Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Тарабрина Н.В.,Практикум. Практикум по психологии Главный редактор Заведующий психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Художник обложки Корректор Верстка В. Усманов


НазваниеПрактикум по психологии Главный редактор Заведующий психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Художник обложки Корректор Верстка В. Усманов
АнкорТарабрина Н.В.,Практикум.pdf
Дата24.11.2017
Размер5.1 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTarabrina_N_V_Praktikum.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПрактикум
#32152
страница1 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Тарабрина Надежда Владимировна ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА Серия Практикум по психологии Главный редактор Заведующий психологической редакцией Зам. зав. психологической редакцией Ведущий редактор Художник обложки Корректор Верстка В. Усманов
А.Зайцев И. Карпова А. Борт К. Радзевич Н. Викторова А. Борт
ББК 53.57+88.4 УДК 616-001.36+615.851 Т Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер,
2001. — 272 сил. Серия Практикум по психологии.
ISBN 5-272-00399-3 В книге представлены обзоры по истории, теории, клинико-психологической диагностике посттравматического стресса, психотерапии и современному состоянию этой проблемы в отечественной и зарубежной психологии. Представлены русскоязычные версии психологических методов, наиболее широко используемых в мировой психологической практике изучения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
© Н. В. Тарабрина, 2001
© Издательский дом Питер. 2001 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы тони было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ЗАО Питер Бук, 196105. Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67. Лицензия ИД № 01940 от OS.06.2000. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3000 книги и брошюры. Подписано к печати 18.07.01. Формат 60 * 90/16. Усл. пл. Тираж 5000 экз. Заказ 2036. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ Типография Правда.
191119, С.-Петербург. Социалистическая ул, 14.
ISBN 5-272-00399-3
Оглавление Предисловие 7 ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА 11 Введение 12 Глава 1. Стресс, посттравматический стресс соотношение понятий 14 Глава 2. Исторический обзор 19 Исследования последствий катастроф 23 Исследования ПТСР у жертв преступлений 24 Исследования ПТСР у жертв сексуального насилия 25 Стресс радиационной угрозы и его последствия 28 Суицидальное поведение и ПТСР 36 Глава 3. Теоретические модели ПТСР 43 Глава 4. Критерии диагностики ПТСР 49 Диагностические критерии ПТСР в классификациях психических и поведенческих расстройств 49 Эпидемиология 54 Характеристика психических функций при ПТСР 56 Семейный и интерперсональный контекст 57 Глава 5. Особенности посттравматического стресса у детей 61 События, связанные с военными действиями 61 Стихийные бедствия и катастрофы 62 Террористические акты 63 Тяжелое соматическое заболевание 63 Смерть близкого человека 63 Психологические последствия насилия у детей 64 Особенности проявления ПТСР у детей 72
Глава 6. Диссоциация и посттравматический стресс 76 Определение понятия диссоциация 76 Диссоциативные феномены 80 Методики для оценки диссоциации 84 Эмпирические исследования диссоциативных феноменов 87 Роль диссоциации в совладании с психической травмой 88 Глава 7. Лечение ПТСР 95 Психофармакологическая терапия 95 Психотерапия ПТСР 95 Заключение 111 ЧАСТЬ II. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА 115 Введение 116 Глава 8. Шкала для клинической диагностики ПТСР
(Clinical-administeredPTSDScale - CAPS) 118 Глава 9. Шкала оценки влияния травматического события (Impact of Event Scale-R — IES-R)
125 Краткая история создания шкалы оценки влияния травматического события — ШОВТС 125 Развитие ШОВТС (IES-R) 130 Результаты применения ШОВТС (IES-R) в отечественных исследованиях 131 Глава 10. Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций 140 Результаты применения миссисипской шкалы в отечественных исследованиях 141 Глава 11. Опросник выраженности психопатологической симптоматики (Simptom Check List-90-Revised — SCL-90-R) 146 История создания SCL-90-R
146 Описание методики 147 Проведение методики и ее характеристики 147 Использование методики 148 Основные дефиниции 149

Операциональные определения шкал SCL-90-R 149 Подсчет баллов по шкалам SCL-90-R 155 Подсчет в ситуации недостатка данных 156 Интерпретация 156 Надежность и валидность шкал SCL-90-R 157 Глава 12. Опросник депрессивности Бека

(Beck Depression Inventory — BDI) 182
Когнитивно-аффективная субшкала (cognitive—affective, С—А) и субшкала соматизации (somatic—perfomance, S—P) опросника депрессивности Бека 183 Глава 13. Методы диагностики посттравматического стрессового расстройства у детей 191

Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей 191 Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей 194 Глава 14. Шкала диссоциации
(Dissociative Experience Scale — DES) 197 Русскоязычный вариант DES 200 Валидность русской версии DES 202 ПРИЛОЖЕНИЕ (бланки методик) 209 Шкала для клинической диагностики ПТСР
(Clinical-administered PTSD Scale — CAPS) 210 Шкала оценки влияния травматического события
(Impact of Event Scale-R) 225 Миссисипская шкала (военный вариант) 228 Миссисипская шкала (гражданский вариант) 233 Опросник выраженности психопатологической симптоматики
(Simptom Check List-90-Revised - SCL-90-R) 238 Опросник депрессивности Бека
(Beck Depression Inventory — BDI) 245
Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей 249
Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей 254 Опросник перитравматической диссоциации 258 Шкала диссоциации
(Dissociative Experience Scale — DES) 261 Шкала оценки интенсивности боевого опыта
(Combat Exposure Scale) 267
Предисловие Последнее десятилетие в ушедшем веке в Институте психологии Российской академии наук вплотную занялись изучением психологических и психофизиологических проблем посттравматического стресса. Вначале это была группа научных сотрудников, затем — лаборатория, название которой менялось по мере того как расширялся круг изучаемых вопросов, ив настоящем — это лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии. За это время произошло много изменений как в стране, таки в отечественной психологии. Включение проблематики посттравматического стресса в русло академических исследований безусловно можно отнести к числу позитивных. В самом общем смысле речь идет об изучении психологических последствий переживания людьми ситуаций, с которыми человечество сталкивается на протяжении всей истории своего существования. Высокое искусство греческих трагедий — блистательный пример гениального отражения катастроф, драм и коллизий человеческого бытия. Ив дальнейшей истории искусства, в его лучших образцах, мы находим воплощение драматических сторон человеческого существования и, что для психологов является главным, тех изменений, позитивных и негативных, которые происходят с человеком ПОСЛЕ. Нельзя сказать, что отечественная психология не занималась проблемами воздействия на психику экстремальных ситуаций. Огромное количество наблюдений, эмпирических и экспериментально-психологических, выполнено в общей, а особенно в авиационной и космической психологии, что было во многом вызвано социальным заказом необходимостью качественного психолого-профессионального отбора и подготовки людей к деятельности в особых условиях. Поскольку настоящая

8 Предисловие книга предназначена в основном молодым специалистам, то представляется нелишним напомнить, что начать исследования негативных последствий пребывания человека в катастрофических для его жизни ситуациях стало возможно только в последнее десятилетие, в эпоху гласности. И надо сказать, что в настоящее время мы можем наблюдать, как в средствах массовой информации идет явная «сверхакцен­
туация» на отражении «сверхэкстремальных» ситуаций в нашей жизни. Это можно отметить ив научной психологической жизни количество научных коллективов, отдельных исследователей, студентов психологических факультетов, занимающихся или интересующихся проблемами посттравматического стресса, стремительно растет. Такое положение вещей и послужило главным мотивом для написания данного практикума. Приступив к изучению вопросов посттравматического стресса и проанализировав состояние этой проблемы в зарубежной и отечественной психологии, пришлось признать, что мы, в отличие от наших зарубежных, в основном американских, коллег практически не располагаем психологическим инструментарием для диагностики посттравматических состояний. Было очевидно, что для начала работы в этом направлении необходимо подготовить русскоязычные версии психологических методик, используемых для измерения посттравматических состояний. Такая работа стала возможной после установления делового контакта с психофизиологической лабораторией Harvard
Medical School (США, возглавляемой профессором Р. Питмэном, известным исследователем в области посттравматического стресса. Была достигнута договоренность о работе в рамках совместного кросс-куль- турального проекта, одной из задач которого было сопоставление особенностей посттравматического стрессового расстройства у ветеранов войн в Афганистане и во Вьетнаме, впоследствии подкрепленная грантами Национального института психическою здоровья (США, фондом Сороса и фондом РФФИ. Первым этапом этой работы был переводи апробация комплекса методик, которые использовались для определения ПТСР у ветеранов Вьетнама. Ситуация во многом напоминала тот этап в развитии нашей психологии, когда в нее стали проникать зарубежные методики и тесты, многие из которых успешно адаптированы итак же успешно используются в психологической практике. По мере того как продвигалось наше исследование и его результаты публиковались в научных изданиях, возрастал интерес к упомянутым или кратко описанным методикам, которые использовались в
Предисловие
9 работе. Следует также заметить, что дог. диагноз ПТСР в Международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ-9) отсутствовал, в отличие от Американского классификатора психических болезней. После введения МКБ-10, в котором ПТСР выделено в качестве самостоятельного расстройства, интерес к методам диагностики ПТСР усилился. Несмотря на то что ПТСР формально является психическим заболеванием, его изучение, психотерапия и психологическая диагностика — все это в большей степени относится к компетенции клинического психолога. Книга состоит из двух частей теоретической и практической. В теоретической — представлен обзор работ по проблемам травматического стресса. Сделать его всеобъемлющим не представляется возможным, так как количество публикаций в компьютерной базе данных уже превысило 10 тысяч источников. И данную часть работы правильнее было бы назвать введение в проблему. Вторая часть — комплекс методик, который был использован в работе лаборатории. Здесь тоже надо отметить, что количество методик, специально разработанных или используемых в психодиагностике ПТСР, уже более 200, но данная батарея относится к числу наиболее часто употребляемых. В приложении приведены бланки методик. Нельзя сказать, что предлагаемые методики полностью прошли процедуры стандартизации. Представлены результаты их использования на достаточно большом и разнообразном контингенте, и одна из целей их публикации заключается в том, чтобы скоординировать усилия заинтересовавшихся специалистов ив будущем довести эту работу до необходимого психометрического стандарта. Книга — результат многолетней работы коллектива сотрудников, которая была бы невозможна без активной поддержки дирекции Института психологии и американских партнеров, Р. Питмэна, С. Орра и Н. Ласко, — пользуясь случаем, выражаем им свою искреннюю признательность. Большая работа по переводу и апробации методика также анализу литературы была проделана Лазебной Е. О. В сборе материала принимали участие Лазебная Е. О, Зеленова М. Е, Коте- нев ИО, Леви МВ, Юдеева ТЮ, Петрова ГА, а также аспиранты и студенты — Андрейчикова О, Дороднева Н. Б, Епутаев Я. Ю,
Ермаков Т. В, Захарова ДМ, Иконникова МВ, Киселева Е. В, Со­
ловьева П. В, Цыбина Д. В, которым мы также выражаем глубокую благодарность. Н. В. Тарабрина
ЧАСТЬ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА
Введение В настоящее время резко возросло количество антропогенных катастроф и горячих точек в различных регионах планеты. Мир буквально захлестывает эпидемия тяжких преступлений против личности. Эти ситуации характеризуются прежде всего сверхэкстремальным воздействием на психику человека, вызывая у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью. Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности. Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологические, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты существования человека в современном мире. Интенсивность стрессогенного воздействия в ситуациях, связанных с угрозой существованию человека, бывает столь велика, что личностные особенности или предшествующие невротические состояния уже не играют решающей роли в генезе ПТСР. Их наличие может способствовать его развитию, отражаться в течении или клинической картине. Однако ПТСР может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека даже при полном отсутствии явной личностной предрасположенности. Однако, несмотря на такое сугубо теоретическое) утверждение, следует подчеркнуть, что, во-пер­
вых, ПТСР — это одно из возможных психологических последствий
Введение
13 переживания травматического стресса и, во-вторых, данные многочисленных исследований говорят о том, что ПТСР возникает приблизительно участи лиц, переживших ситуации травматического стресса при отсутствии физической травмы, ранения. Именно эта часть и является объектом изучения специалистов в области травматического стресса. Больные ПТСР могут попасть в поле зрения врачей различного профиля, поскольку его проявления, как правило, сопровождаются как другими психическими расстройствами (депрессия, алкоголизм, наркомания и пр, таки психосоматическими нарушениями. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят оттого, какие конкретные травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора военные действия или насилие и т. д) несомненно находят отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно-практических исследований, посвященных травматическому и посттравматическому стрессу. Можно говорить о том, что исследования в области травматического стресса и его последствий для человека выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки. В нашей стране, несмотря на высокую актуальность этой проблемы, ее разработка находится на начальной стадии, имеются отдельные научные коллективы психологов и психиатров, которые занимаются ее изучением.
Глава 1 Стресс, посттравматический стресс соотношение понятий Исторически исследования в области посттравматического стресса развивались независимо от исследований стресса. Несмотря на некоторые попытки навести теоретические мосты между стрессом и посттравматическим стрессом, и поныне эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предложенной в 1936 г. Гансом Селье (Селье Г, 1992), является гомео- статическая модель самосохранения организма и мобилизация ресурсов для реакции на стрессор. Все агенты, действующие на организм, он подразделил на специфические (вирус гриппа вызывает грипп) и не­
специфические стереотипные эффекты стресса, которые проявляются в виде общего адаптационного синдрома Этот синдром в своем развитии проходит три стадии 1) реакцию тревоги 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Селье ввел понятие адаптационной энергии которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомео- статических механизмов организма. Ее истощение, по мнению Селье, необратимо и ведет к старению и гибели организма. Психическим проявлениям общего адаптационного синдрома присвоено наименование эмоциональный стресс — те. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Именно эмоциональный аппарат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экстремальных и повреждающих факторов (Анохин П. К, 1973, Судаков К. С, 1981), что связано в вовлечением эмоций в структуру любого целенаправленного поведенческого акта. Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции. В слу-
Глава 1. Стресс, посттравматический стресс соотношение понятий
15 чае невозможности достижения жизненно важных результатов для преодоления стрессовой ситуации возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внутренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. При некоторых обстоятельствах вместо мобилизации организма на преодоление трудностей стресс может стать причиной серьезных расстройств (Исаев ДН. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердеч­
но-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы. Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны, и устойчивость к ним у разных людей различна. Стрессовые реакции на психосоциальные трудности не столько следствие последних, сколько интегративный ответ на когнитивную их оценку и эмоциональное возбуждение (Everly G. S., Rosenfeld R., 1985). Согласно современным воззрениям, стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура самости, когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события — экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей