Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 18 «Золотая рыбка»
мкр. Дзержинского, д.52, Балашиха,143900
ОКПО 88845389, ОГРН 1085001004000
ИНН/КПП 5001069830/500101001
Телефакс 525.50.58
Телефон 525.51.32
e-mail Zolotayafish18@rambler.ru
http://bal-ds18.edumsko.ru
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МДОУ № 18
___________ А.О. Зинина Рабочая программа дополнительного образования детей 5 -7 лет
Кружок по изобразительной деятельности
«Волшебная кисточка»
(нетрадиционные способы и техники рисования)
Руководитель: Воспитатель 1 кв. категории
Папкова О. В.
2015 г.
Пояснительная записка
За основу рабочей программы была взята программа Никитиной А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Актуальность кружка дополнительного образования обусловлена тем, что происходит сближение содержания работы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Цель: Развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах.
Способствует снятию детских страхов.
Учит детей свободно выражать свой замысел.
Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами
Развивает мелкую моторику рук.
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Методы проведения занятия:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
наглядные;
практические;
игровые.
Используемые методы:
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Старшая группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий.
В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в старшей группе - 25 мин.
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 8 занятий.
В год проводится 72 занятия. Длительность занятия в подготовительной группе - 30 мин.
Форма занятий - совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ.
Проведение открытого мероприятия.
Проведение мастер-класса среди педагогов.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:
развитию мелкой моторики рук;
обострению тактильного восприятия;
улучшению цветовосприятия;
концентрации внимания;
повышению уровня воображения и самооценки;
расширение и обогащение художественного опыта;
формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
сформируются навыки трудовой деятельности;
активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Учебно-тематическое планирование с детьми 6-7 лет
N п/п
| Тема занятий
| Нетрадиционные техники
| Программное содержание
| Количество занятий
| СЕНТЯБРЬ
|
| 1
| Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами)
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
| 2
| 2
| Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами)
| Различные
| Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.
| 2
|
3
| Рисование
«Растения в нашей группе»
| Оттиск поролоном
| Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
| 2
| 4
| Рисование
«Грибы в корзинке»
| Рисунки ладошками
| Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки
| 2
| ОКТЯБРЬ
|
| 1
| Рисование
«Мое любимое дерево осенью»
| Кляксография трубочкой, рисование пальчиками
| Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
| 2
| 2
| Рисование
«Осень на опушке краски разводила»
| Печать листьев
| Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия.
| 2
| 3
| Рисование «Зачем человеку зонт»
| Работа с трафаретом
| Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию.
| 2
| 4
| Рисование
«Мой любимый свитер»
| Оттиск печатками, рисование ластиками
| Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы
| 2
| НОЯБРЬ
|
| 1
| Рисование «Улетаем на юг»
| Кляксография
| Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
| 2
| 2
| «Необычная посуда»
| Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
| Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.
| 2
| 3
| Рисование
«Обои в моей комнате»
| Оттиск печатками + поролон
| Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.
| 2
| 4
| Рисование
«Первый снег»
| Монотипия, рисование пальчиками
| Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.
| 2
| ДЕКАБРЬ
|
| 1
| Рисование «Зимние напевы»
| Набрызги
| Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами.
| 2
| 2
| Рисование
«Дымковская игрушка» (конь)
| Оттиск печатками
| Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
| 2
| 3
| Рисование
«Елочка нарядная»
| Рисование пальчиками, оттиск поролоном
| Закрепить умение изображать елочные игрушки.
| 2
| 4
| Рисование солью
«Дед Мороз»
| Гуашь + соль
| Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
| 2
| ЯНВАРЬ
|
| 1
| Рисование
«Музыкальный рисунок»
| Различные
| Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.
| 2
| 2
| Рисование
«Зимний лес»
| Рисунки из ладошки
| Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
| 2
| 3
| Рисование
«Морозный узор»
| Восковые мелки + акварель
| Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
| 2
| 4
| Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»
| Тычок полусухой жесткой кистью
| Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь
| 2
| ФЕВРАЛЬ
|
| 1
| Рисование
«Необычные машины»
| Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ»
| Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
| 2
| 2
| Рисование
«Галстук для папы»
| Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».
| Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.
| 2
| 3
| Рисование
«Зимние напевы»
| Набрызг
| Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.
| 2
| 4
| Рисование
«Семеновские матрешки»
| Оттиск печатками
| Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.
| 2
| МАРТ
|
| 1
| Открытка для мамы
«8 Марта»
| Печать по трафарету, воздушные фломастеры.
| Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
| 2
| 2
| Рисование + аппликация
«Моя семья»
| По выбору
| Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.
| 2
| 3
| Рисование
«Веселые человечки»
| Волшебные веревочки
| Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.
| 2
| 4
| Рисование
«Ранняя весна»
| Монотипия пейзажная
| Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
| 2
| АПРЕЛЬ
|
| 1
| Рисование
«Космический пейзаж»
| Граттаж
| Научить новому способу получения изображения – граттажу.
| 2
| 2
| Рисование
«Грачи прилетели»
| Печать ластиком
| Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.
| 2
| 3
| Рисование гуашью с манкой
«Ворона»
| Гуашь + манка
| Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
| 2
| 4
| Рисование
«Аквариум»
| Рисунки из ладошки
| Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
| 2
| МАЙ
|
| 1
| Рисование
«Праздничный салют над городом»
| Восковые мелки + акварель
| Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
| 1
| Рисование «Салют»
| Воздушные фломастеры
| Продолжать учить рисовать фломастерами, распределять по листу разноцветные брызги.
| 1
| 2
| Рисование
«Красивый пейзаж»
| Рисование песком
| Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы.
| 2
| 3
| Рисование
«Одуванчики в траве»
| Тычок жесткой полусухой кистью + манка
| Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
| 2
| 4
| Бабочка
| Монотипия предметная
| Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист
| 2
| Список использованной литературы
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей .- СПб.: КАРО, 2010.
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |