Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

ПРОЕКТ КАМЕННАЯ СКАЗКА. Познание начинается с удивления. Аристотель Введение


Скачать 58.99 Kb.
НазваниеПознание начинается с удивления. Аристотель Введение
Дата23.10.2019
Размер58.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПРОЕКТ КАМЕННАЯ СКАЗКА.docx
ТипДокументы
#64512
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Познание начинается с удивления.
Аристотель

Введение.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей , расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Во ФГОС дошкольного образования устанавливаются следующие целевые ориентиры на этапе завершении дошкольного образования:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности;

- проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

Поэтому нужно сформировать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.


Актуальность

     Во время прогулки в детском саду или дома дети всегда находят камешки. Реакция у ребят бывает неоднозначной. Одни поглядев, тут же выкидывали, другие выражали радость и неподдельный интерес к найденным камням. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась небольшая коллекция из камней. В ходе беседы выяснилось, что знания ребят о камнях очень скудные. Дети не могли ответить на вопросы: «Нужны ли камни? Пользу или вред они приносят? ».

Мы живем в Республике Алтай, где горная местность. В нашей республике очень красивая природа, богатые полезные ископаемые. Поэтому знакомство детей с разнообразием камней поможет ближе познакомиться с природой нашей республики.

Таким образом, возникла проблема: традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности  является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.

Актуальность проблемы усиливается противоречием: между
важностью и необходимостью приобщения детей к исследовательской деятельности, формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам

отсутствием целенаправленной, систематической работы

и


Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы проекта «Каменная сказка».

Как подойти к решению, чтобы это было быстро, доступно и эффектно?

Исходя из всего вышесказанного, целью

Для достижения поставленной цели исследования, были определены следующие

Задачи:

Обучающие:
1.Познакомить детей с природным материалом - камнем.                                              
 2.Формировать умение определять свойства и качества камня.                             
  3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.     
2. Побуждать детей к активной, экспериментальной и творческой деятельности.

3. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.  
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное  отношение к природным богатствам.

2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие группы методов:

-теоретические методы: анализ литературы по теме исследования.

-эмпирические методы: опрос, наблюдение,  обсуждение ситуаций, рисование на камнях, игра, чтение художественной литературы, рассматривание различных камней.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: участие детей в проекте позволит сформировать представления о камнях, их пользе; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско – творческий, для детей 4 - 5 лет

Объектом исследования являютсякамни

Предметом исследования является процесс формирования познавательных и творческих умений детей дошкольного возраста.

Риски: непостоянство состава детей в течение проектной деятельности.


Новизна состоит в использовании интегрированного подхода в проекте. Это позволяет решать задачи в совместной деятельности не только в рамках организованной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в структуре ООП ДО).

Практическая значимость:

Интеграция областей: физическое направление, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное направление.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители
Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный. Цель: повышение уровней знаний о натуральных камнях и их свойствах.

- выявление первоначальных знаний детей о камнях;

- подбор литературы, форм и методик;

- консультация для родителей:

- выделение целей и задач;

- создание условий для реализации проекта.

II этап – основной. Цель: формирование у дошкольников представление о камнях и их свойствах через исследовательскую и творческую деятельность.

- наблюдение за деятельностью детей;

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями.

III этап – заключительный. Цель: завершение реализации проекта.

- диагностика знаний детей о свойствах камней, разнообразии их в природе.

- подведение итогов реализации проекта;

- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.

Реализация проекта предполагает последовательное выполнение этапов.
Описание проекта
Первый тап. Подготовительный.

На первом этапе работы изучив методическую литературу по данной теме и выяснив, что формирование познавательной активности детей в опытно-экспериментальной деятельности является актуальной проблемой, провели анкетирование родителей (Приложение 1). Проанализировав анкеты, узнали, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы.

Диагностика знаний детей о камнях проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Что мы знаем о камнях?
  • Что мы хотим узнать?
  • Где мы можем увидеть камни?
  • Для чего нужны человеку камни?
  • Какие бывают камни?
  • Что делают из камня?
  • Где узнать ответы на ваши вопросы?


    Что мы знаем о камнях?
    Что мы хотим узнать?
    Где узнать ответы на ваши вопросы?
    Камни твердые, а еще они разные.

    Из них делают дома.

    Бывают каменные дороги и стены.

    Из камней красивых делают колечки

    У меня дома есть каменная фигурка

    Почему камни бывают красивые и блестящие?

    Какие бывают камни?

    Как появились камни?

    Как можно играть камнями?

    Спрошу у мамы и папы

    Расскажет воспитатель

    Нужно посмотреть в книжке

    Есть все в компьютере
    Результаты диагностики проявления познавательной активности на первом этапе реализации проекта представлены на рисунке 1 и в таблице 1

    (см. Приложение 2).

    Приложение 2


    Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства детей низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

    Был составлен план проведения проектной деятельности (Приложение 3)

    В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы построения:
    принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическое направление, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное направление ) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принцип гуманизации: отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
    — признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    — признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    — уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса;
    принцип преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности.
  • принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
  • принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
  • принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
  • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
    Методика работы с детьми строится на следующих формах и методах:

    Формы работы с участниками реализуемого проекта. ( Приложение 4)

    Методы реализации проекта (Приложение 5)

    Методические рекомендации по проведению совместной деятельности с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы с детьми. Наша задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
    Второй этап. Практический
    Невозможно представить себе мир без камней. Слово «камень» прочно вошло в наш язык. Существует много пословиц и поговорок со словом «камень». Например, есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем – то простым, обыденным.

    С древнейших времён камни играют значительную роль в истории человечества. Скребки, наконечники стрел, каменные топоры – свидетельства того времени. Самая древняя ступень развития культуры человечества называется каменным веком. Уже в те далёкие времена наши предки знали, что камни имеют различные свойства, и поэтому предпочитали использовать определённые виды камней, например, кремень, для своих целей. Со временем люди обнаружили металлосодержащие горные породы – руду, из которой удалось выплавить железо. Другая группа минералов – глина – также нашла своё техническое применение: сосуды для воды, кувшины, украшения и многое другое. Сегодня широко используются другие горные породы и минералы в обожженном состоянии – цемент, гипс, известь. С давних пор камни служат исходным материалом в строительстве. Из камней строили и строят дома. Камни используются для строительства дорог.

    Эти знания дети получали сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно стали выходить за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новые продукты – рисунки, коллекцию и т. п. В планировании совместной деятельности с детьми была включена исследовательская деятельность - картотека опытов (Приложение 6) . Главное достоинство этих опытов состоит в том, что они не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат. С помощью родителей придумали и составили картотеку творческих игр с камушками, играли на прогулке – дети были в восторге. Потом, когда мы выходили с ними на прогулку, они сами могли организовать игру с помощью камней. Играли в них и дома. (Приложение 7)

    Мы рисовали драгоценные камни, лепили, А что если рассмотреть в лупу самый обыкновенный камень? Фу-у-у, как скучно! А вот и не скучно. Что интересного увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры, разводы, вмятинки, дырочки и т. д.). Дети узнали о том, что есть полезные камни, такие как: каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу; каменный уголь один, из видов ископаемого топлива; гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности; хорошо нам знакомый, мел – это тоже камень.

    Совместная деятельность взрослого и детей осуществлялась с учетом интеграции образовательных направлений.

    Познавательное направление. Опытно-экспериментальная деятельность. Ознакомление с окружающим миром. Формирование элементарных математических представлений. Беседа «Как вести себя во время опытов».

    Социально-коммуникативное направление. Составление детьми описательных рассказов, словесное описание ребенком камня. (Приложение 8) Дидактические и подвижные игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики. (Приложение 9). Чтение художественной литературы: сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки», П.Бажов «Серебряное копытце», стихи, пословицы и поговорки о камнях.

    Художественно-эстетическое направление. Пластилинография. Аппликация. Рисование.

    Физическое развитие. Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

    Работа с родителями. В процессе реализации проекта использовались разнообразные формы работы: анкетирование, педагогические беседы с родителями и детьми, рекомендации для родителей по разрисовыванию вместе с детьми камня - домика. А как они разрисовывали свои камни - домики? С любовью! С добрыми мыслями и чувствами!

    Результативность.

    Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 3 детей (12%), а после завершения проекта, на те же самые вопросы 14 детей (56%) ответили правильно. Результаты представлены на рисунке 2 и в таблице 2 (см. Приложение 10).

    Приложение 10
    высокий средний низкий

    Таким образом, оценка результатов свидетельствует о том, что разработанная деятельность для развития познавательной активности в опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников являются эффективными.

    В ходе реализации данного проекта дети стали внимательнее друг к другу. Проектная деятельность помогла развить детско-родительские отношения. Ребёнок оказался интересен родителям, жизнь ребёнка и родителей наполнилась богатым содержанием.

    С помощью простого камушка мы нашли ключик к каждому ребёнку. Но проект увлек не только детей. Взрослые, разрисовывая камни, чтобы сотворить домик, отдыхали душой, набирались сил для новых добрых дел и побед. Опыт и знания воспитателей, любовь и забота родителей, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка, позволили решить проблему проекта.

    Результат для детей: 
    знают о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.
  • демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
  • совершенствуют мелкую моторику рук;
  • проявляют познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования. 
    Для педагога:
    Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды.
    Для родителей:
    создание  благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
  • развитие  совместного  творчества  родителей и детей;
  • возникновение  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
    В итоге:
    Собрана коллекция камней (Фото-приложение 11).
  • Апробированы мастер-классы по росписи камней нашей местности для родителей. (Приложение 12)
  • Оформлена часть цветника группы (Приложение 13)
    Вот так одним из важных педагогических инструментов стал обыкновенный камень.

    С помощью исследования камней решаются такие интегративные качества: социальная адаптация в среде сверстников и взрослых – эмоционально отзывчивый, любознательный, активный - происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в ней ценностями, представлениями о красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. Наши камешки экологичны, различные по форме и оказались очень декоративными в оформлении. Рукотворные украшения несут в себе отпечаток традиционной культуры внутрисемейных отношений, являясь своеобразным защитником современной семьи от разрушительных тенденций нынешнего общества.

    Данный проект может быть реализован в любом детском учреждении. Проект представляет особый интерес для ДОУ и для всех желающих.
    «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…» К.Е.Тимирязев

    Литература:

    1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

    2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

    3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

    4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

    5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.

    6. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

    7. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

    8. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

    9. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л.А. Венгера. – М.: ИНТОР, 1996. – 128с.

    10. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 72с.

    Детский сад «Сказка» МОУ «Чойская СОШ» Т.Г.Трышканова проект «Каменная сказка»

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    перейти в каталог файлов

  • Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей