Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Практикум лечфак, Часть1. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфак, Часть1.doc
Дата27.09.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфак, Часть1.doc
ТипПрактикум
#20886
страница19 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Раздел «Физиология крови». Задачи № 144-218.


Занятие № 32

ТЕМА: ГРУППОВЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ, РЕЗУС-ФАКТОР
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: классификацию групп крови по Янскому и Ландштейнеру; резус-фактор и дополнительные агглютиногены;

схему переливания крови; правила переливания крови;

функции перелитой крови; основные кровезаменители и цели их применение;

Студент должен уметь: определять группу крови; определять резус-принадлежность.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:


  1. Что такое агглютинация?

  2. Кого называют донором, кого реципиентом?

  3. Что такое агглютиногены, где они содержатся?

  4. Что такое агглютинины, где они содержатся ?

  5. Какими символами принять обозначать агглютиногены и агглютинины?

  6. Сколько групп крови существует?

  7. Что такое резус фактор?

  8. Какие дополнительные агглютиногены Вы знаете?

  9. Каковы функции перелитой крови?

  10. Назовите основные кровезаменители.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:


  1. Классификация групп по Янскому и Ландштейнеру .

  2. Резус-фактор и дополнительные агглютиногены .

  3. Схема переливания крови.

  4. Проба на индивидуальную и биологическую совместимость.

  5. Кровезаменители и их применение.

  6. Правила переливания крови.



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:





  1. Определение группы крови.Цель опыта: Научиться определять группы крови.

Ход работы. Чашку Петри помещают на белую бумагу и наносят по капле стандартных сывороток I, II, III групп. Па­лец обрабатывают и прокалывают скарификатором. Стеклянной палочкой переносят небольшое количество крови, полученной из пальца, в каплю сыворотки I группы, затем вторым, чистым концом палочки такое же количество крови переносят в сыво­ротку II группы, третью каплю переносят в сыворотку III группы промытым и насухо вытертым концом палочки (можно поль­зоваться четырьмя углами предметного стекла). Каждый раз тщательно размешивают кровь в капле сыворотки, пока смесь не примет равномерно розового цвета. Реакция агглютинации на­ступает через 1–5 минут. При наличии агглютинации капля становится прозрачной, а эритроциты склеиваются в виде комоч­ков. Группа крови устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия агглютинации.

1. Отсутствие агглютинации говорит об отсутствии агглютиногенов в исследуемой крови, что является свойством эритроцитов I группы.

2. Если агглютинация произошла с сывороткой I и III групп, содержащей соответственно агглютинины , и , то эритро­циты исследуемой крови содержат А агглютиноген – II группа.

3. Если агглютинация произошла с сывороткой I и II групп, содержащей агглютинины , и , это говорит о наличии В агглютиногена в эритроцитах – III группа исследуемой крови.

4. При наличии агглютинации с сыворотками II, III групп эритроциты содержат А и В агглютиногены, что указывает на принадлежность исследуемой крови к IV группе.
2. Определение резус-фактора крови экспресс-мето­дом.Цель опыта: Научиться определять резус-принадлеж­ность.

Ход работы: На тарелку наносят по одной капле конт­рольной сыворотки и стандартной антирезус сыворотки (спра­ва – К, слева – Rh). Рядом с каждой сывороткой помещают по одной капле ис­следуемой крови (размер капли крови должен быть вдвое мень­ше, чем капля сыворотки). Последующие манипуляции должны начинаться с контроль­ной сыворотки. Стеклянной палочкой перемешивают каплю кро­ви с каплей контрольной сыворотки, образуя общую каплю, размером с пятикопеечную монету. Затем перемешивают кровь с антирезусной сывороткой. Покачивая тарелку, наблюдают за реакцией. Для лучшего выявления наличия пли отсутствия агглютинации можно добавить в обе пробы по капле физиологического раствора. Если исследуемая кровь резус-положительна, то в пробе со стандартной антирезус-сывороткой будет агглютинация эритроцитов (в контроле ее не должно быть). Если кровь резус-отрицательна, агглютинация отсутствует в обеих пробах
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:


  1. Наследование групп крови.

  2. Тканевые антигены. Понятие об иммунологической совместимости и проблема пересадки тканей и органов. Иммунологическое тестирование

  3. Переливание трупной крови.

  4. Кровезаменители сложного состава.

  5. Резус-несовместимость и беременность.


ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Резус-фактор, его значение в акушерской практике и при пере­ливании крови-

2. Сроки формирования резус-антигенов у плода.

3. Девочке перелита кровь без учета резус-фактора. Может ли это отразиться впоследствии на ее детородной функции? При каких условиях? Почему?

4. Больному с резус-отрицательной кровью произведено первич­ное переливание резус-положительной крови, а через 2 года повторно перелито большое количество резус-положительной крови. Какая разница в реакции крови реципиента при первич­ном и повторном переливании крови? Почему?

5. При определении группы крови реакции агглютинации нет ни в одной из сывороток. Почему? Какая группа крови?

6. Реакция агглютинации произошла с I, II, III группами. По­чему? Какая группа крови?

7. Больному, укушенному ядовитой змеей, было произведено обменное переливание крови. Для чего? Перелитая кровь была той же группы и резус-принадлежности, что и у больного, одна­ко возникли явления гемотрансфузионной несовместимости. В чем причина?

8. Почему при браке резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной чаще всего первый ребенок рождается нормальным, а при последующих беременностях возрастает уг­роза резус-конфликта между матерью и плодом?

9. Совершено убийство. Как доказать, что пятна, обнаружен­ные на месте преступления, – кровь?

10. Идет суд на определение возможности отцовства. Данные экспертизы: в крови ребенка агглютиногенов не обнаружено (группа О), в крови потенциального отца содержится агглютиноген В. Какое решение примет суд? Почему?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология крови». Задачи № 219-262.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ


  1. Прокоп О., Геллер В. Группы крови человека. –1991.

  2. Фермилен Ж., Ферстрате М. Гемостаз –1984.

  3. Рябов С.И., Шостка Г.Д. Эритрон и почка. –1985.

  4. Павлов А.Д., Морщакова Е.В. Регуляция эритропоэза. –1987.

  5. Лимфоциты. Под ред. Д.Клауса. –1990.

  6. Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.

  7. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.

  8. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.

  9. Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.

  10. Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.

  11. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.


1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей