ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ С А Н К Т – П Е Т Е Р Б У Р Г С К А Я А К А Д Е М И Я
П О С Т Д И П Л О М Н О Г О П Е Д А Г О Г И Ч Е С К О Г О О Б Р А З О В А Н И Я Структурное подразделение «Институт детства»
Кафедра специальной (коррекционной) педагогики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(2.5.2.4., 2.5.2.5.)
Составители: Яковлева Н.Н., к.п.н., заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО;
Афанасьева Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО
Петрова Е.А., к.п.н., доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО
ВВЕДЕНИЕ
С 1 сентября 2016 года начнется реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС НОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598) и федеральных государственных стандартов общего образования, обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) (далее ФГОС ОО ОВЗ) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599) (далее Стандарты).
Стандарты включают в себя требования к:
1) структуре адаптированной основной образовательной программе (АООП) (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП.
Стандарт является основой для:
разработки примерных АООП обучающихся с ОВЗ;
разработки и реализации АООП обучающихся с ОВЗ;
определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
ФГОС НОО ОВЗ
| ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями)
| Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
| Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям
| В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личност- ного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
| В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат образования;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
| Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
| Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности (умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками);
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
| Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
| Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 - 13 лет.
| Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей)
| Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе комплексной оценки личностных и предметных результатов освоения АООП, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и согласия родителей (законных представителей).
| ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Предметом регулирования ФГОС НОО ОВЗ являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
глухих, слабослышащих, позднооглохших;
слепых, слабовидящих;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития,
с расстройствами аутистического спектра,
со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее АООП НОО ОВЗ) разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию
ФГОС НОО ОВЗ предусматривает следующие варианты обучения для обучающихся с ОВЗ.
Для глухих, позднооглохших, слепых, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее - обучающиеся с ОВЗ) обучающихся – четыре варианта;
для слабослышащих, слабовидящих обучающихся – три варианта;
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического – два варианта.
Первый вариант. Предполагает, что обучающиеся получают образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Второй вариант. Предполагает, что обучающиеся получат образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием нормально развивающихся сверстников в пролонгированные сроки.
При этом сроки обучения могут быть следующие:
Глухие – 1-5 или 1-6 лет;
Слабослышащие – 1-е отделение – 1-4 года, 2-е отделение 1-5 лет;
Слепые – 1-5 лет;
Слабовидящие – 1-5 лет;
ТНР – 1-4 года или 1-5 лет;
ОДА – 1-5 лет;
ЗПР – 1-5 лет;
РАС - 1-5 или 1-6 лет
Третий вариант. Предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
Четвертый вариант. Предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, ТМНР) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Кроме того, надо понимать, что дети, обучающиеся по 3 и 4 вариантам, могут не иметь умственную отсталость первично, но освоить программу вместе со своими сверстниками не могут в силу психофизического дефекта.
К основному содержанию ФГОС предлагается 8 приложений, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметом регулирования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) являются отношения в сфере образования обучающихся с легкой умственной отсталостью; с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития. Предусматривается два варианта обучения:
первый вариант – для обучающихся с легкой умственной отсталостью;
второй вариант – для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО и множественными нарушениями развития.
К основному содержанию ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предлагается 2 приложения, в которых отражено содержание целевого, содержательного и организационного разделов, которые ложатся в основу адаптированных основных образовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП), специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
В связи с внедрением Стандартов образовательным учреждениям, реализующим адаптированные образовательные программы и адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, предстоит подготовка к их реализации, и в дальнейшем, осуществление образовательного процесса.
Целью данных методических рекомендаций является помощь образовательным организациям в решении некоторых организационных и методических вопросов.
Согласно ФГОС стандарт включает в себя требования к структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения АООП. В пособии мы предложим рекомендации, которые раскрывают нормативно-правовое, организационно-педагогическое обеспечение реализации Стандартов и рекомендации к конструированию адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), адаптированных образовательных программ (АОП) и специальных индивидуальных образовательных программ (СИПР).
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому).
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Региональные документы.
Закон об образовании Санкт-Петербурга
План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
Проект договора о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации качественного образования обучающихся с ОВЗ.
Документы образовательной организации.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Представляем примерные документы, которые могут быть созданы образовательной организацией и включены в вышеперечисленные разделы.
Приказы:
о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе;
о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);
об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
об утверждении программы внеурочной деятельности;
об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;
об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);
об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем) и др.
Протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы:
о внесении изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации;
Положения ОО по внедрению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
Положение о рабочей программе …;
Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме ОУ;
…
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |