Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Фомичева Воспитание у детей правильного произно... Практикум по логопедии. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М. Просвещение, 1989. 239 с. ил


НазваниеПрактикум по логопедии. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М. Просвещение, 1989. 239 с. ил
АнкорФомичева Воспитание у детей правильного произно.
Дата17.09.2017
Размер1.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФомичева Воспитание у детей правильного произно...doc
ТипПрактикум
#13259
страница5 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Дислалия

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или нескольких), такое нарушение речи называется дислалией. Дислалии бывают функциональными и механическими.

Функциональная дислалия может возникать у детей чрезмерно возбудимых, е задержкой психического развития, а также в тете случаях, когда дефектное произношение маленького ребенка не только не исправляется, но даже культивируется: родители, окружающие подражают речи малыша, сюсюкая с ним, или когда речь живущих с ребенком взрослых имеет какие-то недостатки звукопроизношения.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения бывают врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата: массивные и короткие подъязычные уздечки, изменения формы и относительной величины челюстей, патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей. Необходимо учитывать, что эти дефекты чаще всего являются лишь пред располагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта. Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата возникают в результате челюстно-лицевых травм из-за раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами).

Как функциональная, так и механическая дислалии могут быть простыми (мономорфными)—когда у ребенка нарушена какая-то одна группа звуков, например, сигматизм, ротацизм, каппацизм, и сложными (полиморфными) — когда оказываются нарушенными несколько групп звуков, например, сигматизм и каппацизм, ротацизм, йотацизм и дефекты озвончения. При простой дислалии сначала исправляют звук — базовый для этой группы, а потом последовательно все остальные звуки. Например, в группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж (путем озвончения ш), ч (соединяя звуки тш и произнося их в быстром темпе), щ (продвигая язык вперед). Чтобы ускорить работу по исправлению звуков этой группы, к постановке звука ж можно приступать уже на этапе автоматизации звука ш в конце слов, а к постановке звука ч — на этапе автоматизации звука ш в предложениях.

При исправлении сложной дислалии работу можно вести сразу над несколькими группами звуков, но соблюдая поэтапность внутри каждой группы. Однако не стоит брать для одновременной работы те группы звуков, артикуляция одной из которых является базой для другой, например, если, нарушены свистящие и шипящие, то к шипящим надо переходить после постановки свистящих (хотя бы с и з). Не стоит одновременно исправлять и те звуки, артикуляция которых прямо противоположна, например, у ребенка свистящие (с, з, ц) — боковые, а л он заменяет на двугубный в. При исправлении с бокового надо вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка, а при исправлении л — воздушную струю, идущую вбок. Лучше сначала поставить и ввести в речь с, з и на этапе автоматизации ц начать работать над л.

Чтобы было легче представить последовательность устранения дефектов у ребенка, страдающего сложной дислалией, приведем примерный план работы с ним.

У ребенка нарушены следующие группы звуков: свистящие с, з, ц — межзубные, л — двугубный, р — горловой. Исправление звуков может проводиться следующим образом.

I.  Упражнения для выработки воздушной струи, идущей посередине языка (для с и р), упражнения для уточнения положения кончика языка за нижними зубами (для с), отработка звука и (опорный для с), отработка звука д (опорный для р)

II. Постановка звука с, упражнения для подъема кончика языка вверх (для рил),

III.       Автоматизация звука с в слогах и словах, выработка кратковременной вибрации кончика языка с механической помощью от звука д (для р).

IV Автоматизация звука с в предложениях, постановка звука з, выработка длительной вибрации кончика языка с механической помощью (для р), отработка звука ы (опорный для л),

V. Автоматизация звука с в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука з в слогах и словах, выработка умения начинать вибрацию кончика языка с механической помощью, а продолжать без нее.

VI.        Автоматизация звука с при пересказах в самостоятельной речи, автоматизация звука з в предложениях, постановка звука ц, автоматизация звука р в изолированной позиции и в слогах.

VII.       Автоматизация звука з в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука ц в слогах, автоматизация звука р в словах, постановка звука л.

VIII.     Автоматизация звука з в рассказах, самостоятельной речи, автоматизация звука ц в словах, автоматизация звука р в предложениях, автоматизация звука л в слогах.

IX. Автоматизация звука ц в предложениях, автоматизация звука р в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука л в словах.

X. Автоматизация звука ц в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука р при пересказах, в самостоятельной речи, автоматизация звука л в предложениях.

XI.        Автоматизация звука ц при пересказах, в самостоятельной речи, автоматизация звука л в потешках, чистоговорках, стихотворениях.

XII. Автоматизация звука л при пересказах, в самостоятельной речи.

Для осуществления каждого из перечисленных выше этапов работы может потребоваться разное количество занятий. Их должно быть столько, сколько необходимо данному ребенку, чтобы он усвоил материал и появилась возможность продолжать работу. Но может быть и так: что-то ребенок усвоил быстрее, а что-то затрудняет его и требует больше времени для закрепления. В таких случаях в план работы должны вноситься коррективы. Например, если ребенок долго не может научиться удерживать кончик языка за нижними резцами, но у него хорошо идет выработка воздушной струи, направленной посередине языка, и отработан звук д (см. пункт I плана), можно переходить к выработке вибрации кончика языка с механической помощью для звука р (см. пункт III плана) и продолжать отрабатывать положение кончика языка за нижними зубами (см. пункт I плана).

Вопросы

Чем характеризуется дислалия?

Какие виды и формы дислалии вы знаете?

Каковы причины функциональной и механической дислалии?

Какова последовательность коррекционной работы при простой и сложной дислалии?

Сигматизмы

Недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков называются сигматизмами.

К сигматизмам относятся отсутствие и искажения свистящих и шипящих звуков, например, фонема с или ш имеется, но произносится искаженно (звук или хлюпающий, или с носовым оттенком и т. п.).

Если фонема с или ш заменяется другой фонемой, например т (собака — «тобака», шуба — «туба») или ф («фобака», «фуба» и т. п.), такие нарушения называются парасигматизмами.

Сигматигмы свистящих звуков

Характеристика звуков с, с', з, з', ц и их артикуляция

В целях установления связи между всеми свистящими звуками, выявления основного (базового) звука необходимо познакомиться с характеристикой каждого звука и сравнить их артикуляцию (см. рис. на заднем форзаце).



Для согласных звуков способ и место образования являются ведущими признаками, а у всех звуков данной группы эти признаки следующие: по способу образования они — щелевые (только ц — смычно-щелевой), а по месту образования — переднеязычные. Но произношение звуков з и з' отличается от произношения с и с' наличием голоса. Артикуляция звуков с’ и з' отличается от артикуляции с подъемом средней части спинки языка. Артикуляция звука ц отличается от артикуляции с добавлением смычки к щели.

Таким образом, в группе свистящих звуков с, с', з, з', ц основной является артикуляция звука с, и значит, он будет базовым для этой группы. Если звук с произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук з, добавив подъем средней части спинки языка, получим с’ и з', добавив смычку перед щелью, получим ц. Поэтому и нарушения звуков с', з, з', ц бывают теми же, что у с. Чтобы познакомиться с основными нарушениями этой группы звуков и способами их исправления, рассмотрим таблицу 1: «Нарушения звука с и их исправления».

Нарушения звука с и их исправления

Правильная артикуляция звука с.

Губы: не напряжены, как при легкой улыбке.

Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены.

Язык:

- кончик: широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек;

- передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка;

- средняя часть спинки опущена, посередине её образуется желобок;

- задняя частьспинки: незначительно поднята;

- боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам.

Мягкое нёбо: поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам.

Голосовые связки: не напряжены, голос не образуется.

Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Нарушения звучания: при правильной артикуляции образуется шум, похожий на свист; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука с или замена его другим звуком.

Предраспологающие факторы: различные нарушения органов артикуляционного аппарата.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап. При отсутствии звука с работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая посередине языка.

Постановка звука. Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука с, обращая при этм внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы с другой фонемой.

Нарушения произношения звука с.

1. Сигматизмы.

Межзубный

Губы: без изменений, как при правильной артикуляции(не напряжены, как при легкой улыбке).

Зубы разомкнуты примерно на 1 см.

Язык:

- кончик просовывается между верхними и нижними резцами;

- передняя часть спинки образует плоскую щель с верхними резцами;

- средняя часть спинки: желобок не образуется;

- задняя часть спинки: без изменений (незначительно поднята);

- боковые края опущены.

Мягкое нёбо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя: теплая, рассеянная.

Нарушения звучания: шепелявый оттенок вместо свиста.

Предраспологающие факторы: вялость кончика языка, открытый передний прикус; аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот).

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап. Проводятся упражнения для:

- укрепления мышц кончика и передней части спинки языка;

- выработки направленной воздушной струи,

- отрабатывается звук и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

Постановка звука. Ребенку предлагается:

- переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближая их и «пускать длинный легкий ветерок».

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь. Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение.

Дифференциация звука. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы с другой фонемой.

Боковой

Губы: один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия.

Зубы: разомкнуты больше, чем при правильном произношении.

Язык:

- кончик

а) полнят и примыкает к альвеолам верхних резцов;

б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии.

- передняя часть спинки

а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами;

б) образует щель с правой или левой стороны, а не посередине.

- средняя часть спинки

а) поднимается к нёбу, не образуя желобка;

б) правая или левая часть образует смычку с нёбом.

- задняя часть спинки

а) поднята к нёбу;

б) правая (левая) часть поднята, левая (правая) часть опущена.

- боковые края

а) не прилегают к коренным зубам, опущены;

б) правый (левый) край опущен.

Мягкое нёбо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя:

а) идет по обоим краям языка;

б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо.

Нарушения звучания: своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту.

Предраспологающие факторы: парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап: даются упражнения для:

- распластывания языка, умения его удерживать широким, укрепления боковых краев языка;

- выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при этом должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки и, ф (при последнем идет сильная воздушная струя, направленная посередине языка).

Постановка звука: добиваются правильного звучания с при межзебном положении языка, иногда используют механическую помощь (спичку, пластмассовую спицу. специальный зонд) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы с другой фонемой.

1.3. Носовой

Губы: в нейтральном положении.

Зубы разомкнуты.

Язык:

- кончик оттянут в глубь рта;

- передняя часть спинки опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов;

- средняя часть спинки оттянута назад;

- задняя часть спинки поднята, примыкает к мягкому нёбу;

- боковые края опущены.

Мягкое нёбо опущено, в результате чего образуется щель между нёбом и заднеё стенкой глотки.

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя проходит через нос.

Нарушения звучания звук с заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок.

Предраспологающие факторы: излишнее напряжение задней с части спинки языка.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап. Вырабатываются:

- умение удерживать широкий распластанный язык на нижней губе; умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка.

- умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами;

- положение губ в улыбке с обнажении ем резцов;

- отрабатываются звуки и, ф и дифференциация звуков ф-х с использованием тактильных ощущений (при ф – струя узкая, прохладная, при х – широкая, теплая).

Постановка звука. Ребенку предлагается:

- длительно произносить звук ф, просовывать широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком ф;

- постепенно убирать кончик языка за нижние резцы.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы с другой фонемой.

2.Парасигматизмы

Губно-зубной

Губы: нижняя губа сближена с верхними резцами.

Зубы: нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены.

Язык:

- кончик оттянут от нижних резцов;

- передняя часть спинки опущена и слегка отодвинута назад;

- средняя часть спинки приподнята слегка отодвинута назад;

- задняя часть спинки поднята, примыкает к мягкому нёбу;

- боковые края опущены.

Мягкое нёбо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами.

Нарушения звучания. Звук с заменяется звуком ф: собака – «фобака», бусы – «буфы», лес – «леф».

Предраспологающие факторы: прогнатия, нарушение фонематического слуха.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки с-ф с использованием картинок-символов.

Проводятся упражнения для:

- отработки движений нижней губы вниз-вверх;

- выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов;

- умения удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их;

- отрабатывается звук и;

- умение с напряжением произносить сочетание гласных ие (это способствует торможению движения вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направленную концентрированную воздушную струю).

Постановка звука. Ребенку предлагается использовать зрительный контроль, при положении губ в улыбке длительно произносить звук с (иногда придерживают нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой).

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука с и звукозаменителей: с-ф.

Призубный

Губы в нейтральном положении.

Зубы разомкнуты.

Язык:

- кончик сомкнут с верхними резцами;

- передняя часть спинки сомкнута с альвеолами;

- средняя часть спинки опущена, желобок не образуется;

- задняя часть спинки приподнята;

- боковые края прилегают к верхним коренным зубам.

Мягкое нёбо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя: толчкообразная.

Нарушения звучания. Звук с заменяется звуком т: собака - «тобака», бысы – «буты», лес – «лет».

Предраспологающие факторы: закрытый прикус, прямой прикус. снижение слуха, нарушение фонематического слуха.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап.

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки с-т с использованием картинок-символов.

Даются упражнения для:

- выработки длительной направленной воздушной струи;

- положения широкого кончика языка за нижними резцами;

- выработки умения чередовать движения широкого языка вверз-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов;

- умения удерживать губы в улыбке.

Отрабатываются звуки и, ф.

Постановка звука. Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения (тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука с воспитателем, а потом им самим), добиваются правильного звучания с.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука с и звукозаменителей: с-т.

Шипящий

Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.

Зубы слегка приоткрыты, видны верхушки резцов.

Язык:

- кончик опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны;

- передняя часть спинки напряжена;

- средняя часть спинки напряжена, выгнута, желобок не образуется;

- задняя часть спинки приподнята;

- боковые края опущены, не смыкаются с коренными зубами.

Мягкое нёбо: без изменений (поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе по бокам).

Голосовые связки: без изменений (не напряжены, голос не образуется).

Воздушная струя растекается по всей поверхности языка.

Нарушения звучания. Звучание сходно со звучанием мягкого ш: собака – «ш’обака», бусы – «буш’и», лес – «леш’».

Предраспологающие факторы: прогения; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Исправление произношения звука с.

Подготовительный этап

Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки с-т с использованием картинок-символов.

Вырабатываются умения:

- удерживать широкий язык за нижними резцами;

- чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы;

- удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов;

- направлять воздушную струю посередине языка;

- чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед-назад);

- отрабатываются звуки и, ф.

Постановка звука. Ребенку предлагается: при межзубном положении широкого кончика языка произносить длительно звук ф и добиваться правильного звучания с.

Автоматизация звука. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые и обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь.

Дифференциация звука. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука с и звукозаменителей: с-щ.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей