «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»; «Мы обедаем», «Я помощник», «Кто чем занят мы не скажем, а что делает – покажем»; «Играем вместе», «Дежурим с другом (подругой)», «Дружим – не дружим»; «Надо, надо умываться», «Опрятному человеку нужны помощники»; «А у нас в квартире кот! А у вас?», «Готовим букеты для мам и бабушек», «Я оделся, и мороз не хватал меня за нос!».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть, 8 учебных недель
Номер урока
| Тема
| Количество часов
| Основное содержание уроков и виды работ по теме
| 1.
| Знакомство
| 3
| Знакомство, приветствие
Игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод
Составление простых предложений по образцу, данному учителем: «Меня зовут …» , «Как тебя зовут?», «Очень приятно».
Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями и специалистами, с которыми школьники будут встречаться в течение учебного года)
| 2.
| 3.
|
| 4.
| Выявление уровня речевого развития учащихся
| 3
| Работа с предметными картинками для выявления объема словарного запаса по основным лексическим темам: «Игрушки», «Предметы быта», «Учебные вещи», «Люди вокруг нас», «Природа».
Речевые игры, направленные на выявление умения использовать в речи основные грамматические категории: число, предложно-падежные конструкции, словообразовательные механизмы, согласование прилагательных и глагола в прошедшем времени с существительными.
Сюжетные игры, направленные на выявление способности к участию в диалоге, возможности построения связного высказывания.
| 5.
| 6.
|
| 7.
| «Колобок»
| 3
| Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование фрагментов сказки
| 8.
| 9.
|
| 10.
| Отгадай, что в моем ранце (портфеле)
| 3
| Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Учебные вещи» по категориям слова-предметы, слова-признаки
Игровые задания, направленные на формирование умения составлять словосочетания предмет + признак
Составление предложений-описаний предмета по признаку цвета по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы
Коллективное составление рассказа-описания
Игра «Отгадай, что в моём ранце»
| 11.
| 12.
|
| 13.
| Моя любимая игрушка
| 3
| Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Игрушки», введение в речь обобщающего слова. Активизация, уточнение и обогащение словаря прилагательных.
Тренировочные упражнения в составлении ласковых обращений
Игровые задания, направленные на закрепление умения составлять словосочетания предмет + признак
Составление предложений, содержащих описание предметов по двум признакам (цвет и размер) по образцу учителя, по картинкам, с опорой на реальные предметы
Коллективное составление рассказа-описания
Игра «Найдись, игрушечка!»
| 14.
| 15.
| 16.
| Разучивание стихотворения А. Барто «Зайка»
| 3
| Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, с введением в речь учащихся авторской лексики («бросила хозяйка», «весь до ниточки промок» и др.).
Знакомство со стихотворением
Заучивание стихотворения с опорой на картинный план
Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на картинный план
| 17.
| 18.
| 19.
| Разноцветный сундучок
| 3
| Активизация словаря по категориям слова-предметы и слова-признаки по изученным темам «Учебные вещи», «Игрушки».
Введение в речь обобщающего слова (понятия)
Закрепление умения строить простые предложения, содержащие описание предмета по одному – двум признакам.
Формирование умения строить вопросительные предложения по образцу учителя.
Закрепление умений в игровой ситуации «Отгадай, что в сундучке», «Что спрятал сундучок?» и др.
| 20.
| 21.
| 22.
| «Знаю, умею, могу!»
| 3
| Активизация словаря, закрепление умений в области словообразования (ласковые обращения), построения предложений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».
Закрепление содержания сказки «Колобок», стихотворения «Зайка».
| 23.
| 24.
|
2 четверть, 7 учебных недель
Номер урока
| Тема
| Количество часов
| Основное содержание уроков и виды работ по теме
| 1.
| «Репка»
| 3
| Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией)
Разучивание чистоговорки
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование фрагментов сказки
| 2.
| 3.
|
| 4.
| А у нас в квартире кот. А у вас?
| 4
| Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия)
Составление предложений и коротких рассказов «Мой питомец» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся
| 5.
| 6.
|
| 7.
| Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»
| 3
| Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание игрушки–лошадки, введение в речь учащихся авторской лексики («причешу ей шерстку гладко», «гребешком приглажу хвостик» и др.).
Знакомство со стихотворением
Заучивание стихотворения с опорой на иллюстрирующие движения
Рассказывание стихотворения наизусть с использованием иллюстрирующих движений
| 8.
| 9.
| 10.
| В зоопарке
| 3
| Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные» (составление и называние разрезных картинок, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия)
Составление предложений и коротких рассказов «В зоопарке» с привлечением личного опыта учащихся с опорой на символический план и рисунки учащихся
| 11.
| 12.
| 13.
| «Где обедал, воробей?» С. Маршак
| 3
| Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию иллюстрированную книгу
Знакомство со стихотворением (возможна работа с отрывком стихотворения по выбору учителя)
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения
Просмотр мультипликационного фильма по сюжету стихотворения
Заучивание наизусть фрагментов стихотворения
Коллективное рассказывание стихотворения с опорой на иллюстрации (отдельные фрагменты рассказывают разные учащиеся)
| 14.
| 15.
| 16.
| Новогодний карнавал
| 3
| Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию о предстоящем празднике)
Выбор и подготовка карнавальных костюмов (масок животных). В процессе работы – актуализация ранее использовавшейся лексики
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
| 17.
| 18.
| 19.
| «Знаю, умею, могу!»
| 3
| Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».
Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.
| 20.
| 21.
|
3 четверть, 10 учебных недель
Номер урока
| Тема
| Количество часов
| Основное содержание уроков и виды работ по теме
| 1.
| Я оделся, и мороз не хватал меня за нос!
| 3
| Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях зимней погоды.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Одежда» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений, введение в речь обобщающего понятия)
Составление предложений и коротких рассказов по теме с опорой на личный опыт учащихся
| 2.
| 3.
|
| 4.
| Опрятному человеку нужны помощники
| 3
| Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (называние картинок и реальных предметов, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Коллективное составление рассказа по теме «Утро начинается, в школу собираемся…» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
| 5.
| 6.
|
| 7.
| Мы обедаем
| 3
| Уточнение представлений учащихся о приемах пищи в течение дня.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Обед» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)
Практическое знакомство о правилах поведения за столом
Сюжетная игра с использованием игрушечных атрибутов
| 8.
| 9.
|
| 10.
| Дежурим с другом (подругой)
| 3
| Беседа о дежурстве в классе, в столовой, с опорой на личный опыт школьников
Составление картинного плана дежурства. Составление предложений, называющих пункты плана.
Упражнения в распространении предложений (Стереть с доски. – Стереть с доски тряпкой. – Стереть с доски мокрой тряпкой. …)
Составление рассказа-отчета о дежурстве с использованием ранее разбиравшихся речевых конструкций
| 11.
| 12.
|
| 13.
| Наши защитники
| 3
| Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике, высказывания школьников с опорой на личный опыт)
Составление поздравлений в адрес мужчин к празднику «День защитника Отечества». Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Создание коллективной поздравительной открытки
| 14.
| 15.
| 16.
| Готовим букеты для любимых женщин
| 3
| Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассказ учителя о празднике 8 марта, высказывания школьников с опорой на личный опыт)
Составление поздравлений в адрес женщин (мамы, бабушки, учителя, воспитателя) к празднику 8 марта. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией
Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов
Создание букетов (из бумаги, ткани, выращивание комнатных цветов и др.)
| 17.
| 18.
| 19.
| Я - помощник
| 3
| Знакомство со стихотворением Б. Заходера «Переплетчица». Ответы на вопросы с опорой на серию картин к стихотворению или иллюстрации книги.
Беседа на тему «Я – помощник» с целью актуализации личного опыта школьников.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме (подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений)
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Составление рассказов по теме «Я - помощник» по вопросам учителя или с опорой на символический план.
| 20.
| 21.
| 22.
| «Кто чем занят мы не скажем, а что делаем – покажем»
| 3
| Игровые задания, направленные на актуализацию словаря по ранее пройденным темам «Опрятному человеку нужны помощники», «Мы обедаем», «Дежурим с другом (подругой)».
Сюжетные игры по теме «Мы – хозяева» с использованием игрушек, как атрибутов ситуации (проигрывание различных сюжетов («Мы обедаем», «Помогаем хозяйке убираться» и т.д.)
Игра «Кто чем занят мы не скажем, а что делаем – покажем»
| 23.
| 24.
| 25.
| «Курочка Ряба»
| 3
| Введение в тему (работа с иллюстрацией)
Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)
Закрепление содержания сказки (ответы на вопросы по картинкам, драматизация фрагментов сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)
Инсценирование фрагментов сказки
| 26.
| 27
| 28.
| «Знаю, умею, могу!»
| 3
| Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».
Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.
| 29.
| 30
|
4 четверть, 7 учебных недель
Номер урока
| Тема
| Количество часов
| Основное содержание уроков и виды работ по теме
| 1.
| Играем вместе
| 3
| Беседа о совместных играх, играх с правилами с опорой на личный опыт школьников
Составление словосочетаний, предложений с опорой на сюжетные картинки или фотографии из жизни школьников, по теме ситуации
Упражнения в распространении предложений (Мы играли. – Мы играми с Машей. – Мы играли с Машей в коридоре. …)
Знакомство школьников с игрой с правилами или с игрой малой подвижности. Коллективная игра
Коллективное составление рассказа по теме (игра «Кто знает, пусть продолжит»)
| 2.
| 3.
|
| 4.
| Прогулка на автомобиле
| 4
| Уточнение представлений учащихся о временах года, особенностях погоды весной.
Уточнение и обогащение словарного запаса по теме «Весна» (работа с картинками, подбор слов-предметов, слов-действий и слов-признаков, составление словосочетаний, предложений) с опорой на иллюстрации, в том числе рисунки, выполненные учащимися
Коллективное составление рассказа «Что я видел расскажу…» с опорой на рисунки учащихся
| 5.
| 6.
|
| 7.
| Веселый оркестр
| 3
| Ведение в тему. Уточнение и обогащение предметного словаря на тему «Музыкальные инструменты», введение обобщающих понятий «музыкальные инструменты», «оркестр».
Составление словосочетаний, предложений по теме. Уточнение и активизация словаря по категориям слова-признаки, слова-действия.
Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации (игровые сюжеты: «Я хочу играть на … И я хочу! И др.) .
Игры типа «Угадай мелодию», «Угадай, что звучит».
| 8.
| 9.
| 10.
| Разучивание стихотворения Г. Бойко «Петух»
| 3
| Подготовка к восприятию стихотворения (беседа с опорой на иллюстрацию, введение в речь учащихся авторской лексики.
Знакомство со стихотворением
Заучивание стихотворения с опорой на разрезную картинку
Рассказывание стихотворения наизусть с опорой на иллюстрацию
| 11.
| 12.
| 13.
| Дружим – не дружим
| 3
| Актуализация личного опыта школьников по теме ситуации (ответы на вопросы учителя).
Знакомство с рассказом Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении учителя
Ответы на вопросы по содержанию рассказа
Составление картинного плана рассказа. Пересказ по плану.
Уточнение и активизация словаря-признаков, словаря-действий, называющих качества и поступки людей.
Игра «Угадай, кто мой друг»
| 14.
| 15.
| 16.
| Мне нужна помощь
| 3
| Беседа на тему «Как обратиться за помощью?» с целью актуализации личного опыта школьников.
Составление повествовательных и вопросительных предложений на тему.
Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу о помощи и ответ на просьбу (согласие / несогласие).
Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации
Составление рассказов по теме «Как я был помощником» по вопросам учителя или с опорой на символический план.
| 17.
| 18.
| 19.
| «Знаю, умею, могу!»
| 3
| Закрепление речевых и коммуникативных умений с использованием игр, игровых заданий и упражнений, наиболее понравившихся школьникам на уроках «Речевой практики».
Закрепление содержания ранее изученных литературных произведений.
| 20.
| 21.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы «Речевая практика» для первого дополнительного (I') класса по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), представлено следующими объектами и средствами:
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |