Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

школа юного предпринимателя. Пояснительная записка к программе дополнительного образования Школа юного предпринимателя


Скачать 79.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка к программе дополнительного образования Школа юного предпринимателя
Дата20.08.2019
Размер79.42 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлашкола юного предпринимателя.docx
ТипПояснительная записка
#62655
страница1 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4

Пояснительная записка к программе дополнительного образования «Школа юного предпринимателя»

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качествами, занимать активную жизненную позицию, быть преобразователем собственной жизни.

Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, стоимость, именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Осознаются правила их честного зарабатывания. Решение экономических задач осуществляются в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой «Дошкольник и экономика» с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой и видеоматериалов из серии «Уроки тетушки Совы».

Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Актуальность данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстником, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения.

Анализ содержания работы по экономическому воспитанию детей в старших и подготовительных группах, а также в результате анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной проблемы, которая способствовала поиску наиболее эффективных методов и средств воспитания экономической грамотности у детей дошкольного возраста.

Так как у дошкольников основной вид деятельности – игра и преобладает наглядно-образное мышление, то игровая деятельность становится основным средством формирования экономической культуры у детей 4-7 лет.

Целью программы является формирование начал экономической культуры в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
развивать экономическое сознание и экономическую грамотность;
  • развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования;
  • познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);
  • формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;
  • способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
  • воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.
    Отличительной особенностью данной программы является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Многие игры познавательного характера экономической направленности проводятся с применением увлекательных компьютерных игр, используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности.

    Основными формами реализации программных задач являются игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность.

    По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 5-7 лет. Срок реализации программы 3 года.

    Ожидаемые результаты. В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:
    необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств;
  • проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
  • экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность);
  • стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым, ребенка со сверстником;
    Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.

    Содержание программы.

    Теоретической основой опыта являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С.Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н.Подъякова) В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и экономика».

    Принципы реализации программы:
    Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
  • Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
    Реализация задач формирования экономической культуры дошкольника предполагает следующие направления работы:
    проведение анализа уровня экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • обогащение предметной среды способствующей развитию деятельности детей игровым и дидактическим материалом;
  • создание картотеки игр, тренингов;
  • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
  • накопление информационной базы по теме;
  • составление плана работы;
  • взаимодействие с родителями.
    Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру строится на основе дидактических принципов:

    – от простого к сложному;

    – от известного к неизвестному;

    – от занимательного к новому.

    Игры сгруппированы пошагово в шесть блоков и представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Распределение игр по блокам.
    Блок
    Задачи
    Игры

    Мир денег

    Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже

    «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты» и пр.

    Моя семья

    Семейный бюджет, овладение понятиями, из каких источников он складывается, на оплату каких услуг распределяется в первую очередь доход семьи, что такое карманные деньги.

    «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Школа», «Автозаправка», «Кафе» и пр.

    Мой город

    Сведения о градообразующих предприятиях, хозяйстве города, о производстве полезных товаров, профессиях людей

    «Заводы и их продукция», «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод» и пр.

    Мир товаров

    Знакомство с разными формами сбыта продукции

    «Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея», «Ярмарка талантливых поделок»
    Моя страна

    Знакомство с символикой края, страны, ресурсами своего края, страны

    «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта»

    Основными условиями экономического развития у дошкольников является:
    взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
  • использование разных видов продуктивной и игровой деятельности;
  • определение содержания формирования экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
  • использование эффективных средств диагностики;
  • деловое сотрудничество семьи и дошкольного учреждения;
  • создание развивающей среды (подбор соответствующей литературы, компьютерных программ, дидактических игр, наглядных пособий и т.д.);
  • проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников и с детьми микрорайона, не посещающих детский сад;
  • деловое сотрудничество с социальными партнерами.
    Методическое обеспечение

    Основными формами организации деятельности детей по формированию экономической культуры детей старшего дошкольного возраста являются:
    просмотры видео и фотоматериалов;
  • размышления на темы: «Что такое экономика?», «История экономики», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
  • проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
  • создание обогащённой развивающей среды в группе;
  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; привлечение родителей воспитанников к участию в совместных познавательно – игровых мероприятиях, социальных проектах;
  • включение детей в социоигровые ситуации;
  • включение детей в процесс организации рекламного агентства;
  • дидактические игры: «Веселые повара», «Придумай рекламу», «В доме зарплата», «Береги все, что нас окружает», «Накорми животных», «Детки с чьей ветки?», «Что из чего изготовлено», «Подбери витрины магазинов», «На необитаемом острове».
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Автозаправка» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры, тренингов, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • создание глоссария;
  • подборка пословиц и поговорок.
    Формы работы с родителями

    Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.
    анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования у ребенка экономически значимых качеств и умений);
  • информационные брошюры (памятки, советы, мини-консультации);
  • участие в конкурсах, социальных проектах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
  • активное участие в детско – родительских конференциях.
    Методы и приёмы, используемые при реализации программы

    Приемы организации детей в процессе обучения:
    работа в минигруппах;
  • создание условий для развития навыков сотрудничества у детей;
  • включение игровых упражнений;
  • активное участие педагога в совместной деятельности с детьми;
  • выполнение нетрадиционных заданий;
  • решение проблемных ситуаций;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • ведение дневника юного предпринимателя;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям.


    Список использованной литературы

    1. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6. – с. 14-19.

    2. Ботько, А.В. Сущность экономического воспитания на современном этапе. 3. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

    4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!: (Экономическое образование дошкольников) Обруч. – 1999.– №1 – с. 29-31.

    5. Как знакомить детей с денежными единицами: (Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников) // Обруч. – 1999.– №1 – с.2425.

    6. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.

    7. Леонова, Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А.Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. –Мн.,2005. – с. 128-130.

    8. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников) Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15. – с.2.

    19. Нарушева, Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4.С. 23-24.

    10. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.

    11. Прокофьева, О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста//Дошкольное детство: наука – практике. –Могилев, 2006. – с.112-115.

    12. Савкусанова, Л. Экономика и человек: [О программе экономического образования дошкольников] // Обруч. – 1999. – № 1. с. 27-28.

    13. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. – №10. – с. 22-24.

    14. Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика//Обруч. – 1999. – №1.-с. 29-31. 15. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18.

    16. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. № 1. –с. 4-7.

    17. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.

     

    18. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000. – 41 с.
  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
      1   2   3   4

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей