ТЕМА: Физиологические основы трудовой деятельности. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Студент должен знать: виды трудовой деятельности , характеристику тяжести и напряженности труда; физиологические особенности физического и умственного труда, монотонного труда; физиологические механизмы формирования трудовых навыков, динамику работоспособности и утомления; физиологические основы рациональной организации трудовых процессов
Студент должен уметь: оценить степень тяжести физического труда; определить уровень физического состояния ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ: 1) Назовите виды труда;
2) Назовите виды трудовой деятельности;
3) Назовите разновидности физической работы;
4) Дайте определение понятию “динамический стереотип”;
5) Дайте определение понятию ”работоспособность”; 6) Что такое утомление?
7) Что такое гипокинезия?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Труд как целенаправленная деятельность человека. Различные виды труда и трудовой деятельности. Степень тяжести труда.
2. Значение двигательного аппарата, сенсорных систем и корковой регуляции в трудовой деятельности. Трудовые навыки. Роль явлений доминанты в формировании динамического стереотипа.
3. Изменение физиологических функций при различных видах физической работы. Монотонный труд. Гипокинезия.
4. Физиологические особенности умственного труда.
5. Работоспособность и утомление. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: 1) Возрастные изменения двигательной активности и работоспособности. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Опыт № 1. Определение уровня физического состояния(УФС). Цель опыта: продемонстрировать зависимость между интенсивностью функционирования сердечно-сосудистой системы в покое и уровнем физического состояния. Порядок проведения работы: в группе выбираются студенты, регулярно занимающиеся спортом, и физически малоактивные. В состоянии покоя трижды подсчитывается частота пульса и измеряется артериальное давление, после чего вычисляется среднее артериальной давление. Определяется масса тела и рост каждого. Расчет УФС ведется по формуле:
УФС = 700-3(ЧСС + 2,5АДср - 2,7В + 0,28М)/350 - 2,6В + 0,21Р, где ЧСС - частота пульса, В - возраст(лет), М - масса тела в кг, Р - рост в см.
Исходя из полученной величины, определяют, к какой группе по физическому состоянию относится индивидуум. Величины УФС по группам:1)0,255-0,375;2)0,376-0,525;3)0,526-0,675;4)0,676-0,825;5)0,826 -и выше. Опыт № 2. Влияние тренированности на показатели функционального состояния после физической нагрузки. Цель опыта: продемонстрировать значение упражнений для физической работоспособности человека. Порядок проведения работы: в группе выбирается студент, регулярно занимающийся спортом, и нетренированный. Замеряются исходные величины частоты пульса, артериального давления и частоты дыхания. Затем им предлагается сделать 30 приседаний, после чего замеряются те же показатели. Делается вывод о влиянии упражнений на физическую работоспособность и показатели функционального состояния после физической нагрузки.
Опыт № 3. Влияние упражнения на умственную работоспособность. Цель опыта: показать значение упражнения для способности быстро и правильно производить логические операции. Порядок проведения опыта: студентам предлагается составить классификацию следующих понятий: ”квадрат”, ”параллелограмм”, ”прямоугольник”, ”ромб”, ”четырехугольник”. Классификация должна быть выполнена в виде иерархической схемы, по которой можно определить, в каком отношении находятся эти понятия друг к другу, какие из них являются частными видами, какие - общими. При этом студенты должны указать критерии, по которым составлена классификация. Преподавателем засекается время, которое понадобилось для выполнения работы, и количество допущенных ошибок.
После разбора предыдущей работы предлагается классифицировать следующую группу понятий: ”натрий”, ”альбумины”, ”плазма”, ”вода”, ”кровь”. Определяется затраченное время и количество допущенных ошибок. И, наконец, классифицируется третья группа понятий: ”лейкоциты”, ”лимфоциты”, ”гранулоциты”, ”клетки крови”, ”юные”. Определяется время, затраченное на классификацию и количество ошибок.
Делается вывод о влиянии упражнения на правильность и быстроту выполнения логических операций. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1.Влияние упражнения на работоспособность. Физиологические основы упражнения.
2.Теории утомления.
3.Физиологическая рационализация режимов труда и отдыха.
4. Особенности утомления в старости ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО РАЗДЕЛУ «ФИЗИОЛОГИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Руководство по физиологии труда. М., «Медицина», 1983.
П. К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., «Медицина», 1968.
А.С.Батуев. Высшая нервная деятельность. М., ”Высшая школа”, 1991.
Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж. Основные методики и эксперименты для изучения мозга и поведения. М., 1991.
Л. П. Гримак. Моделирование состояний человека в гипнозе. Ленинград, «Наука», 1978.
К. В. Судаков. Биологические мотивации. М., «Медицина», 1971.
9. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. СПб-Архангельск, 2001.
10. Начала физиологии./ Под ред. А. Ноздрачева. – СПб, «Лань», 2001.
11. В.Н.Казаков, В.А.Леках, Н.И.Тарапата Физиология в задачах / Ростов-на-Дону, «Феникс»,1996.
12. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах. / Учебное пособие для самоподготовки./ Ч.1. – Краснодар, изд-во Кубанской гос. мед. академии, 1996.
13. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. Перев. с англ., т.1 М., «Мир», 1986.
14. В.Ф.Пятин, О.В.Лаврова Физиологические основы психической деятельности человека. Самара. 1994.
15. Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |