|
Практикум лечфак, Часть1. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологииРаздел «Физиология крови». Задачи № 144-218. Занятие № 32
ТЕМА: ГРУППОВЫЕ СВОЙСТВА КРОВИ, РЕЗУС-ФАКТОР УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.
Студент должен знать: классификацию групп крови по Янскому и Ландштейнеру; резус-фактор и дополнительные агглютиногены;
схему переливания крови; правила переливания крови;
функции перелитой крови; основные кровезаменители и цели их применение;
Студент должен уметь: определять группу крови; определять резус-принадлежность. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
Что такое агглютинация?
Кого называют донором, кого реципиентом?
Что такое агглютиногены, где они содержатся?
Что такое агглютинины, где они содержатся ?
Какими символами принять обозначать агглютиногены и агглютинины?
Сколько групп крови существует?
Что такое резус фактор?
Какие дополнительные агглютиногены Вы знаете?
Каковы функции перелитой крови?
Назовите основные кровезаменители.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
Классификация групп по Янскому и Ландштейнеру .
Резус-фактор и дополнительные агглютиногены .
Схема переливания крови.
Проба на индивидуальную и биологическую совместимость.
Кровезаменители и их применение.
Правила переливания крови.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Определение группы крови.Цель опыта: Научиться определять группы крови.
Ход работы. Чашку Петри помещают на белую бумагу и наносят по капле стандартных сывороток I, II, III групп. Палец обрабатывают и прокалывают скарификатором. Стеклянной палочкой переносят небольшое количество крови, полученной из пальца, в каплю сыворотки I группы, затем вторым, чистым концом палочки такое же количество крови переносят в сыворотку II группы, третью каплю переносят в сыворотку III группы промытым и насухо вытертым концом палочки (можно пользоваться четырьмя углами предметного стекла). Каждый раз тщательно размешивают кровь в капле сыворотки, пока смесь не примет равномерно розового цвета. Реакция агглютинации наступает через 1–5 минут. При наличии агглютинации капля становится прозрачной, а эритроциты склеиваются в виде комочков. Группа крови устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия агглютинации.
1. Отсутствие агглютинации говорит об отсутствии агглютиногенов в исследуемой крови, что является свойством эритроцитов I группы.
2. Если агглютинация произошла с сывороткой I и III групп, содержащей соответственно агглютинины , и , то эритроциты исследуемой крови содержат А агглютиноген – II группа.
3. Если агглютинация произошла с сывороткой I и II групп, содержащей агглютинины , и , это говорит о наличии В агглютиногена в эритроцитах – III группа исследуемой крови.
4. При наличии агглютинации с сыворотками II, III групп эритроциты содержат А и В агглютиногены, что указывает на принадлежность исследуемой крови к IV группе. 2. Определение резус-фактора крови экспресс-методом.Цель опыта: Научиться определять резус-принадлежность.
Ход работы: На тарелку наносят по одной капле контрольной сыворотки и стандартной антирезус сыворотки (справа – К, слева – Rh). Рядом с каждой сывороткой помещают по одной капле исследуемой крови (размер капли крови должен быть вдвое меньше, чем капля сыворотки). Последующие манипуляции должны начинаться с контрольной сыворотки. Стеклянной палочкой перемешивают каплю крови с каплей контрольной сыворотки, образуя общую каплю, размером с пятикопеечную монету. Затем перемешивают кровь с антирезусной сывороткой. Покачивая тарелку, наблюдают за реакцией. Для лучшего выявления наличия пли отсутствия агглютинации можно добавить в обе пробы по капле физиологического раствора. Если исследуемая кровь резус-положительна, то в пробе со стандартной антирезус-сывороткой будет агглютинация эритроцитов (в контроле ее не должно быть). Если кровь резус-отрицательна, агглютинация отсутствует в обеих пробах ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
Наследование групп крови.
Тканевые антигены. Понятие об иммунологической совместимости и проблема пересадки тканей и органов. Иммунологическое тестирование
Переливание трупной крови.
Кровезаменители сложного состава.
Резус-несовместимость и беременность.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. Резус-фактор, его значение в акушерской практике и при переливании крови-
2. Сроки формирования резус-антигенов у плода.
3. Девочке перелита кровь без учета резус-фактора. Может ли это отразиться впоследствии на ее детородной функции? При каких условиях? Почему?
4. Больному с резус-отрицательной кровью произведено первичное переливание резус-положительной крови, а через 2 года повторно перелито большое количество резус-положительной крови. Какая разница в реакции крови реципиента при первичном и повторном переливании крови? Почему?
5. При определении группы крови реакции агглютинации нет ни в одной из сывороток. Почему? Какая группа крови?
6. Реакция агглютинации произошла с I, II, III группами. Почему? Какая группа крови?
7. Больному, укушенному ядовитой змеей, было произведено обменное переливание крови. Для чего? Перелитая кровь была той же группы и резус-принадлежности, что и у больного, однако возникли явления гемотрансфузионной несовместимости. В чем причина?
8. Почему при браке резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной чаще всего первый ребенок рождается нормальным, а при последующих беременностях возрастает угроза резус-конфликта между матерью и плодом?
9. Совершено убийство. Как доказать, что пятна, обнаруженные на месте преступления, – кровь?
10. Идет суд на определение возможности отцовства. Данные экспертизы: в крови ребенка агглютиногенов не обнаружено (группа О), в крови потенциального отца содержится агглютиноген В. Какое решение примет суд? Почему? Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».
Раздел «Физиология крови». Задачи № 219-262. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ Прокоп О., Геллер В. Группы крови человека. –1991.
Фермилен Ж., Ферстрате М. Гемостаз –1984.
Рябов С.И., Шостка Г.Д. Эритрон и почка. –1985.
Павлов А.Д., Морщакова Е.В. Регуляция эритропоэза. –1987.
Лимфоциты. Под ред. Д.Клауса. –1990.
Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.
Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.
Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.
Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.
Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.
Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|