Игра «Гирлянда»(со 2 младшей группы)
Цель:Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например:
- Зеленая кто (что)?
Ребенок отвечает: - Трава.
- Трава что делает? (растет)
- Растет что (кто)? (ребенок)
- Ребенок какой? (веселый)
- Веселый кто бывает? (клоун)
- Клоун что делает? (смеется)
И т.д.
Игра «Что было бы, если убрать часть?»(со средней группы)
Цель:Учить « разбирать» любой объект на составляющие части
Ход:Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например, -У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра «Кто кем будет?»(со средней группы)
Цель:учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход:Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»(со средней группы)
Цель:учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).
Игра «Найди друзей»(со средней группы)
Цель:учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.
Ход: Воспитатель называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию
Например:
Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Игра «Раньше – позже»(со средней группы)
Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду
. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»(со средней группы)
Цель:учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - Что
можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Бином фантазии»(со средней группы)
Цель:учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.
Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами.Предлоги ( в, над, через, около, у …).
Например: Подушка и крокодил.
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)(со средней группы)
Цель:учить детей выделять противоречия в предметах
.Ход:Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол
|
(+)
| (-)
|
Лечит
Быстро выздоравливаешь
| Больно
Лекарство дорогое
страшно
|
Дождь
|
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
| Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
|
Игра «Как много всего сделал человек»(со средней группы)
Цель: учить
классифицировать предметы рукотворные по функции.Ход:Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:
Игра «Маленькие человечки»(со средней группы)
Цель:учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход:Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела –Человечки жидкого тела –Человечки газообразного тела – Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например:
Болотная лягушка –живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка – на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка – живая природа , живет в воздухе и на воде.
Игра «Узнай меня»Цель:учить описывать предмет, не называя его.
Ход:Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.
Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.
Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз)
- Я
холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).
Игра «Изобретатель»(со старшей группы)
Цель:учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
рассмотреть каждый предмет и его функцию.
«Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.
Затем обсудить функцию нового предмета.