Главная страница

Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте Цели и задачи курса Обучение грамоте является органической частью учебного предмета русский язык


Скачать 151.44 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте Цели и задачи курса Обучение грамоте является органической частью учебного предмета русский язык
Анкорrabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote_i_pismu.docx
Дата04.10.2017
Размер151.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаrabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote_i_pismu.docx
ТипПояснительная записка
#25555
страница1 из 12
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Пояснительная записка к рабочей программе по обучению грамоте

  1. Цели и задачи курса


Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение»,которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
2.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Закон «Об образовании Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Сборник рабочих программ система учебников «Перспектива» 1-4 классы. – М.: «Просвещение, 2011 (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ авт. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина)

Дидактическое обеспечение

  • Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник)

  • Климанова Л.Ф. Читалочка: Дидактический материал для 1 класса. .: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).

  • Климанова Л.Ф., Романина В.И., Борейко Л.Н. Пропись 1. Рисуй, думай, рассказывай.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).

  • Климанова Л.Ф. Пропись 2. Мой алфавит.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).

  • Климанова Л.Ф. Пропись 3. Мой алфавит.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).

  • Климанова Л.Ф. Пропись 4. Пиши красиво. Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).


3.Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом, Учебным планом, Годовым календарным учебным графиком МБОУ «Школа № 24» на 2015 - 2016 учебный год.
По примерному учебному плану образовательных учреждений РО на 2015 – 2016 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального образования на обучение грамоте в 1 классе выделено 207 часов, из них 115 часов отводится на обучение письму, 92 часа – на обучение чтению (письмо-4 часа+1 час (согласно учебному плану школы) в неделю, чтение - 4 часа в неделю).
4.Содержание учебного предмета
В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму).

Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего

слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1.Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащей в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать ее, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Умение отчетливо произносить слова, четко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательность звуков в слове, фиксирование их звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различие гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различие согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ, ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательности букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умение ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • Раздельное написание слов;

  • Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

  • Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

  • Употребление ъ и ь как разделительных знаков;

  • Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • Перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Содержание курса обучение грамоте (207 часов)1:
Давайте знакомиться (подготовительный этап) (45 часов)

Письмо (25 часов) Твои новые друзья. Дорога в школу. Большие и маленькие. Сравни. Направление. Чей домик? Лото. Длиннее, короче. Целое и часть. Головоломка. Овал. В квартире. Веселые превращения. Входная диагностическая работа. Сравни дома. В магазине одежды. В походе. На привале. На коньках. На волнах. Морские путешествия. На лугу. Мы рисуем. Под грибом. Мы - спортсмены. Домики трех поросят. В гостях у бабушки. Чаепитие. Наличники. Распиши посуду. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Прогулка в парк. Знаки в городе. Подбери пару. Сравни и подумай. В спортивном зале. Ремонтная мастерская. Собери машины. Подумай и сравни. Проверь себя. Подумай и сравни. Проверь себя.

Чтение (20 часов) Давайте знакомиться. Мы хорошие друзья. Культура общения. Мои любимые книжки. Слова и жесты в общении. В мире природы. Стихи и рассказы о природе. Мы пришли в театр. Слова или предметы? О чем рассказал Гулливер? Как найти дорогу. Стихи о детях. Рисунки и знаки в общении. Условные знаки в городе и дома. Путешествие по цветочному городу. Знаки по охране природы. Русские народные сказки. Загадочное письмо. Мир полный звуков. Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Узнай сказки. Сказки зарубежных писателей. Звучание слова и его значение. Слог. Деление слов на слоги. Ударение в слове. Слово, предложение. Литературные сказки

Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (144 часа)

Письмо (80 часов) Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы А, а, О, о. Звук [у], буква У, у. Звук [и], буква И, и. Звук [ы], буква ы. Звук [э], буква Э, э. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Звуки [м] — [м`], буква М, м. Звуки [с] — [с`], буква С, с. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква Н (строчная и заглавная). Буква Л (строчная, заглавная). Закрепление изученных букв. Буква Т, т. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква К (строчная, заглавная). Буквы р, в строчные. Заглавные буквы Р, В. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Буква П (строчная и заглавная). Буква Г (строчная и заглавная). Буквы Е, Ё (строчная и заглавная). Буквы е,ё после согласных как показатели мягкости предшествующего звука. Письмо изученных букв, слов и предложений. Буква Б (строчная, заглавная). Буква З (строчная и заглавная).

Упражнения в написании слов с изученными буквами. Письмо изученных строчных и заглавных букв. Списывание с печатного текста. Буква Д (строчная, заглавная). Буква Ж (строчная, заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами. Закрепление. Контрольное списывание. Буква Я (строчная и заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буквы А-Я, О-Ё, Ы-И. Списывание предложений по памяти. Буква Х (строчная, заглавная). Мягкий знак. Запись слов с «ь». Повторение изученных букв. Звуковой анализ. Заглавная и сточная буква Й. Списывание слов и предложений. Повторение. Письмо слов с буквами Й, й, ь. Буква Ю (строчная и заглавная). Имена собственные. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буква Ю после согласных. Закрепление пройденного. Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего согласного звука. Упражнения в написании слов с изученными буквами. Буква Ш (строчная и заглавная). Правописание сочетаний жи - ши. Письмо буквы Ч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. Письмо буквы Щ (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу. Буква Ц (строчная, заглавная). Упражнения в написании слов с изученными буквами.

Буква Ф (заглавная, строчная). Повторение изученных букв. Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Повторение изученных букв. Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего согласного. Оформление предложений в тексте. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание звонких и глухих согласных. Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова.

Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». Правописание слов с сочетаниями жи – ши. Упражнения в написании слов и предложений с изученными буквами. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать? Правописание слов с сочетаниями жи-ши ,ча-ща,чу-щу. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов
связь с админом