Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Практикум лечфака-2 часть. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфака-2 часть.doc
Дата27.09.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфака-2 часть.doc
ТипПрактикум
#20903
страница6 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

ТестовыЙ КОНТРОЛЬ итогового уровня знаний



Решение тестовых заданий из раздела «Физиология эндокринной системы» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» № 3, 12, 14, 20, 21, 32, 36, 47, 48, 49, 50

Занятие № 5.

Тема: Физиология эндокринной системы. Гормоны задней доли гипофиза. Гормоны плаценты.
Учебные цели занятия:

Студент должен знать: основные эффекты вазопрессина, окситоцина, хорионического гонадотропина.

Студент должен уметь: объяснить механизмы действия этих гормонов.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ исходного уровня знаний.
1. В каких структурах гипоталамуса синтезируются вазопрессин и окситоцин?

2. Как обеспечивается связь между гипоталамусом и гипофизом?

3. К какой группе гормонов (по химической структуре) относятся вазопрессин и окситоцин?

4. Какие органы-мишени из нижеперечисленных характерны для вазопрессина и для окситоцина:

а) Артериальные сосуды в) Дистальные отделы нефрона

б) Венозные сосуды г) Сосудистый клубочек нефрона

д) Гладкая мускулатура матки. е)Миоэпителиальные структуры молочной

железы. ж) Желудочно-кишечный тракт

5. В какой части плаценты синтезируется хорионический гонадотропин?

6. Какой гормон синтезируется миокардом?

  1. Назовите основной природный фактор, регулирующий синтез мелатонина?


Основные вопросы темы:
1. Нейросекреторные системы гипоталамуса и их взаимосвязь с нейрогипофизом. Понятие о нейросекреции.

  1. Основные физиологические эффекты и механизмы действия вазопрессина.

  2. Основные физиологические эффекты механизмы действия окситоцина.

  3. Регуляция синтеза и секреции гормонов нейрогипофиза.

  4. Проявления дефицита и гиперпродукции вазопрессина – несахарный диабет и синдром Пархона.

  5. Гормоны плаценты. Значение хорионического гонадотропина для клинической медицины (диагностика беременности, хорионэпителиомы).

  6. Основные физиологические эффекты мелатонина.

  7. Эндокринная функция миокарда, тимуса.



ПРОФИЛЬНЫЕ вопросы для педиатрического факультета



1. Развитие в онтогенезе гипоталамо-нейрогипофизарной системы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ



Опыт N 1 Влияние питуитрина и хорионического гонадотропина на осмотическую проницаемость стенки мочевого пузыря.
Цель опыта: показать, что вазопрессин и хорионический гонадотропин являются регуляторами проницаемости биологических мембран для воды.
Ход работы: у двух обездвиженных обычным способом лягушек извлекают мочевые пузыри. Натягивают их на 3 стеклянные трубочки слизистой оболочкой к просвету (1 мочевой пузырь на 2 трубочки), фиксируют их нитками. Каждую из трубочек соединяют резиновым колечком со стеклянным градуированным капилляром от прибора Панченкова. Заполняют стеклянные трубочки до определенного уровня дистиллированной водой. Помещают комплексы трубочка-капилляр в 3 стаканчика с раствором Рингера. В первый стаканчик добавляют 0,1 мл вазопрессина (0,5 ед ) и 10 мл раствора Рингера, во второй стаканчик - 350 ед хорионического гонадотропина и 10 мл раствора Рингера. Третий стаканчик служит контролем и сожержит только раствор Рингера. Отмечают уровень уровни дистиллированной воды во всех 3-х стеклянных трубочках по шкале капилляра через 1,2,5,10,15 минут.

Делают вывод о влиянии питуитрина и хорионического гонадотропина на осмотическую проницаемость стенок мочевого пузыря. В рабочей тетради зарисовывают схему установки для проведения опыта.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Нейропептиды гипоталамо-нейрогипофизарной системы.

2. Функция эпифиза и биологические ритмы.

3. Особенности функции гипоталамо-нейрогипофизарной системы в старости.

ТестовыЙ КОНТРОЛЬ итогового уровня знаний



Решение тестовых заданий из раздела «Физиология эндокринной системы» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» № 1, 13, 24, 25, 26, 27, 28, 38, 55

Дополнительная литература

по разделу «Физиология эндокринной системы»

  1. Брин В.Б., Тель Л.З. Физиология выделения эндокринной системы и гормональной регуляции физиологических функций. Владикавказ, 1992, с 56,66-69,71-75.

  1. Данн М.Дж. Почечная эндокринология.-М.: Медицина, 1987.

  2. Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной системы.-М.: Мир.-1989.-653

4. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

5. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

6. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

7. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

8. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

  1. В.М.Кеттайл, Р.А.Арки Патофизиология эндокринной системы.М. «Бином». 2001

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.
Занятие 1

ТЕМА: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ кожи и слизистых, опорно-двигатель-ного аппарата. болевая, висцеральная и обонятельная СИСТЕМЫ.
Учебные цели занятия

Студент должен знать: характеристику понятия «сенсорная система» и «анализаторы», виды сенсорных систем, характеристики рецепторов, пути проведения сигналов от рецепторов, теории обонятельной рецепции, Закономерности работы тактильной, болевой, проприоцептивной и висцеральной сенсорных систем.

Студент должен уметь: определить пороги тактильной и болевой чувствительности.
Тестовый контроль исходного уровня знаний


  • Что такое экстеро- и интерорецепторы?

  • Что такое «ноцицепторы»?

  • Из чего состоит сенсорная система?

  • Что такое «рецепторный потенциал»?

  • Что такое «адекватный раздражитель»?

  • Какие раздражители регистрирует кожная сенсорная система?

  • Что такое «антиноцицептивная система»?

  • Какие раздражители воспринимают осморецепторы и волюморецепторы?

  • К какому типу относятся рецепторы обоняния?

  • Где находятся центры обонятельной чувствительности?


Основные вопросы темы


  1. Представления И.П.Павлова об анализаторах. Понятие «сенсорная система». Рецепторный, проводниковый и центральный отделы сенсорных систем, их свойства.

  2. Сенсорная система кожи и слизистых.

  3. Сенсорная система опорно-двигательного аппарата.

  4. Висцеральная сенсорная система

  5. Обонятельная сенсорная система

  6. Болевая сенсорная система


ПрофилЬНЫЕ ВОПРОСЫ для педиатрического факультета.
Особенности развития сенсорных систем в детском возрасте. Реакции ребенка на запаховые и температурные раздражители


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Опыт № 1. Болевая рецепция
Цель опыта: демонстрация специфичности ощущений при раздражении различных рецепторов кожи.
Порядок проведения опыта: на тыльной стороне кисти остриём булавки слабо надавливают на отдельные точки. При этом у испытуемого будут возникать ощущения двух категорий - Одно - ощущение прикосновения, другое - неприятное, с оттенком жжения – болевое. Если нанести более сильный укол булавкой, первоначальное ощущение боли постепенно снижается, т.е. наблюдается адаптация к раздражителю.
Опыт № 2. Локализация тактильных ощущений.
Цель опыта: продемонстрировать способность субъекта к локализации тактильных ощущений.
Порядок проведения опыта. Испытуемый, закрыв глаза, удобно сидит на стуле. Экспериментатор, осторожно прикасаясь к различным участкам кожи, чертит тупым концом карандаша различные буквы и цифры, а испытуемый старается их различить.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
Роль сенсорных систем в поддержании гомеостаза.

Функции сенсорных систем при старении.
Тестовый контроль итогового уровня знаний:
1. Работают ли сенсорные системы во время сна?

2. Во время тихой беседы нам труднее понимать собеседника, если мы не смотрим на его лицо. Почему?

3. Как вы думаете, почему укол в подушечку пальца во время взятия крови на анализ более неприятен, чем укол при внутримышечной инъекции в мышцы плеча или бедра?

4. Перечислите параметры внешней и внутренней среды, которые анализируются сенсорными системами организма.

5. Назовите локализацию нейронов. переключающих сенсорную информацию от:

а) проприоцепторов

б) рецепторов кожи и слизистых

в) рецепторов обоняния

г) болевых рецепторов

д) интероцепторов внутренних органов

е) ангиорецепторов

ж) терморецепторов
Решение тестовых задач из раздела «Физиология центральной нервной системы, сенсорных систем и психической деятельности» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» №№ 2, 23, 40.


Занятие 2

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ СЕНСОРНАЯ СИСТЕМЫ.
Учебные цели занятия

Студент должен знать: строение сетчатки, механизм фоторецепции, механизмы анализа изображения, теории цветового зрения, механизмы миопии и гиперметропии.

Студент должен уметь: определять остроту и поле зрения, объяснить механизм зрачкового рефлекса, нарисовать ход лучей в глазу.
Тестовый контроль исходного уровня знаний:


  • Где в глазу происходит преломление света?

  • Какие фоторецепторы воспринимают цвет?

  • Что такое основные цвета?

  • Что такое эмметропия, миопия, гиперметропия?

  • На свету зрачок расширяется или сужается?

  • Что такое перекрест зрительных путей?

  • Где находится зрительная зона коры?

  • Что такое слепое пятно? Желтое пятно?

  • Где в сетчатке больше всего колбочек, а где - палочек?


Основные вопросы темы
1. Оптическая, двигательная, рецепторная системы глаза.

2. Механизм фоторецепции

3. Теории восприятия света и цвета.

4. Механизм световой и темновой адаптации.

5. Роль подкорковых образований и коры, в восприятии зрительной информации.

6. Механизм бинокулярного зрения.
Профильные ВОПРОСЫ для педиатрического факультета
Формирование зрительной сенсорной системы в онтогенезе.

Возрастные особенности зрения детей разного возраста.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт № 1. Определение остроты зрения
Цель опыта: определение остроты зрения при помощи таблиц Сивцева-Головина
Порядок проведения опыта. Таблицы состоит из нескольких рядов букв или незамкнутых окружностей, по разному расположенных. В каждой строке знаки одинаковы по размеру, в каждой нижней строке они меньше, чем в верхней, т.е. величина знаков уменьшается сверху вниз. У каждой строки стоит число, обозначающее расстояние (в метрах), на котором нормальный глаз должен видеть детали знаков данной строки. Справа от каждой строки указана острота зрения, которая рассчитывается по формуле: В=а/Д, где а - расстояние от испытуемого до таблицы, Д – расстояние, с которого данная строка правильно читается нормальным глазом.

Таблицу вешают на стену. Испытуемому предлагают сесть на расстоянии 5 метров от таблицы и закрыть один глаз специальным щитком или рукой. Указкой показывают ту или иную букву или незамкнутую окружность, выясняя, какую из строк испытуемый нормально видит. Затем процедуру повторяют с другим глазом.
Опыт № 2. Определение полей зрения.
Цель опыта: определение полей зрения для различных цветов.
Порядок проведения опыта.Определение поля зрения проводится с помощью периметра Форстера. Испытуемый садится перед периметром, штатив для подбородка закрепляют таким образом, чтобы его верхняя часть находилась на уровне нижнего края глазницы. Величину поля зрения определяют для каждого глаза отдельно, закрывая при этом другой глаз.

Полукруг периметра устанавливают в горизонтальном положении, испытуемый при этом должен смотреть точно на белый кружок в центре дуги. Экспериментатор медленно передвигает белый кружок от периферии к центру и отмечает точку периметра, на уровне которой испытуемый впервые увидел объект. Затем измеряют поле зрения с другой стороны дуги и также отмечают точку. Местоположение точек отмечают на стандартном бланке. Затем дугу периметра устанавливают, поворачивая ее на 15,30,60,90. Также отмечают поле зрения, заменив белый кружок цветным (красным, зеленым, синим, желтым). Определенные точки на бланке соединяют линиями соответствующего цвета.
Опыт № 3. Опыт Мариотта.
Цель опыта: демонстрация слепого пятна на сетчатке глаза.
Порядок проведения работы. Испытуемый закрывает левой рукой левый глаз и держа карточку в вытянутой правой руке, медленно приближает ее к открытому правому глазу. При этом испытуемый должен фиксировать взгляд на левом изображении (крестике). На расстоянии 20-25 см от глаза правое изображение (круг) исчезает. Это является доказательством наличия на сетчатке слепого пятна, т.е. участка, не имеющего зрительных рецепторов.
Опыт № 4. Конкуренция полей зрения.
Цель опыта: продемонстрировать конкуренцию полей зрения.
Порядок проведения опыта. Свернуть из бумаги трубку длиной примерно 15см., суживающуюся у одного конца. Затем приставить трубку широким концом к одному глазу, а перед другим, на расстоянии примерно 10см. поместить раскрытую ладонь руки. При обоих открытых глазах мы увидим «продырявленную ладонь». Объяснить увиденное.
Опыт № 5. Изучение влияния пассивных движений глаза на стабильность зрительного изображения.
Цель работы: продемонстрировать эффективность работы центрального отдела зрительной сенсорной системы.
Порядок проведения опыта. Аккуратно, не надавливая, прикрыть один глаз рукой или непрозрачным экраном. На другой, открытый глаз осторожно надавить пальцем. При смещении глазного яблока возникают кажущиеся вращения окружающего мира в направлении, противоположном движению глаза. Объясните полученный эффект.
Вопросы для самостоятельной поДГОТОВки:
Особенности утомления зрительной системы.

Особенности изменения зрения в старости.
Тестовый контроль итогового уровня знаний:


  1. При взгляде на звезды или на любой другой точечный источник света мы видим, что от светящейся точки отходят лучи. При этом, если смотреть поочередно разными глазами, то мы увидим, что лучи тоже будут различными. Почему?

  2. Почему, если предметы рассматривать одним глазом, они будут менее четко видны, чем если рассматривать двумя?

  3. Почему «ночью все кошки серы»?

  4. У многих животных ночью блестят глаза. Почему?

Решение тестовых задач из раздела «Физиология центральной нервной системы, сенсорных систем и психической деятельности» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» №№ 8, 9, 11, 41, 42, 51, 52, 53.


Занятие 3

ТЕМА: СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА СЛУХА
Учебные цели занятия

Студент должен знать: функции каждого из отделов слуховой сенсорной системы, механизмы, защищающие ухо при сильных звуках, механизмы слухового восприятия.

Студент должен уметь: провести аудиметрическое исследование, назвать основные отделы лабиринта.
Тестовый контроль исходного уровня знаний


  • Что такое «кортиев орган»?

  • Какие Вы знаете слуховые косточки?

  • Сообщается ли среднее ухо с внешней средой?

  • Что будет при повреждении барабанной перепонки?

  • Что такое резонатор?

  • Зачем нам нужны два уха?

  • Что такое инфразвук? ультразвук?

  • Какие функции выполняет ухо?

  • Что такое порог слышимости?


Основные вопросы темы


  1. Строение и функции периферического и рецепторного отделов уха.

  2. Теории восприятия звуков. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа.

  3. Особенности проводникового и коркового отделов слуховой сенсорной системы.

  4. Механизм адаптации к сильному звуку.

  5. Бинауральный слух.


ПрофилЬНЫЕ ВОПРОСЫ для педиатрического факультета.
Развитие органа слуха в онтогенезе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.

Опыт № 1. Аудиметрия.
Цель опыта: провести аудиметрическое исследование.
Порядок проведения опыта. Подготовка прибора к работе:

  1. Вставить бланк аудиограммы (лист бумаги, вырезанный по размеру) под планки отсчета силы звука и частоты,

  2. установить планку отсчета силы звука в крайнее верхнее положение.

  3. переключатель интенсивности маскирующего шума поставить в положение «нет»,

  4. присоединить прибор к электрической сети, включить тумблер «сеть» (должна загореться сигнальная лампочка),

  5. посадить испытуемого спиной к прибору.

Проведение исследования:

  1. надеть телефоны так, чтобы оголовье находилось на затылке, а лента с клейким соединением на темени.

  2. переключатель телефонов перевести в положение «ВТ» (воздушный телефон»,

  3. планку переключателя частот (правая) установить так, чтобы ее линейка была на линии 125 гц,

  4. дать в руки испытуемому кнопку обратной сигнализации,

  5. переместить планку силы звука «левую», называемую еще «отсчет потери слуха», на середину шкалы, получив ответ испытуемого о слышимости звука,

  6. постепенно уменьшать силу звука, сдвигая планку вверх, пока испытуемый не перестанет слышать звук. После этого вновь увеличить силу звука, пока испытуемый не ответит, что слышит, тогда в отверстие на месте пересечения поставить карандашом точку. Это порог слышимости на данной частоте.

  7. те же исследования повторить на частотах от 250 до 8000 Гц. Точки соединить кривой, называемой аудиограммой,

  8. аналогичные исследования провести для другого уха, переключив указатель по цвету наушников.

  9. Сравнить аудиограммы левого и правого уха, сделать заключение.



Опыт № 2. Исследование костной проводимости.
Цель опыта: определение порогов слышимости звуков различных частот для костной проводимости.
Порядок проведения опыта.

  1. Включить телефон костной проводимости и прижать его испытуемому к сосцевидному отростку с одной стороны,

  2. переключатель телефонов перевести в положение «КТ» (костный телефон),

  3. проводить исследование порогов на частотах 125-8000 Гц так же, как описано выше для воздушной проводимости.


Опыт 3. Определение направления звука.
Цель опыта: демонстрация особенностей бинаурального слуха.
Порядок проведения опыта.

Испытуемый садится на стул, закрыв глаза. Он надевает фонендоскоп, который помещается за спиной испытуемого. Звучащий предмет подносится к фонендоскопу. Испытуемый сообщает, в каком направлении слышен звук. Затем, одна из трубок фонендоскопа заменяется на более длинную. Слева к фонендоскопу подносится звучащий предмет, испытуемый сообщает о направлении звука. Объяснить полученные результаты.
ОПЫТ № 4. Изучение костной проводимости с помощью камертона.
Цель опыта: научиться определять костную проводимость.
Порядок проведения опыта.

1. Проба Риннэ. Приложите звучащий камертон к сосцевидному отростку. После исчезновения слышимости звука поднесите камертон к уху. Вы услышите звук.

2. Проба Вебера. Приложите звучащий камертон к средней линии головы, Вы услышите звук обоими ушами. Попробуйте объяснить восприятие звуков, если в одно из ухо вложить ватный тампон.
Вопросы для самостоятельной поДГОТОВки:
Особенности изменения слуха в старости.

Тестовый контроль итогового уровня знаний:


  1. . У водолазов в качестве одного из компонентов дыхательной смеси часто используется гелий. При этом их речь становится неразборчиво бубнящей. Почему?

  2. Часто, при прослушивании своего голоса в магнитофонной записи мы не узнаём его, в то же время легко различаем голоса своих товарищей. Почему?

  3. Почему во время сильных звуков (взрывов, например) рекомендуют приоткрыть рот?

  4. Почему при взлёте и посадке в самолётах рекомендуют сосать какую-либо карамель?

  5. Нарисуйте схему проведения и переключения информации от органа слуха.


Решение тестовых заданий из раздела «Физиология центральной нервной системы, сенсорных систем и психической деятельности» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» №№ 1, 4, 45, 46, 47, 48, 49.


Занятие 4

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей