Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Правила творческого мышления, или Тай. Правила творческого мышления или тайные пружины триз


Скачать 13.26 Mb.
НазваниеПравила творческого мышления или тайные пружины триз
АнкорПравила творческого мышления, или Тай
Дата10.06.2017
Размер13.26 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPravila_tvorcheskogo_myshlenia_ili_Tai_774_nye_pruzhi.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПравила
#22362
страница1 из 52
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
СВ. Кукалев
ПРАВИЛА ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
или тайные пружины ТРИЗ
Принятые сокращения
А
— адекватное (событие, уровень выполнения функции)
АП
— административное противоречие
В1

вспомогательная функция первого ранга
В2
— вспомогательная функция второго ранга
ВЗ

вспомогательная функция третьего ранга...
ВПР

вещественно-полевые ресурсы
Вр.Сб

вредное событие (или просто Вр)
Вр.Ф
— вредная функция (или просто Вр)
Гл.Сб

главное событие
Гл.Ф
— главная функция
Дв
— двигатель И С
ДСб
— дополнительное событие
ДФ
— дополнительная функция
И
— избыточное (событие, уровень выполнения функции)
ИКР
— идеальный конечный результат
и с искусственная система
и э

источник энергии ИС
кн
— ключевой недостаток
КП
— конфликтующая пара
л п к логико-психологические координаты
М3

модель задачи
МП

материал потока
МПиО — метод проб и ошибок
н

недостаточное (событие, уровень выполнения функции)
НеИС

неполная ИС
Принятые сокращения
НС
-
НФ
- нэ
- о
- ов
-
0 3
- ос
-
ОФ
- пв
- пмп -ПС
-
ПрС
-
Поб.Сб -
Поб.Ф — РО
-
Сб
- тп
-
Тр тс
-
УУ
- ф
-
ФП
- цв цн э
- надсистема инструмент (носитель функции) недостаток (элемента) основная функция оперативное время оперативная зона окружающая среда изделие (объект функции) поток взаимодействий потребность материала потока подсистема проблемная (изобретательская) ситуация побочное событие побочная функция рабочий орган ИС
событие техническое противоречие трансмиссия ИС
техническая система (устаревшее) устройство управления ИС функция (при перечислении — Ф n.m.) физическое противоречие цепь взаимодействий целевой недостаток элемент
Моим Учителям — всем, с кем сводила меня судьба лично или через книги, с благодарностью и почтением
От автора
Дорогой читатель, я позволю себе начать эту книгу с описания реального случая. Как-то, с год назад, я был участником двухдневной конференции, посвященной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эта теория существует уже больше полувека, распространена по всему миру, общепризнана как чуть лине единственная технология решения творческих задач, опирающаяся на прочную теоретическую базу и дающая реальные практические результаты, имеет множество сторонников, в общем, невероятно полезная, особенно в наше время штука. Но...
Я не выступал с докладом — просто сидел в зале и слушал. Но чем дольше я присутствовал на этой конференции, тем сильнее росло во мне удивление. Все было очень мило на сцене пели и плясали (конференция ведь про творчество, рассказывали о том, как лучше всего учить иностранные языки, как обучать музыке, показывали фильмы о двухдневных тренингах для Сбербанка — все чин почину, с кострами, песнями, развлечениями и даже отчетами о полученных несмотря на все это придумках... Ноя таки не смог увидеть в этих выступлениях ту самую ТРИЗ, которую больше 50 лет назад создал Генрих Саулович Альтшуллер.
ТРИЗ, которую еще в славные застойные времена успешно развивали в нашей стране под его руководством множество заинтересованных инженеров. Ту ТРИЗ, которая позволила многим из этих инженеров решить затем сотни действительно непростых задач для множества ведущих мировых корпораций, ТРИЗ, которую сегодня активно осваивают уже страны Юго-Восточной Азии. Увы, этой ТРИЗ на конференции фактически не было. Больше того, к концу отдельные присутствующие стали требовать, чтобы от них перестали скрывать ценные материалы по
ТРИЗ (видимо, они тоже не увидели в выступлениях того, что хотели. Другие
От автора начали активно предлагать зарабатывать на ТРИЗ, создавая мелкие кооператив- чики, — все же говорят, что это так круто Так чего же это вы вот тут лаптем щи. При этом, правда, было ясно видно, что сами они в этой ТРИЗ пока мало что смыслят.
Неужели, — огорчался я все больше походу работы конференции, — ТРИЗ пропала, стерлась, перестала не то что развиваться, но даже использоваться у нас, на ее родине. Неужели ее сдуло, смело ветром перемен, так мощно дующим в последнее время с Запада Не может же быть, чтобы вся она утекла, частично на Запад, частично на Восток, и ничего не осталось там, где она возникла.
Конечно, я знаю, что это не так. Разработаны и лицензированы учебно-ме­
тодические комплексы для детей разных возрастов. Школьники небольшого городка под Петербургом благодаря ТРИЗ получили не один патент на изобретение. Специалисты по ТРИЗ активно используют ее в практике бизнес-консал­
тинга, при разработке рекламы и даже при организации выборов. Наши
(когда-то, а теперь уже давно западные и восточные) профессионалы ТРИЗовцы решают сложнейшие задачи для иностранных компаний. Но им не уступают и отечественные специалисты, как в Москве, таки в Петербурге, Петрозаводске, Красноярске, Норильске, Великом Новгороде и многих, многих других городах нашей большой страны. Яне называю здесь конкретные фамилии только потому, что боюсь обидеть кого-нибудь, случайно упустив его в том длинном списке, который было бы уместно привести здесь (атак все на равных — никто лично не назван, ноте, кто давно занимается ТРИЗ, сразу поймут, оком конкретно идет речь. Многие из этих фамилий читатель найдет ниже в ссылках на работы ТРИ-
Зовцев (они будут оформлены в виде сносок — так удобнее, причем, конечно, мы будем ссылаться не только на работы по ТРИЗ).
Все это правда. Но тягостное впечатление от той самой конференции долго не оставляло меня. И я подумала не настала ли пора подвести некоторые итоги, попробовать рассказать о том, что же представляет собой ТРИЗ сегодня. С учетом того, что все это время ТРИЗ не стояла на месте, она развивалась, уточнялись ее понятия, формировались, складывались подходы к проблемам именно сточки зрения ТРИЗ, проверялись временем алгоритмы. Не пришло ли уже время свести все это вместе, строго и последовательно, чтобы любой желающий, приложив, конечно, некоторые усилия, смог понять, что же представляют сегодня эта теория и вытекающая из нее технология решения сложных творческих задач. Что если попробовать...
Безусловно, время не могло не поменять и меня самого. И понятно, что я не смогу, или говоря строго — не захочу, писать про ТРИЗ, не отражая при этом своего личного отношения к ней, не приводя описания своих собственных методов и моделей, в эффективности (полезности) которых убежден. Это и сам подход к описанию не от техники, а от человека и моделей, которые он строит, и юношеское (еще со времен моего обучения на матмехе ЛГУ) стремление к строгости определений. Это и описание сдерживающих наш творческий потенциал ограничений, без знания и учета действия которых ТРИЗ — я убежден в этом — мало что дает, и особенности потоковых подходов, идеально согласующие клас-
От автора
7
сику ТРИЗ и современный менеджмент, и упрощенные алгоритмы, которые почти всегда остаются заграницами книг по ТРИЗ. Но эти отличия (от ТРИЗ летней давности) скорее в форме, чем в существе дела, в мелочах, ноне в главном. И мне не составит труда оставаться в рамках существующей традиции везде, где только представится такая возможность.
В йоге (которой посвящены все остальные мои книги) принята замечательная традиция передавать знания от учителя (гуру) к ученику (челя) из уст в уста, от сердца — к сердцу. Только таки возможна передача знаний, полагают йоги. Отсюда в культуру йоги вошло обязательное указание автора на своих Учителей. Хорошие традиции разумно поддерживать, перенимать. Моими учителями в
ТРИЗ были преподаватели Международного (а тогда еще только Ленинградского) народного университета научно-технического творчества В.В. Митрофанов,
С.С. Литвин, В.М. Герасимов, Б.Л. Злотин и В.Б. Крячко (правда, двое последних очень недолго) и др. АРИЗ я изучал также и под руководством В.М. Петрова. Мы много работали вместе с А.В. Кисловым, и это не могло не иметь последствий — в книге нашел отражение целый ряд его идей. Всем им мои глубочайшие благодарности и искреннее уважение.
В традиции йоги считается также, что по книге ничему научиться нельзя (поэтому и книги там пишутся не для передачи знаний. Это тоже хорошая традиция, читатели редко извлекают из книги больше 15—20 % информации. Множество важнейших вещей, даже специально выделенных автором, просто не воспринимается в силу ограниченности каналов восприятия, вынужденной краткости изложения и отсутствия обратной связи, контроля того, что понято, а что нет итак ли понято (о передаче тональности, стиля, отношения мы уже и не говорим. Но эту традицию мы все же попробуем нарушить — уж очень хочется рассказать о ТРИС что-нибудь интересное. Нам остается лишь попросить читать эту книгу внимательно, она совсем не так проста, как может показаться, и перей­
ти-таки, к делу Вероятно, несколько измененных и переработанных — все же это моя книга
ОСНОВАНИЯ — прежде чем читать дальше
Если у тебя спрошено будет что полезнее солнце или месяц — ответствуй месяц.
И бо солнце светит днем , когда и без того светло а месяц — ночью.
К. Прутков.
Плоды раздумья — мысли и афоризмы
Дорогой читатель, то, что ты держишь сейчас перед собой, — это непросто попытка систематизировать известный материал по ФСА (функционально-стои­
мостному анализу) и ТРИЗ (теории решения изобретательских задач, этому объединению (ведь по факту одно уже давно не живет без другого, не имеющему пока официального общепризнанного названия. Мы сразу предлагаем назвать его теорией развития искусственных систем (ТРИС), постараемся сделать хотя бы внешне похожим на серьезную науку и написать если не учебник, то хотя бы учебное пособие 2, чтобы сделать по возможности доступной большинству. При этом нам хочется непросто познакомить читателя с основами ТРИС, а предложить ему материал, позволяющий сразу достаточно (для практического использования) глубоко вникнуть в историю (традицию) и современное состояние этого направления человеческой мысли, с учетом, естественно, наших личных поисков и экспериментов. Поэтому мы намерены изложить основной материал не поверхностно, давая общее представление о том, что же это такое, а уг-
1 Начиная работать над этой книгой, я надеялся на то, что буду писать ее в коллективе, отсюда все эти мы и нас здесь и далее. Но увы, некоторые отказались, найдя для этого уважительные причины, многие другие не отказывались просто потому, что им никто ничего не предлагал. Оставшись в одиночестве, ятем не менее не стал переделывать обращения, многое уже было написано, да и. документ, все-таки.
Но это мы используется в книге еще и потому, что большую часть изложенного ниже материала придумал не автор — это придумали мы — все те, кто интересуется, изучает, применяет и изменяет ТРИЗ. Все, о чем я говорю ниже, говорится не только от имени автора, но и от нас — распределенных поземному шару (если не всех, то по крайней мере части) специалистов по
ТРИЗ. Конечно, мне никто не давал такого права, новы ведь знаете — права не дают, их берут И кто-то же должен был взять это на себя Попытка не первая, хотя и относительно редкая. См Ревенков Л.В., Резникова Е.В. Теория и практика решения технических задач. М ФОРУМ, 2008; Гасанов АИ, Бубенцов В.Ю., Евсю-
ков С.А. и др. Учебник по ТРИЗ; а также книгу Альтшуллер ГС, Злотин Б.Л., Зусман А.В., Фила­
тов В.И. Поиск новых идей от озарения к технологии. Кишинев Картя Молдовеняскэ, 1989.
ОСНОВАНИЯ — прежде чем читать дальше...
9
лубленно, вникая в те мелкие детали, тонкости, которые порой имеют решающее значение при попытках использовать изложенное в книге на практике.
Для начала заметим, что само это название и его аббревиатуру ТРИС мы вводим, возможно, впервые, в силу того, что старые названия типа ФСА, ТРИЗ,
ТРИЗ+ + , Теория развития технических систем (ТРТС)» или просто Теория развития систем (ТРС)», инновационная технология проектирования (ИТП) и тому подобные, с нашей точки зрения, не то чтобы устарели, ноне отражают адекватно сути явления. С нашей точки зрения название Теория развития искусственных систем отражает суть явления не только не хуже, а намного точнее, чем остальные, только что приведенные. Читатель же всегда может считать, что
ТРИС — это просто немного расширенный вариант ТРИЗ. И звучит похоже, и по содержанию практически тоже, только взгляд обращен не от техники к человеку, а от человека к технике, что с нашей точки зрения не может не импонировать ему. В конце концов, надо же кому-то рисковать и вводить новое. Мы будем рисковать и дальше, теперь нам уже все равно.
Далее, мы должны признаться, что когда стали приводить в порядок все то, что наработано в ТРИЗ за годы ее развития, выяснилась необходимость, мы бы даже сказали — неизбежность непросто уточнения традиционной терминологии, но и введения новой, в некотором роде альтернативной. Обнаружилась возможность расширения ряда традиционных подходов, и, конечно же, мы не смогли (точнее, не сочли нужным) скрывать от читателя наши собственные находки и мысли — в противном случае мы бы просто не смогли написать все нижеизложенное. Это привело к необходимости использования кое-где двойной, параллельной терминологии (предложенной нами и традиционной, введения пояснений, показывающих, что и почему именно так мы изменили по отношению к традиции, где и как мы опирались на собственные находки. Увы, выстроить по возможности строго (с нашей точки зрения) логику ТРИС (с рассмотрением необходимых деталей) и написать хороший, без всех этих необходимых отступлений, учебник одновременно оказалось невозможно. Противоположные требования к тексту надо было разделять или в пространстве, или во времени (и мы даже попробовали первый из этих путей, сопроводив основной текст огромным количеством сносок, но это, как выяснилось, не разрешило противоречия. На тоже, чтобы писать две книги, у нас просто не хватило запала.
Тем не менее мы считаем, что учебник, точнее, учебное пособие все же получилось, только в данном случае его не следует путать с самоучителем — мы никогда и не ставили перед собой цель написать последний. Иными словами, мы предполагаем наличие при изучении по этой книге ТРИС преподавателя (не на все приведенные в конце разделов задачи можно поместить здесь ответы в силу их допустимого разнообразия, хотя отнюдь и не ограничиваем читателей, желающих пуститься в плавание по этим страницам самостоятельно. Ведь на самом деле все основные алгоритмы приведены и сопровождены примерами, задачи для их освоения даны, и там, где это возможно, в конце книги помещены контрольные ответы к ним. Везде, где можно, даны ссылки на литературу и страницы Интернета (мы сочли это более разумным, чем сопровождать книгу огром-
ОСНОВАНИЯ — прежде чем читать дальше...
ным количеством приложений, перенося туда этот, написанный не нами, хотя порой и важный для изучающего ТРИС материал. И если читатель захочет использовать то, о чем он прочитали благодаря сделанным при решении контрольных заданий ошибкам поняли применить все это к тем задачам, которые ставит передним жизнь. Кто же сможет ему в этом помешать?
При этом мы изначально ориентировались на образованного, думающего читателя, на то, чтобы эту книгу можно было использовать в качестве неофициального учебного пособия по изучению ТРИС в технических вузах, скажем, в курсе с условным названием Психология технического творчества (почему именно психология, мы объясним чуть позже. А значит, мы позволили себе не упрощать материал без необходимости, постарались вводить все новые понятия и идеи достаточно (для понимания студентом вуза) строго.
ТРИС в настоящее время оставляет впечатление вполне сложившейся системы. При этом традиционно считается, что объектом изучения ТРИС, темна что направлено ее действие, являются так называемые технические, созданные человеком системы, точнее, объекты или их совокупности. Мы, авторы этой книги, не убеждены в этом. Хотя эти технические объекты и развиваются, подчиняясь объективным, те. независящим от субъектов закономерностям (простите за тавтологию, но тут по-другому и не скажешь, они делают это не самостоятельно, а используя этих самых субъектов, наши руки (ведь других руку бога нет. Иными словами, именно человек, живя в созданном для себя самого искусственном мире, и развивает этот мир. С нашей точки зрения есть серьезные основания считать, что именно он, человек, как рази является объектом ТРИС.
ТРИС направлена на совершенствование тех алгоритмов, по которыми действует человек, создавая и развивая тот искусственный мир, в котором живет. Иными словами, с нашей точки зрения ТРИС — это скорее раздел психологии, чем техники.
Проницательный читатель, давно знакомый с ТРИЗ и взявшийся читать эту книгу, дойдя доданного места, наверняка возмутится, начнет возражать. Это его право. И мы не будем с ним спорить (хотя чуть ниже и уточним свою позицию. Мы даже готовы согласиться с ним. Просто мы пытаемся смотреть на вещи более пристально ТРИС развивает человека, а уже этот человек потом совершенствует окружающие его повсеместно объекты, — простая и четкая функциональная цепочка. Конечная цель этой цепочки, естественно, технические (и подобные им) объекты, но непосредственное действие ТРИС на эти объекты в такой цепочке отсутствует.
Непонимание этого может привести кряду отрицательных следствий. Например, знакомство с разными видами психической инерции и методами ее пре-
1 Понятие алгоритм (от имени ученого аль-Хорезми) не обладает по сути строгим формальным определением в терминах более простых понятий, а абстрагируется непосредственно из опыта. Обычно дается примерно такое определение Алгоритм есть конечная последовательность общепонятных предписаний, формальное (не требующее проявления человеческой изобретательности) исполнение которых позволяет получить за конечное время решение некоторой задачи. Здесь мы не будем ограничивать себя требованием об отсутствии изобретательности, понимая термин алгоритм достаточно широко
ОСНОВАНИЯ — прежде чем читать дальше...
11
одоления, изучение методов развития творческого воображения часто вообще не считают частью ТРИС — так, как бы введение, ведь реальные-то задачи при этом не решаются. В указанной нами цепочке все это встает на свое законное место. Другой пример мы часто наблюдали, как изучение ТРИЗ начинают с освоения
АРИЗ-85В или других подобных алгоритмов, не изучив достаточно глубоко методы выявления конфликтующей пары, формулировки и разрешения противоречий, приемы выделения ключевой задачи. Но пока не изучено только что перечисленное, трудно рассчитывать на качественное освоение АРИЗ-85В и подобных ему алгоритмов, что мы неоднократно и наблюдали на практике.
Зато мы пойдем дальше и заметим если смотреть еще пристальнее, то станет очевидно (по крайнем мере для нас, что фактически никто из нас никогда не решал, не решает и не сможет решать задачи даже по тем алгоритмам, которые содержит ТРИС, как, впрочем, и любая другая область знаний. Все эти алгоритмы — только инструмент, средство формирования внутренних программ поведения, которыми мы и пользуемся затем при решении
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей