Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Практикум лечфака-2 часть. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфака-2 часть.doc
Дата27.09.2017
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфака-2 часть.doc
ТипПрактикум
#20903
страница7 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8
ТЕМА: СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ РАВНОВЕСИЯ И ВКУСА.
Учебные цели занятия

Студент должен знать: механизмы и теории вкусовой рецепции, характеристику рецепторов, проводниковой и центральной части системы вкуса. Строение и принцип работы вестибулярной сенсорной системы.

Студент должен уметь: провести пробу Ромберга; определить порог вкусовой чувствительности.
Тестовый контроль исходного уровня знаний
– Назовите органы вкуса.

– Перечислите теории вкуса.

– Типы вкусовых сосочков.

– Что такое лабиринт?

– Почему в вестибулярном органе именно три канала?

  • Что такое «отолиты»?


Основные вопросы темы
1. Строение вестибулярного органа.

2. Строение рецепторного отдела. Механизмы рецепции.

3. Пути проведения информации в сенсорной системе гравитации, равновесия и положения тела.

  1. Вкусовая сенсорная система, ее отделы. Теории вкуса.



Профильные вопросы для педиатрического факультета.
Становление вестибулярных рефлексов в онтогенезе.

Развитие системы вкуса в онтогенезе.

Реакции детей разного возраста на вкусовые раздражители.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Опыт № 1. Определение порогов вкусовой чувствительности.
Цель опыта: определение порогов вкусовой чувствительности для основных раздражителей.
Порядок проведения работы: используют 4 набора растворов возрастающей концентрации следующих вкусовых веществ: кислого, сладкого, горького, солёного. Для их приготовления используются соответственно соляная кислота, сахар, солянокислый хенин, хлористый натрий.

На кончик языка испытуемого, пипеткой, не касаясь слизистой, наносят .каплю раствора и просят испытуемого, сделав глотательное движение, определить вкус раствора. Если испытуемый не может определить вкус раствора, проделывают ту же пробу с раствором большей концентрации. Начинают всегда опыт с растворов с минимальной концентрацией вещества. Между отдельными пробами необходимо прополоскать рот чистой водой и сделать перерыв.
Опыт № 2. Проведение пробы "поза Ромберга".
Цель опыта: Научиться определять состояние вестибулярного аппарата
Порядок проведения опыта. Встаньте прямо, плотно соедините ступни, вытяните вперед руки, закройте глаза. Обратите внимание на степень устойчивости в этой позе.
Опыт № 3. Выяснение роли вестибулярного анализатора в процессе фиксации взгляда.
Цель опыта: продемонстрировать взаимосвязь вестибулярного и зрительного анализаторов.
Порядок проведения опыта. Держа руку неподвижно перед глазами, сильно качать головой вправо-влево и вверх-вниз. Затем, держа голову неподвижно, помахать рукой в том же направлении и с той же частотой. Сравните чёткость, с которой Вы видите руку в обоих случаях.
Опыт № 4. Определение симуляции глухоты
Цель опыта : научиться определять симуляцию глухоты.
Порядок проведения опыта. Надев наушники аудиометра на испытуемого, и подавая минимальный шум, попросите испытуемого читать вслух книгу. После того, как он прочитает несколько предложений, резко увеличьте уровень шума, подаваемого на наушники. Испытуемый начнет читать громче, у глухого человека этого не произойдет.
Вопросы для самоСТОЯТЕЛЬНОЙ подготовки
Воздействие на организм инфра- и ультразвука.

Изменения функции вестибулярного аппарата в старости.
Тестовый контроль итогового уровня знаний:


  1. Назовите локализацию нейронов, переключающих сенсорную информацию от рецепторов вкуса.

  2. Нарисуйте схему проведения и переключения информации от вестибулярного органа.

  3. Почему при морской болезни бывает тошнота и рвота?

Решение тестовых заданий из раздела «Физиология центральной нервной системы, сенсорных систем и психической деятельности» сборника «Тестовые задания по курсу нормальной физиологии» №№ 3, 50, 54.
Дополнительная литература

к разделу «Физиология сенсорных систем»:


  1. А.С.Батуев "Физиология сенсорных систем" – Л., Медицина. 1976г.

  2. Стенли Л. Гельфанд "Слух" – М., «Медицина», 1984г.

  3. Г.Тамар "Основы сенсорной физиологии" – М., Мир. 1976г.

  4. "Физиология сенсорных систем", ч.I, II, III. Л., Наука. 1971, 1972, 1975 гг.

  5. Д.Хьюбел "Глаз, мозг, зрение" – М. Мир 1990г.

6. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.

7. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.

8. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.

9. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.

10. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.

11. Физиология плода и детей. Под ред. Глебовского В. Д. М., Медицина, 1988.
РАЗДЕЛ: Физиология психической деятельности

Занятие № 1

ТЕМА: Условный рефлекс. Структура поведенческого акта.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: характеристику безусловных рефлексов, виды инстинктов; условия и механизм выработки условных рефлексов; отличия условного и безусловного рефлексов; виды условных и безусловных рефлексов

Студент должен уметь: объяснить структуру поведенческого акта согласно теории функциональной системы П.К.Анохина;

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1) Что такое рефлекс ?;

2) Что такое безусловный рефлекс ?

3) Что такое условный рефлекс ?;

4) Какие виды движений относятся к условному и безусловному рефлексам ?

5) Перечислите основные виды безусловных рефлексов;

6) Перечислите основные виды условных рефлексов;

7) Дайте определение памяти;

10) Какие виды памяти существуют?;
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Безусловные рефлексы и инстинкты.

2. Условный рефлекс, как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов.

3. Стадии выработки условного рефлекса (генерализации и концентрации), их электрофизиологическое проявление. Роль явлений доминанты и ориентировочного рефлекса.

4. Механизмы замыкания временной связи. Кратковременная и долговременная память.

5. Понятие о динамическом стереотипе.

6. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1. Особенности формирования условных рефлексов у ребенка после рождения.

2. Последовательность включения в условно-рефлекторную деятельность отдельных сенсорных систем в онтогенезе.

3. Развитие синтетической деятельности мозга: значение взаимосвязи зрительного, тактильного и двигательного анализаторов в формировании реакции на комплексные раздражители и двигательных навыков.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Опыт № 1. Образование условного мигательного рефлекса у человека.
Цель опыта: знакомство с методикой образования искусственного условного рефлекса.
Порядок проведения работы:

Безусловным раздражителем служит струя воздуха из резиновой груши, направленная на глаз. Условный раздражитель - свисток.

Условный рефлекс вырабатывают следующим образом. Дается звуковой сигнал свистком, через 0,5-1 с производят безусловное подкрепление. Делают несколько таких сочетаний с интервалами 5-10 с. Наблюдают образование условного рефлекса.

Пробуют выработать условный рефлекс при одновременном предъявлении условного и безусловного раздражителей и при условном раздражителе, предъявляемом после безусловного. Делают вывод об условиях выработки условного рефлекса.
Опыт № 2. Исследование кратковременной памяти. Зрительная и слуховая память.
Цель опыта: продемонстрировать особенности двух видов кратковременной памяти (непосредственной и оперативной), показать индивидуальные различия в зрительной и слуховой памяти.
Порядок проведения работы: используется “двойной тест” Л. С. Мучника и В. С. Смирнова. Обследуемому предлагают ряд, состоящий из однозначных чисел, например 3 и 2, 2 и 4, 4 и 5, 1 и 6 и т.д. Числа подбирают так, чтобы сумма их не превышала девяти, число ноль не используют. Обследуемый должен складывать в уме числа каждой пары и запоминать только результаты, которые затем воспроизводит в предложенном порядке .Опыт длится до тех пор, пока обследуемый не начнет допускать ошибки или пропускать результаты отдельных операций.

Объем оперативной памяти всегда меньше, чем объем непосредственной памяти (т. е. запоминание самих предъявленных чисел). Чем ближе к единице окажется результат отношения (оперативная память к непосредственной памяти), тем более полно обследуемый использует возможности непосредственного запоминания.

При изучении зрительной памяти пары однозначных цифр предъявляются напечатанными на карточке, при оценке слуховой памяти пары цифр зачитываются вслух или воспроизводится магнитофонная запись.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения. Роль гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий в формировании мотиваций.

2. Особенности формирования условных рефлексов и памяти в старости.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Тестовые задания по курсу нормальной физиологии, раздел «Физиология ЦНС, сенсорных систем и психической деятельности», задачи №№ 55, 56, 58, 59, 61
Занятие № 2.

ТЕМА: Торможение в ЦНС. Физиология сна.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: отличия внешнего и внутреннего торможения; виды внутреннего торможения; виды сна; отличия медленного и быстрого сна; современные представления о механизмах сна.

Студент должен уметь: объяснить механизм торможения в ВНД; схематически изобразить изменения электрической активности мозга во время разных фаз сна.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1) Дайте определение понятиям “внешнее торможение” и “внутреннее торможение”;

2) Перечислите основные виды внутреннего торможения;

4) Характеристика каких процессов лежит в основе классификации типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову?

5) Перечислите основные типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову;

6) Что такое сон?;

7) Назовите фазы сна;

8) Какие структуры мозга участвуют в поддержании состояний бодрствования и сна?.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1) Виды торможения (И.П.Павлов):

а) безусловное (внешнее, запредельное);

б) условное (угасание, дифференцировка, условный тормоз, запаздывание).

2) Современные представления о механизмах торможения.

3) Сон. Фазы сна. ”Медленный” и “быстрый” сон. Теории сна.

4) Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, их характеристика. Экспериментальные неврозы. Значение учения И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах для клиники.

5) Современные представления о типах психической деятельности.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1) Формирование условных рефлексов у детей первого года жизни.

2) Особенности условного (внутреннего) торможения у детей.

3) Особенности сна у детей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Опыт № 1. Внешнее (безусловное) торможение.
Цель опыта: ознакомиться с явлением внешнего торможения условного рефлекса.
Порядок проведения работы: у испытуемого вырабатывают условный оборонительный рефлекс на звук свистка. В качестве безусловного раздражителя используют индукционный ток. Раздражающими электродами служат двуметаллические пластинки, укрепленные на изоляторе. Электроды покрывают кусочками марли, смоченной солевым раствором. Испытуемый прикладывает пальцы к электродам, а экспериментатор подбирает силу тока выше пороговой с тем, чтобы при включении тока наблюдать отчетливое движение руки. Сигнальным раздражителем служит звук свистка. Выработав и закрепив условный рефлекс на свисток, одновременно с условным раздражителем (звуком свистка) дают какое-либо постороннее сильное звуковое раздражение. Следят за характером проявления условного рефлекса. Анализируют результаты и делают выводы.

Опыт № 2. Угасание условного рефлекса.
Цель опыта: продемонстрировать угасательное торможение условного рефлекса.
Порядок проведения опыта: выработав и закрепив условный оборонительный рефлекс, как описано выше, раздражитель (свиток) не подкрепляют 5-6 раз. Условный рефлекс угасает.
Опыт № 3. Торможение запаздывания.
Цель опыта: продемонстрировать запаздывание условной реакции в ответ на отставление во времени безусловного раздражителя от условного.
Порядок проведения опыта: вырабатывается условный рефлекс по вышеописанной методике с интервалом между условным и безусловным раздражителями = 0,5-1 с. Затем подкрепление условного рефлекса откладывается несколько раз на 5-10 с. Условный рефлекс тормозится.
Опыт № 4. Дифференцировочное торможение.
Цель опыта: продемонстрировать явление дифференцировочного торможения.
Порядок проведения опыта: вырабатывается условный оборонительный рефлекс на звук свистка. Звуковой сигнал, данный подряд дважды, подкрепляется, однократный звуковой сигнал не подкрепляется. В начальной стадии (при генерализации) наблюдается ответная реакция на оба сигнала. В дальнейшем происходит дифференцировка, и испытуемый на однократный звуковой сигнал не реагирует.

Опыт № 5. Условный тормоз.
Цель опыта: продемонстрировать действие условного тормоза.
Порядок проведения опыта: условный сигнал подкрепляется свистком. Сочетание похлопывания испытуемого по плечу со звуком свистка не подкрепляется. Похлопывание по плечу является условным тормозом и в сочетании с условным раздражителем тормозит условный рефлекс.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Физиологические основы гипнотических состояний.

  1. Особенности внутреннего торможения в старческом возрасте


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Тестовые задания по курсу нормальной физиологии, раздел «Физиология ЦНС, сенсорных систем и психической деятельности», задачи №№ 39, 57

Занятие № 3.

ТЕМА: Физиологические основы психических функций человека. Свойства личности.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: понятие о I и II сигнальных системах, формы отражения мозгом окружающей действительности; понятие о мышлении, этапы формирования мышления, нейрофизиологические основы мышления, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами мышления; нейрофизиологические основы речи, функциональную асимметрию мозга в связи с механизмами речи; понятие об эмоциях, функции эмоций, основные эмоции, структурное обеспечение эмоций; понятие о сознании, подсознании, самосознании, сверхсознании, их соотношение, роль в формировании поведения; основные свойства личности

Студент должен уметь: объяснить соотношение между инстинктами, потребностно-мотивационной сферой человека и процессами сознания, подсознания и сверхсознания.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1) Что такое I сигнальная система?

2) Что такое II сигнальная система?

3) Дайте определение понятию “мышление”;

4) Что такое речь?

5) Назовите виды речи;

6) Перечислите основные функции речи;

7) Что такое эмоции?

8) Назовите основные виды эмоций;

9) Перечислите основные функции эмоций;

10) Дайте определение понятию “потребность”;

11) Назовите основные виды потребностей человека?

12) Что такое сознание?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Формы отражения мозгом окружающей действительности. I и II сигнальные системы ( по И. П. Павлову).

2 .Мышление и речь. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с процессами мышления и речи.

3.Эмоции, их роль в осуществлении психических функций. Структурное обеспечение эмоций.

4.Понятие о подсознании, сознании, самосознании, сверхсознании. Представление о нервном субстрате сознания. Роль сознания в формировании поведения человека.

5. Личность и ее свойства. Типы личности.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА:
1.Развитие речи в онтогенезе человека.

2. Особенности эмоциональных реакций в детском возрасте.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ:
Опыт № 1. Оценка личностных свойств с помощью адаптированного опросника Айзенка.

Цель опыта: ознакомиться с некоторыми способами психологического определения типологических свойств высшей нервной деятельности человека.

Опросник подразумевает исследование не умственных способностей, а личностных свойств человека. Предлагаемая методика опросника является модификацией оригинальной методики Айзенка, разработанной и адаптированной в Ленинградском психоневрологическом НИИ им.В.М.Бехтерева. В опроснике исследованию подлежат факторы экстра-интроверсии и невротизма. Айзенк связывает экстра- и интроверсию (понятия, созданные псхиоаналитиками) со степенью возбуждения и торможения в ЦНС, рассматривая этот фактор как некий результат баланса процессов возбуждения и торможения, являющийся в значительной степени врожденным. Типичный экстраверт и интроверт рассматриваются как противоположные личности, стоящие по краям человеческого массива, к ним в той или иной степени приближаются разные люди. Наряду с характеристиками экстра- и интроверсии Айзенк рассматривает также фактор невротизма, который может быть назван показателем устойчивости или неустойчивости, стабильности или нестабильности, что может быть сопоставлено с привычными понятиями уравновешенности и неуравновешенности нервно-псхических процессов. Если принять предлагаемую Греем идентичность параметров силы нервных процессов понятиям экстра- и интроверсии, станет очевидным, что, используя два типа понятий: экстравертированность-интровертированность и стабильность-нестабильность, можно нейропсихологически охарактеризовать достаточно полно типологические особенности высшей нервной деятельности и свойства личности.
Порядок проведения работы:

Ниже приводятся шкалы оценки и ключ к методике, которые студенты должны заранее перенести в свои тетради. Перечень вопросов студентам предъявляется преподавателем на занятии, заранее с ним не знакомя их. На вопросы следует ответить не раздумывая, сразу же, так как важна первая реакция обследуемого. Отвечать на вопросы нужно только “да” или “нет”. С помощью шкалы оценки и ключа оцениваются личностные свойства и вероятная принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности. При этом разъясняется неизбежная относительность оценки личности,, проанализированной данными тестами.

КЛЮЧ К ЛИЧНОСТНОМУ ОПРОСНИКУ МЕТОДИКИ АЙЗЕНКА

Экстравертированность

Невротизм

Ложь

да

Нет

да

нет

да

нет


1 2 6

3 4

5 7 12

8 9

10 11 18

13 15 14 24

17 16

20 19 30

21

22 23 36

25 26 42

27 28

29 31 48

32 33

34 35 54

37 38

41 40

39 43

44 45

46 47

49 50

51 52

53 55

56 57

+ 0
Не более 5
Особенности личности

1. Работоспособность: высокая, низкая, средняя.

2. Энергичный, неэнергичный, средний.

3. Настойчивый, ненастойчивый, средний.

4. Волевой, слабовольный, средний.

5. Решительный, нерешительный, средний.

6. Спокойный, вспыльчивый, средний.

7. Мнительный, немнительный, средний.

8. Тревожный, нетревожный, средний.

9. Общительный, замкнутый, средний.

10.Легко сходился с людьми, трудно, средне.

11.Имел сильное чувство привязанности, не имел.

12.Имел потребность в общении с людьми, не имел.

13.Жизнерадостный, пессимист, средний.

14.Независимый, легко впадал в зависимость, средний.

15.Имел широкий круг интересов, узкий, средний.

16.Честолюбив, нечестолюбив, средний.

17.Обидчивый, необидчивый, средний.

18.Имел привязанность к родным, не имел.

19.Интересы внутри семьи, вне семьи, одинаково.

20.Миролюбивый, склонен к ссорам, средний.

21.Доверчивый, подозрительный, средний.

22.Терпимый в отношении окружающих, нетерпимый, средний.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Значение работ И.П.Павлова и А.А.Ухтомского для понимания физиологических механизмов внимания.

2. Физиологические закономерности изменения свойств личности в старости


Занятие № 4

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей