Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 261.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Анкорprogramma_teatral_noj_studii.docx
Дата03.11.2017
Размер261.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаprogramma_teatral_noj_studii.docx
ТипПояснительная записка
#30596
Каталог

c:\users\user\desktop\5.jpeg


Пояснительная записка

Во время театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ разыгрываются сценки о безопасном поведении на улицах города, драматизируются экологические сказки, произведения о дружбе и доброжелательном отношении друг к другу, что способствует интеграции таких образовательных областей как – «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Таким образом, становится очевидной необходимость рассмотрения вопроса по формированию навыков театрализованной деятельности у детей с ОВЗ через кружковую работу, что стало бы предпосылкой для расширения их возможностей в плане инклюзии и социализации.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Новизна программы определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Считаю, что эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

В своей программе хочу рассмотреть такой вид нетрадиционной методики, как работа в кружке по формированию навыков театрализованной деятельности у детей с ОВЗ. Данная программа «Игра сказки» представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми

Гипотеза. Программа основана на следующем научном предположении: театрализованная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья, является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Актуальность программы. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

У ребенка с ОВЗ, во время театрализованной деятельности, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, чтобы создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности. Методы и приемы, используемые в данной программе, обеспечивают быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и педагогом, повышает уровень доверия к взрослому, погружает ребенка в атмосферу театра, пробуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение той или иной задачи.

Эффективность использования театрализованной деятельности заключается в том, что уже в самих играх заложено разнообразие различных методов и приемов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка.

Использование театрализованной деятельности направлено на решение следующих задач:

  1. Приобщать детей школьного возраста с ОВЗ к театральной культуре;

  2. Формировать умение детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

  3. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика, жесты, движения);

  4. Развивать умение детей с ограниченными возможностями здоровья согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая, друг друга, говорить);

  5. Выполнять движения и действия согласно логике действий персонажа и с учётом места действия;

  6. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развёрнутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки);

  7. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально - положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе.

Тип программы – образовательная, рассчитана на 1 год обучения (180 часов) Для занятий с детьми 7-11 лет. Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Само занятие включает в себя одновременно и теорию о чем – либо, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры.

Направленность программы: художественно-эстетическая направленность.

Основная цель рабочей программы - оптимизировать познавательно-речевое развитие, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей через развитие способностей детей средствами театрального искусства в ходе непосредственно - образовательной и совместной деятельности с детьми.
Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;

  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;

  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;  

  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.


Режим деятельности драматического кружка: Непосредственно - образовательная деятельность проводится 3 раза в неделю. Длительность проведения занятия, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности 1 час 20 минут.

Общая структура работы театрального кружка:

  1. Речевая разминка. Её цель:

  • Развитие речевого дыхания;

  • Формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

А) Упражнения на развитие речевого дыхания;

Б) Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);

В)Дидактические игры.

  1. Новая информация. Способы её подачи:

  • Использование театрализованных фрагментов;

  • Беседы – диалоги;

3. Физкультминутка

4. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;

5. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.
Основные методы и приемы:

  • игра;

  • метод игровой импровизации;

  • упражнения на расслабление и напряжение мышц;

  • метод действенного анализа (этюдная методика);

  • инсценировки;

  • драматизация;

  • рассказ;

  • беседы;

  • разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

Примерное оборудование для формирования театрализованной деятельности у детей с ОВЗ:

  • режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках;

  • различные виды театров: бибабо, настольный, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, карандаши, краски, клей, виды бумаги.

  • музыкальный центр


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ:

Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, обследования проводимого 2 раза в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

  • Диагностическая карта педагога;

  • Анкетирование родителей,

  • Сценическая деятельность детей (выступления на конкурсах, концертах, участие в спектаклях)

В результате непосредственно - образовательной деятельности в драматическом кружке:

Дети будут ЗНАТЬ:

  • назначение театра;

  • о деятельности работников театра;

  • виды театров;

  • виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

Дети будут УМЕТЬ:

  • понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

  • принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

  • изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

Дети будут иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

  • о сценическом движении;

  • о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

  • об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Дети будут владеть НАВЫКАМИ:

  • культурного поведения в театре;

  • определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

  • подбора собственных выразительных жестов;

  • психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

  • произнесения небольших монологов;

  • произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Способы проверки:

- игра-викторина на усвоение пройденного материала

- итоговый тренинг

- самостоятельная подготовка этюдов учениками

- участие и показ спектакля
Поурочное планирование




Наименование раздела, темы

теория

практика

1.



Театральная игра – игра, воплощенная в жизнь.

Театр, его специфика. История театра.



3час.


4час.


2.

Мастерство актера (тренинги, этюды, репетиции ).




68час.


3.

Говорим четко, понятно, громко.



52часа


4.


Актерская игра – репетиции. Представление.





20час.

5.

Постановочные цеха театра.

4часа





6

Экскурсия в театр

3часа







Итого

154час.


.

Цели и задачи:

Главная задача театральных занятий первого года обучения - развивающие игры.

1. Дать знания о театре, искусстве.

2. Развивать речь учащихся: учить говорить громко, четко, уверенно.

7

3. Развивать умение владеть своим телом.

4. Создание психологической комфортной атмосферы занятий для общения и обучения

детей: создание условий, в которых у детей возникает желание делиться друг с другом

своими мыслями, желаниями и умениями.

5. Воспитывать чувство партнерства, коллективизма.

6. Воспитывать чувство прекрасного.
Учебно – тематический план «Мастерство актера»-68 час.

/1 год обучения/



Наименование разделов, тема

Часы, практика

1

Театр – коллективное творчество

6




Многообразие выразительных средств в театре.

4


Постановочные цеха в театре.

Эскизы. Рисуем костюм, декорацию.


5

2



Актер – основа театрального искусства

Ролевые игры.


10

3

Работа актера над собой – совершенствование исполнительского мастерства


5




Приемы релаксации

1




Концентрация дыхания, внимания.

1




Снятие мышечного зажима.

2



Выработка физического (внешнего) рабочего самочувствия.

2

4


Органическое подлинное действие.


7



Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства «если бы».

1







Событие, задача, простое физическое действие.

1




Внимание, воображение.

1




Логика и последовательность, беспредметное действие.

1




Принципы импровизации.

1




Эмоциональная память

1




Этюды на основе импровизации.

1

5

Тренинг

20

6

Взаимодействие, общение. Репетиции.

20


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Темы занятий

часы

Сентябрь.

1.Сбор коллектива - организационные моменты. Планирование

2.Что такое театр? Театр – жизнь.

3. Виды театра. Театры для детей: Тюз,Театр кукол.

4. Виды театральных кукол. Кукловождение. Ролевая игра.

5. Сценическая речь, бытовая. Форма речи. Тренинг речевой.

6. Формы речи. Слушание, как вид речевой деятельности.

2

3

2

3

5

3

Октябрь.

1.Игры – упражнения для развития движения губ. Тренинг.

2.Театр-ные профессии. Тренинг на речев. аппарат артикуляция.

3. Виды театра: драма, музыкальные театры. Речевой тренинг.

4. Работа актера над собой. Актерский тренинг. Мастерство.

5. Искусство. Вид искусства. Актерский тренинг: речь и пластика. Понятие :«верю-не верю»

2

3

7

7

5

Ноябрь.

1.Рабочее самочувствие речевого аппарата и физического действия.

2. Дыхание. Правильная осанка – путь к правильному дыханию. Ролевая игра.

3. Диафрагменное дыхание. Упражнение на его развитие.

4. Голос. Диапазон голоса. Тренинг.

5. Пословицы и поговорки. Ролевая игра

5

2

4

6

4

Декабрь.

1.Работа над текстом. Чтение по ролям. Дикция. Ролевая игра.

2. Актерское мастерство – пластика актера.

3. Актерское мастерство – я и партнер.

4. Актерское мастерство. Этюды на заданную тему.

5. Работа над текстом – пластика и речь актера. Ролевая игра.

6. Сказки, стихи. Речевой тренинг.

4

4

2

4

3

5

Январь.

1.Выразительность речи актера. Просмотр спектакля, его анализ.

2. Психофизика актера. Тренинг: движение и речь.

3.Сценичкская речь: полетность голоса ,сила голоса. Тренинг

4. Актер – режиссер. Партнерство

5. Настроение и речь. Тренинг.

2

2

4

3

4

Февраль.

1.Логика и последовательность действия актера.

2. Актерск. мастерство-внимание,оценка. Я и партнер.Ролевая игра.

3. Внимание и воображение. Тренинг.

4. Приемы релаксации актера. Тренинг.

5. Коллективное сочинение. Ролевая игра на фантазию и воображение.

1

4

2

2

2

4

Март.

1.Концентрация внимания. Тренинг на пластику и речь.

2. Логическое чтение текста. Тренинг на артикуляцию.

3. Дикция актера. Речевой тренинг: расслабление мышц гортани.

4. Действие – речь актера. Тренинг: диафрагменное дыхание.

5. Театр – коллективное творчество. Театральные профессии,цеха.

2

2

2

1

5

Апрель.

1.Просмотр и обсуждение спектакля. Его анализ.

2. Логическое ударение. Тренинг актера.

3. Парные этюды: я и партнер. Тренинг.

4. Работа с текстом. Пауза в тексте.

5. Этюды на взаимодействие с партнером. Работа с текстом.




2

2

2

4

4


Май.

1.Концентрация дыхания и внимания. Работа с текстом.

2. Речь и пластика. Репетиция номера к выступлению.

3. Приспособление актера. Репетиции.

4. Говорим легко, понятно, громко. Репетиции.

5. Выступление. Анализ выступления. Подведение итогов.


2

6

6

4

2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

  2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

  3. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

  4. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена; СОЮЗ, 2001.

  5. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.

  7. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

  8. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008.

  9. Васькова О.Ф, Политыкина А.А.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.

  10. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. В.З. Кантора. – СПб.: КАРО, 2006.

  11. Власенко О.П. Театр кукол и игрушек в детском саду. Волгоград 2009.

  12. Гальцова Е.А. Культурно-досуговая деятельность детей 5-6 лет. Волгоград 2009.

  13. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

  14. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7
    лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

  15. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / сост.: Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

  17. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

  18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 2002.

  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

  20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. - СПб.: Издательство «Речь», 2003.

  21. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

  22. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

  23. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. «В гостях у песочной Феи». - СПб.; Речь; М.: Сфера, 2011.-61 с.

  24. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

  25. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.

  26. Мастюкова Е.Н. Ребенок с отклонениями в развитии. М.,1992

  27. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности. - М.: ТЦ Сфера 2009.

  28. Метод научной педагогики Марии Монтессори / Под ред. З.Н. Борисовой. Киев, 1993.

  29. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. М. 2009.

  30. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
    Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой. Ярославль, 2006.

  31. Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб.: 2004.

  32. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры. - М.: Школьная пресса, 2000.

  33. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: 2003.

  34. Поляк Л. Театр сказок. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2009.

  35. Полянская Т.Г. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей школьного возраста. Санкт-Петербург, 2010. 

  36. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

  37. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Темная сенсорная комната. – 416 с.

  38. Сенсорные комнаты «Снузлин»: сборник статей и методических рекомендаций. – М. : ООО Фирма «Вариант», 2009. – 74 с.

  39. Серов Н.В. Световая терапия. – СПб.: 2002.

  40. Сидорова И.В. Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

  41. Слепович Е.С. Игровая деятельность школьников с задержкой психологического развития. – М.: Педагогика, 2001.

  42. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М. 2012.

  43. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

  44. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.: ил. (Развитие и воспитание)

  45. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001.

  46. Хамадиева О.И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007. № 2

  47. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

  48. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

  49. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб.: 2001.

перейти в каталог файлов
связь с админом