Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Практикум лечфак, Часть1. Практикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии


Скачать 0.68 Mb.
НазваниеПрактикум по нормальной физиологии представляет собой переработанное издание 2001 года, составлен в соответствии с Примерной программой по нормальной физиологии
АнкорПрактикум лечфак, Часть1.doc
Дата27.09.2017
Размер0.68 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПрактикум лечфак, Часть1.doc
ТипПрактикум
#20886
страница3 из 19
Каталогid37386564Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 85 файл(ов). Среди них: методичка по воде.doc, гигиена сам. раб. методичка.doc, Лекция №7. Основы современной анестезиологии.ppt.ppt, Лекция №29. некрозы, гангрены, язвы, свищи.ppt.ppt, Острый аппендицит.ppt.ppt, хронические гастриты.ppt.ppt, Гепатиты А, Е.ppt.ppt, лекция №6. Механизм действия перелитой крови.ppt.ppt, Острый аппендицит.ppt.ppt и ещё 75 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ



1. Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.

2. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. –1986. –т.1 (перев. с англ.).

5. Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.

6. Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.

7. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.

РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Занятие № 9.

ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВА, ЦЕНТРАЛЬНОГО СИНАПСА, НЕЙРОНА.

ВОЗБУЖДЕНИЕ В ЦНС.

СВОЙСТВА НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: строение нейронов, нервных проводников;

функциональные особенности центральных синапсов;

свойства синаптической передачи;

понятие о нервной цепи;

понятие о нервном центре;

основные закономерности распространения возбуждения по нейронным цепям;

принцип надежности нервных центров (пластичность, взаимозаменяемость);

основные свойства нервных центров.

Студент должен уметь: изобразить схематически и графически синапс, ВПСП и ТПСП;

схематически изобразить проведение возбуждения по миелиновым и немиелиновым волокнам;

схематически изобразить нейронную цепь, нейронную сеть, кольцевую цепь, процессы конвергенции и иррадиации возбуждения.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какую роль выполняет миелиновая оболочка в мякотных волокнах?

2. Проводится ли возбуждение по нервным волокнам в целостном организме в двух направлениях? (да, нет)

3. Обладают ли нервные волокна одинаковой скоростью проведения возбуждения? (да, нет)

4. Проводится ли возбуждение по изолированному нервному волокну? (да, нет)

5. Укажите особенности распространения возбуждения по миелиновым нервным волокнам: изолированно, сальтаторно, без утомления, с большой затратой энергии, с малой затратой энергии.

6. Какие факторы могут нарушить физиологическую и анатомическую целостность нервного волокна: перевязка волокна, охлаждение волокна, воздействие на нервное волокно физиологического раствора, действие фармакологических средств (новокаин, эфир, кокаин, нашатырный спирт).

7. Что называют возбуждением?

8. Что такое иррадиация возбуждения?

9. Что такое конвергенция возбуждения?

10. Какие виды суммации возбуждения существуют?

11. Сформулируйте понятие «нервный центр».
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Механизмы проведения возбуждения в миелиновых и немиелиновых нервных волокнах.

2. Нервные волокна типа А, В, С. Характеристика их возбудимости и лабильности. Особенности проведения возбуждения по нервным волокнам и в нервных стволах.

3. Классификация и строение различных видов синапсов. Тормозные и возбуждающие синапсы и их медиаторы.

4. Механизмы передачи возбуждения в синапсах. Постсинаптические возбуждающие и тормозные потенциалы.

5. Нейроны, их виды, функциональные особенности.

6. Особенности возникновения и распространения возбуждения в нейроне. Триггерные характеристики мембраны.

7. Понятия о нервном центре. Представление о функциональной организации и локализации нервных центров.

8. Иррадиация, мультипликация возбуждения.

9. Односторонний характер проведения возбуждения в нейронных цепях.

10. Реверберация импульсов в нейронных цепях.

11. Конвергенция возбуждения. Интегративные функции нейрона.

12. Основные свойства нервных центров.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опытов.
Опыт . Влияние камфоры, амидопирина и кофеина на проведение и иррадиацию возбуждения у экспериментальных животных.
Цель опыта: показать проявления иррадиации и генерализации возбуждения в ЦНС. Большие дозы кофеина усиливают возбудимость нервной системы. При этом возбуждение широко иррадиирует, вызывая судороги скелетных мышц, вплоть до тетануса. Подобным же образом действуют камфора и амидопирин (пирамидон).

Порядок выполнения работы.

а) лабораторным мышам под кожу ввести раствор камфоры в дозе 1 мг/кг веса. Через 2-10 мин. появляются клонические судороги.

б) крысе внутрибрюшинно ввести 1 мл 1% р-ра амидопирина. Через 10-15 мин. развиваются тонические, а затем клонические судороги.

в) крысе внутрибрюшинно ввести 2 мл 2% р-ра кофеина. Через 10-15 мин. Развиваются судороги.

Необходимо объяснить механизм возникновения судорог.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


1. Виды глиальных клеток, их физиологические свойства.

2. Взаимосвязь нервных клеток в осуществлении нервной деятельности.

3. Функциональные особенности нервных волокон в пожилом и старческом возрасте.

4. Особенности процессов возбуждения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.

5. Особенности функционирования нервных центров в пожилом и старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Расстояние между раздражающими и отводящими электродами равно 10 см. Потенциал действия в точке отведения регистрируется через 1 мсек после нанесения раздражения. К какой группе относится данное волокно (А, В или С)?

2. Амплитуда потенциала действия в нервном волокне уменьшилась со 120 мВ до 10 мВ. Будет ли импульс возбуждения распространяться по волокну? Почему?

3. Длительность пика потенциала действия в нервном волокне равна 0,5 мсек, следовой деполяризации – 20 мсек. Волокно раздражается серией электрических импульсов с частотой 50 Гц. Какова будет возбудимость волокна при действии на него электрических импульсов, последующих за первым?

4. По двигательным нервным волокнам распространяются потенциалы действия, амплитуда которых равна 120 мВ. В начальной части нерва имеется участок, функциональное состояние которого ухудшено. Когда потенциал действия входит в этот участок, его амплитуда уменьшается в 2 раза. Какова будет амплитуда потенциала действия в дистальной части нерва? Почему?

5. Почему возбуждение по миелиновым и немиелиновым нервным волокнам проводится изолированно?

6. У больного с травмой позвоночника в поясничном отделе наблюдалось нарушение произвольных движений в нижних конечностях. После оперативного вмешательства (удаление осколков костной ткани, сдавливающих нервную ткань) произошло постепенное восстановление двигательной функции. Каков механизм наблюдавшихся нарушений в двигательной активности?

7. К мотонейрону, порог возбуждения которого 10 мВ, одновременно подходят 8 возбуждающих пресинаптических импульсов. Будет ли этот мотонейрон генерировать эфферентные нервные импульсы, если амплитуда одиночных ВПСП, вызываемых на мембране его аксонного холмика отдельными пресинаптическими импульсами, равна 2 мВ?

8. С какой частотой к мотонейрону должны поступать пресинаптические нервные импульсы, чтобы на его теле (длительность ВПСП 0, 015 сек) смогла произойти последовательная суммация ВПСП?

9. Амплитуда одиночного ВПСП в аксонном холмике нейрона равна 10 мВ. Какой реакцией будет отвечать нейрон, если к его телу одновременно поступают:

а) 5 возбуждающих нервных импульсов;

б) 20 возбуждающих нервных импульсов.

10. Какое физиологическое значение имеет тот факт, что сила биологически значимого нервного сигнала, возникающего в рецепторах любой рефлексогенной зоны, достигает необходимо большой величины лишь по ходу рефлекторной дуги, а не в ее афферентных звеньях.
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи №143-179.

Занятие № 10.

ТЕМА: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦНС.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: взаимодействие процессов возбуждения и торможения на центральных нейронах;

механизм развития центрального торможения;

нейрональные механизмы, обеспечивающие развитие сопряженного торможения в центрах - антагонистах;

механизмы, обеспечивающие усиление и удлинение биологически значимых афферентных нервных сигналов;

явление доминанты, ее физиологическое значение.

Студент должен уметь: нарисовать схемы, объясняющие нейрональные механизмы развития: сопряженного торможения в центрах-антагонистах; возвратного торможения; пресинаптического торможения.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Что такое торможение?

2. Возникает ли торможение в любом отделе ЦНС? (да, нет).

3. Кем и в каком опыте было описано центральное торможение?

4. Объясните механизмы, обусловливающие возникновение центрального торможения.

5. Назовите известные вам тормозные медиаторы.

6. Что наблюдается на постсинаптической мембране при развитии вторичного постсинаптического торможения: а) деполяризация; б) гиперполяризация; в) реполяризация?

7. Дайте определение доминанты.

8. Перечислите основные свойства доминантного очага.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Торможение в ЦНС (И. М. Сеченов).

2. Современные представления о механизмах центрального торможения. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

3. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов: принцип реципрокности, одновременная и последовательная индукция, принцип обратной связи, принцип общего конечного пути, союзные и антагонистические рефлексы.

4. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Свойства доминантного очага в ЦНС.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Видеодемонстрация опытов:

1. Сеченовское торможение (наличие центрального торможения).

2. Доминанта (свойства доминантного очага на примере естественной и искусственно созданной доминанты).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Изменение процессов торможения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.

2. Изменение координации движений в пожилом и старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Уменьшается ли время сгибательного рефлекса задней лапки лягушки при одновременном сильном механическом раздражении передней лапки? Почему?

2. Чем отличается иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, возникающая при отравлении стрихнином от иррадиации при постепенном возрастании силы раздражителя, действующего на организм?

3. Почему чтение во время еды отрицательно сказывается на акте пищеварения?

4. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Это не мешает вашей работе. Почему? Каков механизм этого?

5. Объясните, почему, когда у человека болит зуб, все посторонние слабые раздражители, действующие на организм, усиливают эту боль?

6. Почему трудно сконцентрировать внимание в монотонной обстановке?
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи №180-189.

Занятие № 11

Тема: Физиология вегетативной нервной системы.

ФИЗИОЛОГИЯ СПИННОГО МОЗГА
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Студент должен знать: структурно-функциональную организацию вегетативной нервной системы, ее симпатического и парасимпатического отделов;

особенности вегетативной рефлекторной дуги;

роль вегетативных ганглиев; медиаторы вегетативной нервной системы;

основные эффекты симпатической и парасимпатической регуляции;

уровни регуляции вегетативных функций;

методы исследования вегетативной нервной системы;

структуру и функции спинного мозга;

принцип работы спинного мозга;

центры спинного мозга;

основные спинальные рефлексы;

восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их функциональное значение.

Студент должен уметь: исследовать кожно-вегетативные рефлексы;

исследовать вегетососудистые реакции;

определять характер вегетативного рвновесия по уровню артериального давления и числу сердечных сокращений;

объяснить причины, приводящие к спинальному шоку, его проявления и последствия в зависимости от уровня повреждения;

объяснить спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений;

исследовать простейшие спинальные рефлексы (коленный, ахиллов и др.)
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Назовите основные фунции вегетативной нервной системы?

2. Чем отличается рефлекторная дуга вегетативного рефлекса от соматической рефлекторной дуги?

3. Какие отделы имеет вегетативная нервная система?

4. Где расположены симпатические центры вегетативной нервной системы?

5. Где расположены парасимпатические центры вегетативной нервной системы?

6. Перечислите основные симпатические эффекты вегетативной нервной системы?

7. Перечислите основные парасимпатические эффекты вегетативной нервной системы?

8. Назовите основные виды вегетативных рефлексов?

9. Назовите функции спинного мозга.

10. Какие корешки спинного мозга являются афферентными?

11. Какие корешки спинного мозга являются эфферентными?

12. Какой тип нейронов преобладает в спинном мозге?

13. Назовите спиноцеребральные (восходящие) пути спинного мозга.

14. Назовите цереброспинальные (нисходящие) пути спинного мозга.

15. Перечислите основные виды рефлексов спинного мозга.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структурно-функциональная организация вегетативной нервной системы.

2. Центры вегетативной нервной системы.

3. Вегетативная рефлекторная дуга и ее особенности.

4. Физиологическая роль вегетативных ганглиев.

5. Вегетативные синапсы и их свойства. Медиаторные механизмы передачи импульсов.

6. Вегетативная регуляция органов и тканей, основные эффекты.

7. Высшие центры вегетативной регуляции (гипоталамус, ретикулярная формация, мозжечок, лимбическая система) и их роль.

8. Роль коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

9. Общие и специфические функции центральной нервной системы. Центральная нервная интеграция функций, ее особенности.

10. Морфофункциональная организация спинного мозга. Сегментарный и межсегментарный принцип работы спинного мозга.

11. Центры спинного мозга.

12. Рефлекторная функция спинного мозга.

13. Спинальные рефлексы. Регуляция мышечного тонуса и фазных движений.

14. Проводниковая функция спинного мозга. Восходящие и нисходящие пути спинного мозга, их роль.

  1. Спинальный шок, причины возникновения и последствия.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опытов.


  1. Исследование кожно-вегетативных рефлексов. Цель опыта: методом исследования кожно-вегетативных рефлексов изучить функциональное состояние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

а) Исследование местного дермографизма.

Ход опыта: С помощью тупого предмета (шпателя, ручки неврологического молоточка) осуществляется штриховое раздражение кожи, причем необходимо дозировать силу раздражения, учитывать длительность латентного периода реакции, ее выраженность и продолжительность.

Через 5-20 секунд в области раздражения появляется белая полоса (белый дермографизм) или красная полоса (красный дермографизм).

Белая полоса исчезает через 8-12 секунд, красная – через 3 минуты. Интенсивно выраженная и долго не исчезающая белая полоса указывает на повышенную активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Выраженная и долго не исчезающая красная полоса является признаком повышенной парасимпатической реакции, а если появляется широкая красная полоса с белым отечным валиком и красной каймой в середине(возвышающийся дермографизм), то это указывает еще и на высокую проницаемость сосудистой стенки. Эти исследования лучше осуществлять на коже спины или груди.

б) Пиломоторный рефлекс.

Наиболее четко этот рефлекс проявляется при раздражении задней поверхности шеи быстрым охлаждением (кусочек льда, холодная вода, эфир) или механическим воздействием (пощипыванием кожи, трением). В ответ возникает реакция в виде “гусиной кожи” в области раздражения или по всей, подвергшейся раздражению половине тела, связанная с сокращением волосковых мышц. Данный рефлекс является спинальным, т.е. нервный центр этого рефлекса находится в спинном мозге. В патологических случаях при раздражении участка кожи ниже уровня пораженного сегмента спинного мозга, пиломоторный рефлекс, распространяясь вверх, достигает лишь границы патологического очага.
2. Рефлекс Даньини-Ашнера (глазосердечный, глазо-висцеральный, глазовисцеромоторный). Цель опыта: продемонстрировать особенности формирования вагусного глазосердечного рефлекса.

Ход работы: после 10 минут покоя, пальцами правой руки производят постепенно нарастающее надавливание на боковые части глазных яблок в течение 20-40 секунд. До и после надавливания подсчитывают пульс специальным прибором пульсотахометром. Пульс считают каждые 5 секунд. Рефлекс проявляется или быстро, через 2-3 секунды, или медленно, через 8-10 секунд. Проявляется рефлекс обычно замедлением пульса. Если пульс урежается на 4-12 ударов-положительный рефлекс с нормальной вагусной реакцией, больше 15 ударов – резко положительный с повышенной вагусной реакцией, при отсутствии изменений пульса – отрицательный, а при ускорении больше +4 – извращенный. Кроме замедления пульса, может быть падение артериального давления, замедление дыхания с увеличением его глубины.
3. Определение характера вегетативного равновесия. Цель опыта: выявить наличие сдвига вегетативного равновесия по величинам интегральных показателей кровообращения.

Ход работы: расчет вегетативного индекса Кердо и индекса минутного объема. Студенты измеряют уровень артериального давления и подсчитывают друг у друга частоту сердцебиений. Вегетативный индекс Кердо рассчитывают по формуле:

ДД

ВИ = (1------ ) х100, где ДД - диастолическое давление

ЧСС ЧСС - частота пульса

При вегетативном равновесии в регуляции сердечно-сосудистой системы ВИ = 0. Положительные значения индекса означают сдвиг равновесия в симпатическую сторону, а отрицательные – в парасимпатическую.

Индекс минутного объема (ИМО) рассчитывают по формуле:
пульсовое АД х ЧСС (в покое)

ИМО = --------------------------------------------

пульсовое АД х ЧСС (должные)
Должные или нормативные АД и ЧСС находят по таблице Вецлера. У здоровых людей в покое ИМО = 1.При преобладании симпатических влияний индекс повышается, а парасимпатических – снижается. Физическая нагрузка повышает значение индекса не менее чем на 0,2.
4. Исследование сухожильных рефлексов. Цель опыта: освоить методику исследования простейших спинальных рефлексов.

Ход работы:

1. Исследование коленного рефлекса.

а) Неврологическим молоточком ударяют по сухожилию четырехглавой мышцы (ниже коленной чашечки) - голень разгибается. Замечают выраженность данного рефлекса.

б) Определяя коленный рефлекс, предлагают испытуемому с силой растянуть сцепленные руки, рефлекс существенно усиливается, что доказывает наличие постоянного тормозного контроля со стороны вышерасположенных центров.

  1. Исследование сухожильного рефлекса с двуглавой мышцы.

Поддерживая локоть руки испытуемого левой рукой, правой рукой наносят удар неврологическим молоточком по сухожилию двуглавой мышцы – предплечье сгибается.

4. Исследование сухожильного рефлекса с трехглавой мышцы.

Наносят удар неврологическим молоточком по сухожилию трехглавой мышцы – предплечье разгибается.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Центры регуляции вегетативных функций в спинном, продолговатом и среднем мозгу.

2. Значение ретикулярной формации и подкорковых ядер в регуляции вегетативных функций.

3. Интеграция вегетативной нервной и гуморальной регуляции.

4. Особенности вегетативной нервной регуляции в старческом возрасте.

5. Методы исследования функций центральной нервной системы (перерезка, разрушение, раздражение, ЭЭГ, вызванных потенциалов, стереотаксический, внутримозговое введение веществ, хронорефлексометрия).

6. Особенности рефлекторной функции спинного мозга в старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология нервной системы». Задачи № 1-92.

Занятие № 12

ТЕМА: Физиология заднего мозга.

Продолговатый мозг и мост.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: нейронную организацию заднего мозга;

функции продолговатого мозга;

основные центры продолговатого мозга;

особенности организации и работы дыхательного центра;

особенности организации и работы сосудодвигательного центра;

функции моста.

Студент должен уметь: объяснить механизмы организации (реализации) рефлексов поддержания позы;

объяснить механизм альтернирующих параличей.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Какие структуры образуют задний мозг?

2. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

3. Какие центры расположены в продолговатом мозге?

4. Что регулируют статические рефлексы?

5. Что регулируют статокинетические рефлексы?

6. Центры каких защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге?

7. Ядро какого нерва является центром большей части вегетативных рефлексов продолговатого мозга?

8. Какие моторные эффекты осуществляются блуждающим нервом?

  1. Какие секреторные эффекты осуществляются блуждающим нервом?


ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Нейронная организация заднего мозга.

2. Функции продолговатого мозга.

3. Роль продолговатого мозга в регуляции вегетативных функций.

4. Основные центры продолговатого мозга.

5. Соматические рефлексы продолговатого мозга.

6. Структура и функции моста мозга.

7. Роль продолговатого мозга и моста мозга в переработке сенсорной информации, основные ядра.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опытов:

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Проводниковая функция продолговатого мозга.

2. Особенности рефлексов заднего мозга в старости.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология нервной системы». Задачи № 93-109.


Занятие № 13.

ТЕМА: Физиология среднего и промежуточного мозга.

Физиология ретикулярной формации ствола мозга.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: структуру среднего мозга;

функции ядер среднего мозга и их связи с другими отделами ЦНС;

рефлексы среднего мозга;

структуру промежуточного мозга;

основные группы и функции ядер таламуса;

основные группы и функции ядер гипоталамуса;

таламо-кортикальные и корково-таламические взаимоотношения;

особенности нейронной организации ретикулярной формации ствола мозга;

функции ретикулярной формации;

жизненно-важные центры ретикулярной формации;

специфические влияния ретикулярной формации;

неспецифические нисходящие влияния ретикулярной формации;

неспецифические восходящие влияния ретикулярной формации;

основные структуры ЦНС, имеющие связи с ретикулярной формацией.

Студент должен уметь: объяснить механизмы децеребрационной ригидности;

объяснить механизмы, обеспечивающие поддержание равновесия тела;

объяснить участие гипоталамуса в регуляции физиологических функций;

объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на моторные системы спинного мозга;

объяснить механизмы влияния ретикулярной формации на корковые структуры мозга.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие структуры образуют промежуточный мозг?

2. Какие группы ядер различают в таламусе по проекции в кору?

3. Какие группы ядер различают в таламусе по функциональным особенностям?

4. Какие ядра таламуса относятся к специфическим?

5. Какие ядра таламуса относятся к ассоциативным?

6. Какие ядра таламуса относятся к неспецифическим?

7. Какие группы ядер различают в гипоталамусе по функциональным особенностям?

8. Какие афферентные связи имеет гипоталамус?

9. Какие эфферентные связи имеет гипоталамус?

10. Какие особенности имеют нейроны гипоталамуса?

11. Через какие отделы мозга проходит ретикулярная формация?

12. С какими отделами ЦНС имеет двусторонние связи ретикулярная формация?

13. Назовите основные функции ретикулярной формации?

14. В силу каких особенностей нейронной организации получила свое название ретикулярная формация?

15. На какие системы мозга может влиять ретикулярная формация?

16. Какой механизм обеспечивает надежность функционирования ретикулярной формации?

17. Какие жизненно-важные центры расположены в ретикулярной формации?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структура и нейронная организация среднего мозга.

2. Функции структур среднего мозга (четверохолмие, черная субстанция, ядра глазодвигательного и блокового нервов).

3. Роль красных ядер среднего мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная ригидность.

4. Установочные, статические и статокинетические рефлексы. Механизмы поддержания равновесия тела.

5. Структура и нейронная организация промежуточного мозга.

6. Функциональная характеристика специфических релейных, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса, последствия их поражения. Моторные ядра таламуса, их значение.

7. Таламо-кортикальные и корково-таламические взаимоотношения, их значение в целостной деятельности мозга.

8. Функциональная характеристика основных ядерных групп гипоталамуса. Нейросекреция и нейропептиды.

9. Роль гипоталамуса в формировании мотиваций и эмоций.

10. Гипоталамус и вегетативная нервная система.

11. Структура и нейронная организация ретикулярной формации ствола мозга.

12. Функции ретикулярной формации мозга.

13. Специфические влияния ретикулярной формации.

14. Неспецифические нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации.

13. Роль ретикулярной формации в организации спинальных рефлексов.

16. Особенности влияния ретикулярной формации на корковые структуры головного мозга. Роль ретикулярной формации в регуляции цикла “сон-бодрствование”.

17. Значение ретикулярной формации в деятельности сенсорных систем.

  1. Ретикулярная формация и высшие психические функции.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опытов
1. Исследование простейших рефлексов, реализуемых некоторыми черепно-мозговыми нервами у человека. Цель опыта: овладеть методикой исследования черепно-мозговых рефлексов у человека.
а) Исследование губного рефлекса.

Ход работы: осуществляют поколачивание в области круговой мышцы рта. Наблюдается сокращение указанной мышцы, ведущее к вытягиванию губ в виде желобка (V-VII пара черепномозговых нервов).
б) Исследование конъюнктивального рефлекса.

Ход работы: из резиновой груши направляют струю воздуха на склеру, при этом наблюдается смыкание глазной щели. Чувствительным ядром данного рефлекса является V, двигательным VII пара черепномозговых нервов.
в) Исследование слухо-мигательного рефлекса.

Ход работы: внезапно хлопнуть в ладоши за спиной испытуемого. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами слухового и лицевого нервов.
г) Исследование надбровного рефлекса.

Ход работы: неврологическим молоточком осуществить поколачивание по внутреннему краю надбровной дуги. При этом наблюдается смыкание век. Данный рефлекс осуществляется ядрами тройничного и лицевого нервов.
д) Исследование назо-мигательного рефлекса.

Ход работы: неврологическим молоточком осуществить легкое поколачивание по кончику носа. При этом отмечается смыкание век. Для данного рефлекса чувствительными является V пара черепно-мозговых нервов, а двигательными – VII пара черепномозговых нервов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Проводниковая функция среднего мозга и участие его в интегративной деятельности.

2. Значение ядер таламуса в формировании болевых ощущений.

3. Роль гипоталамуса в реализации высших психических функций (сон, память, целенаправленное поведение, сознание и др.).

4. Особенности функций среднего и межуточного мозга в старческом возрасте.

5. Сравнительная оценка неспецифических таламокортикальных и ретикулокортикальных влияний.

6. Функциональные особенности ретикулярной формации в старческом возрасте.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
1. Какие изменения электроэнцефалограммы происходят при раздражении ретикулярной формации продолговатого мозга и моста?

а) синхронизация электрической активности коры;

б) появление быстрых низкоамплитудных ритмов;

в) появление сонного торможения:

г) появление медленных ритмов;

д) все вышеперечисленное.

2. Какие изменения электроэнцефалограммы возникают при возбуждении ретикулярной формации среднего мозга?

а) десинхронизация электрической активности коры;

б) сонное торможение;

в) появляются быстрые низкоамплитудные ритмы;

г) все вышеперечисленное.

3. Стимуляция ретикулярной формации среднего мозга спящего животного приводит:

а) к реакциям активации коры (десинхронизации ЭЭГ);

б) пробуждению спящего животного;

в) к реакциям синхронизации коры;

г) засыпанию животного.

4. Разрушение ретикулярной формации у животного приводит:

а) к развитию у животного подобного сну состоянию;

б) к реакциям десинхронизации ЭЭГ;

в) к синхронизации электрической активности коры и появлению на ЭЭГ медленных

ритмов;

г) длительному отсутствию сна у животного.

5. Введение аминазина животному сопровождается:

а) сонливостью;

б) повышением двигательной активности;

в) преобладанием на ЭЭГ медленных высокоамплитудных ритмов;

г) снижением двигательной активности в ответ на раздражение;

д) агрессивностью.
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология нервной системы». Задачи №110-198.

Занятие № 14

ТЕМА: Физиология мозжечка и базальных ганглиев.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Студент должен знать: строение мозжечка;

особенности нейронной организации коры мозжечка;

связи мозжечка с различными отделами ЦНС;

функции мозжечка;

симптоматику поражения мозжечка;

локализацию базальных ганглиев, их взаимосвязи и функции;

проявления поражения базальных ганглиев.

Студент должен уметь: выполнить некоторые пробы, используемые для исследования поражений мозжечка;

объяснить механизмы изменения тонуса мышц после повреждения мозжечка.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. На какие отделы анатомически и функционально делится мозжечок?

2. Сколько слоев имеет кора мозжечка (2,3,4,5,6) ?

3. Какой слой образуют клетки Пуркинье?

4. Какая сенсорная информация проецируется на клетки Пуркинье?

5. Какая функция возложена на клетки Пуркинье?

6. Какие ядра имеет мозжечок?

7. Что такое астения?

8. Что такое астазия?

9. Что такое дистония?

10. Что такое атаксия?

11. Что такое тремор?

12. Какие образования мозга входят в понятие базальные ганглии?

13. Какие образования включает неостриатум?

14. Какие влияния преобладают во взаимодействиях неостриатума и палеостриатума?

15. Какие реакции возникают при стимуляции палеостриатума (бледного шара)?

16. С какими отделами коры больших полушарий мозга и подкорковыми образованиями имеет функциональные связи ограда?

17. Какая важная функция отсутствует у человека при перерождении ограды?

18. Какие медиаторные механизмы объединяют базальные ганглии и средний мозг? Что происходит при нарушении этой связи?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Структура и нейронная организация мозжечка.

2. Основные функции мозжечка.

3. Афферентные и эфферентные связи мозжечка.

4. Последствия поражения мозжечка.

5. Структура и функции базальных ганглиев. Проявления их поражения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опытов
1. Исследование экстрапирамидной (стриопаллидарной) системы определить нарушение стриопаллидарной системы.
Ход работы:

а) Симптом чрезмерного сгибания руки.

Производят пассивное сгибание руки студента-испытуемого в локтевом суставе. В норме предплечье прилегает к плечу неплотно, при поражении стриопаллидарной системы предплечье плотно, на всем протяжении, прилегает к плечу;

б) Симптом падающей руки.

Студент-испытуемый вытягивает руки, опираясь ладонями на ладони студента-исследователя, мышцы рук испытуемого расслаблены. Студент-исследователь неожиданно и резко убирает свои ладони. В норме у испытуемого происходит рефлекторное сохранение первоначального положения вытянутых рук, при патологии стриопаллидарной системы руки больного быстро падают;

в) Симптом дряблой руки.

Руки студента-испытуемого свободно опущены. Берут одну из рук за плечо и без предупреждения резко встряхивают ее. При этом, если имеются нарушения функций стриопаллидарной системы, возникает “болтающееся” движение предплечья и кисти. В норме этого не происходит из-за моментального повышения тонуса мышц руки;

г) Симптом Гордона.

У студента- испытуемого вызывают коленный рефлекс постукиванием по сухожилию четырехглавой мышцы бедра. В норме голень после разгибания тут же принимает прежнее сгибательное положение. При патологии стриопаллидарной системы четырехглавая мышца бедра некоторое время находится в состоянии тонического сокращения, отчего голень в разгибательную фазе коленного рефлекса как бы застывает.
2. Исследование состояния функций мозжечка у человека. Цель опыта: овладеть методикой исследования некоторых рефлексов, позволяющих выявить поражение мозжечка.

Ход работы.

а). Студент-испытуемый становится в позу Ромберга: стоя, руки опущены, носки и пятки ног сдвинуты. При патологии мозжечка наблюдается покачивание туловища, которое усиливается, если: а) испытуемый протягивает руки вперед; б) закрывает глаза; в) ставит одну ногу впереди другой (в одну линию); г) стоит на одной ноге; д) стоит, приподнявшись на носки. В норме всего этого не наблюдается. При грубых нарушениях больной не может стоять даже с широко расставленными ногами.

б). Пальце-носовая проба: испытуемому предлагают отвести в сторону руку, а затем дотронуться указательным пальцем кончика носа (пробу проводят поочередно правой и левой рукой с открытыми и закрытыми глазами). В норме испытуемый точно попадает пальцем в кончик носа, при патологии мозжечка наблюдается промахивание со стороны поражения.

в). Пяточно-коленная проба: испытуемому предлагают пяткой одной ноги скользить вниз по голени от колена до стопы другой ноги, а затем вверх до колена. При поражении мозжечка пятка соскакивает с колена и большеберцовой кости на стороне поражения.

г). Проба на мимопопадание: испытуемому предлагают попасть пальцем вытянутой руки в неподвижный палец исследователя (проба выполняется с открытыми и закрытыми глазами в горизонтальной и вертикальной плоскостях). При поражениях мозжечка на стороне повреждения наблюдается промахивание.

д). Диадохокинез: испытуемому предлагают вытянуть руки с растопыренными пальцами и произвести в быстром темпе противоположные (супинаторные и пронационные) движения. При поражении мозжечка движения неловкие, размашистые, более выраженные на стороне повреждения.

е). Исследование походки: испытуемому предлагают пройти по одной линии вперед и назад, а также в стороны (фланговая походка). При поражении мозжечка отмечаются признаки “пьяной походки”: испытуемый ходит, широко расставляя ноги, шатаясь в разные стороны, резко нарушена и фланговая походка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Функциональные особенности мозжечка в старческом возрасте.

2. Функциональные особенности базальных ганглиев в старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология нервной системы». Задачи № 199-251.


Занятие № 15

ТЕМА: Физиология лимбической системы.

Физиология коры больших полушарий.

Взаимодействие нервных центров.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: структуры, образующие лимбическую систему;

основные круговые связи лимбической системы, их роль;

основные морфофункциональные особенности коры головного мозга, ее зоны;

послойное строение коры головного мозга, «колонковый» и модульный принципы функциональной организации коры;

локализацию основных полей в коре головного мозга;

методы исследования электрической активности мозга;

основные ритмы нормальной ЭЭГ.

Студент должен уметь: объяснить суть экранного принципа функционирования корковых полей;

объяснить механизм латерального торможения и его значение;

объяснить механизм иррадиации возбуждения и ее значение;

объяснить принципы локализации функций в коре больших полушарий.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. Какие структуры древней коры входят в лимбическую систему?

2. Какие структуры старой коры входят в лимбическую систему?

3. Какие структуры мезокортекса входят в лимбическую систему?

4. Какие подкорковые структуры входят в лимбическую систему?

5. Какие особенности нейронной организации имеет лимбическая система?

6. Какие образования лимбической системы являются наиболее многофункциональными?

7. Какие области коры различают в соответствии с ее эволюцией?

8. Какие образования относятся к древней коре?

9. Назовите функции древней коры.

10. Какие образования относятся к старой коре?

11. Назовите функции старой коры.

12. Назовите основные функции новой коры.

13. Где расположена первая соматосенсорная зона?

14. Где расположена вторая соматосенсорная зона?

15. Где расположена первичная зрительная зона?

16. Где расположена слуховая зона коры?

17. Где расположена основная двигательная зона коры?

18. Какие два функциональных состояния характерны для нейронов коры?

19. Что называют латеральным торможением?

20. Что называют последовательной индукцией?

21. Что называют субкортикограммой?

22. Что называют кортикограммой?

23. Что называют электроэнцефалограммой?

24. Назовите основные нормальные ритмы ЭЭГ.

25. Что называют десинхронизацией ритма? вызванными потенциалами?
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:
1. Лимбическая система, структуры, ее образующие.

2. Роль лимбической системы в формировании мотиваций, эмоций, памяти.

3. Круг Пейпса, структуры, его образующие, функции.

4. Круг Наута, структуры, его образующие, функции.

5. Нейронная организация коры больших полушарий.

6. Структура и функции древней и старой коры.

7. Функции новой коры.

8. Современные представления о локализации функций в коре. Экранный принцип функционирования корковых полей. Модульный принцип функциональной организации.

9. Пластичность и способность к восстановлению функций при повреждении коры.

10. Парность в деятельности коры полушарий мозга. Функциональная асимметрия коры.

11. Методы исследования электрической активности мозга.

12. Кортико-кортикальные, корково-подкорковые и кортико-висцеральные взаимоотношения. Взаимодействие нервных центров.

13. Роль полушарий мозга в реализации высших психических функций (речь, мышление).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Видеодемонстрация опыта.

1. Регистрация электроэнцефалограммы у человека. Цель опыта: научиться регистрировать ЭЭГ человека, дифференцировать различные волны, определять функциональное состояние головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - запись колебаний электрических потенциалов, возникающих в головном мозге. У человека ЭЭГ записывают, помещая отводящие электроды на кожу черепа. В зависимости от амплитуды и частоты на ЭЭГ различают волны, обозначаемые греческими буквами. Электроэнцефалограф имеет несколько каналов (до 16), каждый из которых состоит из усилителя, регистрирующего устройства и коммутатора для соединения усилителя с нужной парой электродов, укрепленных на голове испытуемого. Регистрирующими приборами в нем служат чернильнопишущие гальванометры. Кроме того, электроэнцефалограф имеет лентопротяжный механизм, перемещающий бумажную ленту с необходимой скоростью.

Ход работы. Человека помещают в изолированную камеру-комнату, предохраняющую объект от воздействия внешних электрических и магнитных полей. Электрическую активность мозга отводят с помощью специального электродного устройства, которое состоит из отводящих электродов и держателя электродов, выполненного обычно в виде шлема. Электроды должны иметь надежный контакт с кожей, для этого места кожи головы, где намечено наложить электроды, тщательно протирают эфиром и спиртом, чтобы уменьшить сопротивление кожи. Между электродами и кожей кладут тампон с солевым раствором или специальную пасту. Испытуемого заземляют (обычно за мочку уха). Испытуемый садится в кресло в удобной позе, его просят расслабить мускулатуру и не сосредоточивать свое внимание на определенных предметах. Свет в камере гасят. Включают электроэнцефалограф, дают ему прогреться. Коммутатором соединяют электроды испытуемого со входами усилителей электроэнцефалографа. С помощью омметра определяют сопротивление между электродами. Оно не должно быть более 15 Ом. Устанавливают необходимое усиление каждого канала.

У большинства испытуемых в состоянии покоя регистрируются более или менее выраженные альфа-волны (особенно при отведении ЭЭГ от затылочной области). На фоне регистрации альфа-ритма зажигают в камере свет (или просят испытуемого решить арифметическую задачу). При действии раздражителей наступает десинхронизация альфа-ритма, он заменяется более частыми бета-волнами, имеющими меньшую амплитуду колебаний. Зная скорость движения бумаги при записи ЭЭГ, определяют частоту отдельных видов волн и их амплитуду (путем сравнения с калибровочным сигналом).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. История исследований локализации функций в коре головного мозга.

2. Особенности функций лимбики в старческом возрасте.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Физиология нервной системы». Задачи № 252-287.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ



1. Начала физиологии. Под ред. Ноздрачева А. –2001.

2. Казаков В.Н., Леках В.А., Тарапата Н.И. Физиология в задачах. –1996.

3. Перов Ю.М., Федунова Л.В. Курс нормальной физиологии человека и животных в вопросах и ответах / Учебное пособие для самоподготовки. ч.1. –1996.

4. Физиология человека. Под ред. Шмидта Р.Ф. и Тевса Г. –1986. –т.1 (перев. с англ.).

5. Физиологические механизмы основных нервных процессов. Под ред. Мовчана Н.П. –1985.

6. Адаптация и ультраструктура нейрона. Под ред. Громова Е.А. –1985.

7. Физиологические основы здоровья человека. Под ред. Ткаченко Б.И. –2001.


РАЗДЕЛ: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ

Занятие № 17

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМА.

РОЛЬ СЕРДЦА В СИСТЕМЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ.
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: строение и физиологическое значение системы кровообращения, роль сердца в системе кровообращения, классификацию и физиологическое значение сосудов, причины, обуславливающие венозный возврат крови к сердцу.

Студент должен уметь: зарисовать упрощенную схему большого и малого кругов кровообращения, описать распределение объемов крови в различных отделах сосудистого русла, привести примеры участия системы кровообращения в реализации других физиологических функций (пищеварения, выделения и др.)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей